Папки — передвижки «Осень» для дошкольников: содержание папок
В каждую из трех папок вошли страницы:
- Что знает ребенок этого возраста об осени — о чем ему рассказать.
- Картинки об осени для рассматривания с ребенком.
- Развивающие осенние игры и эксперименты.
- Стихи об осени для чтения детям и заучивания наизусть.
Каждая страничка имеет формат альбомного листа — А4 (вертикально расположенного).
Материал каждой папки разработан с учетом возраста детей и всех методических требований к ознакомлению дошкольников с окружающим миром.
Все листы папок красочные и яркие, реалистичные и составлены так, чтобы картинки можно было рассматривать с ребенком, обсуждая осенние явления в природе.
Мы очень старались создать в каждой папке особое настроение и посмотреть на осень глазами ребенка! А также нести всем вам — нашим читателям — радостное настроение и улыбки! Поэтому папки получились очень светлые и добрые, очень солнечные и несущие вам наше тепло!
Авторы папок — передвижек «Осень»: я, Валасина Ася, кандидат педагогических наук в области дошкольной педагогики, педагог — практик, автор этого сайта «Родная тропинка». И дизайнер Анна Новоярчикова.
Все материалы папок-книжек можно передавать друзьям, коллегам, знакомым, скачивать и распечатывать, использовать в детских садах, центрах, семьях. Мы — создатели этих папок — будем рады, если наш труд будет востребован и нужен людям, и как можно больше людей им воспользуются! Поэтому мы делаем эти папки свободными для распространения и получить их можно без всяких оплат и подписок.
Простейшие варианты
Юным художникам по силам изобразить грустный природный сезон.
Мастер-класс для начинающих поэтапно карандашом:
- Бумажный холст разделяют линией горизонта.
- Передний план займут деревья, чьи тёмные, как бы пропитанные влагой, стволы имеют разную толщину и располагаются с небольшим уклоном. Их основания слегка волнисты.
- Далее выделяют реку с неровным берегом.
- Прорисовываются древесные ветви, кустики, трава и опавшая листва на прибрежном участке.
- Штрихуют приствольную тень.
- У заднего фона размытый вид, ассоциирующийся с сыростью и пасмурностью.
- Небо пополняется тяжёлыми облаками.
- Реалистичности прибавит птичья стая, улетающая на зимовку.
Карандашной техникой передают светотень и объёмность предметов, а ошибки исправляют ластиком. Вместо речки может быть показана дорога в парковой аллее, уходящая сужаясь вдаль, одинокая фигура, бредущая по ней, фонари на обочине.
- Набросав эскиз, фломастером обводят контуры.
- Кроны жёлтые, затенённые с одной из сторон с помощью светло-коричневого карандашика.
- Зелёным пятном обозначают землю и ёлочки.
- Придают цветность человеческому силуэту.
Задумываясь, как нарисовать осень карандашом, обращаются к собственным сюжетам или срисовывают с основы.
Интересный замысел – зонтик, забытый на скамеечке.
- У скамьи ножки рисуют под углом.
- На раскрытом куполе выделяют спицы, ручку.
- Штрихами вырисовывают лужицы и листочки на асфальте.
- Можно добавить косые чёрточки идущего ливня.
Выходит очень ностальгическая картинка.
Советы для юных художников-дошкольников
Советский педагог В.А. Сухомлинский убеждал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»
Древние греки приучали детей к рисованию, считая его важной частью образования и воспитания
Напоминание родителям: малыши, далёкие от сухой логики, не замечают множества мелких деталей, которые трудно запомнить и изобразить. Для них смысл рисования — в цветовой гамме, связанной со временем года.
Педагоги предлагают пошаговую инструкцию для маленьких детей, рисующих осень.
Познакомить ребёнка с темой по готовым картинкам
Обратить внимание на осенние цвета, деревья, реку, улетающих птиц.
Научить раскрашивать фон рисунка, проводить линию, разделяющую небо с землёй.
Показать самую простую технику с использованием штампов.
Производить отпечатки на бумаге – одно из любимых детских занятий.
Крохе, ещё непонимающей секретов пейзажа, будет интересно с помощью взрослого превратить отпечаток своей ладошки в кленовый лист.
Второй вариант: ребёнок обводит лесные листья по контуру, полученные изображения раскрашивает. Если подрисовать стволы, то из отпечатков получаются деревья.
Как рассказать об осени интересно?
Наблюдать за изменениями природы не только познавательно, но и интересно для детей. Если проявить смекалку, можно организовать десятки увлекательных занятий и игр по теме. Это и загадки, и стихи об осенней поре, и проба урожая. Для закрепления материала полезно использовать задания с картинками.
Примеры:
-
- Дидактическая игра «признаки осени» с карточками. Для проведения необходимы следующие материалы: силуэт дерева, карточки с признаками разных времен года. Взрослый предлагает найти среди них осенние картинки и прикрепить их к дереву.
- Подвижная игра. Дети делятся на команды по 5-6 человек. Перед каждой командой ставится коробка с осенними и летними картинками. Игроки выстраиваются в шеренги, по одному как можно быстрее находят нужные карточки, бегут и прикрепляют их прищепками к натянутой веревке. Затем передают эстафету следующему игроку из команды – и так пока не сыграют все участники. Группа, которая справилась быстрее, поднимает руки. В конце дети обсуждают развешанные признаки осени и называют новые.
- На прогулке. На улице взрослый просит детей найти и показать признаки наступившей осени. Можно поделиться на 2 команды и обозначать найденные варианты яркими лентами (например, желтой для первой группы детей и красной для второй). Побеждают те игроки, которые отметят большее число правильных признаков.
- Игра «отметь признаки осени». Перед ребенком кладутся карточки с признаками разных времен года. Простым карандашом он помечает только те, которые характерны для осени. Пример:
В России первый признак осени – это еще спешащие на свой первый урок ученики. 1 сентября празднуется День знаний, и все школьники приходят нарядными. Природа обозначает приход осенней поры пожелтением крон берез, вязов, лип, появлением опят на полянках в лесу, парящей в воздухе паутиной. Весь мир вокруг постепенно преображается!
Видео о том, как нарисовать рисунок «краски осени» для срисовки
Для тех, кому нравится срисовывать картинки, найдется особая рубрика в этой подборке осенних картинок. На самом деле не так-то легко срисовать с готового образца пейзаж. Здесь нужно учесть:
- каждую деталь,
- размеры отдельных предметов,
- масштаб всей картины,
- естественность.
К тому же, на ваше усмотрение остается выбор цвета. Поэтому срисованные с образца картинки можно смело считать самостоятельными работами. Именно вы оживляете пейзаж, показываете, как ярко светит солнце, как «гуляет» ветер и как шумит листва.
Стоит особое внимание уделить подбору цветовой гаммы для оформления работы, название которой говорит само за себя: «краски осень». Осень разнообразна, не сосчитать цветов и оттенков, в которые окрашиваются небо, кусты, деревья и пожухлая трава. Вся цветовая палитра может уместиться на одном листе бумаги, если речь идет об осенних красках
Вся цветовая палитра может уместиться на одном листе бумаги, если речь идет об осенних красках.
Легкие осенние рисунки в детский сад
Рисование – любимое занятие даже самых маленьких карапузов. Да, порой детям сложно четко нарисовать что-то определенное. Им не хватает опыта и уверенности. Именно поэтому в этом разделе представлены работы, что понятны малышам. Эти картинки легко повторить. В них нет множества мелких деталей, которые карапузы обычно пропускают.
Можно использовать различные инструменты, чтобы делать отпечатки листьев:пробки, тубусы от бумаги, зубные щетки, кухонную губку, ватные палочки, ладошки, настоящие листочки. Малыши очень любят делать отпечатки.
Основная тема этих рисунков – осень. И, чтобы подчеркнуть красоту этой поры года, предлагается малышам познакомиться с яркой палитрой осенних красок. Детки оценят и то, что осень допускает свободу выбора расцветки:
- Зеленая;
- Желтая;
- Коричневая;
- Красная;
- Коричневая.
А еще синяя, сиреневая и черная. То есть, малышам не сложно будет нарисовать самую настоящую осень.
Мастер-класс по рисованию осень для детей 2-5 лет.
Автор
Понадобятся:
- Белый карандаш
- Толстая мягкая кисть
- Гуашь
1. Белым карандашом на голубом листе рисуем силуэт дерева и траву.
2. Желтую краску перемешиваем с небольшим количеством краски. Набираем большое количество краски на кисть и «тыкаем» на кроне.
3. Добавляем больше желтого, и снова тыкаем кистью хаотично по кроне.
4. Белый смешиваем с желтым и охрой (или светло-коричневым), а также добавляем зеленый. Штрихами рисуем траву.
5. Добавляем в смесь более темный зеленый и поверх травы рисуем темные мазки.
6. Смешиваем белый, чуть-чуть коричневого и синего. Получаем светло серый и рисуем ствол березы.
7. Теперь на крону наносим чисто желтые пятна.
8. По желанию рисуем облака.
9. Коричневым с синим делаем полоски на стволе березы.
Осенний рисунок мелками
Заранее вырезаем из плотной бумаги шаблоны осенних листиков.
Вырезаем листики
Кладем шаблон на альбомный лист.
Прикладываем к листу бумаги
Тщательно закрашиваем все пространство вокруг него восковым мелком, направляя штрихи от центра к периферии. Раскрашиваем березовый листик.
Березовый листик
Раскрашиваем кленовый лист.
Кленовый лист
Поднимаем лист – остаются только его контуры, вокруг которых мы видим настоящий взрыв яркого цвета.
Остается контур
Такое нестандартное рисование по теме осень в детском саду поможет развить у ребенка интерес к творчеству и пробудить в нем желание создавать новые интересные композиции и картины.
Яркий осенний рисунок мелками
Помощь рисующим школьникам
Небольшая инструкция поможет ученику выполнить урок на тему: «Как легко нарисовать осень гуашью».
- Лист бумаги делят пополам по ширине, чтобы обозначить горизонт.
- Верхняя часть закрашивается голубым цветом, можно добавить белые облака.
- Карандашом намечают дерево, тропинку, траву.
- Делают фон почвы.
- На кисть набирают жёлтую краску и методом «тычка» хаотично заполняют крону дерева.
- Добавляют оранжевые, зеленые крапины – получается листва.
- Траву прорисовывают сначала зелёными штрихами, затем смесью жёлтой и коричневой краски.
- Ствол дерева красят коричневым цветом. Если нужна берёза, на коре делают пятнышки.
Рисунок готов.
Игры
Развивающие игры в группе облегчают процесс запоминания информации. Для малышей от 4-5 лет подходят следующие виды развлечений:
Какой это лист? Распечатайте изображение листьев от рябины, дуба, березы, клена и т.д. предложите на скорость определить принадлежность листочков к кустарникам, деревьям. Названия нужно выучить или проговорить заранее. Собираем урожай. Понадобятся игрушки фруктов, овощей, корзинки, грибы и т.д. Разложите предметы по полу. Постройте малышей. Включите музыку, расскажите, какой урожай собирают осенью. Разделите воспитанников на 2 команды. По команде дошкольники должны собрать как можно больше урожая в корзинки. Победитель выявляется по результатам подсчета добычи. Найди отличия. Дети учатся сравнивать, выявлять несовпадения
Развивается внимание, зоркость, скорость реакции. Придумай название
Предложите рассмотреть красивую картину с осенним лесом, домом под дождем, женщины с девочкой на прогулке и т.д. Дайте задание: придумать название для рисунка и небольшой рассказ по сюжету. Игра развивает речь, фантазию, воображение. Создадим композицию “Осень для детей” вместе. Для этого понадобятся иллюстрации с изображением осенних деревьев, листьев, туч, дождя и т.д, клей, ножницы
Приготовьте материалы и раздайте детям. Пусть вырезают, наклеивают на чистый альбомный лист. У каждой группы получится свое видение природы после лета.
МАСЛЯНЫМИ КРАСКАМИ.
А вот несколько примеров картин, где осень изображается уже мазками масляной краски. Очень красивая техника крупных мазков. В трех полотнах ниже сразу угадывается ОДНА И ТА ЖЕ РУКА МАСТЕРА. Потому что мы видим что мазок одинаковых во всех трех осенних картинах — пейзаж со скамейкой, пейзаж с ковром из листьев и пейзаж с дорогой в парке.
А вот другой мазок мастера и уже другие возможности передать прозрачность воздуха и синеву далеких гор. Ломаные силуэты елок
Каждый художник, работающий с маслом создает свою родную ему манеру «кладки масла».
Посмотрите какие разные мазки передают форму осенних листьев
И все равно каждый раз, мы видим осенний пейзаж и неважно какая техника и форма листа у мастера. Значит, кладите мазок как душа просит и рука хочет — и у вас в любом случае получится нарисовать маслом Осень, Как Она Есть
Как нарисовать красивый осенний пейзаж природы карандашом поэтапно для начинающих?
Сейчас мы расскажем вам, как нарисовать яркий осенний пейзаж при помощи самых обычных простых карандашей, которые можно купить в любом канцелярском магазине.
Шаг 1. На чистом листе бумаги сначала намечаем примерное местонахождение нашего забора. Для этого ниже середины листа и чуть вправо рисуем короткую вертикальную линию. Затем рисуем пересекающую ее горизонтальную полосу и две полосы внизу, идущие до вертикальной.
Шаг 1
Шаг 2. Намечаем деревья. Для этого рисуем, как показано на рисунке две вертикальные линии. Деревьям рисуем крону — крупные овалы неправильной формы. На дальнем плане обозначаем лес кривой горизонтальной линией.
Шаг 2
Шаг 3. Детально прорисовываем забор. Всего должно получиться 7 вертикальных кольев. Две нижние горизонтальные линии, которые мы рисовали в начале — прутья за кольями. Их также обводим. Под забором можно обозначить траву.
Шаг 3
Шаг 4. Делаем наши деревья объемными — добавляем пышную крону, не очень толстые стволы. Обязательно прорисовываем веточки в кроне, чтобы рисунок смотрелся более натурально. На переднем плане обозначаем тропинку. Можно увести дорожку вдаль, а можно сделать так, как на фото.
Шаг 4
Шаг 5. «Детальнее некуда». Так можно было бы назвать эту часть работы. Все детали, которые были задуманы необходимо перенести на бумагу. Это облака, прорисовка листьев, коры, травы на переднем плане. На заборе нарисуем маленькую пташку.
Шаг 5
Шаг 6. Берем ластик и удаляем все лишние штрихи. так сказать «подчищаем» рисунок. Линии должны быть плавными, одинарными. Поскольку человек — не робот, рука даже опытного художника может иногда дрожать и выдавать не идеальные линии.
Шаг 6
Шаг 7. Берем цветные карандаши в количестве 5 штук: 3 оттенка зеленого (от светлого к темному) и два оттенка желтого (один лимонный, другой более теплый, смесь лимонного и охры). И при помощи этих карандашей вертикальными короткими штрихами начинаем рисовать траву на первом плане и на дальнем
Обратите внимание, что трава на первом плане прорисована более детально, в отличие от дальнего
Шаг 7
Шаг 8. При помощи красного, серого и желтого цвета рисуем дорожку и камни. На дорожке оставляем несколько красных небольших пятен — это опавшие листья.
Шаг 8
Шаг 9. Черным карандашом прорисовываем стволы и ветки берез. Не забываем о том, что стволы у берез окрашены полосками (используем для этого черный и серый карандаши), а ветки можно нарисовать черным. У кустов стволы закрашиваем коричневым.
Шаг 9
Шаг 10. Теперь играем красками! Берем зеленый, коричневый, красный, оранжевый, желтый и лимонный карандаши (если есть больше оттенков в наборе — задействуйте и их обязательно!). Всеми этими цветами рисуем крону у деревьев и кустов. Для этого вспоминаем осень и то, какими цветами обычно осенью окрашена листва. Для березы можно взять желтый и оранжевый, для остальных кустов — красный, зеленый, желтый, лимонный, коричневый серый. Также подойдут бордовый, болотный, изумрудный. В последнюю очередь добавляем красок нашей птичке.
Шаг 10
Шаг 11. При помощи серого и коричневого карандашей прорисовываем наш забор. Не забываем о том, что забор находится на первом плане, а значит должен быть нарисован достаточно хорошо и детально.
Шаг 11
Шаг 12. При помощи зеленого, желтого и оранжевого карандашей рисуем дальний план. А на дальнем плане у нас лес. Нарисуйте такой лес, чтобы смотря на него, хотелось туда отправиться.
Шаг 12
Шаг 13. В начале работы мы наметили простым карандашом облака. Теперь при помощи синего и фиолетового мы будем раскрашивать небо и те самые облака. Легкими вертикальными движениями синего карандаша обозначьте небо, а еще более легкими движениями, но уже фиолетового карандаша придайте объем облакам.
Шаг 13
Шаг 14. Доведите рисунок до совершенства, исправьте мелкие недочеты. Фиолетовый карандаш на облаках можно слегка растушевать пальцем или сухой кистью. Рисунок готов! Теперь вы умеете рисовать простой осенний пейзаж при помощи коробки цветных карандашей!
Шаг 14
Рисунок осень в детский сад красками:
Любой детский осенний рисунок, нарисованный с помощью красок или карандаша, пестрит яркими цветами. У кого-то любимая пора ассоциируется с гроздьями рябины, у кого-то с унылым дождем, а для других – это грибной сезон. Технику рисования красками детсадовские малыши только начинают осваивать, поэтому для них выбирают работы попроще и часто применяют готовые шаблоны.
младшая группа, пошагово
Личный осенний рисунок
На коричневом листе бумаги ребенок обводит свою ладонь. Затем ее вырезают и приклеивают к белому фону – это будет основа дерева.
Осеннее дерево
Техника рисования такого дерева настолько простая, что даже трехлетний малыш ее освоит. Для работы распечатывают шаблон ствола, готовят краску, кисточку и круглую щетку.
На отдельные тарелочки выдавливают краски разных тонов: желтую, оранжевую, коричневую и красную. Щетку опускают в один из цветов и прикладывают к дереву, изображая листья. Затем ствол дерева окрашивают коричневым цветом.
Пальчиковое рисование
Свое видение мира дети могут передать с помощью отпечатков пальцев. Рисунки в такой технике получаются неповторимыми и уникальными. Изначально предметы изображают оттисками ладоней, а затем переходят на пальчиковое рисование. Для работы подбирают специальные краски, которые безопасны для малыша.
В центре листа изображают коричневый ствол дерева. Затем, окуная пальчики в желтые и красные тона, оставляют вокруг него отпечатки разноцветных «листьев».
средняя группа, поэтапно
Образовательная программа средней группы обязательно включает осеннюю тематику. Для работы применяют разнообразные техники и нетрадиционный подход.
Рисование восковой свечой
Для работы необходимо:
- лист офисной бумаги;
- свеча;
- краски;
- осенние листья разных форм.
Лист помещают под бумагу и трут по поверхности свечой. Оттиск покрывают краской. Там, где образовались выступы, останутся просветы. Повторяют подобные шаги с другими листьями.
Техника рисования восковыми мелками
Чтобы изобразить листы, понадобится офисная бумага и восковые мелки.
Осенний пейзаж
Материалы:
- эскиз дерева на бумаге или картоне;
- коричневый карандаш или масляная пастель;
- пальчиковые краски;
Для начала рисуют на бумаге контур дерева или распечатывают готовый шаблон. Ствол покрывают коричневым карандашом или масляной пастелью.
На палитре готовят пальчиковую краску коричневого, желтого, красного и оранжевого цвета.
Опускают палец в один из цветов и прижимают его к бумаге. Для живописи можно использовать один или все пальцы.
Делают разноцветные оттиски до тех пор, пока дерево не заполнится осенними листьями. У его основания наносят желтую краску одним мазком пальца.
К пейзажу можно добавить опавшие листья или подрисовать птиц и облака. В конце работу обязательно сушат.
старшая группа, мастер класс с фото
Техника рисования в старшей группе немного усложняется. Если на бумагу переносится дерево, то в нем уже видна особенность строения кроны, утолщенный ствол и свой цвет коры. В детских рисунках должна выдерживаться пропорция, композиция «близко-далеко» и возможности цвета.
«Мокрый» осенний пейзаж
Материалы и инструменты:
- акварельная бумага;
- мягкие кисти с заостренным кончиком;
- зубная щетка;
- набор акварельных красок и палитра;
- стаканчик для смачивания и промывки кистей.
Растительные принты
Используя фрукты и овощи, можно создать интересные отпечатки на бумаге. Такая техника безусловно понравится деткам.
Материалы:
- фрукты (яблоки, груши, апельсины, бананы, лимоны);
- овощи (брокколи, цветная капуста, сладкий перец, картофель, морковь, кукуруза, грибы, китайская капуста);
- нож;
- разделочная доска;
- белый картон;
- бумажный эскиз (по желанию).
На стадии разрезания овощей и фруктов детям необходима помощь взрослых. Перед работой фрукты и овощи моют и сушат. Примерная нарезка:
- яблоки и груши — разрезают вдоль пополам;
- бананы — пополам;
- апельсины и лимоны — поперёк пополам;
- кукуруза – пополам, вставляют трубочку для ручки;
- перец — поперёк пополам, удаляют семена;
- брокколи и цветная капуста — разделить на отдельные соцветия;
- грибы – ломтиками или в длину пополам;
- картофель и морковь — на четверти или конкретные формы, например, цветок или звезду.
Рисование ватными палочками
Сравнительно новая техника детского творчества – нанесение рисунка на бумагу красками и палочками очень нравится детям. Для такого творчества необходима бумага, ватные палочки и гуашь, разведенная водой. Точечные узоры наносят на лист слегка примакивая.
Игра «Листочки большой и маленький».
Цель: учим понятия «большой – маленький».
Для игры понадобятся листочки – большие и маленькие.
Можно использовать настоящие осенние листья или вырезать листочки из бумаги.
Суть игры: Складываем большие листики в большую коробочку, а маленькие – в маленькую.
Это задание будет довольно просто выполнить деткам от 2 до 3 лет.
А вот у малышей от 1 до 2 лет могут возникнуть трудности («вы начинаете знакомить малыша с заданием, а он улыбается и убегает от вас в другую комнату» — знакомая картина, правда?).
Чтобы малыш успешней справился с выполнением задания, важно провести «ритуал знакомства» c заданием. Например:
Например:
- Рассмотрите с ребенком большой листочек. Скажите «вот бо-о-ольшой листик». Слово «большой» выделите соответствующим голосом. «Давай покажем, какой этот листочек «большой», вот такой бо-о-льшой» — расставляем широко руки в сторону, показывая знак «большой», побуждаем ребенка повторить за вами этот жест (если он затрудняется – разводим его руки в стороны сами).
- Берем маленький листочек. «А этот листочек «маленький» (произносим слово «маленький» «тоненьким» голосом.) Давай покажем, какой этот листочек «маленький» (сводим руки близко друг к другу, показывая знак «маленький размер», побуждаем ребенка повторить за вами этот жест, помогаем ему это сделать, если он сам затрудняется).
Эта предварительная работа – выделения слов «большой» и «маленький» особым голосом, показывание ручками размеров «большой», «маленький» — очень важна. С ее помощью ребенок лучше поймет смысл задания и ему легче будет его выполнить.
3. После того, как с понятием «большой – маленький листик» вы поработали, можно переходить к выполнению задания. Покажите малышу, что большие листики надо складывать в большую коробочку, а маленькие в маленькую. Попросите его разложить все листочки по коробочкам правильно.
Как можно помочь ребенку:
— вместе определяйте размер листочка (мама проговаривает какой это листочек — большой или маленький).
— направлять руку ребенка с листочком к нужной по размеру коробочке, если малыш ошибается.
— если малыш затрудняется в выборе нужной коробочки – можно просто подставлять нужную коробочку под ручку малыша и просить «бросить большой листочек в большую коробочку».
Кажется, что при такой «помощи» мама почти все делает за ребенка. Но это не так! В процессе совместного выполнения задания малыш активно учится. Его глаза смотрят и запоминают (он рассматривает большие и маленькие листики), его уши слышат и усваивают (он постоянно слышит как мама сравнивает листочки по размеру), его руки «делают» (малыши очень хорошо усваивают знания, если они подаются через «движение»).
После того, как ваш ребенок выполнит несколько раз это задание вместе с вами и с вашей помощью – он почувствует себя уверенней, лучше усвоит все необходимые понятия и начнет справляться с подобными заданиями самостоятельно.
Осенние картинки
Тематическую папку “Осень картинки для детей в детском саду” нужно наполнить разными изображениями, фото. Сюжет рисунков можно условно разделить на несколько групп.
Признаки осени
На иллюстрациях обязательно изображаются разноцветные листочки, дождь, лужи, предметы осенней одежды, птицы, улетающие на юг. По картинкам ребенок ориентируется в смене погодных условий, сможет выбрать обувь и куртку для прогулки самостоятельно.
Сбор урожая
Картинки о сборе урожая для детей в детском саду необходимы для общего развития детсадовцев. Расскажите им о фруктах, овощах, произрастающих в вашем крае, о времени их созревания, тяжелом труде крестьян. Затроньте тему осенних даров на полях, в лесу.
Осенний лес
Покажите, как меняется вид леса в сентябре-октябре. Подробно остановитесь на цветах, оттенках, красоте природы. Опишите, как одеваются люди для прогулки по роще, парку. Предложите собрать осенний букет к следующему уроку. Золотая осень должна восхитить детсадовцев, чтобы они запомнили это время года не дождями и ветрами, а яркостью и насыщенностью красок.
Животные
Рассмотрите, как меняется шерстка у лесных зверей, что они делают перед зимней спячкой, как проходит сбор урожая у них. Не забудьте обогатить словарный запас дошкольников новыми понятиями: желудь, дуб, линька, логово, стая, клин и т.д. Объясните, почему перелетным птицам нужно лететь на юг, какие из них остаются зимовать без перелета.