Презентация на тему буквы русского алфавита. буква ж, ж 1 класс

§ Понятие о звонких и глухих звуках

В русской речи помимо твердости и мягкости, различают звонкость и глухость звуков. Фонетика дает четкое понятие о том, будет согласный звук звонким или глухим.

Звонкие звуки произносятся речью, когда воздух с шумом преодолевает препятствие во рту и происходит колебание связок.

Звонкие звуки Глухие звуки

Глухие согласные звуки говорятся исключительно при помощи шума, голос здесь не задействуется, а голосовые связки находятся в расслабленном состоянии.

Во многих школах учителя заучивают с детьми следующую фразу: «Степка хочешь щец?» — «Фи!».  Здесь представлены согласные звуки, которые в русском языке являются глухими.

Для запоминания и различия звонких согласных от глухих, разбиваем их на пары. Всего их 11, если учитывать мягкие согласные (исключение -) -; -; -; -; -.

Итак, мы выяснили, что в алфавите буквы дают несколько звуков. Это зависит от положения буквы в слове. В конце слога звонкий звук приглушается, то же происходит, если буква стоит перед глухим согласным, например «голубка». На письме используем звонкую согласную, а говорим «голупка».

Как разгадать ребус, в котором масса букв?

Несколько сложнее бывает раскусить, что же зашифровано в ребусе с буквами. На первый взгляд, такая задачка может показаться лишенной смысла. Зная основные правила, найти правильный ответ будет не так уж сложно, как кажется сначала. Итак, как решать ребусы, которые состоят из сплошных буквосочетаний или комбинаций их с картинками.

  1. Если в ребусе изображены буквы, при этом одна из них или несколько находятся внутри другой литеры, то их нужно проговорить с добавлением предлога «В».
  2. При изображении букв или буквосочетаний, расположенных одно над другим, их название нужно читать с добавлением предлогов «на», «над» или «под».
  3. Иногда в головоломке изображен символ, состоящий из множества повторений другой буквы или слога. В этом случае, к разгадыванию ребуса непременно нужно добавить слог «из».
  4. Если изображение литеры или слога включает в себя другую букву или слог, повторяющийся несколько раз – то используется предлог «по». Этот же предлог используют, если у какого-то символа вдруг отросли ноги, и он шагает по другой букве или слогу.
  5. Если изображение шарады включает в себя буквы, расположенные на разном плане – одни ближе, другие дальше, значит, к разгадке добавится предлог «за». За буквой на переднем плане – буква на заднем плане.
  6. Если же буквы «приваливаются» одна к другой – в ход идет предлог «к», или «у». Как правило, начинают произношение с «привалившейся», меньшей буквы.
  7. Еще один вариант ребуса с буквами — это один или несколько зачеркнутых слогов. Тогда отгадка содержит в себе слог «не». Например, зачеркнутый слог «уч», таит в себе слово «неуч».
  8. Если в ребусе изображено две одинаковых буквы, в решении будет присутствовать слово «пара».
  9. Когда речь идет о комбинированных криптограммах, содержащих в себе и литеры, и картинки, некоторые литеры могут быть зачеркнуты. В таком случае слово, изображенное на картинке должно читаться без зачеркнутого элемента. В другом случае, какая-либо составляющая слова может быть заменена на другую, тогда между буквами ставят знак «равно».

Дыхательная гимнастика

Правильная постановка звука Ж непременно должна включать не только артикуляционную, но и дыхательную гимнастику. Специальные упражнения позволяют выработать направленную воздушную струю.

  • Пушинка:
    Язык широкий, поднят к верхней губе, края его тоже приподняты и доходят до уголков рта. На нос ребенку кладется небольшой кусочек ваты или салфетки. Нужно попытаться сдуть снежинку» с носа. Упражнение повторяется несколько раз.
  • Буря в стакане:
    В стакан наливается вода, ставиться трубочка. Ребенку предлагается устроить в нем “бурю”, выдыхая воздух в через соломинку.

Постановка звука Ж, в первую очередь, проводится по подражанию

Взрослый обращает внимание малыша на вибрацию собственного горла, после чего предлагает ему тоже произнести звук Ш «с голосом». Если звук получается чистым, то можно переходить к его автоматизации в слогах и словах

Если на этом этапе возникли трудности, то нужно проанализировать ошибки артикуляции и устранить их.

Очень полезно провести работу по дифференциации звуков Ш и Ж , Ж и З до начала автоматизации нового звука

Это полезно для всех детей, но особенно важно тем, кто имеет особенности фонематического восприятия

Для этой цели можно использовать простые логопедические игры:

Хлопни, когда услышишь звук!

Взрослый четко произносит слоги за-жа-зу-зы-же-зы-сы-жи-ши-жи и т.п., ребенок должен «поймать» (хлопнуть в ладоши или топнуть ногой) слог с «Ж»

  • Подбери картинки со словами, которые начинаются на нужный звук.
  • Кто придумает больше слов, начинающихся на данный звук.

Также важно связать звук Ж и букву Ж, для этого можно использовать следующие игры:

  • собери букву из кусочков (как разрезную картинку)
  • выложи новую букву из пуговиц, камешков, ракушек и т. п.
  • обведи букву на манке, на песке, на доске
  • закрась фигуры, где видишь букву ж

Веселые стихи про букву Ж для детей

Жук жужжит:
— Я шел и шел,
Желтый камешек нашел.
— Это желудь! Ты не прав,
— Говорит жуку жираф.
— Что ж, повесь его на сук,
— Говорит жирафу жук.
(Г. Сапгир)

Песенка жука Жу-жу-жу,
Я на ветке сижу,
Букву Ж все твержу.
Зная твердо букву эту,
Я жужжу весной и летом.
Я жук, я жук,
Я тут живу.
Жужжу, жужжу,
Гляжу, лежу,
Всю жизнь жужжу:
Ж-ж-ж-ж.
Жук летает над лужком,
Он устал ходить пешком.
(Г. Виеру)

Жук-жучок отвечал урок.
Вместо слов «ручей журчит»
Написал «жучей жужжит».
(Г. Виеру)

Жук упал и встать не может.
Ждет он, кто ему поможет.
(С. Маршак) 

Желудь и дуб
С ветки на землю шлепнулся желудь,
Желудь созревший, желудь тяжелый.
Он от испуга плачет и плачет
И желудиных слезок не прячет.
— Что же мне делать, дуб-исполин?
Эй, отвечай-ка, я же твой сын!
— Что тебе делать?
В землю зарыться, чтобы к весне
В дубок превратиться.
(Лейла Эрадзе)

Вот почему ужом назвали
Старожила здешних луж?
Никого ведь не ужалил
Безобидный черный уж.
(Л. Кондратенко)

Жираф
Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста.
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок.
(С. Маршак)

Легко ломает спину льву
Удар его копыта,
А ест он листья и траву —
И не всегда досыта…
Мне очень нравится жираф,
Хотя боюсь, что он не прав!
(Б. Заходер)

Еж с ежиком и ежихой
Собирают ежевику.
Рыжебокая лисица
Тоже хочет поживиться.
Призадумалась кума:
У ежей иголок тьма.
(Е. Сирота)

Жонглера пожалел обжора:
«Жаль, ужинать ему нескоро.
Тарелок много, много блюд,
Но в них жаркого не дают».
(Б. Берестов)

Белая лужайка,
Теплая фуфайка.
Я на лыжах побегу —
Ты меня поймай-ка.
(3. Александрова)

Журавленок желудь взял,
Бросил желудь и поймал.
Он, наверно, очень скоро
Будет цирковым жонглером.
(А. Пудваль)

Бывают в жизни чудеса:
Ужа ужалила оса.
Она ужалила в живот.
Ужу ужасно больно,
Вот.
А доктор Еж сказал Ужу:
«Я ничего не нахожу.
Но все же, думается мне,
Вам лучше ползать на спине,
Пока живот не заживет.
(Р. Муха)

Жеребенок видит ясно:
Желтый свет! Идти опасно!
(Б. Тимофеев)

Буква Ж в картинках

Русский алфавит перестанет быть похожим на себя без такой буквы, как Ж: слова ЖИЗНЬ, ЖЕЛАНИЕ, ЖИТЬ – основа человеческого существования.

Осваивая букву Ж с маленьким филологом, необходимо выделить побольше времени для тренировки в ее написании, так как оно достаточно сложное, особенно, если речь идет о прописном варианте.

В целом занятие строится обычным образом:

Перебираем вслух слова со звуком Ж, при этом заостряем внимание на том, что он никогда не стоит позади остальных букв слова, так как превращается в своего брата-близнеца – звук Ш. Рассматриваем картинки с предметами и буквы

Пока перед глазами картинка, буква Ж внимательно изучается, сопоставляется с предметом, который нарисован рядом — с жуком. Обычно слово «жук» выбирается в качестве ассоциации, так как его тело и расставленные в стороны лапки напоминают контур Ж

Рассматриваем картинки с предметами и буквы. Пока перед глазами картинка, буква Ж внимательно изучается, сопоставляется с предметом, который нарисован рядом — с жуком. Обычно слово «жук» выбирается в качестве ассоциации, так как его тело и расставленные в стороны лапки напоминают контур Ж.

Пробуем смягчить исследуемую букву – не получается, протягиваем ее – не выходит. Вывод: она относится к группе согласных звуков и бывает только твердой.

Подытоживаем все, что узнали: буква Ж означает согласный звук, у которого есть пара по звонкости, но нет пары по мягкости.

Завершает занятие традиционная методика – раскраска буква Ж. Придаем краску изображенному на ней жуку, используя образец.

Другие буквы:

буква з

буква и

буква к

Как писать: «в отсутствии» или «в отсутствие»

Ирина Белкина, сайт kakprosto.ru

Довольно часто в русском языке встречаются спорные предлоги, правильное написание которых требует знаний, а не интуитивной расстановки букв. К таковым относятся устойчивый предлог «в отсутствие», который очень часто в письменной речи путают с существительным и предлогом «в отсутствии».

Инструкция
1
«В отсутствии» употребляется исключительно как свободное сочетание предлога «в» и существительного «отсутствие», поставленного в предложном падеже и имеющего окончание -и. Например: «Суд не усмотрел повода для прекращения заседания в отсутствии одного из свидетелей». Или: «В отсутствии на уроках школьника учитель не заподозрил ничего криминального». Здесь существительное с предлогом «в отсутствии» употребляется исключительно в значении «в том, что он отсутствовал».

2
Если вы используете в речи «в отсутствие» в качестве предлога, то выражение всегда пишется с буквой –е на конце. Более того, предлог «в отсутствие» можно проверить, заменив на словосочетание «при отсутствии кого-либо». Например: «В отсутствие родителей дети ведут себя слишком шумно». Или: «И в отсутствие актеров, играющих сказочных героев, новогодний праздник прошел феерично».

3
Не следует ориентироваться при проверке устойчивого сочетания «в отсутствие» на другое сочетание «в присутствии». Последнее всегда пишется с буквой –и на конце. Например: «В присутствии жены он становился робок и застенчив». Или: «Подростки в присутствии милиции становились грустными и хмурыми».

4
Запомните, что предлог «в отсутствие» употребляется только при ответе на вопрос «кого?» Ни в коем случае не «чего?» Именно поэтому словосочетания типа «в отсутствие ветра», «в отсутствие мнения», «в отсутствие электричества», «в отсутствие денег» и т.д. считаются некорректным. Такие слова «в присутствии» и «в отсутствие» употребляются только по отношению к людям. По отношению к неодушевленным предметам правильно говорить: «при наличии электричества», «при наличии ориентира», «при отсутствии денег», «при отсутствии мотива» и т.д.

Шаблоны для вырезания

Вырезание из бумаги называется вытынанкой. Буквы изготавливают и используют по отдельности. Вырезанными по контуру фигурами делают аппликации не только на стенах, но и на окнах. Если для изготовления использовать прозрачную разноцветную пленку, получится эффект буквенного витража.

Можно сделать карточки и использовать, как трафарет, либо предложить детям, как разрезную азбуку. Черно-белые эскизы букв и цифр подойдут для раскрашивания с детьми.

Детям понравится обводить и раскрашивать веселые буквы с мультяшными героями в виде цветов и предметов.

Раскраски

Для раскрашивания подойдут крупные черно-белые макеты букв. Из контурных эскизов бесплатно делают раскраску для малышей. Детям понравится разрисовывать гласные и согласные карандашами и фломастерами.

Хорошей идеей выступает создание раскраски по номерам. Отдельные части рисунка обозначаются цифрами, которым соответствуют пронумерованные цвета.

Встречаются и необычные варианты шрифтовых букв.

С помощью принтера с цветной печатью можно легко изготовить разноцветные буквы.

С глазками и ручками

Забавно выглядят буковки с ручками и ножками. Распечатанные на одном листе, такие буквы станут интересной азбукой для ребенка. А составленные из них надписи украсят детский праздник.

Граффити

Популярны надписи в стиле уличных художников. Такое письмо называются граффити. Текстовые закорючки, которые используют авторы таких надписей, можно применить для тематических плакатов.

Объемные

Представлены варианты шрифтов, которым придается объем с помощью оттенков цвета и теней. Такие буквы выглядят выпуклыми.

Забавные шрифты пригодятся для украшения тематических мероприятий и вечеринок.

Перед Новым годом актуальны узорные буквы с изображением елочных украшений и снежинок.

Не менее популярны осенние шрифты.

Для женских праздников или свадеб подойдут цветочные буквы.

Легкое и красивое решение — буквы, обведенные в круглые рамки.

Корни с чередованием О — А

  • кос – кас: в корне пишется а, если сразу за корнем следует суффикс а. Например: коснуться – касаться;
  •  лож – лаг: в корне пишется а, если сразу за корнем следует суффикс а. Например: приложение – прилагать;
  •  клон – клан: в корне по ударением может быть как о так и а, но без ударения пишется только о. Например: поклон – кланяться;
  •  твор – твар: как и в предыдущем случае, под ударением может быть и о и а, но без ударения только о. Например: творец – тварь;
  •  гор – гар: буква а бывает только под ударением, без ударения пишется о. Пример: гореть – загар;
  •  плав – плов: буква о пишется только в двух словах: пловец и пловчиха, в остальных словах пишется а. Пример: плавучий, сплавить;
  •  зар – зор: без ударения пишется только а. Пример: зарево – зори. Исключение: зорянка, зоревать;
  •  раст – рос: перед ст и щ в словах без ударения пишется а. Пример: расти – росло, возраст, взращённый; Перед с без последующего т пишется о. Пример: выросший, недоросль; Исключение: ростовщик, росток, Ростислав, Ростов, отрасль;
  •  равн – ровн: корень равн пишется преимущественно в словах, связанных по значению со словом «равный» («одинаковый»). Пример: сравнить, равномерный. Корень ровн пишется преимущественно в словах, связанных по значению со словом «ровный» («прямой, гладкий»). Пример: подровнять, ровнять;
  •  мак – мок: корень мак пишется в таких словах, которые означают «опускать, что-нибудь в жидкость». Пример: макать, обмакнуть. Корень мок пишется в словах означающих «становиться влажным, впитывать жидкость». Пример: мокнуть, намокать, промокнуть.

Зажглась зелёная звезда…

Скороговорки по дифференциации звуков «з»-«ж».

***

Задрожали зайки,
Увидев волка на лужайке.

***

Во лесу лозу вяжу.
На возу лозу везу.
Коза, лозу не лижи — Накажу!

***

Змея шипит, а жук жужжит.

***

Завизжала железная пила, застучал тяжёлый молоток.

***

Зажглась зелёная звезда, запустим звездолёт туда.

***

Не жалело солнце жара для хорошего загара,
И пшеница с рожью загорели тоже.

***

Он кричит на весь базар, будто сделался пожар.

***

Мы поедем на лужок и возьмем с него стожок.

***

Заседали в полдень зайки возле лужи на лужайке.

***

Звенит звонок, жужжит жучок.
Жужжат – звенят, звенят – жужжат.

***

Зелёная жаба
С забавным жуком
Забыли к зиме
Подыскать себе дом.

***

Зайка забавный
У Жени живёт,
Женя не знает
С зайкой забот
Зайке не нужен
Ни обед, ни ужин.

***

Знает загадки каждый ёжик,
Жуку и змее загадать их может.
Загадки о вазе, бизоне, уже,
О ежевике и о еже.

А вот и другие полезные скороговорки на проговаривание сложных звуков:Весёлые скороговорки на букву С для детейЛибретто «Риголетто». Скороговорки для детей с буквой «р»Выговаривая скороговорки, ломала я язык, переламывала… Скороговорки для детей на букву «л»

В этом видео вы найдёте много других скороговорок на букву Ж.

Дополнительные советы, которые научат ребёнка говорить

Также используем дополнительные советы, которые не только произносить звуки, но и научат ребёнка говорить

Расширяем кругозор. Ребенок должен, как можно больше гулять в разных местах. Видеть разную обстановку, людей, зверей, природу. Так формируется запас знаний об окружающей среде. Детям, которые видят и чувствуют больше, намного проще высказывать даже свои чувства. Чем больше эмоций и опыта, тем раньше начнет лопотать малыш
Постоянно разговариваем с ребенком. Если с ребенком сидеть в тишине, он намного позже заговорит. Малыш должен всегда слышать разговорную речь. Общаемся с ребенком проговаривая все в слух, что видим, что делаем
Читаем книжки. Делаем это с выражением, с пояснительными комментариями Малыши любят слушать одни и те же сказки и стишки по несколько раз. Для детей это наиболее легких метод восприятия
Поем песни. Детишки очень любят петь. Поем наигрывая на инструменте или просто слушаем и поем, побуждая малыша поддержать вас. Это один из лучших вариантов, так детки очень любя музыку.
Обозначаем объекты внимания. Русский язык обширен
Для того чтобы ребенок для начала запомнил хотя бы несколько слов, почаще концентрируем внимание на каком то часто повторяющемся объекте. Поехал паровоз, идет мальчик, гуляет собака и т.п.
После этого обязательно интересуемся у малыша, как называется этот объект
Разговариваем грамотным, взрослым языком. Не сюсюкаемся и не говорим языком младенца. Слова «абака» вместо собака, и т.п. не повторяем, говорим правильно

Не делая на этом сильный акцент
Слушаем что говорит чадо! Важное условие для мамы и папы, умение внимательно слушать и слышать все что говорит малыш. При любом обращении к родителям, ребенок должен чувствовать уважение и внимание

Невнимание ребенок очень четко чувствует. Поэтому все общения прекращаем, если ребенок обращается с каким-то вопросом или просьбой. Даже если совершенно не понятно, что лопочет малыш. Важно само общение
Прививаем малышу способность слушать. Для развития речи ребенка в отношении интонации необходимо учить слушать. Это касается не только речи мамы и папы, но и ко всем посторонним звукам. В этот момент важно пояснять каждый звук
Взаимообратный разговор. Если не понятно, о чем говорит чадо, читаем различные знаки, которыми объясняется ребенок. Если малыш снимает штанишки и что-то лопочет на своем языке, возможно он хочет писать. Спрашиваем у него об этом. И делаем выводы по его дальнейшей реакции. Только избегаем слов » что ты там лопочешь, ничего не понимаю, отстань». Это может отбить желание взаимного диалога
Не торопим события. Желание быстрее услышать разговор малыша, существует у каждого родителя. Но не каждые мама и папа обладают терпением. Не стоит торопить кроху, не стоит и задерживать.  Многие мамы и папы от нетерпения произносят: «ну что же ты молчишь!», «что за ерунду ты говоришь, откуда ты нахватался этих фраз?». Ребенку станет обидно от этого. У него пропадет желание к процессу обучения разговорной речи.

Автоматизация звука Ж

Последовательная автоматизация звука Ж предполагает закрепление его артикуляции в слогах, а затем в словах. Постепенно можно использовать словосочетания с нужным звуком и целые предложения.

Тренируйте ребенка произносить звук Ж как можно дольше, на одном долгом выдохе.

Используйте звук Ж и букву Ж для составления слогов (устно и с помощью карточек).

Учите короткие стихи-речевки с освоенными слогами. Например:

  • Жа-Жа-Жа — ох, и сту-жа!
    ЖУ-ЖУ-ЖУ — дома я си-жу.
  • Жа-Жа-Жа — мы нашли у- жа!
    Жи-Жи-Жи — есть в елсу у-жи!

Просите ребенка придумать как можно больше разных слов, которые начинаются со звука Ж. Если малыш испытывает затруднения, то на первом этапе можно предложить ему выбрать нужные изображения из карточек лото или из игрушек.

Следующим этапом стоит использовать для автоматизации звука Ж стихи, пословицы,скороговорки, загадки. Их можно найти в специализированных сборниках для логопедов или подобрать самостоятельно. Вот несколько примеров:

  • Жук упал и встать не может,
    Ждет он кто ему поможет.
  • Жаба Жанна в воскресенье
    Ждет жуков на день рожденья.
  • Жужелица жужжала и жук жужжал.
  • У ежихи и ежа в норке сорок семь ежат.
    Все ежата есть хотят, накормить надо ежат.
  • Кто под елкой, весь в иголках? (ежик)
  • Летит — жужжит, сидит — молчит. (жук)
  • Очень нужен длинный шарф, если болен наш … (жираф)

Особое внимание стоит уделить дифференциации звуков С Ш и Ж в предложениях

  • На суше стужа.
  • У улья не шалить, пчелы могут жалить.
  • Слышать нам помогают уши, а в лесу ползают ужи.
  • Леша, нельзя читать лежа!
  • У Марины был жар, папа ей принес красный шар.
  • Мама потеряла шаль, нам ее ужасно жаль.
  • Ушиб зеленкой мажут, а на прощанье рукой машут.
  • Наш Дружок лаял на пушок.
  • В лесу живут ужи, стрижи, ежи.

Их автоматизация легче всего происходит в игровых упражнениях.

  • «Один — много». Логопед называет слово в единственном числе, а дети — во множественном (уж-ужи, гараж-гаражи, нож-ножи, корж-коржи и т.д).
  • «День рождения у кукол». Нужно найти для кукол Жени, Сони, Шуры разные игрушки, в названии которых первый звук совпадает с первым звуком кукольного имени (Женя — жираф, Соня — слоник, Шура — гарик и т.д).
  • «Доскажи словечко». Взрослый берет картинку, смотрит на нее, но не показывает изображение детям. Начинает называть то, что на ней изображено. Дети продолжают. (у-ши, мы-ши, са-жа, ка-ша и т. п.). Открытые картинки раскладываются в две стопки, с изображениями соответствующих букв. Это упражнение помогает закрепить дифференциацию звука Ж и буквы Ж наиболее прочно.

Работа по постановке и автоматизации звука Ж может проводиться логопедом как индивидуально, так и в ходе работы с подгруппой. Для организации игровой деятельности с этой целью можно использовать не только специальные логопедические игры, но и обычные лото, другие игры, обычные игрушки.

§ Как научиться различать твердые и мягкие звуки

Русский язык – один из самых сложных языков. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок умел правильно писать и излагать свои мысли, нужно тщательно готовить домашние задания и выполнять требования учителя. А изучение языка начинается с малого – со звуков. Они бывают гласные и согласные, звонкие и глухие, мягкие и твердые. Сразу детям будет очень сложно разобраться во всем этом многообразии, поэтому начинать лучше с малого.

Сначала ребенок учится понимать, как буквы делятся на гласные и согласные. Что такое звуки, и что такое буквы. Когда этот материал уже усвоен, можно приступать к навыку отличать мягкие звуки от твердых звуков. Необходимо понимать, что ребенка нужно научить отличать и слышать по разным признакам твердые и мягкие звуки

Важно, чтобы ребенок научился слышать согласные звуки и понимать, почему они твердые или мягкие. Просто зазубрить, твердый или мягкий звук обозначает согласная, не получится, так как в разных употреблениях одна и та же буква может быть и твердой и мягкой (кроме исключений)

В первую очередь обращаем внимание на случай, когда после согласной буквы идет гласная. Тут достаточно легко определить твердый звук согласной или же мягкий

Необходимо запомнить, что после твердых согласных всегда идут гласные: а; о; у; э; ы. Если же после согласного стоят: и; е; ю; я; е, то эти согласные мягкие.

Чтоб материал хорошо усваивался, обязательно нужно подкреплять знания практическими упражнениями. Для начала выбирайте наиболее простые слова. Такие как «мама» или «папа».

Согласный звук является твердым, потому что после него произносится гласный звук «a», а, вот  в словах «няня» или «тетя», согласные звуки будут мягкими, так как после стоят буквы «я» и «е», дающие согласным мягкость. Запомнив это нехитрое правило, дети уже не испытывают затруднений в определении твердости и мягкости отдельных согласных звуков, если после них стоит гласный.

А что же делать, если после согласного, вызывающего сомнение, в слове идет снова согласный? Ребенок должен усвоить, что в этом случае согласный будет твердым. Всегда мягкие звуки остаются вне правила. Например, слово «карандаш». После «н» стоит «д» и ребенок понимает, что согласный «н» обозначает твердый звук, потому что после него стоит согласный звук. А вот в слове «парча» буква «ч» по-прежнему остается мягкой.

При разъяснении этих правил очень важно не торопиться, а отслеживать реакцию ребенка, и давать новые правила, только после того, как старые полностью усвоены и не составляют сложности при употреблении. Иногда для первоклассников подойдет такое разделение твердых и мягких звуков

Если при произношении слова или слога уголки рта разъезжаются в улыбку (т.е. за согласным идет одна из гласных я, ё, е, ю, и), то этот согласный звук мягкий. Попробуйте произнести ня, нё, не, ню, ни. По-другому дело обстоит с твердыми словами или слогами (т.е. за согласным идет одна из гласных а, о, э, у, ы). При их произношении улыбки не получатся. Попробуйте произнести на, но, нэ, ну, ны. В результате всех этих действий ребенку можно объяснить, что если звук – веселый – значит, он мягкий, если не веселый – значит, твердый.

Иногда для первоклассников подойдет такое разделение твердых и мягких звуков. Если при произношении слова или слога уголки рта разъезжаются в улыбку (т.е. за согласным идет одна из гласных я, ё, е, ю, и), то этот согласный звук мягкий. Попробуйте произнести ня, нё, не, ню, ни. По-другому дело обстоит с твердыми словами или слогами (т.е. за согласным идет одна из гласных а, о, э, у, ы). При их произношении улыбки не получатся. Попробуйте произнести на, но, нэ, ну, ны. В результате всех этих действий ребенку можно объяснить, что если звук – веселый – значит, он мягкий, если не веселый – значит, твердый.

Веселые стихи про букву Ж для детей

Жук жужжит: — Я шел и шел, Желтый камешек нашел. — Это желудь! Ты не прав, — Говорит жуку жираф. — Что ж, повесь его на сук, — Говорит жирафу жук. (Г. Сапгир)

Песенка жука Жу-жу-жу, Я на ветке сижу, Букву Ж все твержу. Зная твердо букву эту, Я жужжу весной и летом. Я жук, я жук, Я тут живу. Жужжу, жужжу, Гляжу, лежу, Всю жизнь жужжу: Ж-ж-ж-ж. Жук летает над лужком, Он устал ходить пешком. (Г. Виеру)

Жук-жучок отвечал урок. Вместо слов «ручей журчит» Написал «жучей жужжит». (Г. Виеру)

Жук упал и встать не может. Ждет он, кто ему поможет. (С. Маршак) 

Желудь и дуб С ветки на землю шлепнулся желудь, Желудь созревший, желудь тяжелый. Он от испуга плачет и плачет И желудиных слезок не прячет. — Что же мне делать, дуб-исполин? Эй, отвечай-ка, я же твой сын! — Что тебе делать? В землю зарыться, чтобы к весне В дубок превратиться. (Лейла Эрадзе)

Вот почему ужом назвали Старожила здешних луж? Никого ведь не ужалил Безобидный черный уж. (Л. Кондратенко)

Жираф Рвать цветы легко и просто Детям маленького роста. Но тому, кто так высок, Нелегко сорвать цветок. (С. Маршак)

Легко ломает спину льву Удар его копыта, А ест он листья и траву — И не всегда досыта… Мне очень нравится жираф, Хотя боюсь, что он не прав! (Б. Заходер)

Еж с ежиком и ежихой Собирают ежевику. Рыжебокая лисица Тоже хочет поживиться. Призадумалась кума: У ежей иголок тьма. (Е. Сирота)

Жонглера пожалел обжора: «Жаль, ужинать ему нескоро. Тарелок много, много блюд, Но в них жаркого не дают». (Б. Берестов)

Белая лужайка, Теплая фуфайка. Я на лыжах побегу — Ты меня поймай-ка. (3. Александрова)

Журавленок желудь взял, Бросил желудь и поймал. Он, наверно, очень скоро Будет цирковым жонглером. (А. Пудваль)

Бывают в жизни чудеса: Ужа ужалила оса. Она ужалила в живот. Ужу ужасно больно, Вот. А доктор Еж сказал Ужу: «Я ничего не нахожу. Но все же, думается мне, Вам лучше ползать на спине, Пока живот не заживет. (Р. Муха)

Жеребенок видит ясно: Желтый свет! Идти опасно! (Б. Тимофеев)

Причины

Проблемы с правильным произношением звука могут быть вызваны самыми разными причинами:

  • ребенок подражает кому-то из своего окружения, имеющему такой дефект речи (сюда же можно отнести чрезмерное сюсюканье с малышом);
  • сформировался неправильный прикус из-за слишком долгого использования соски или по другим причинам;
  • у ребенка диагностированы другие физиологические нарушения речевого аппарата;
  • в семье напряженная психологическая атмосфера;
  • у малыша имеются проблемы с органами слуха.

Если не получается научить ребенка выговаривать звук в домашних условиях, необходимо обратиться к специалисту, который установит точную причину и предложит пути решения.

Автоматизация звука «Ж» в рассказах:

Рассмотрите с ребенком картинку, задавая вопросы. Старайтесь, чтоб малыш отвечал полными предложениями. Напоминайте ему, что звук «Ж» нужно говорить правильно ( губы округлены и слегка вытянуты вперед). Если ребенку трудно составить предложения — предлагайте повторять за вами. После раскрашивания проговорите текст еще раз. Придумывайте свои варианты! Это увлекательно!

Раскраски на звук «Ж»/ Картинки на звук «Ж» вс ловах, чистоговорках, рассказах станут одним из этапов в автоматизации данного звука. Картинки для раскрашивания сами по себе увлекают малышей. Здесь же они несут еще и дополнительную образовательную нагрузку.

Вам также будет интересно:

  1. Автоматизация звука Р
  2. Автоматизация звука Л
  3. Дифференциация звуков
  4. Автоматизация шипящих звуков
  5. Автоматизация свистящих звуков
  6. Развитие речи
  7. Обучение грамоте
  8. Дидактические игры
  9. Презентации

Всем успехов и позитивного настроения!!!

Постановка Ж

Для произношения звука Ж важна правильная артикуляция. В создании звука участвуют губы, язык, твердое и мягкое небо, голосовые связки:

  • Губы округлены, рот раскрыт не слишком широко, зубы находятся на небольшом расстоянии друг от друга.
  • Язык широкий, приподнят к краю твердого неба (прямо за верхними зубами). Его средняя часть опущена, а боковые стороны приподняты и крепко прижаты к зубам.
  • Задняя часть спинки языка поднимается и оттягивается назад. Между ним и небом проходит сильная направленная воздушная струя.
    Мягкое небо поднято, перекрывая проход в носоглотку.
  • Голосовые связки вибрируют.

Логопедический профиль звука Ж

УЧИМСЯ, ИГРАЯ

(Материал для игровых упражнений)

Звук

Фонетическая зарядка.
Как жужжит шмель? (Ж-ж-ж…)Кто внимательный?

1. Найдите одинаковый звук в словах: ужи, стрижи, ежи, снежинка, жук, лыжи.
2. Назовите имя девочки, которое состоит из первых звуков слов: жук, арбуз, ножницы, носки, астры. (Ответ: Жанна.)
 

3.    Вставайте (поднимайте руку) каждый раз. когда услышите звук (ж) в словах: кошка, ножницы, цапля, лыжи, чемодан, щетка, замок, вешалка, ежик, лиса, мыши, жук. волк, карандаш, крыша, ужи, щит.4.    Запомните слова со звуком , которые встретятся вам в сказке.
 

Жадная Жаба

Жили-были важный Жук, осторожный Уж и жадная Жаба

Однажды важный Жук говорит Ужу:
—    Надо бы нам крышу покрасить.—    Покрасить можно,— говорит осторожный Уж.— Только какой краской?—    Желтой,— важно сказал Жук.—    Но у нас нет желтой краски.—    Ну, тогда оранжевой!—    И оранжевой тоже нет.—    Пойдем попросим у жадной Жабы, у нее целая бочка оранжевой краски.А жадная Жаба в это время ела джем из жбана. Увидела, что к ней идут Жук и Уж, быстренько спрятала джем и сидит ждет—    Здравствуй, Жаба! Ты не дашь нам оранжевой краски крышу покрасить?—    Не дам! — отвечает Жаба,— Жалко краску.Ушли Жук и Уж ни с чем, а Жаба опять за джем принялась

Тут прилетел Шмель и жужжит:—    Дай немнож-жечко дж-жема, Ж-жаба.—    Нет у меня никакого джема!—    Ах ты, ж-жадина! — рассердился Шмель да как ужалит Жабу.Жаба с перепугу — прыг в бочку с оранжевой краской! Вылезла вся оранжевая и плачет оранжевыми слезами:—    Пожалейте меня, несчастную-ю!Но никому не было жалко жадную оранжевую Жабу. (Г. Юдин)

Кто больше?
1. Назовите животных, в названии которых есть звук (ежик, жираф и т. д.).
2. Придумайте любые слова со звуком (флажок, животное, жара и т. д.).

Доскажите словечко.

Лежебока рыжий кот
Отлежал себе … (живот).

Вяжет мама длинный шарф.
Потому что сын … (жираф).

Лейся, дождь, веселей,
Мы с тобой дружим.
Весело нам бегать
Босиком по … (лужам).

И бежит Айболит к бегемотикам,
И хлопает их по … (животикам).

Звук заблудился.

Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
— Там ползет зеленый лук (жук)
С длинными усами.

Слоговой аукцион.

1. Придумайте слова со слогом жа (жаворонок, жара, жало).
2. Какое слово получится, если добавить звук

Рифма.

Жук (лук, сук, паук).

Пословица.

Придумайте пословицу по двум словам: жизнь, дела (ответ: «Жизнь дана на добрые дела»); журавль, синица (ответ: «Не сули журавля в небе, дай синицу в руки» или «Лучше синица в руках, чем журавль в небо).

Соревнование телефонистов.

Учитель подбирает для каждого ряда какую-нибудь не очень сложную скороговорку и говорит ее тихо ученикам, сидящим первыми в каждом ряду (капитанам). По сигналу капитаны передают скороговорку на ухо своим соседям, а те дальше друг другу вдоль ряда. Последние в каждом ряду должны громко вслух сказать переданную им «по телефону» скороговорку. Побеждает команда, которая раньше завершит передачу и не исказит переданный текст.
В живом уголке жили ежи да ужи.
Лежит ежик у елки, а у ежа — иголки.
Не живут ужи, где живут ежи.
Жутко жуку жить на суку.
Заржавел железный замок.
Зажужжала муха, дожужжалась паука.
Хорош пирожок, внутри — творожок.
У Жоры — уж, у Розы — жук.

Словарная работа.

Жвачное животное с очень длинной шеей и длинными ногами. (Жираф.)
Что у человека дороже всего? (Жизнь.)Какие животные носят еду на спине? (Ежи.)Зимний вид спорта и любимое развлечение детей. (Лыжи.)

Буква

Слово рассыпалось. РУЛЖАН (Журнал).

Превращение слов — волшебная цепочка.
Жук — лук — сук.

Слоговое лото.

1.    Прочитайте слоги жу, жо, жа и придумайте с ними слова. (Ответ: жуки, журавли; жонглер, жокей; жаба, жара, жаворонок, жалоба.)
2.    Составьте слова со слогом жи.

чи жи
лы жи     жи ли     жи ры но жилу жи

Лесенка.

Придумайте слова, которые начинались бы с ж.

жук
жиры
железо
журавль

Сквозная буква.

Придумайте слова, в которых буква ж была бы третьей.

лужи
ножи
чижи
лыжи

Дополните слово.
Ужи (лужи); жаба (жалоба).

Найдите слово в слове.

ЖАВОРОНОК (ворона, вор, кожа, вар, кран).

Из одного слова — несколько.

СНЕЖИНКА (сажа, ножницы, ежи, жук, Ира, ножи, кружок, артист)

Жи — ши.

Назовите слова с сочетанием жи (ножи, ужи, пружина, снежинка).
Два березовых кола
Через лес несут меня.
Кони эти рыжи
А зовут их … (лыжи).

Польза мнемодорожек с текстами:

При помощи данного приема легче научить ребенка произносить звук «Ж» в связном тексте, а значит и в разговорной речи.
Прием мнемотехники разовьет у малышей ассоциативное мышление, память, внимание. Им нужно будет каждое слово соотнести с картинкой и назвать ее.
Ребенок при помощи моделей предлогов научится видеть и слышать это «маленькое» слово. Дети очень часто соединяют предлоги с существительными и считают их одним словом (н-р, сочетание слов НА столе, малыши воспринимают как одно слово НАСТОЛЕ ит.п.). Модели предлогов представлены ниже

Дети очень часто соединяют предлоги с существительными и считают их одним словом (н-р, сочетание слов НА столе, малыши воспринимают как одно слово НАСТОЛЕ ит.п.). Модели предлогов представлены ниже.

Ребенок при помощи мнемодорожек научится правильно составлять предложения и рассказы. Этот навык пригодится и в будущем при обучении в школе, т.к. научит ребенка мыслить образно.

Рассказы изготовлены в двух вариантах на выбор:

  1. Первый вариант для удобства взрослых подписан. Текс идет сразу же под дорожкой картинок. Он предназначен для индивидуальной работы с не читающими малышами.
  2. Второй вариант мнемодорожек текстов содержит только цепочки связных картинок. Картинки там более крупного размера. Подписанный текст во втором варианте отсутствует, чтобы не отвлекать читающих детей. Со вторым вариантом можно заниматься как индивидуально, так и подгруппой детей. Текст рассказа в этом случае необходимо распечатать отдельно или с обратной стороны.
raskraskiplus.ru
Добавить комментарий