Как сформировать красивый почерк ребёнку?
Сейчас покажу сканы тетрадей с прописями. Автор — Горячева Ирина Анатольевна. Прописи продаются на официальном сайте РКШ (ссылка кликабельная и НЕ партнёрская, просто от души делюсь). Вы можете покупать их, а можете использовать в качестве примера, чтобы составить свою программу становления красивого почерка ребёнку.
Сейчас (май 2020), в связи с ситуацией в стране, на сайте РКШ в БЕСПЛАТНОМ доступе выложены PDF-файлы всех прописей. Вы их можете скачать, распечатать и пользоваться
Там есть не только прописи, но и методички к ним, что очень важно для успешного обучения ребёнка
А я сейчас расскажу о каждой.
Тетрадь и ручка
Часто плохой почерк связан с тем, что школьник неправильно размещает свою тетрадь во время письма. Это влияет на наклон ручки и чёткость букв. Чтобы легче передвигать руку по строке, нужно располагать тетрадку под углом 10—15 градусов, перемещая её вверх по мере заполнения листа. У «левшей» она наклоняется влево (зеркальное расположение).
Тетрадь должна быть в обложке. Это требуется не только для сохранения её вида, но также и для предотвращения скольжения. Современные обёртки слишком жёсткие, поэтому лучше не гнаться за модой, отдавая предпочтение старым изделиям. Классические прозрачные полиэтиленовые аналоги также окажутся подходящими.
Что касается ручки, то от её выбора также многое зависит. Если она окажется неподходящей, школьник не сможет держать её так, как нужно
При покупке изделия следует обратить внимание на следующие параметры:
- толщина;
- длина;
- форма;
- твёрдость стержня.
Подобные факторы — важные условия успешности формирования графического навыка. Идеальная длина ручки составляет 15 см. Слишком длинные и короткие варианты не подойдут. Изделия рекламного и подарочного типа также не следует брать. То же самое можно сказать и о плоских четырёхгранных вариантах, обладающих диаметром более 7 мм. Ребристые ручки неудобны для написания и требуют больших усилий во время письма, что существенно затрудняет процесс. Если паста маркая, лучше её заменить. Она должна писать при лёгком соприкосновении с тетрадным листом.
Важно, чтобы крохе не приходилось сильно надавливать на ручку. Одновременно с этим, она не должна писать чересчур толсто, иначе в тетради будет грязь
Лучше всего выбирать ручку с ребёнком, чтобы у него была возможность расписать её и почувствовать, удобна ли она.
Сделать красивый почерк у школьнике помогут чернила и перо. Малыш может испытывать некоторые трудности, но это отличная тренировка, которую показано проводить в домашних условиях. Перо имеет некое преимущество перед обычной ручкой. Дело в том, что оно пишет лишь при соблюдении необходимого угла и силы нажима. Ребенок приучится правильно его держать. В противном случае могут оставаться кляксы.
Использование перьевой ручки позволит выработать требуемое положение руки во время письма.
В ходе многочисленных исследований было подтверждено, что использование пера способствует выработке каллиграфического почерка.
Нарушение пространственного восприятия
Как правило, такая проблема легко решается. Однако это не означает, что её можно оставлять без внимания. Если мама замечает, как кроха путает буковки, или видит, что они у него будто бы зависают в воздухе, не нужно заставлять малыша переписывать работу по сто раз, это не решит проблему. Такой почерк лишь выступает проявлением недоразвитости восприятия пространства. Лучше подобрать подходящие упражнения. Исправить ситуацию поможет игра «Капризный фотограф».
Пускай ребёнок высадит в ряд любимые игрушки. Родителю придётся исполнить роль капризного фотографа, который всё время хочет пересадить зверушек. То он просит убрать мишку от лисички и разместить его возле мышонка, то хочет расположить зайчика правее. Такая весёлая игра помогает в развитии пространственного восприятия.
Показаны и так называемые графические диктанты, когда ребятишки проводят линии по клеткам согласно заданному алгоритму. В результате если всё выполнено правильно, получается смешное изображение.
Вообще, родителям не стоит забывать, что письмо — нелёгкая наука. Ни в коем случае не стоит перегружать малыша. Нужно так планировать занятия, чтобы каждые 15 минут ребёнок делал перерыв. Если предстоит длинный текст, необходимо его разбить на такие этапы, чтобы не возникало усталости и раздражения.
Не надо заставлять кроху писать в черновике, гораздо лучше воспользоваться калькой. Пускай положит её на лист бумаги с напечатанным образцом буковок. Вначале ребёнок обводит элемент несколько раз по кальке, а потом пишет букву в тетрадь уже без неё. Это позволяет сформировать красивый почерк.
Улучшить каллиграфию поможет и «зеброчка» — лист с наклонными линиями, между которыми одинаковый интервал, можно прикупить обычные школьные прописи. Бумага подкладывается под тетрадную страничку и буковки выводятся по просвещающимся линиям. Это позволяет добиться одинакового наклона и размера. Работа смотрится очень аккуратно. Использование «зебры» показано не только малышам. Этот способ даёт возможность улучшить почерк и у подростка. Упражнение несложное, но очень эффективное. Подбирать сложность упражнения нужно в зависимости от того, сколько лет вашему отпрыску.
Неразвитая моторика
Если элементы с изогнутыми линиями сильно искажаются, скорее всего, у ребёнка проблемы с мелкой моторикой. Такие дети «вылезают» за строку, у них получаются слишком крупные или мелкие буквы, а линии будто бы состоят из множественных зигзагов. Под мелкой моторикой подразумевается подвижность пальцев и кистей. Это немаловажный фактор готовности крохи к учёбе в школе. Как правило, большинство деток испытывают те или иные сложности с координацией движений. К счастью, задача решается довольно просто: необходимо постоянно тренироваться, выполняя специальные упражнения.
Перед уроком письма преподаватель обычно проводит пальчиковую гимнастику, которая включена в методику обучения для младшей школы. Поначалу упражнения могут даваться тяжело, но их регулярное выполнение в итоге вознаграждает отличным результатом.
Так, если сын или дочка испытывают подобные трудности, нужно почаще заниматься играми, направленными на развитие мелкой моторики. Существуют самые разные упражнения. Улучшить почерк у школьника можно при помощи игры «Твистер». Необходимо разместить на столе поле. Рука, которой малыш пишет, будет «танцевать», демонстрируя разнообразные движения, второй можно бросать кубик. Алгоритм следующий:
- Первый игрок (им может быть родитель) бросает одновременно два кубика и говорит, какой ему попался палец (нарисован белым на тёмной руке) и цвет. При выпадении светлой ладони можно «танцевать» на поле тем пальчиком, которым это удобнее всего делать.
- Второй игрок (ребёнок) исполняет свою задачу, ориентируясь на брошенные кубики.
- После этого участники продолжают выполнять задания, не отрывая пальцев от поля. Тот, кому не удаётся занять требуемую позицию, выбывает. Соответственно, оставшийся на игровом поле считается победителем.
Прописи для школьников
Такие прописи часто запрашивают в школе, чтобы дать те самые азы, которые так необходимы ребенку на начальном уровне обучения. Многие родители принимают решение приобретать дополнительные тетради, чтобы улучшать навыки ребенка дома. В любом случае, такие прописи дают все необходимые базовые знания, которые станут фундаментом в обучении ребенка грамоте и счету.
Прописи для 1 класса
Прописи для первоклассников можно смело назвать основными тетрадками в начальной школе. Задачей ребенка является научиться писать красиво и быстро. Для малыша такое задание кажется непреодолимо сложным. Времени в образовательной программе первого класса на прописи отводят очень мало.
Прописи содержат много картинок, которые делают обучение легче и помогают отвлечь внимание ребенка, когда в этом есть необходимость, от сложной задачи – обучения элементов строчных букв. Прописные буквы и слова
Прописные буквы и слова
Прописи для четырёхлеток
Это небольшие рисунки в виде забавных фигурок. Ребёнок обводит их простым мягким карандашом. По желанию можно раскрасить, дорисовать «друга», придумать историю. Но — только по желанию. Если желания нет — ребенок обводит линии и всё. занимает это занятие 5-10 минут и проводится 1-2 раза в неделю. Одна пропись стоит 120 рублей и рассчитана на год занятий. Называется она «Тетрадь для каллиграфического рисования детей четырёхлетнего возраста».
Ненавязчиво ребёнок приучается делать дело (сидеть за столом), правильно держать карандаш, выполнять всё старательно и аккуратно
Важно хвалить ребёнка и очень мягко направлять его. Если нет желания у малыша — лучше занятие отложить
Прописи для школьников
Чтобы ребенок научился красиво писать, а почерк у него сохранялся и не портился, нужно много заниматься. В школе учителя не придают большого значения правильной постановке руки во время письма и почерку. Но родители могут сами попробовать позаниматься с ребенком с помощью специальных прописей для школьников.
Каллиграфическое письмо — хороший навык, который может быть выработан у каждого ребенка. Скачайте и распечатайте прописи и потренируйтесь со школьником в написании красивых букв. В
Заметьте, что в этих прописях нет картинок или штриховок. В основном эти прописи направлены на тренировку хорошего красивого почерка.
Во время занятий обращайте внимание на то, как ученик держит ручку, как проводит линии. Следите, чтобы ребенок прописывал буквы без отрыва от бумаги
Не ругайте ребенка, если сразу у него не получается писать красивые буквы. Следите, чтобы ребенок начинал писать букву с нужной точки, а не так, как ему нравится. Например, начинают писать заглавную букву Р снизу вверх. Следите за этим. Сейчас во многих прописях даже стоят стрелочки и точки — ориентиры для деток. Покажите им эти стрелочки, объясните для чего они.
Надеюсь, прописи помогут вашему ребенку научиться красиво и правильно писать!
Прописи для дошкольников – буквы и цифры
Всевозможные прописи с прописными буквами и цифрами от 1 до 10 доступны для дошколят. Методический материал позволяет развивать руку, мелкую моторику, тренируют концентрацию и усидчивость во время выполнения заданий. Чтобы развивать логическое мышление у дошкольников, рекомендуется использовать материал, где встречаются цифры.
Русский алфавит с заданиями
Прописи с цифрами
Прописи для детей 5-6 лет
Развивайте красивый почерк у детей дошкольного возраста от 5 до 6 лет. Желательно заранее подготовить ребенка к школе, так как именно в этом возрасте они легко обучаемы и способны с легкостью познавать что-то новое. Если не позаботиться об этом заранее, то детям будет тяжело в начальной школе.
Прописные буквы от А до Я
Прописи по математике
Прописи для детей 6-7 лет
Для дошкольников от 6 до 7 лет желательно использовать прописи по математике, так как они смогут не только развивать руку, но и с легкостью запомнят цифры.
Важны вспомогательные пособия и по письму. С их помощью будет легко подготовить ребенка в школе или помочь ему в первом классе. Прописи по письму не только научат выводить элементы букв правильно и под нужным углом, но и будут способствовать тому, чтобы ребенок учился читать уже написанные прописные буквы, что часто вызывает проблему на начальной стадии обучения юного ученика.
Прописи по точкам
Такой вид обучающих материалов сегодня стал особенно популярным. Прописи по точкам рассчитаны для детей 5-6 лет.
Не всегда мышление ребенка в этом возрасте способно усваивать информацию о том, что ему нужно научиться писать и считать по определенным правилам, которые установлены системой образования. Такие стандартные методы могут не восприниматься малышом, поэтому лучше отдать предпочтение обучению в форме игры.
Обводим буквы по точкам
Обводим фигуры по точкам
Обводим цифры по точкам
Как улучшить плохой почерк ребенка: советы родителям
Неумение красиво и выразительно писать может привести не только к плохим оценкам и отставанию при конспектировании важного материала на уроке, но и к снижению самооценки школьника. Причин, влияющих на качество письма и формирование плохого почерка ребенка, может быть несколько
Неудобное положение ребенка во время письма. Это один из основных факторов формирования некрасивого почерка. Родителям стоит проследить за этим. Возможно стол, за которым учится ребенок, слишком высокий или, наоборот, низкий. Ребенку сидеть за ним неудобно. Спина находится в неправильном положении, а соответственно, и письмо выходит кое-как. Родителям стоит проследить за правильным положением спины и рук ребенка в течение 2-3 недель, а дальше такое положение войдет в норму школьника. Улучшится при этом и качество письма.
Неправильное положение тетради во время письма. Тетрадь должна лежать под углом 15 градусов вправо к краю стола
Это позволит ребенку сформировать правильные навыки письма, легко писать буквы и слова
Важно также обратить внимание на обложки для тетрадей. Они помогают не только сохранить опрятный вид тетради, но и позволяют ей свободно скользить по столу во время письма
Поэтому родители должны отдать предпочтение гладким обложкам, и не пользоваться модными жесткими.
Неправильное держание ручки во время письма
Это тоже довольно распространенная проблема. Часто дети слишком сжимают ручку или неправильно держат ее, что влияет на калиграфичнисть почерка. Письмо должно быть легким, без усилий. Ручку ребенок должен держать тремя пальцами, зажимая ее между большим и средним пальцами. Указательный палец должен быть сверху ручки. Родителям стоит обратить внимание на выбор ручки для письма. Выбирая со своим школьником или школьницей красивую ручку, они должны обязательно проверить качество письма, особенности пасты, а также удобство ручки. Часто дети хотят приобрести что-то яркое и особенное с канцтоваров, но таким принадлежностями очень часто трудно или неудобно пользоваться во время длительного письма.
Нарушение мелкой моторики рук. Это может проявляться при написании букв разного размера, наклонов их в разные стороны, неправильности завитков, слова выходят за пределы строк и тому подобное. Чтобы устранить эту проблему родителям стоит заняться вместе с ребенком специальными тренировочными упражнениями — завязывание шнурков, перебирание круп, которые можно превратить в интересное соревнование на время. Развить мелкую моторику рук помогают занятия по лепке, вышиванию, плетению и тому подобное. Благодаря систематическим ежедневным занятиям можно добиться быстрых впечатляющих результатов.
Особенности ЦНС
Существуют такие заболевания, когда сложности с письмом остаются на всю жизнь. Например, в случае дислексии, когда овладение требуемыми навыками существенно затрудняется.
Таким образом, чтобы помочь ребёнку улучшить почерк, необходимо вначале разобраться с причиной. При некоторых особенностях нервной системы каллиграфия может нарушаться. В таких случаях целесообразно не заставлять малыша по несколько раз переписывать текст, а показать его медицинскому специалисту, который даст ценные рекомендации и поможет решить проблему.
Дополнительная информация:
Как использовать слоги, чтобы научить детей читать слова
Письменные навыки через игру с чтением
Стихи о школе для детей начальных классов
Скороговорки для развития речи и дикции у детей
Дети у экрана: консультация для родителей как изменить отношение к игре
Пальчиковая гимнастика для мышц и мозга с примерами упражнений для детей и взрослых
Симптомы
Самостоятельно распознать дисграфию не так просто, потому что её можно спутать с началом освоения норм языка или незнанием грамматики. Например, если ребёнок неправильно пишет слово, он может просто не знать все правила или буквы. При патологическом нарушении ошибки на письме не связаны с незнанием или неумением применять орфографические правила: они однотипные и повторяющиеся.
Родителей должно насторожить, если ребёнок:
- меняет буквы на похожие;
- пишет слитно или раздельно те слова, которые этого не требуют;
- пропускает и переставляет буквы в словах;
- неправильно изменяет слово и не может образовать новое, например, «солнцевый» вместо «солнечный»;
- отзеркаливает буквы;
- пишет неразборчиво.
Рассмотрим виды дисграфии и разберёмся, как именно они проявляются.
Прописи для малышей
Вы думаете, что прописи только для подготовки к школе? Это не совсем так. Маленькие дети могут обводить по контуру или пунктиру простые картинки или большие буквы. Это прописи для малышей. В таких прописях почти нет текста, ведь ребенок еще не может читать. Зато они очень крупные, а картинки забавные. Почему бы не предложить малышу обвести веселого петушка по точкам или раскрасить утенка.
Деткам 4-5 лет можно предложить поиграть с графическими дорожками — это тоже своеобразные прописи. В таких прописях вы не найдете цифр или букв, они для малыша еще сложны. Но задания на логику или точность движений будут обязательно. Выполняя обводку фигур, проводя кривые и ровные линии ребенок осваивает ручку или карандаш, учится нажиму и рисованию без отрыва от бумаги.
Среди прописей для малышей можно выделить особую группу прописей — это штриховки. Они представляют собой рисунки, которые нужно заполнять ровными или пунктирными линиями, в зависимости от задания.
Прописи для детей 5-6 лет
Для детей 5-6 лет прописи будут с более сложными заданиями. В них включены печатные и письменные буквы, а также палочки, крючки и другие части из которых строятся письменные буквы. Но пунктирные линии в этих прописях сохраняются. По ним ребенок обводит буквы, учится вести линию ровно и без отрыва. Лучше обводить буквы в прописях хорошей ручкой, потому что работая карандашом, ребенок может слишком сильно нажимать на карандаш, а от этого будет уставать рука.
Используя такие прописи ребенок не только познакомится с буквами русского алфавита, но и станет лучше их запоминать, а также выучит как они пишутся письменно. Также в прописях для дошкольников часто встречаются цифры. Дошкольник знакомится с цифрами и счетом.
Прописи для детей 5-6 лет можно условно разделить на:
- прописи АЛФАВИТ,
- прописи ЦИФРЫ.
Вы можете бесплатно скачать по ссылкам прописи и распечатывать их по листочку для вашего ребенка.
Виды
Обычно выделяют «чистые» виды дисграфии, то есть одиночные, и смешанные.
«Чистые» виды дисграфии
Акустическая
Связана с нарушением фонемного распознавания.
Ребёнок не может различить близкие по звучанию звуки:
- гласные (голУби-голОби),
- мягкие и твёрдые (шлЯпа-шлАпа),
- звонкие и глухие (диктанТ-диктанД),
- шипящие и свистящие (маШина-маСина),
- аффрикаты, то есть сложные звуки (Центнер-Сентнер).
При этом отдельные звуки малыш произносит чётко и правильно, нарушений слуха у него нет.
<<Форма демодоступа>>
Оптическая
Связана с несформированностью зрительно-пространственных представлений — ребёнок не способен воспринимать пространство: величину, размер, положение, форму.
Обычно ребёнок:
- добавляет лишние элементы к буквам (петельки, палочки, крючки) или отнимает их, например, вместо «м» получается «л»;
- путает буквы с похожим написанием, но различным расположением в пространстве, например, «ш» и «т»;
- пишет буквы в зеркальном отражении — характерно для левшей.
В основном, оптическая дисграфия проявляется во втором классе, когда дети уже знакомы со всеми буквами — и печатными, и письменными.
Аграмматическая
Связана с недоразвитием лексико-грамматической стороны речи.
Ребёнку будет трудно:
- употреблять слова правильно: например, заменит землянику на клубнику, потому что последняя ему хорошо знакома;
- подбирать синонимы и антонимы;
- описывать предметы;
- называть несколько действий одного предмета подряд;
- образовывать множественное число, например, «ухи» вместо «уши»;
- подбирать уменьшительные формы, например, «козлёнки» вместо «козлята»;
- составлять приставочные глаголы, например, «заглянул» вместо «выглянул»;
- создавать относительные прилагательные из существительных, например, «кожевый» вместо «кожаный»;
- согласовывать части речи: например, «смешной девочка»;
- подбирать предлоги, например, «автобус едет на дороге»;
- строить сложные по структуре предложения и соблюдать последовательность членов предложения, например, «Мальчик по дороге шёл, но велосипедист за ним ехать» вместо «Мальчик шёл по дороге, а за ним ехал велосипедист».
Артикуляторно-акустическая
Несмотря на двойное название, тоже относится к «чистой» форме. Связана с нарушением артикуляции, звукопроизношения и фонематического восприятия.
Возникает, когда у ребёнка в устной речи проявляются нарушения звукопроизношения. Например, «Зелёный Зонт» он назовёт «Селёным Сонтом».
Дисграфия на фоне несформированности языкового анализа и синтеза
Связана с несовершенством восприятия, анализа и синтеза.
Ребёнку сложно:
- определить звук в слоге;
- назвать место звука в слове или последовательность звуков всего слова;
- придумать слова на заданный звук;
- собрать слово из звуков, особенно есть они даны в неправильной последовательности, например, «м, о, д» для слова «дом»;
- различить звук и букву, слог и слово, предложение и текст;
- удержать во внимании все буквы, слоги и слова на письме;
- верно написать слово, например, «весена» вместо «весна», «кулбок» вместо «клубок», «зииима» вместо «зима», «кур ица» вместо «курица», «облак» вместо «облако».
Часто в таком случае выпадают гласные. Например, «крц» вместо «курица».
Сюда можно отнести дисграфию, в которой сочетается два и более вида.
Необходимые принадлежности
Первый шаг к осваиванию каллиграфии — подбор набора принадлежностей. Вам понадобятся:
- перо или роллерная ручка. Первое — для более опытных, перья делятся на ширококонечные и остроконечные;
- тетрадь, бумага;
- мольберт.
Лучшие и наиболее доступные варианты ширококонечного пера для новичков:
- Leonardt;
- Speedball;
- Brause&Co.
Они бывают с держателями или без них. С держателями удобнее, оптимальный вариант для новичков — пластиковый или же корковый.
На первом этапе разница между перьями несущественна, так что выбирайте на свой вкус. Чтобы правильно вставить в держатель перо, для начала сделайте клин. Он размещается посреди лепестков и металлического ободка. Перо крепится со стороны, а не по центру.
Видеоурок для начинающих.
Существуют специальные перья для левшей
Обращаем ваше внимание на автоматические ширококонечные японские ручки. Они бывают разных размеров — от 1 до 6 мм
Начинающим рекомендуем брать те, что пошире.
Остроконечные перья применяют для так называемых стилей письма «с нажимом». У них по центру расщеп, при нажатии расходятся усики, и линия утолщается. Среди недорогих и доступных перьев также представлена Звездочка.
Когда перо и держатель собраны, пора подумать, на чем вы будете писать. Для занятий каллиграфией подходит не всякая бумага. Если она будет слишком рыхлая или тонкая, перо не сможет скользить и тушь растечется. В тематических магазинах вам быстро помогут с выбором, но если такой возможности нет, то подбирайте материал для эскизов или же не сильно впитывающий чернила.
Что касается чернил, то лучше покупать Sumi или Speedball. На первых этапах предпочтительно использовать туши Гамма и KOH-I-NOOR, они дешевые и есть в каждом магазине канцтоваров.
Полезное упражнение, которое поможет вам отточить навык каллиграфии.
Каллиграфические прописи
Рекомендуем применение каллиграфических прописей, это простой способ коррекции почерка. Образец перед глазами влияет на интуитивное копирование стиля и исправление ошибок. Попробуйте, если желаете поработать над стилем письма, не посещая курсов и не нанимая учителей. Можно взять пособия, которые советуют первоклассникам, они очень удачно составлены.
Как и в любом другом обучении, важно позаботиться о рабочем месте. Стол должен быть удобным, уберите с него все лишнее, организуйте освещение (вам нужно много света)
Если вы не собираетесь использовать прописи, вам следует самостоятельно расчертить бумажный лист. Новичкам лучше пользоваться простой ручкой, а со временем перейти к технологии написания перьями.
Полезные упражнения для новичков.
Определение понятия
Каллиграфия — это искусство оформления знаков в виртуозной, гармоничной и экспрессивной манере. Дословно переводится как «красивый почерк».
Впервые термин, которым обозначали выделяющееся красотой и четкостью письмо, упоминается в Европе шестнадцатого века. Но истоки этого искусства были открыты задолго до того, как такое письмо получило название. Де-факто каллиграфия зародилась и начала развиваться, когда люди только приступили к использованию символов для трансляции информации. Примером искусства писать красивым и ровным почерком являются иероглифы (четыре тысячи лет до н. э.). Письмо египтян в третьем веке до нашей эры вытеснили греки, и приблизительно с этого момента во всех частях мира наблюдаются письмена с разными техниками.
Сейчас главные формы каллиграфии — это открытки, свадебные поздравления, шрифты, граффити и графический дизайн. Впрочем, ее значение в том же учебном процессе явно недооценено. Среди крупных фирм Японии распространены уроки каллиграфии для сотрудников в обеденный перерыв. По мнению руководителей компаний, это дорогое занятие полезно для здоровья и творческого потенциала. А ведь японцы — наиболее работоспособная, креативная в сфере разработок и продвинутая нация. Еще в 80-х годах прошлого века каллиграфия победила в интересном эксперименте одной из самых крупных компаний (речь все еще о Японии), цель которого состояла в поиске методик для подготовки специалистов будущего.
Под каллиграфическим почерком подразумевается техника разборчивого, аккуратного письма. Учителя, работники архивов, библиотекари — примеры профессий, для которых каллиграфия — необходимость, а не каприз.
Вступительный видеоурок.
Пишем буквы по клеточкам и точкам
Первые печатные буквы малыш может учиться писать в момент обучения чтению. Если возраст ребёнка старше 3,5 года, можно параллельно давать , чтобы малыш сразу учился письму. Писать печатные буквы полезно не только для их успешного запоминания. В старшем дошкольном возрасте дети смогут учиться самостоятельно писать простые слова и делать звуко-буквенный анализ, даже не владея письменными буквами. *Ребёнку, умеющему писать слова печатными буквами, будет легче делать это письменными.#
Малышу поначалу проще обводить буквы по точкам. После того как ребёнок запомнит название, потренируется находить букву среди других и сможет называть несколько слов, начинающихся с этой буквы, можно переходить к письму. Начинать лучше всего с обводки крупной буквы пальцем. Существуют хорошие пособия для самых маленьких, в которых буквы выполнены из различных текстур. Их можно сделать самим, вырезав из бархатной бумаги или фетра. Взрослый показывает направление линий, а малыш повторяет вслед за ним. После этого можно предложить ребёнку обвести букву по точкам. Точки должны быть расположены очень близко между собой. Минимальную высоту букв рекомендуется брать от 1,5 см и больше. *Чем младше ребёнок, тем крупнее должны быть изображения.# После того как малыш поймёт, как обводить буквы по точкам, нужно предложить задание посложнее. В нём будет несколько опорных точек, после соединения которых должна получиться буква.
О технике письма
Русская каллиграфия не имеет принципиальных отличий от других, правила универсальны.
Держать перьевую ручку можно так же, как и шариковую, но все же рекомендуется делать это правильно
Важно крепко держать перо. Безымянный палец и мизинец — опора, средний поддерживает ручку, держат ее большой и указательный пальцы
С шариковой ручкой нужно обращаться пожестче, давить, с перьевой же следует вести себя нежно, иначе будут брызги.
Когда попрактикуетесь держать ручку, можете приниматься за написание. Приготовьте воду — вы будете промывать перо каждые несколько минут. Макайте в чернила перо, пока оно не дойдет до середины скважины, и приступайте к работе.
Для вас — бесплатный урок каллиграфии для начинающих.
Подготовка руки к письму: учимся правильно держать ручку и карандаш
Как правильно и неправильно держать карандаш при письме и выполнении графических работ: это надо знать!
Признаки неправильного навыка использования карандаша или ручки ребенком – дошкольником:
Первое. Ребенок неправильно держит карандаш и ручку – он держит «щепотью» (собирает пальцы в горсть вместе) или даже в кулаке.Второе. Неправильное положение пальцев при удерживании ручки или карандаша. Оно проявляется в том, что карандаш лежит не на среднем пальчике, а на указательном.Третье. Ребенок держит карандаш или ручку слишком близко к грифелю, либо слишком далеко от него.
Чтобы исправить эти ошибки, сделайте с ребенком игровое пальчиковое упражнение «Строим буквам дом», которое поможет научиться правильно держать в руке ручку:
Возьмите карандаш или ручку правильно (удерживайте карандаш между большим и средним пальцами, при этом отступите от нижнего края – грифеля карандаша — вверх несколько сантиметров), сверху поставьте на карандаш указательный палец. Указательный пальчик может свободно двигаться вверх – вниз, и карандаш при этом не упадет, так как его прочно удерживают большой и средний пальчики. Покажите ребенку, как это делать – «постучите» указательным пальчиком по карандашу. И скажите вместе с ребенком ритмично стихотворение, поднимая и опуская указательный пальчик в ритм стихов (стучим указательным пальчиком: «тук-тук»):
Тук-тук, молотком, Мы построим буквам дом. Тук-тук, молотком, Поселяйтесь, буквы, в нем.
Это упражнение позволяет ребенку понять, как правильно держать в руке ручку и карандаш.
Еще одна типичная ошибка ребенка. Четвертая ошибка – неправильное положение кисти руки при письме или выполнении графических заданий.Как правильно держать карандаш или ручку – верхний край карандаша или ручки должен быть направлен к плечу пишущего.Как неправильно держать карандаш или ручку – кисть вывернута, верхний конец карандаша или ручки «смотрит» в сторону или от себя. Кисть и локоть свисают над столом. Покажите ребенку, куда должна «смотреть» ручка – в сторону его плеча пишущей руки.
Еще о развитии мелкой моторики и подготовке руки к письму Вы можете найти интересную информацию, игры и упражнения в статьях сайта:
— Пальчиковая гимнастика
А в конце статьи — еще несколько идей по подготовке руки к письму в очень радостном видеоролике для хорошего настроения Вам и Вашим детям! Вы увидите в нем современные пособия, которые используются в детских садах для подготовки руки детей к письму, развития мелкой моторики и зрительно-моторной координации. И — это мне было очень приятно — в нем есть и текстильные игрушки моего любимого «Наивного мира» (все, кто был на Интернет-Мастерской развивающих игр, которую я веду ежегодно весной, помнят эти игрушки. Ведь «Наивный мир» — это постоянный, неизменный и очень душевный спонсор «Родной тропинки» и Мастерской игр «Через игру — к успеху!»)
Желаю Вам и Вашим детишкам успехов!
Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей». Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для
Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для
Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»