Терем-теремок читать
Летала Муха по лесу, устала, присела на веточку отдохнуть и вдруг увидела: среди леса в густой траве стоит… терем-теремок!
Подлетела к теремку Муха, покружилась над ним, заглянула внутрь и воскликнула:
— Вот так терем-теремок! Да тут и нет никого! Буду здесь жить.
Стала Муха в том теремке жить-поживать.
А тут как-то Мышка бежала и ненароком теремок заметила.
— Вот так терем-теремок! И кто там в тереме живёт? — спросила Мышка.
Муха из окошка выглянула.
— Я живу тут — Муха-Горюха. А ты кто?
— А я — Мышка-Норушка. Пусти меня в теремок.
Подумала Муха и сказала:
— Заходи. Живи на здоровье.
Стали они вдвоём жить.
А тут, как только дождик прошёл, откуда ни возьмись Лягушка: шлёп! шлёп!
К теремку прискакала, в цветок-колокольчик позвонила: динь-динь!
— Ква-ква, кто в теремочке живёт-поживает?
— Я — Мышка-Норушка. А ты кто такая?
— Я — Лягушка-Квакушка. Пустите меня в теремок.
Переглянулись Муха с Мышкой и сказали:
Вдвоём — хорошо, а втроём — ещё лучше. Стали они втроём жить-поживать, добра наживать.
Шёл по лесу Петух и увидел теремок, остановился, крыльями захлопал, шею вытянул — как закричит:
А потом ещё громче:
— Кто, кто в теремочке живёт?
Тут все, кто в теремочке был, ему навстречу вышли и назвались:
— А я — Лягушка-Квакушка.
Петух приосанился, гребешком тряхнул, шпорами звякнул и крикнул ещё громче:
— Я — Петушок — Золотой Гребешок! Хочу у вас жить!
И все хором сказали:
Стали теперь вчетвером жить.
Убегал от Лисы Заяц.
Скакал, кружил по лесу, по зелёной травке и на теремок случайно наскочил.
— Вот так терем-теремок! — подивился Заяц. — И кто же там в теремочке живёт?
И стал изо всех сил в дверь барабанить.
А там, за дверью, стоят все, открыть боятся…
Муха за всех ответила:
— Здесь мы живём. Я — Муха-Горюха, ещё Мышка-Норушка да Лягушка-Квакушка и Петушок — Золотой Гребешок. А ты кто?
— Я. Я — Зайчик-Побегайчик, пустите меня поскорее… За мной Лиса гонится.
Тут дверь распахнулась и все разом сказали:
— Входи. Местечко найдётся.
И стали теперь впятером жить.
Тут нежданно-негаданно буря разразилась: потемнело кругом, гром загремел, молния засверкала, полил дождь проливной.
И в самую-то непогоду кто-то большой к теремку пришёл. Как зарычит на весь лес:
Персонажи сказки «Теремок» и их символизм
Жанр «Теремка» — сказка о животных. Зверята, используемые в сюжете, знакомы самым маленьким читателям. Их поведение иногда напоминает взаимоотношения между детьми. Герои отличаются доброжелательностью и взаимовыручкой.
Лягушку мы знаем, как обитательницу двух стихий — Земли и Воды. В некоторых преданиях говорится, что это древние затопленные люди превратились в лягушек. Слабым, но хитрым мы видим Зайчика. Этот герой — олицетворение трусости. Часто Петух выступает легкомысленным, но в этой сказке он мудрый помощник своих друзей. Символом трудолюбия, доброты, благосостояния дома считается Мышь. Хитрость олицетворяет Лиса, зло — Волк. Несмотря на святость, Медведь стал символом разрушения.
Для анализа этой сказки можно привести ребятишкам следующие пословицы:
- Коллектив является большой силой.
- Крепче каменных стен — согласие.
- Кушать щи из общего котелка вкуснее.
Эта сказка очень поучительная. На Руси говорили: «В тесноте, да не в обиде». История показывает детям, насколько важна забота о друзьях, помощь людям, проявление добра к окружающим
Сказка доказывает важность дружбы, согласия, добрых дел и взаимовыручки
Читательский дневник по русской народной сказке «Теремок»
Жанр произведения: сказка о животных. Главные герои: Мышка, Лягушка, Зайчик, Лисичка, Волчок, Медведь.
Характеристика главных героев:
Мышка, Зайчик, Лягушка, Лисичка, Волчок — дружные звери.
Вместе поселились в одном домике и его отстраивали.
Трудолюбивые и гостеприимные.
Медведь — огромный и нелепый.
Не понимал, что своим весом и ростом раздавит маленькую избушку.
Помог зверям построить новый домик.
Краткое содержание сказки «Теремок»
Нашла мышка теремок и стала в нём жить.
К ней присоединились лягушка, зайчик, лиса, волк.
А потом пришёл медведь и сел на крышу теремка.
Но звери построили новый теремок, лучше прежнего.
Основная мысль сказки «Теремок»
Главная мысль сказки заключается в том, что нужно беречь свой дом и заботиться об уюте в нём.
Основная идея произведения в том, что лучше жить в тесноте, да всем вместе.
Чему учит сказка
Сказка учит нас доброте, открытости и отзывчивости.
Учит нас ценить своё жильё и стараться делать его лучше, комфортнее.
Учит нас, что не стоит отчаиваться и грустить, а пытаться сделать что-то новое.
Краткий отзыв о сказке «Теремок» для читательского дневника
Прочитав эту сказку, я подумала о том, что в компании всё делать интересней и веселей, чем в одиночку.
Вот и зверям было весело вместе, а когда дом сломался, они легко отстроили новый.
Это интересная и поучительная сказка.
В ней рассказывается, как стали жить все вместе различные звери.
Мне понравилась мышка, потому что она первая нашла теремок и никому не отказывала, кто просился к ней жить.
Я всем советую прочитать эту историю и подумать о том, хорошие ли мы хозяева.
Радуемся ли мы гостям, как это положено?
Пословицы к сказке
В тесноте, да не в обиде.
Знает сорока, где зиму зимовать.
Домик чем беднее, тем люднее.
Вместе тесно, а врозь скучно.
Где дружба и совет, там и свет.
Особенности «Теремка»
В сказочном теремке присутствует особенная обстановка с гостеприимностью, уступчивостью. Читателю не описывается форма, внешний вид домика. По тексту нельзя определить, как он выглядел внутри и снаружи. Чтобы больше заинтересовать детишек и заинтриговать, каждому персонажу дано ласковое прозвище ( Мышка-норушка, Лисичка-сестричка, Зайчик-побегайчик, Лягушка-квакушка).
Все персонажи в сказке выстроены по размеру и весу. Сначала речь идет о самой маленькой мышке, а заканчивается история приходом медведя. Интересно, что внутреннее пространство домика сильно преувеличено. А медведя ребятишки видят разрушителем. Кстати, появление и разрушение теремка в сказке совсем не описывается, но можно ли ее назвать безобидной?
Между прочим, само название истории указывает на национальность ее героев. Ведь домик назван не дворцом, не сараем, не хоромами, а теремом. А это слово мадьярское. Данный народ живет в Венгрии и теремом называет комнату. Мадьяры отличаются трудолюбием, дружественностью, гостеприимностью.
Терем-теремок читать
Летала Муха по лесу, устала, присела на веточку отдохнуть и вдруг увидела: среди леса в густой траве стоит… терем-теремок!
Подлетела к теремку Муха, покружилась над ним, заглянула внутрь и воскликнула:
— Вот так терем-теремок! Да тут и нет никого! Буду здесь жить.
Стала Муха в том теремке жить-поживать.
А тут как-то Мышка бежала и ненароком теремок заметила.
— Вот так терем-теремок! И кто там в тереме живёт? — спросила Мышка.
Муха из окошка выглянула.
— Я живу тут — Муха-Горюха. А ты кто?
— А я — Мышка-Норушка. Пусти меня в теремок.
Подумала Муха и сказала:
— Заходи. Живи на здоровье.
Стали они вдвоём жить.
А тут, как только дождик прошёл, откуда ни возьмись Лягушка: шлёп! шлёп!
К теремку прискакала, в цветок-колокольчик позвонила: динь-динь!
— Ква-ква, кто в теремочке живёт-поживает?
Открылось окошко.
— Я — Муха-Горюха.
— Я — Мышка-Норушка. А ты кто такая?
— Я — Лягушка-Квакушка. Пустите меня в теремок.
Переглянулись Муха с Мышкой и сказали:
— Милости просим!
Вдвоём — хорошо, а втроём — ещё лучше. Стали они втроём жить-поживать, добра наживать.
Шёл по лесу Петух и увидел теремок, остановился, крыльями захлопал, шею вытянул — как закричит:
— Ку-ка-ре-ку!
А потом ещё громче:
— Кто, кто в теремочке живёт?
Тут все, кто в теремочке был, ему навстречу вышли и назвались:
— Я — Муха-Горюха.
— Я — Мышка-Норушка.
— А я — Лягушка-Квакушка.
И его спросили:
— А ты кто?
Петух приосанился, гребешком тряхнул, шпорами звякнул и крикнул ещё громче:
— Я — Петушок — Золотой Гребешок! Хочу у вас жить!
И все хором сказали:
— Добро пожаловать!
Стали теперь вчетвером жить.
Убегал от Лисы Заяц.
Скакал, кружил по лесу, по зелёной травке и на теремок случайно наскочил.
— Вот так терем-теремок! — подивился Заяц. — И кто же там в теремочке живёт?
И стал изо всех сил в дверь барабанить.
А там, за дверью, стоят все, открыть боятся…
Муха за всех ответила:
— Здесь мы живём. Я — Муха-Горюха, ещё Мышка-Норушка да Лягушка-Квакушка и Петушок — Золотой Гребешок. А ты кто?
— Я?.. Я — Зайчик-Побегайчик, пустите меня поскорее… За мной Лиса гонится.
Тут дверь распахнулась и все разом сказали:
— Входи. Местечко найдётся.
И стали теперь впятером жить.
Тут нежданно-негаданно буря разразилась: потемнело кругом, гром загремел, молния засверкала, полил дождь проливной.
И в самую-то непогоду кто-то большой к теремку пришёл. Как зарычит на весь лес:
— Эй! Эй! Кто там в теремочке живёт?
Как ударит в дверь — чуть было её с петель не сорвал.
И на этот раз Муха не побоялась: окошко приоткрыла, в щёлку выглянула и пискнула:
— Мы все тут живём: Муха-Горюха, Мышка-Норушка, Лягушка-Квакушка, Петушок — Золотой Гребешок и Зайчик-Побегайчик. А ты кто такой?
— Я — Медведь Косолапый. Я промок и продрог. Пустите меня обсушиться, обогреться..
— Мы бы рады, — сказала Муха, — да тебе здесь никак не поместиться. Прощение просим!
Огорчился Медведь: куда ему деться, где обсушиться и где согреться?
Вот и полез он на крышу, к тёплой трубе поближе…
Только теремок не выдержал Медведя и развалился под ним! Хорошо — никого не придавило: все успели разбежаться.
Когда дождь прошёл и небо прояснилось, собрались все у обломков теремка.
— Вот и нет теремочка, и негде нам теперь жить, — сказала Мышка и заплакала.
Подошёл Медведь, низко всем поклонился и сказал:
— Простите меня… Ах, виноват я!..
— Простим, — сказали ему, — если новый теремок поможешь поставить. Сумел сломать, сумей и построить!
Стали все новый теремок строить. А Медведь больше всех старается, самую тяжёлую работу делает.
Вот и построили новый терем-теремок, ещё лучше, и больше, и красивее прежнего.
И все там поместились, и ещё для гостей место осталось!
Теперь дружно вшестером живут-поживают!
Основные характеристики
- Наделение внутреннего пространства теремка некоторой активностью (гостеприимство, уступчивость).
- Равнодушие к особенностям теремка: его форме, предыстории и т. д.
- Безразличие к происходящему внутри и снаружи теремка.
- Обязательное присутствие прозвищ персонажей.
- Выстраивание персонажей по весу, от самого маленького — к самому большому.
- Гиперболизация вместимости внутреннего пространства теремка.
- Медведь в роли разрушителя.
- Ограниченность сюжета сказки моментами появления и разрушения теремка (сказочное действие располагается между этими точками); безразличие к судьбе персонажей до и после этих границ.
Сюжет русской народной версии
Эта занимательная история дарит ребятишкам массу положительных эмоций. Нужно отметить, что русская народная сказка о «Теремке» имеет несколько версий. Мы опишем изначальный сюжет.
В нем говорится о мухе, которая построила терем и поселилась в нем. Потом она приняла к себе в соседи блоху-попрыгуху, комара-пискуна, мышку-норушку, лягушку-квакушку, зайчика-побегайчика, лисичку-сестричку, волчища-серого хвостища. Но все испортил косолапый медведь, который из-за своих больших размеров не помещался в терем и решил залезть на крышу. Этим самым он разрушил домик. Зверята еле спаслись и разбежались в лес. Вот такая незамысловатая история.
Терем мухи
«Терем мухи» сборник Афанасьева, № 82. Записано в Арханг. губ. А. Харитоновым.
Построила муха терем; пришла вошь-поползуха: «Кто, кто, кто в терему? Кто, кто, кто в высоком?» — «Муха-горюха; а ты кто?» — «Я вошь-поползуха». Пришла блоха-попрядуха : «Кто, кто, кто в терему? Кто, кто, кто в высоком?» — «Я, муха-горюха, да вошь-поползуха». Пришел комар долгоногий: «Кто, кто, кто в терему? Кто, кто, кто в высоком?» — «Я, муха-горюха, я, вошь-поползуха, я, блоха-попрядуха». Пришла мышечка-тютюрюшечка: «Кто, кто, кто в терему? Кто, кто, кто в высоком?» — «Я, муха-горюха, я, вошь-поползуха, я, блоха-попрядуха, я комар долгоногий».
Пришла ящерка-шерошерочка: «Кто, кто, кто в терему? Кто, кто, кто в высоком?» — «Я, муха-горюха, я, вошь-поползуха, я, блоха-попрядуха, я, комар долгоногий, я, мышечка-тютюрюшечка». Пришла лиса Патрикеевна: «Кто, кто, кто в терему? Кто, кто, кто в высоком?» — «Я, муха-горюха, я, вошь-поползуха, я, блоха-попрядуха, я, комар долгоногий, я, мышечка-тютюрюшечка, я, ящерка-шерошерочка». Пришел заюшко из-под кустышка: «Кто, кто, кто в терему? Кто, кто, кто в высоком?» — «Я, муха-горюха, я, вошь-поползуха, я, блоха-попрядуха, я, комар долгоногий, я, мышечка-тютюрюшечка, я, ящерка-шерошерочка, я, лиса Патрикеевна».
Пришел волчище серое хвостище: «Кто, кто, кто в терему? Кто, кто, кто в высоком?» — «Я, муха-горюха, я, вошь-поползуха, я, блоха-попрядуха, я, комар долгоногий, я, мышечка-тютюрюшечка, я, ящерка-шерошерочка, я, лиса Патрикеевна, я, заюшко из-под кустышка». Пришел медведь толстоногий: «Кто, кто, кто в терему? Кто, кто, кто в высоком?» — «Я, муха-горюха, я, вошь-поползуха, я, блоха-попрядуха, я, комар долгоногий, я, мышечка-тютюрюшечка, я, ящерка-шерошерочка, я, лиса Патрикеевна, я, заюшка из-под кустышка, я, волчище серое хвостище». Все из терема: «А ты кто?» — «Я тяпыш-ляпыш, всем подгнётыш!» — сказал медведь, спустил лапой по терему и разбил его.
Сравнение персонажей сказки
Действующие лица сказки – дикие животные (медведь, волк, ёж, заяц, лиса), птицы (петух), насекомые (муха, комар). Лесные, полевые и болотные твари-жители теремка играют роль слабых персонажей. Но этого нельзя сказать о последнем герое-медведе. Когда в сказке один зверь сменяет другого, медведь находится в положении самого сильного.
Мы всегда в сказках встречаемся с огромной силой медведя. Он давит всё, что попадает ему под ноги. Так его тяжести не выдержал и хрупкий теремок-дом, в котором мирно жили зверюшки. «Я всем пригнётыш»,-говорит медведь о себе. Звери в страхе разбегаются.
А вот С. Я. Маршак в своей сказке показал, что сюжет может развиваться и по-другому. Его герои – лягушка, мышь, петух, ёж – сильные герои. Они смогли защитить свой домик и прогнать злых воров в лице медведя, лисы и волка.
Каждый из персонажей – это образ определённого животного. Характеристика действующих лиц основана на наблюдениях за повадками, манерой поведения зверя, его внешним обликом.
Петух – криклив, самоуверен; волк – хитрый и опасный, но его легко обмануть. Медведь – очень ловкий, неустрашимый, но в сказке он – неповоротлив, неуклюж, можно сказать, бестолковый. Лиса – разбойница, «кума» медведю и волку, но она умнее и хитрее всех остальных зверей. Лиса уступает в силе и размерах волку и медведю. Но она тем не менее легко обманывает их. Лиса – лицемерка. Она стремится сохранить добрые отношения и с медведем, и с волком. Лестью она может добиться своего.
84[6]
Лежит в поле лошадиная голова. Прибежала мышка-норышка и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
Никто не отзывается. Вот она вошла и стала жить в лошадиной голове.
Пришла лягушка-квакушка:
— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
— Я, мышка-норышка; а ты кто?
— А я лягушка-квакушка.
— Ступай ко мне жить.
Вошла лягушка, и стали себе вдвоём жить.
Прибежал заяц:
Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
— Я, мышка-норышка, да лягушка-квакушка; а ты кто?
— А я на горе увёртыш.
— Ступай к нам.
Стали они втроём жить.
Прибежала лисица:
— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
— «Мышка-норышка, лягушка-квакушка, на горе увёртыш; а ты кто?
— А я везде поскокиш.
— Иди к нам.
Стали четверо жить.
Пришёл волк:
— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
— Мышка-норышка, лягушка-квакушка, на горе увёртыш, везде поскокиш; а ты кто?
— А я из-за кустов хватыш.
— Иди к нам.
Стали пятеро жить.
Вот приходит к ним медведь:
— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
— Мышка-норышка, лягушка-квакушка, на горе увёртыш, везде поскокиш, из-за кустов хватыш.
— А я всех вас давишь! — сел на голову и раздавил всех.
Пиктограммы к сказкам
Приложение 1. Пиктограммы Идея карт-пиктограмм взята нами из работ В.Проппа, анализировавшего русские народные сказки. По его мнению, все сказки такого рода восходят к единой матрице, состоящей из блоков-функций. В работе с детьми мы используем гораздо меньше пиктограмм, чем у Проппа. Особенно удобны эти карты при анализе сказок, поскольку позволяют обнажить как бы механизм сказки, скрытый за перипетиями сюжета, понять последовательность событий, неизменную от сказки к сказке. Ниже приводятся наиболее употребительные пиктограммы, их наименование и значение.
Запрет. Например, нельзя заходить в какую-то комнату, одному выходить на улицу, драться и громко кричать на занятиях… Запреты всегда нарушаются в сказках, иначе ничего бы не произошло.
Беда. Вслед за нарушением запрета приходит беда, об этом любой постовой ДПС вам скажет. Гений Малевича выбран в качестве символа не в ироническом смысле, а потому, что за черным-черным квадратом может скрываться любое, а не конкретное зло.
Помощь. Герой отправляется в путь, чтобы ликвидировать недостачу, то есть вернуть ворованные яблоки, девушек, коней и иные пропажи. По пути набирает себе группу поддержки, или запасается полезными друзьями.
Испытания. Героя поджидают то и дело героические испытания, например, он должен на скорость вырастить сад, построить дворец, или просто перебрать крупу.
Волшебный предмет. В награду у героя есть шанс получить какой-нибудь весьма полезный артефакт, вроде волшебной палочки, плаща-невидимки или скатерти-самобранки.
Превращение. Превращениями в сказке занимаются преимущественно отрицательные герои. Но и герой бывает не лыком шит, если он ученик колдуна. Самая главная трансформация — взросление героя, о котором традиционные сказки умалчивают.
Битва. Кульминация всякой сказки — момент противостояния, поединка между героем и его антагонистом. Не всегда это битва. Иной раз герой побеждает хитростью, или склоняет злодея на сторону добра, или просто спасается из царства тьмы бегством.
Победа. В честь победы героя гремит салют.
Возвращение. После всех приключений герой возвращается домой. С этой же карты обычно начинаются сказки.
Рекомендуем посмотреть:
Сказкотерапия для детей 5-8 лет Логосказки в системе коррекции речевых нарушений Студия детского творчества для младших школьников Психологическая сказка для педагогов про чувство вины
Сказкотерапия для детей
Сказкотерапия для дошкольников
Сказкотерапия в семье
Развитие речи у детей 3-4 лет с ЗРР на материале сказок Сутеева
83
Ехал мужик с горшками, потерял большой кувшин. Залетела в кувшин муха и стала в нём жить-поживать. День живёт, другой живёт. Прилетел комар и стучится:
— Кто в хоромах, кто в высоких?
— Я, муха-шумиха; а ты кто?
— А я комар-пискун.
— Иди ко мне жить.
Вот и стали вдвоём жить.
Прибежала к ним мышь и стучится:
— Кто в хоромах, кто в высоких?
— Я, муха-шумиха, да комар-пискун; а ты кто?
— Я из-за угла хмыстень.
— Иди к нам жить.
И стало их трое. Прискакала лягушка и стучится:
— Кто в хоромах, кто в высоких?
— Я, муха-шумиха, да комар-пискун, да из-за угла хмыстень; а ты кто?
— Я на воде балагта.
— Иди к нам жить.
Вот и стало их четверо.
Пришёл заяц и стучится:
— Кто в хоромах, кто в высоких?
— Я, муха-шумиха, да комар-пискун, из-за угла хмыстень, на воде балагта; а ты кто?
— Я на поле свертень.
— Иди к нам.
Стало их теперь пятеро. Пришла ещё лисица и стучится:
— Кто в хоромах, кто в высоких?
— Я, муха-шумиха, да комар-пискун, из-за угла хмыстень, на воде балагта, на поле свертень; а ты кто?
— Я на поле краса.
— Ступай к нам.
Прибрела собака и стучится:
— Кто в хоромах, кто в высоких?
— Я, муха-шумиха, да комар-пискун, из-за угла хмыстень, на воде балагта, на поле свертень, да на поле краса; а ты кто?
— А я гам-гам!
— Иди к нам жить.
Собака влезла.
Прибежал ещё волк и стучится:
— Кто в хоромах, кто в высоких?
— Я, муха-шумиха, да комар-пискун, из-за угла хмыстень, на воде балагта, на поле свертень, на поле краса, да гам-гам; а ты кто?
— Я из-за кустов хап.
— Иди к нам жить.
Вот живут себе все вместе. Спознал про эти хоромы медведь, приходит и стучится — чуть хоромы живы:
— Кто в хоромах, кто в высоких?
— Я, муха-шумиха, да комар-пискун, из-за угла хмыстень, на воде балагта, на поле свертень, на поле краса, гам-гам, да из-за кустов хам: а ты кто?
— А я лесной гнёт!
Сел на кувшин и всех раздавил.
Сюжет
Русский народный сюжет (оригинал)
Построила муха терем и стала там жить. Далее к ней подселяются блоха-попрыгуха, комар-пискун, мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчище — серый хвостище. Но тут приходит медведь косолапый, который не помещается в теремке и поэтому решает жить на крыше, вследствие чего домик рушится. Остальные звери еле спасаются. Стали звери жить в лесу.
Сюжет А. Толстого
Ехал мужик с горшками и потерял один. Прилетела муха-горюха и стала там жить. К ней присоединяются комар-пискун, мышка-погрызуха, лягушка-квакушка, заюнок-кривоног, по горке скок, лиса — при беседе краса, волк-волчище — из-за куста хватыш. Однако вскоре приходит медведь и давит горшок, тем самым распугивая зверей.
Сюжет Д. Буторина (встречается часто)
В поле стоит теремок. Мимо пробегает мышка-норушка и решает, что теперь это её домик. Вскоре с ней вместе начинают жить лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок. Однако мимо проходит медведь косолапый и разрушает теремок. Звери остаются целы и невредимы, начинают строить новый теремок. И выстраивают лучше прежнего!
Сюжет И. Огорельцев (встречается крайне часто)
В лесу стоял грибок-теремок. Начался дождь. Муравей промок и решил спрятаться под грибом. К нему присоединяются мотылек, мышка, воробей, заяц. Лисица же отказывается укрыться под грибком-теремком. Звери думают, что их дом волшебный от того, что он быстро растет, но «мышка» говорит, что это из-за дождя. Звери радуются, какой у них замечательный дом, который растет под дождем.
Сюжет В. Сутеева
«Летала Муха по лесу, устала, присела на веточку отдохнуть и вдруг увидела: среди леса в густой траве стоит… терем-теремок!» И решила Муха жить в этом теремке. Вскоре к ней приходят Мышка-Норушка, Лягушка-Квакушка, Петушок — Золотой Гребешок и Зайчик-Побегайчик. Медведь тоже хочет жить в теремке. Он лезет на крышу и ломает домик. Однако «косолапый» извиняется за своё деяние и звери его прощают. Затем они все вместе строят новый теремок, в котором остаётся место ещё и для гостей! И они построили новый теремок где поместились все и могло поместиться даже больше.
Сюжет В. Бианки
Стоял в лесу толстый-претолстый, старый-престарый дуб. Прилетел дятел и выдолбил в дубе дупло. И поселился в нем. Дуб крошится и крошится, дупло становится шире и шире. На третий год дятла прогоняет из дупла скворец. На третий год после того скворца из дупла прогоняет сыч. Далее жителями неуклонно расширяющегося дупла становятся последовательно белка, куница, пчелиный рой — и наконец, вконец прогнивший дуб намеренно разламывает пополам медведь.
Также есть версии про пенёк и лошадиный череп (остов).
Особенности «Теремка»
В сказочном теремке присутствует особенная обстановка с гостеприимностью, уступчивостью. Читателю не описывается форма, внешний вид домика. По тексту нельзя определить, как он выглядел внутри и снаружи. Чтобы больше заинтересовать детишек и заинтриговать, каждому персонажу дано ласковое прозвище (Мышка-норушка, Лисичка-сестричка, Зайчик-побегайчик, Лягушка-квакушка).
Все персонажи в сказке выстроены по размеру и весу. Сначала речь идет о самой маленькой мышке, а заканчивается история приходом медведя. Интересно, что внутреннее пространство домика сильно преувеличено. А медведя ребятишки видят разрушителем. Кстати, появление и разрушение теремка в сказке совсем не описывается, но можно ли ее назвать безобидной?
Между прочим, само название истории указывает на национальность ее героев. Ведь домик назван не дворцом, не сараем, не хоромами, а теремом. А это слово мадьярское. Данный народ живет в Венгрии и теремом называет комнату. Мадьяры отличаются трудолюбием, дружественностью, гостеприимностью.
Сказка «Теремок» в картинках
Здравствуйте, друзья! У нас блоге снова сказочная тема) И на этот раз это сказка «Теремок» в картинках. Это одна из самых первых и любимых сказок для самых маленьких деток.
Когда-то мне её рассказывали бабушка и мама, затем я рассказывала её своей дочери, не сомневаюсь, что и в будущем эта традиция сохранится. При этом всегда интересно не только слушать, но и видеть то, что происходит в повествовании.
Предлагаемые картинки к сказке «Теремок» нарисованы для детей очень красочно и изображают все происходящие события поочередно. Чтобы увидеть их в полном размере и сохранить просто кликните по ним мышкой.
Кстати, внизу, под изображениями вы найдете старый, добрый одноименный мультфильм от Союзмультфильма. В итоге можно сделать целое занятие: сначала просмотреть с малышом мультик, а затем попросить его пересказать что видел, и изображения в этом деле здорово помогут.
Характеристика персонажей и их взаимоотношений в русской народной сказке «Теремок»
Сказки повторяются, но никогда не бывают одинаковыми. И в этом их прелесть. Сказки учат нас отличать хорошее от плохого. «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»,-писал А. С. Пушкин.
Сказка «Теремок» ставит перед нами проблему: в чем сила коллектива. Чтобы решить эту проблему, мы обратимся к русской народной сказке «Теремок» в обработке А. Н. Толстого и в пересказе К. Д. Ушинского, а также к сказке-пьесе С. Я. Маршака «Теремок». Это сказка о животных. В центре сюжета – взаимоотношения героев. Есть ли конфликт в сказке? В чем он и как проявляется?
Вот почему перед нами стоит цель: выяснить, как герои сказки, русской народной и авторской, способствуют четкому выражению идейного содержания: утверждению дружбы. В чем сила коллектива? Чтобы достигнуть этой цели перед нами стоят следующие дидактические задачи:
1) дать характеристику героям и их взаимоотношениям;
2) сравнить персонажей сказки;
3) доказать, что сила коллектива заключается в дружбе, мире и согласии.
Русская народная сказка «Теремок» в обработке Е. Чарушина
Стоит в поле теремок-теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Как по полю, полю мышка бежит,
У дверей остановилась и пищит:
— Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик!
Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик!
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
Кто в тереме живёт?
Никого в тереме нет — никто мышке не отвечает. Залезла мышка в теремок; стала жить-поживать — песни распевать:
— Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик!
Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик!
Стоит в поле теремок-теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Уж как по полю лягушка бежит,
У дверей остановилась и кричит:
— Ква! Ква! Ква! Ква! Ква! Ква!
Ква! Ква! Ква! Ква! Ква! Ква!
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
Кто в тереме живёт?
— Я мышка-норушка! А ты кто?
— Я лягушка-квакушка!
— Иди ко мне жить!
Прыгнула лягушка в теремок. Стали они с мышкой жить- поживать — песни распевать:
— Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик!
— Ква! Ква! Ква! Ква! Ква! Ква!
Стоит в поле теремок-теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Как по полю, полю зайка бежит,
У дверей остановился и кричит:
— Чук! Чук! Чук! Чук! Чук! Чук!
Чук! Чук! Чук! Чук! Чук! Чук!
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
Кто в тереме живёт?
— Я мышка-норушка!
— Я лягушка-квакушка! А ты кто?
— А я заяц — на горе увёртыш!
— Иди к нам жить!
— Хорошо, приду.
Прыгнул заяц в теремок. Стали они вместе жить-поживать — песни распевать:
— Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик!
— Ква! Ква! Ква! Ква! Ква! Ква!
— Чук! Чук! Чук! Чук! Чук! Чук!
Стоит в поле теремок-теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Уж как по полю лисичка бежит,
У дверей остановилась и кричит:
— Тяф! Тяф! Тяф! Тяф! Тяф! Тяф!
Тяф! Тяф! Тяф! Тяф! Тяф! Тяф!
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
Кто в тереме живёт?
— Я мышка-норушка!
— Я лягушка-квакушка!
— Я заяц — на горе увёртыш! А ты кто?
— А я лисичка-сестричка!
— Иди к нам жить!
— Сейчас приду.
Забралась лиса в теремок. Стали теперь четверо жить-поживать — песни распевать:
— Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик!
— Ква! Ква! Ква! Ква! Ква! Ква!
— Чук! Чук! Чук! Чук! Чук! Чук!
— Тяф! Тяф! Тяф! Тяф! Тяф! Тяф!
Стоит в поле теремок-теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Как по полю, полю серый волк бежит,
У дверей остановился и кричит:
— Уу! Уу! Уу! Уу! Уу! Уу!
Уу! Уу! Уу! Уу! Уу! Уу!
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
Кто в тереме живёт?
— Я мышка-норушка!
— Я лягушка-квакушка!
— Я заяц — на горе увёртыш!
— Я лисичка-сестричка! А ты кто?
— А я волк — из-за кустов хватыш!
— Иди к нам жить!
Залез волк в терем. Стали все вместе жить-поживать — песни распевать:
— Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик!
— Ква! Ква! Ква! Ква! Ква! Ква!
— Чук! Чук! Чук! Чук! Чук! Чук!
— Тяф! Тяф! Тяф! Тяф! Тяф! Тяф!
— Уу! Уу! Уу! Уу! Уу! Уу!
Стоит в поле теремок-теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Уж как по полю медведь бредёт,
У дверей остановился и ревёт:
— Уф! Уф! Уф! Уф!
Уф! Уф! Уф! Уф!
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
Кто в тереме живёт?
— Я мышка-норушка!
— Я лягушка-квакушка!
— Я заяц — на горе увёртыш!
— Я лисичка-сестричка!
— Я волк — из-за кустов хватыш! А ты кто?
— А я медведь-тяпыш-ляпыш — всех вас давишь!
Как навалился Мишка на теремок, так теремок и рассыпался. А все звери разбежались. Стал медведь их ловить, да никого не поймал.
Где ему, такому косолапому!
Характеристика героев
Сказка «Теремок» в обработке А. Н. Толстого
В теремке поселяется муха-горюха; комар-пискун; мышка-погрызуха; лягушка-квакушка; заюнок-кривоног; лиса-при беседе краса; волк-волчище-из-за-куста-хватыш; последний герой-медведь-всем пригнетыш.
Сказка «Теремок мышки» в пересказе К. Д. Ушинского
В домике первой начинает жить мышка-норушка; затем селится лягушка-квакушка; за ней – заяц-на-горе-увёртыш; лисичка-сестричка, везде поскокиш; волк-из-за-кустов-хватыш; последний герой тоже медведь: «Я всех вас давши».
Сказка-пьеса С. Я. Маршака «Теремок»
С. Я. Маршак создал добрую сказку. В его теремке живут вместе лягушка-квакушка; мышка-норушка; петушок-золотой гребешок; «серый ёжик, ни головы, ни ножек, горбом спина, на спине борона». Это добрые герои.
Но в этой сказке есть и злые герои – это: волк-зубами щёлк; «кумушка-лиса-рыжий хвост, глаза как свечи»; медведь-Михаил Иваныч.
В первых двух сказках звери живут дружно в теремке. Но вот приходит медведь и всё нарушает: нет домика, звери напуганы. Но в сказке С. Я. Маршака жители теремка дают отпор злым врагам в лице волка, лисы и медведя. Их теремок остаётся цел и невредим.