6.4. Знаки в тексте
6.4.1. Замена слов в тексте знаками
Как и сокращения, знаки, которые во многих случаях могут заменить слова, экономят место в издании и время читателя. Наиболее употребительны в тексте знаки номера (№), параграфа (§), процентов (%), градуса (°), минуты (‘), секунды («). Читатель без расшифровки знака, без мысленного перевода его в словесную форму, по одному только графическому образу знака может мгновенно сориентироваться в значении числа. Знаки и пришли на смену словам, когда понадобилось самым быстрым и экономным способом указать читателю, каков характер чисел в цифровой форме: обозначают ли они порядковые номера или род заголовка либо числовое значение определенной величины.
6.4.2. Знаки №, %, §, ° в тексте
Эти знаки в тексте ставят только при числах в цифровой форме: № 5, § 11, 45 %, 30°. При числах прописью их принято заменять словами: номер пять, в параграфе втором, сорок пять процентов, пять градусов.
Знак % заменяют словом и при числе в цифровой форме, если текст публицистический или популярный, рассчитанный на массового читателя: 45 процентов.
Выброска знака № перед числами. Так поступают, когда и без знака № ясно, что число обозначает порядковый номер (напр., перед номерами страниц, столбцов, таблиц, формул, примечаний, приложений, деталей схемы и т. п.). Напр.: на с. 8; стб. 805; в приложении 3; в табл. 5; на рис. 8; в равенстве (5); из формулы (6); Примечание 5; винт 5 на рис. 10.
Знаки №, §, %, ° — при двух и более числах. Исходя из принципа экономии средств эти знаки набирают только перед рядом чисел или после него, без постановки у каждого числа в числовом ряду. Напр.;
Правильно: |
Неправильно: |
|
№ 5, 6, 7; 8, 9°; 50, 60 и 70 %; От 50 до 70 %; § 5 и 6 |
№ 5, № 6, № 7; 8°, 9°, 60 % и 70 %; От 50 % до 60 %, § 5 и § 6 |
Если при этом числа представляют собой десятичные дроби, то их, во избежание неверного или затрудненного прочтения, отделяют друг от друга не запятой, а точкой с запятой. Напр.:
Правильно: |
Неправильно: |
|
20,5; 10; 6,7 % |
20,5, 10, 6,7 % |
Правила набора. Знаки №, % и § отбивают от цифр на полукегельную. Знаки градуса, минуты и секунды от цифр не отбивают. Знак °С отбивают, как и другие обозначения единиц физ. величин, на 2 п.
6.4.3. Знаки более (>), менее (<), не более (≤), не менее (≥)
В тексте изданий науч. и техн. лит. для высокоподготовленного читателя допускается заменять эти термины знаками перед числами в цифровой форме. Особенно целесообразно использовать эти знаки в таблицах ради компактности граф. Набирают эти знаки с отбивкой от цифр на 2 п.
В тексте изданий науч. и техн. лит. при наборе в строку с текстом простых вычислений и формул принято употреблять знаки мат. действий и соотношений и обозначать знаками ( + или -) положительность или отрицательность значения величины перед числом в цифровой форме.
Знаки мат. действий и соотношений ( +, -, ×, :, /, =, ~) отбивают от смежных символов и чисел на 2 п., а знаки положительности или отрицательности значения величины набирают слитно с последующим числом.
6.4.5. Знаки ударения и произношения в словах текста
Эти знаки облегчают и упрощают чтение. Так, знак ударения или две точки над буквой е (ё) помогают читателю с первого раза правильно прочесть текст в случаях, когда возможно двойное прочтение. Напр.: по´длиннее и подлинне´е; бо´льшая часть и больша´я часть; Всё деревушки были неказистые и Все деревушки были неказистые; Я видел из окна, что´ происходило на улице и Я видел из окна, что на улице толпились люди (подробнее см. ).
Дробные числительные
В разряд входят имена числительные, называющие дробную величину или количество, часть от целого (¼ – одна четвертая, 0.7 – ноль целых семь десятых, 1 ½ – одна целая одна вторая). Дробные числительные склоняются в зависимости от того, какую дробь они называют – обыкновенную, десятичную или смешанную.
Обыкновенные дроби
В словах, обозначающих обыкновенные дроби, числитель выражается количественным числительным, знаменатель – порядковым (¾ – три четвертых, 7/8 – семь восьмых). По падежам изменяется каждое слово в соответствии со своим типом склонения. При этом согласующиеся с ними имена существительные не склоняются.
Падеж |
Примеры |
|
Им. |
Две третьих |
Пять шестых |
Род. |
Двух третьих |
Пяти шестых |
Дат. |
Двум третьим |
Пяти шестым |
Вин. |
Две третьих |
Пять шестых |
Тв. |
Двумя третьими |
Пятью шестыми |
Пр. |
О двух третьих |
О пяти шестых |
Десятичные и смешанные дроби
В числительных, называющих десятичные дроби, склоняются все слова. Сочетающиеся с ними имена существительные не изменяются и остаются в форме родительного падежа.
Падеж |
3,5 |
6,54 |
Им. |
Три целых пять десятых объема |
Шесть целых пятьдесят четыре сотых гектара |
Род. |
Трех целых пяти десятых объема |
Шести целых пятидесяти четырех сотых гектара |
Дат. |
Трем целым пяти десятым объема |
Шести целым пятидесяти четырем сотым гектара |
Вин. |
Три целых пять десятых объема |
Шесть целых пятьдесят четыре сотых гектара |
Тв. |
Тремя целыми пятью десятыми объема |
Шестью целыми пятьюдесятью четырьмя сотыми гектара |
Пр. |
О трех целых пяти десятых объема |
О шести целых пятидесяти четырех сотых гектара |
Смешанные дроби склоняются аналогичным способом.
Падеж |
7 ¾ |
Им. |
Семь целых три четвертых метра |
Род. |
Семи целых трех четвертых метра |
Дат. |
Семи целым трем четвертым метра |
Вин. |
Семь целых три четвертых метра |
Тв. |
Семью целыми тремя четвертыми метра |
Пр. |
О семи целых трех четвертых метра |
Вы можете воспользоваться автоматическим сервисом, который переведет любое число в пропись.
Если Вы хотите просто узнать как пишется число прописью, то можете воспользоваться онлайн сервисом:
Этрусский алфавит
Этрусский алфавит, использовался этрусками, древней цивилизацией центральной и северной Италии примерно с 700 г. до н.э. где-то около 100 н.э.
Считается предком латинского алфавита.
Воспользуемся археологической находкой для определения порядка букв этрусского алфавита.
В 1908 году в Манчано была найдена табличка для письма из слоновой кости. На ней нацарапан алфавит считающийся этрусским. Датирована 700 г. до н. э.
Этрусская табличка для письма из слоновой кости
Надпись сделана справа налево.
Современная озвучка букв.
Отзеркалим картинку
Этрусский алфавит
Результат тот же. В основе этрусского алфавита порядок славянской алфавитной цифровой системы.
Примеры со словами с слогом ци в корне
- Первая цифра числа А 5, а вторая — 2. Напишите это число.
- Чтобы не путать цифры 6 и 9 надо выучить правило — у цифры 6 хвостик наверху, а у цифры 9 — внизу.
- Цифровое пространство — это пространство математики и тех чисел, которые образуют цифры.
- В двоичной системе счисления всего две цифры 0 и 1.
- Прочитайте медленно, пожалуйста, все цифры в номере вашего заказа.
- Я вам не могу поставить цифру, я могу поставить оценку — и это оценка 5.
- Иван Васильевич, вы же взрослый образованный человек, только двоечник может говорить на число цифра.
- Мы учим цифры — их всего 10: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9.
- Разве 25 миллионов это не цифра, Родион Петрович? — Нет, Петр Родионович, это — число.
Только в этом языке так многогранно можно выразить все оттенки чувств, даже если это просто наше отношение к миру и к цифровому пространству, к математике или к еде, к литературе или к балету, к любви или к ненависти.
Прочитайте еще наши статьи про правильное правописание слов:
Расшифровка числовых значений
В этом случае по правилу законодательства вначале необходимо указать число в цифровом формате. После происходит повторение, только уже словами. Пример 1: 400 + 12 + 11 + 18 = 441.
Прописью это выглядит следующим образом: четыреста плюс двенадцать, плюс одиннадцать, плюс восемнадцать равно четыреста сорок одному. Пример 2: 50 + 15 = 65.
Словами: пятьдесят плюс пятнадцать равно шестидесяти пяти.
Все суммы прописных чисел должны иметь именительный падеж. Это относится только к целым числам, когда вопрос заходит про валюту. Например: 50000 рублей 11 копеек.
Прописью текст записывается следующим образом: Пятьдесят тысяч рублей, 11 копеек. Так установлено по законодательству, а не правилами русского языка.
Пример 1: 17 + 700 + 900 = 1617.
Словами запишем так: Семнадцать плюс семьсот, плюс девятьсот получится одна тысяча шестьсот семнадцать. Пример 2: 95000 + 300 + 90 + 13 = 95403.
Прописью это выглядит следующим образом: Девяносто пять тысяч плюс триста, плюс девяносто, плюс тринадцать получится девяносто пять тысяч четыреста три.
Собирательные числительные
Представляют собой небольшую группу, куда входят числительные, обозначающие количество предметов в совокупности: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро, а также оба и обе.
Собирательные числительные склоняются так же, как прилагательные во множественном числе. При этом у слов, согласующихся с одушевленными существительными, окончания в родительном и винительном падежах совпадают.
Падеж |
Примеры |
||
Им. |
Двое ворот, ребят |
Четверо ножниц, котят |
Семеро очков, друзей |
Род. |
Двоих ворот, ребят |
Четверых ножниц, котят |
Семерых очков, друзей |
Дат. |
Двоим воротам, ребятам |
Четверым ножницам, котятам |
Семерым очкам, друзьям |
Вин. |
Двое ворот, двоих ребят |
Четверо ножниц, четверых котят |
Семеро очков, семерых друзей |
Тв. |
Двоими воротами, ребятами |
Четверыми ножницами, котятами |
Семерыми очками, друзьями |
Пр. |
О двоих воротах, ребятах |
О четверых ножницах, котятах |
О семерых очках, друзьях |
Внимание! При склонении собирательных числительных частой ошибкой является переход в другой разряд. Например, правильным вариантом для собирательного числительного будет форма винительного падежа (вижу) девятерых друзей, а не девять друзей, так как в последнем случае употреблено уже количественное числительное
И хотя употребление словосочетания (вижу) девять друзей тоже приемлемо, при задании просклонять именно собирательное числительное этот вариант станет неверным.
Падеж |
Собирательные числительные |
Количественные числительные |
Им. |
Пятеро суток, медвежат |
Пять суток, медвежат |
Род. |
Пятерых суток, медвежат |
Пяти суток, медвежат |
Дат. |
Пятерым суткам, медвежатам, |
Пяти суткам, медвежатам |
Вин. |
Пятеро суток, пятерых медвежат |
Пять суток, медвежат |
Тв. |
Пятерыми суткам, медвежатами |
Пятью сутками, медвежатами |
Пр. |
О пятерых сутках, медвежатах |
О пяти сутках, медвежатах |
Обособленно стоит собирательное числительное оба, которое имеет категорию рода: оба – форма мужского и среднего рода (оба товарища, оба окна) и обе – форма женского рода (обе девочки).
Падеж |
Примеры |
|
Им. |
Оба брата, яблока |
Обе ноги, подруги |
Род. |
Обоих братьев, яблок |
Обеих ног, подруг |
Дат. |
Обоим братьям, яблокам |
Обеим ногам, подругам |
Вин. |
Обоих братьев, оба яблока |
Обе ноги, обеих подруг |
Тв. |
Обоими братьями, яблоками |
Обеими ногами, подругами |
Пр. |
Об обоих братьях, яблоках |
Об обеих ногах, подругах |
Как писать цифры и числа в тексте? Правила русского языка
Правописание числительных в грамматике русского языка тема сложная.
Когда надо писать цифры прописью, а когда можно числом? Как склонять числительные , особенно сложные и составные? И зачем вообще мучиться, разбираясь во всех этих запутанных правилах, а не писать просто цифры?
Ну, во-первых, правила никто не отменял;
во-вторых, есть немало случаев, когда числительное, написанное цифрами, усложняет понимание текста, а также и наоборот;
в-третьих, сами правила совсем несложные, просто надо разложить их по полочкам, чем мы и займемся.
Вспомним, как могут записываться числа в тексте. Есть три формы написания:
- цифровая;
- словесная (буквенная, прописью);
- буквенно-цифровая.
Латинский алфавит
Латинский алфавит (латиница) — восходящая к греческому алфавиту буквенная письменность, возникшая в латинском языке в середине I тысячелетия до н. э. и впоследствии распространившаяся по всему миру.
Современный латинский алфавит, являющийся основой письменности большинства романских, германских, а также множества других языков, в своём базовом варианте состоит из 26 букв. Буквы в разных языках называются по-разному.
Латинский алфавит
Некоторые буквы поменяли фонетику, некоторые графику, другие и то и другое (выделены зеленым), символ буквы Ѯ(кси) изъяли, данный дифтонг привязали к букве Х(херъ). Славянский мнемокод все равно хорошо просматривается.
Разместим все БСЦ и алфавиты в одну табличку.
Куски мнемокода кириллической азбуки в других алфавитах
Цветом выделены куски мнемокода кириллической славянской буквенной системы цифр.Красным шрифтом вставные буквы.
Еще раз повторим матрицу мнемокода славянской буквенно-цифровой системы.
Мнемокод кириллической алфавитной цифровой системы
Горизонтальное прочтение:
Я владею письмом. Это очень хорошо. Земля рождает жизнь.И как люди думаете, наш дух он успокоится в смерти?Будь тверд в вере. Знанием гордись. Во имя отца и сына и святого духа. Аминь.
Вертикальное прочтение:
Я истину говорю, ведаю нужные слова, излагаю людям уверенно добрые мысли и учение, в этом наше достоинство.Велик дух Христов, Землю он одухотворил, которую хранит Отец, дарующий жизнь и смерть и смысл.
Составитель числовой буквенной системы был гений, сумел в одной матрице завязать горизонтально и вертикально два разных осмысленных текста обучающего, философского и религиозного содержания.
Ни в одном другом алфавите нет ничего подобного, но все они содержат куски этого мнемокода. Порядок букв в рассмотренных алфавитах взят из кириллической буквенной системы цифр.
Это не значит, что кириллица очень древняя, просто другие алфавиты появились чуть позже.
Дополнение.
Аббревиатура ХРИСТОС читается на славянском: Херъ рцы иже слово твердо он слово.
Пророк (Христос), который говорит уверенно слово, бога слово.
Бог, который говорит слово твердо, он слово.
Сравните с фразой от Иоанна:
«Вначале было Слово,и Слово было у бога,и Слово было бог».
Обновление рейтинга
При использовании материалов статьи активная ссылка на tart-aria.info с указанием автора reader52017 обязательна. |
Как писать цифры прописью
С написанием цифр прописью в случае с однозначными числами разобрались. С двузначными и многозначными числами правила, приведенные выше, тоже работают.
В остальных случаях выбор формы написания числа вариативен и зависит от стиля текста (художественно-публицистический, научный, деловой и т.д.) и предпочтения автора.
Вот пример из художественного произведения:
Автор написал цифры прописью, чтобы у текста был именно художественный, а не деловой вид, но если предложение написать так: Мне известен человек, который при росте примерно 165 сантиметров носит обувь 45-го размера – это не будет ошибкой.
Тут надо ещё учитывать особенности восприятия чисел. Уже двузначные, а тем более числа с большим количеством разрядов, лучше воспринимаются в цифровой форме, хотя в художественном тексте, как правило, рекомендуют писать цифры прописью.
Чем больше число, тем сложнее облечь его при написании в словесную форму, и при этом не ошибиться в склонении. Да и надо ли это делать?
Сравните: В результате наводнения 2153 жителям пришлось экстренно покинуть свои дома.
Или: В результате наводнения двум тысячам ста пятидесяти трём жителям пришлось экстренно покинуть свои дома.
6.3.1. Издания художественной и близких ей литератур
Применяется, как правило, словесная форма (пропись). Напр.: пятидесятилетие; двадцатикилометровый переход.
6.3.2. Издания массовой не художественной литературы
Рекомендуется словесно-цифровая форма (число в цифровой форме и присоединяемое дефисом существительное или прилагательное). Напр.: 150-летие, 20-километровый переход, 25-процентный раствор.
Неверно: 150-тилетие, 20-тикилометровый переход и т. п., т. е. с присоединением ко второй части слова окончания числительного.
6.3.3. Издания деловой и научной литератур
Рекомендуется словесно-цифровая форма, даже когда числа малы. Напр.: 1-, 2- и 3-секционные шкафы; 3- и 4-красочные машины.
В узкоспец. изданиях для высокоподготовленного читателя допустимо прилагательное, присоединяемое к числу, если оно образовано от названия единицы физ. величины, заменять обозначением этой единицы. Напр.: 5-км расстояние; 12-т нагрузка.
6.3.4. Сложные слова из числительного и прилагательного процентный
В изданиях деловой и науч. лит. принята форма из числительного в цифровой форме, знака процентов, дефиса и падежного окончания -ный, -ного, -ному и т. д. Напр.: 10%-ный раствор.
Предпочтительной в таких изданиях следует считать форму с наращением одно- или двухбуквенного окончания по правилам наращения падежного окончания в порядковых числительных, обозначенных арабскими цифрами (см. ). Напр.: 15%-й раствор, 20%-го раствора, 25%-му раствору и т. д. Такая форма экономнее предыдущей и позволяет соблюсти единообразие в наращении падежных окончаний.
В узкоспец. изданиях для высокоподготовленного читателя допустима форма без наращения падежного окончания, если контекст не может вызвать двояких толкований. Напр.:В 5% растворе.
Грамматика или как написать число прописью
Основные правила правописания для освоения не требуют много времени. Зато владение такой информацией обеспечит человека необходимыми знаниями. Да и учить то там особенно нечего.
Все сложные числительные пишутся только слитно. Для примера: семьдесят, восемьдесят, шестьдесят, восемьсот, шестьсот, пятьсот, семьсот.
Для обозначения дробей необходимо разделять слова на составные части. Например: девятнадцать четвертых, шестнадцать вторых, сто пятьдесят третьих, девятьсот девяносто пятых.
Если требуется написать слово, заканчивающееся на обозначение тысячи или миллиона, то оно будет только слитное. То есть, двухмиллионный, трехмиллиардный, шеститысячный, многомиллиардный.
Насчет цифры «0» все несколько проще
Тут важно соблюсти падежи и не запутаться в окончаниях. В общем, правило плотно переплетается с остальными в русском языке, что способствует его усвоению и не допущению ошибок.
Все остальное не требует отдельного внимания.
Возможные проблемы
Самая распространённая сложность – это желание малыша изобразить цифры зеркально. До 4-5 лет такое странное написание абсолютно нормальное явление. Причём, чем раньше дети приступают к арифметике, тем выше вероятность зеркального написания.
Это обусловлено неточным пространственным восприятием – мозг малыша просто не созрел! Родители не должны ругать за подобные «ошибки» и настаивать на регулярных занятиях.
Чтобы обучение было успешным, нельзя перегружать малыша. Длительность занятий подбирается в индивидуальном порядке. Более частые и непродолжительные занятия подойдут большинству деток. Как и при любом осваивании новых навыков от родителей требуется максимум внимания и терпения. Только в этом случае кроха будет заниматься с удовольствием, а хорошие результаты не заставят себя долго ждать.
Как проводить занятия
Учимся писать цифры играя. Урок письма должен стать не сухим заучиванием правил написания по клеточкам, а творческим занятием, развивающим воображение. Желательно, чтобы ребенок в 5 лет понимал то, что он пишет. Учить значение чисел можно с двух лет.
При занятиях с дошкольниками, уже в пять лет можно начинать учить, как пишутся числа в прописях. Сначала необходимо объяснить ребенку, из каких частей состоит клетка в тетради. Где у нее верхняя сторона, где нижняя, правая и левая. Малыш должен сам находить центр клетки. Правильное написание цифр – это мамина гордость. Но нельзя торопить малыша, ведь от этого зависит каллиграфия.
Навык письма формируется по наблюдениям психологов в течение нескольких лет жизни. Даже в 9 лет ребёнок ещё не полностью овладевает этим навыком.
Привычка выполнять задание торопливо и небрежно, чтобы быстрее окончить урок и заняться более интересными делами – это нежелательное поведение, которое нужно сразу корректировать. Вносить в дошкольный период обучения элемент игры можно самыми разными способами. Например, можно легонько написать какую-то цифру и сказать ему “Обведи написанное число”. Если у него красиво получится, то придумать поощрение.
Упражнения для развития мелкой моторики
Распечатанный цифровой образец, который нужно обвести, является хорошим упражнением для развития мелкой моторики. Но в два или три года давать ребенку прописи и просить его: “Обведи” — еще рано. Начинать нужно с простых занятий аппликацией, лепкой из пластилина или соленого теста.
Можно делать самостоятельно или покупать в игрушечных магазинах сенсорные коробки с сыпучими материалами, фигурками зверей из пластика или резины, камешками разной формы и размера. Построение из элементов игры различных сценок будет способствовать развитию мелкой моторики рук ребенка с одного года.
С малышом старшего возраста (2-3-х лет) можно заниматься нанизыванием бус на ниточку. В качестве бус могут служить большие пуговицы, крышечки от пластиковых бутылок, деревянные катушки из-под ниток.
Нужно делать с малышом пальчиковую гимнастику, рассказывая забавные стишки про сороку-ворону, которая кашу варила и деток кормила, про зайчиков и белочек, про мальчиков и девочек.
Для дошкольников можно устраивать театр теней при помощи рук, складывать оригами, плести макраме, делать фигурки и браслеты из резинок, вырезать новогодние снежинки, плести фигурки из крупного бисера. Собирание мелкого конструктора тоже прекрасно развивает мелкую моторику пальчиков, но старайтесь не давать мелкие детали деткам до трех лет, чтобы они их случайно не проглотили.
Чтобы в дальнейшем уроки по написанию чисел не отразились на каллиграфии, важно научить ребенка правильно держать карандаш и ручку. Чтобы карандаш лежал на среднем пальце руки, будучи зажат большим и указательным пальцами, потренироваться придется долго
Попросите его что-нибудь нарисовать и при этом следите, как он держит карандаш.
Не ругайте малыша, если он держит карандаш неправильно, раскрашивая картинки. Объясните, что если он хочет научиться рисовать и писать буквы/цифры, карандаш нужно держать, так как это делает мама или папа. Хвалите ребенка за старание и малейшие успехи, стараясь не замечать промахов и ошибок. Можно предложить ему попробовать обвести изображение, нарисованное пунктиром.
Как правильно писать сумму?
Прописная расшифровка в нашей форме появляется именно в правильном варианте. Она применяется для финансовых документов: рубли указываются прописью, копейки — цифрами. Например:
Вот несколько особенностей, которые обязательно следует учесть в виду устоявшихся нормативов документооборота.
- Сумма пишется с заглавной буквы.
- Сумму рублей пишется словами, а копейки – цифрами.
- Если копеек нет, то писать «00» не обязательно.
- Написание суммы в рублях и копейках не разделяется знаком препинания (запятой, скобками, точкой с запятой). К примеру, «Десять рублей 30 копеек».
Это основные правила, которые следует знать относительно написания суммы прописью.
Арабский алфавит
Состоит из 28 букв и используется для письма справа налево. Происходит от набатейского письма, окончательно сложилась в VI веке.
Арабская буквенная система цифр
Этот порядок называется «абджад», по четырём первым буквам: алиф, ба, джим, даль. Для запоминания этой последовательности применяется мнемоническая псевдофраза «Абджад, хавваз, хутий, каламан, саафас, карашат, сахаз, дазаг». Не имеет осмысленного значения.
Мнемоническая псевдофраза типа «Абра швабра кадабра».Названия первых 22 букв во многом повторяют названия букв еврейского алфавита. Буква ﺱ (син) 60 похожа на кириллическую Ѯ (кси) 60, лежащую на спинке
Порядковые имена числительные
К разряду порядковых относят числительные, обозначающие порядок при счете и отвечающие на вопросы который? которая? которое? Например: девятый вал, вторая передача, сорок второе открытие. Их делят на простые (состоящие из одного слова) и составные (из двух и более слов).
Склонение порядковых числительных схоже с изменением по числам, родам и падежам имен прилагательных. При склонении составных числительных изменяется только последнее слово. В первом и во втором случае сочетаемое существительное также будет изменяться по падежам. При этом в винительном падеже окончания у числительных, которые согласуются с одушевленными существительными, будут отличаться от тех, которые согласуются с существительными неодушевленными.
Падеж |
Простое порядковое |
Составное порядковое |
---|---|---|
Им. |
Первый вагон (неодуш.), пассажир (одуш.) |
Двадцать второй автобус (неодуш.), человек (одуш.) |
Род. |
Первого вагона, пассажира |
Двадцать второго автобуса, человека |
Дат. |
Первому вагону, пассажиру |
Двадцать второму автобусу, человеку |
Вин. |
Первый вагон, первого пассажира |
Двадцать второй автобус, двадцать второго человека |
Тв. |
Первым вагоном, пассажиром |
Двадцать вторым автобусом, человеком |
Пр. |
О первом вагоне, пассажире |
О двадцать втором автобусе, человеке |
Внимание! При указании даты изменяется только порядковое числительное. Имя существительное, обозначающее название месяца, всегда будет употребляться только в форме родительного падежа: поздравить с восьмым (т
п.) марта (р. п.), подготовиться к первому (д. п.) сентября (р. п.), рассказать о двадцать третьем (п. п.) февраля (р. п.).
Буквенно-цифровой код
В отечественной мнемотехнике принято такое закрепление букв за цифрами1 – ГЖ, 2 — ДТ, 3 – КХ, 4 — ЧЩ, 5 — ПБ, 6 — ШЛ, 7 — СЗ, 8 — ВФ, 9 — РЦ, 0 – НМГЖ ДТ КХ ЧЩ ПБ ШЛ СЗ ВФ РЦ НМ1 2 3 4 5 6 7 8 9 00 – Н и М, запомнить легко – начинается на «н», а «м» — парная;1 – Г и Ж, «г» — похожа на единицу, «ж» — парная;2 – Д и Т, «д» — двойка, «т» -парная;3 – К и Х, в букве «к» — три палочки, «х» — парная;4 – Ч и Щ, «ч» — четверка, «щ» — парная;5 – П и Б, «п» — пять, «б» — парная;6 – Ш и Л, «ш» — шестерка, «л» — так как «щ» уже занята, и нам нужна распространенная буква;7 – С и З, «с» — семерка, «з» — парная;8 – В и Ф, «в» — восьмерка, «ф» — парная;9 – Р и Ц, эти буквы можно просто запомнить.Теперь, что бы было понять как это работает, пойдём от обратного, Превратим слова в цифры:душ, удав, баян весыОтметим в них согласные:ДуШ, уДаВ, БаяН, ВеСыТеперь посмотрим в нашу таблицу и будем искать какой букве соответствует цифра (гласные нам не нужны):ДуШ: Д — 2, Ш — 6. Получаем 26уДаВ Д — 2, В — 8 28БаяН Б — 5, Н — 0 50ВеСы В — 8, С — 7 87Вот таким способом любое слово можно превратить в число.* Программисты скажут: да это же хэш, физики скажут: да это фурье разложение, остальные просто не будут выпендриваться:)
1 – ГЖ, 2 — ДТ, 3 – КХ, 4 — ЧЩ, 5 — ПБ, 6 — ШЛ, 7 — СЗ, 8 — ВФ, 9 — РЦ, 0 – НМ
Теперь выполним обратную операцию и превратим цифры в буквы.
9 это РЦ 0 это НМ 0 это НМ
Получается 900 — РЦ-НМ-НМ — —
Теперь пытаемся подобрать слово в котором сначала будет идти согласная буква Р или Ц, затем согласная Н или М, и опять согласная Н или М. Гласных букв может быть сколько угодно в любом месте слова.
Для данной вариации мы подобрали два слова РеМеНь (РЦ — НМ-НМ) и ЦуНаМи.Также подходит слово ЦеМеНт.
Теперь если мы попробуем сделать обратную операцию, возьмём слово ремень, то получим — 900 (Р это 9, М это 0, Н это 0)Таким способом можно закодировать как слова так и словосочетания. Опытные мнемонисты на автоматическом уровне знают образы до 1000.
Основные правила написания числительных словами
- В конце всех числительных от 5 до 20 и 30 пишется буква ь. Мягкий знак во всех этих словах только один. То есть, писать « пятьнадцать», «шестьнадцать» нельзя.
- В числительном 4 при написании прописью используется две буквы е: ч етыр е.
- Числительные от 9 до 19 заканчиваются на –ять, -ать: девять, двадцать, восемнадцать.
- Числительные от 11 до 19 исторически образовались от сочетаний один, два, три и т. д. на десяти. Потом три слова слились в одно, при этом от слова десять осталась только сокращённая часть «-дцать», а в первом числительном сократилась последння буква, в том числе и ь.
Правописание числительных всегда можно проверить по словарю.
Вопросы и ответы
А также обратите внимание на ответы на некоторые часто задаваемые вопросы
Почему нужно писать сумму прописью?
Это нужно, чтобы обезопасить себя от различных проблем, связанных с невнимательностью или желанием подделывать документы. Аккуратно исправить цифру легко, особенно в старых «затёртых» бумагах, а вот исправить слово не получится без следов.
Зачем нужен данный онлайн-калькулятор (форма)?
Перевод численных значений в словесные — утомительное занятие, кроме того, при ручном заполнении возрастает риск ошибок. Чтобы просто и бесплатно перевести сумму в правильный прописной формат, вы можете использовать наш сервис.
Почему копейки пишутся цифрами?
Копейки правильно прописывать цифрами. Например:
Главная причина этого в том, что с большой вероятностью значение копеек в документах никто не будет подделывать. Что касается правил правописания, то норм русского языка, регламентирующих данную ситуацию, нет. Это просто бухгалтерская конвенция (договорённость).