Логопедическая тетрадь Парные согласные «Б-П»
Карандашный диктант.
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Задание № 1. Запиши пару согласным:
ЗВОНКИЕ |
ГЛУХИЕ |
В |
|
Д | |
К | |
Ш | |
Б | |
С |
Задание № 2. Пальчиковая гимнастика. |
Цепочка |
Зайчик и ушки Ушки длинные у зайки, Из кустов они торчат. Он и прыгает и скачет, Веселит своих зайчат. |
Мышка Серенький комок сидит И бумажкой всё шуршит. |
Задание № 3. Назови картинки. Выдели звук «Б» или «П». Запиши букву. Определи место звуков «П» и «Б» в словах: | |
Задание № 4. Прочти слоговые цепочки: |
ПА-ПА-БА-ПА-БА-БА-ПА-БА-БА
ПО-БО-БО-ПО-ПО-БО-БО-БО-ПО
ПЫ-ПЫ-БЫ-БЫ-ПЫ-БЫ-ПЫ-БЫ
ПА-БО-ПЫ-ПУ-БО-ПЭ-БЫ-ПЭ-БУ
Задание № 5. Зачеркни букву «П», подчеркни букву «Б»:
В О А Р П Б Н З М Е Ч Б И В К С Т П Н А З О Б Л Д П Н Т Б Ы Е З СЛ Ц Н Я П Б С И К
А Е Ч З Б В С Ы Д О Щ П Ш З Д Б Т С Н П Ы Ф Д Н З А Л Б В С Ф Н П З К Г П С Б Д З Г
В П Ф Р Б С Н В Т К Д П Б З В Б Д И П Е З О Ф Ы З П Ы М Б О А
Задание № 6. Прочти слова:
ПОЛКА, БАНКА, БУФЕТ, СОБАКА, САПОГИ, ЗАБОР, САБЛЯ, ПУШИНКА,
БАШНЯ, СОПКА, КАПКАН, БАРАБАН, БОЛОТО, РАБОТА, ЛАПА, ШАПКА.
Задание № 7. Повтори скороговорку: | |
БЕЛЫЕ БАРАНЫ БИЛИ В БАРАБАНЫ | |
Задание № 8. Вставь в слова буквы «П» или «Б» | |
Ре_а, жа_а, шля_а, _улка, _ ара_ан, _акет, са_ог, вер_а. |
В саду стояли с водой _очки.
На дереве распустились _очки.
В городе есть высокая _ашня.
Трактор возделывает _ашню.
В небе вижу звезды _леск.
Слышен волны _леск.
Задание № 9. Допиши предлоги |
Мяч лежит_______ столе.
Мяч закатился ________ стол.
Маша сидит________ кровати.
Ежик залез ________шкаф.
Задание № 10. Найди и зачеркни лишнюю картинку:
Задание № 11. Определи лишнее слово | |
ЧАС, МИНУТА, ЛЕТО, СЕКУНДА. |
|
ЛОЖКА, ТАРЕЛКА, КАСТРЮЛЯ, СУМКА. |
Задание № 12. Подчеркни угощения, в названии которых есть согласный звук «П» — желтым карандашом, а угощения, в названии которых есть согласный звук «Б» — синим карандашом.
В булочной у нас баранки,
Булки, бублики, буханки,
Пирожки, батоны, плюшки,
И плетёнки, и пампушки,
Курабье, бисквит, печенье,
Бутерброды, пай с вареньем,
Много пряников, конфет,
Пастила есть и щербет,
И пирог с начинкой сладкой,
И полено, и помадка…
Называйте, не стесняйтесь,
Выбирайте, угощайтесь!
Задание № 13. Распредели слова в таблице:
Задание № 14. Определи правильно парную согласную в конце слова «П» или «Б», подбери и запиши проверочное слово. |
ду. |
|
стол. |
|
зал. |
|
гри. |
|
хле. |
|
кар. |
|
сугро. |
|
укро. |
|
спосо. |
|
хлеборо. |
Задание № 15. Вычеркни буквы П и Б |
Весна пришла. Снег быстро таял, вода прибывала. Образовался настоящий потоп. Больше всех пострадали зайцы, кроты, мыши-полевки. Зверькам пришлось покинуть свой дом. Крот проплыл много десятков метров, прежде чем выбрался на сушу. Он очень доволен, что ни одна хищная птица не заметила его блестящей черной шкурки на поверхности воды. Добравшись, он снова благополучно нырнул в землю.
Задание № 16. Составь предложения из слов, данных вразбивку, вставляя пропущенные буквы П и Б:
Голу_ому, не_у, _о, _лыли, о_лака.
_______________________________________________________________________________
Проверка знаний:
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Веселые стихи про букву П для детей
Петя
Петуха спросили дети:
— Почему зовут вас Петей?
Так ответил Петя детям:
— Хорошо умею петь я.
(И. Коньков)
Висит пиджак.
Опустив рукава.
Живет пиджак,
Спустя рукава:
Прогулял урок,
И все ему трын-трава!
Скажи, дружок,
Хоть раз была
На твоих плечах голова?
(Г. Сапгир)
Пила
Наша острая пила —
Не пила, а пела.
Не пила, не ела.
Ни разу не присела.
Звонко пела,
Как могла,
Развеселая пила.
Напилила дров —
Будь, хозяин, здоров!
(Перевод Я. Акима)
Попугай
— Если сможешь, угадай,
Что нам скажет попугай?
— То и скажет, полагаю,
Что вдолбили попугаю!
(Б. Заходер)
Полосатые стихи
Полосатые тигрята
От рожденья полосаты.
Есть полоски у Енота,
И у зебры их без счета.
Есть полоски на матрасе,
И полоски на матроске.
У шлагбаума — полоски,
И полоски на березке.
Есть красивые полоски
У рассвета и заката.
Но встречаются ребята —
Все от грязи полосаты…
Не хочу про них писать
В полосатую тетрадь.
(Г. Сапгир)
Пони
Адрес перепутали
Маленькие кони:
Вместо Лилипутии
К нам попали пони.
(А. Шлыгин)
Прививка
— На прививку!
Первый класс!
— Вы слыхали?
Это нас!
Я прививки не боюсь:
Если надо — уколюсь!
Ну подумаешь, укол!
Укололи и — пошел…
Это только трус боится
На укол идти к врачу.
Лично я при виде шприца
Улыбаюсь и шучу.
Я вхожу одним из первых
В медицинский кабинет.
У меня стальные нервы
Или вовсе нервов нет!
Если только кто бы знал бы,
Что билеты на футбол
Я охотно променял бы
На добавочный укол!..
— На прививку!
Первый класс!
— Вы слыхали?
Это нас!
Почему я встал у стенки?
У меня дрожат коленки.
(С. Михалков)
Птичья зарядка
Птица хочет пробудиться.
Запевает песню птица,
Потому что птице с песней
Пробуждаться интересней.
(В. Берестов)
— Не жалейте пятачка,
— Говорит корова.—
Вкусного, парного! —
Поросята тут как тут:
— Нам по целой кружке!
— Пятачки свои суют
Маленькие хрюшки…
(А. Шибаев)
До чего красив Павлин!
У него порок один:
Вся павлинья красота
Начинается С хвоста.
(Б. Заходер)
Погляди, павлин какой!
Хвост как веер расписной.
Не гордись, павлин, хвостом
— Прослывешь большим глупцом.
(Ф. Бобылев)
Паучок приехал на базар,
Мухам паучок привез товар.
Он его развесил на осинке:
— Кто из вас желает паутинки?
(В. Орлов)
В это время пеликан
Прилетел из дальних стран.
Он разинул клюв широкий
И прочел такие строки:
— Пассажирский пароход
Прямо к пристани плывет.
— Слов на букву П немало,
— Птичка Пеночка сказала.
(Г. Сатир)
Через рельсы — переход,
А на рельсах — пароход.
Через речку — перевоз,
А на речке — паровоз.
Поменяем все местами.
Что теперь мы видим с вами?
Вот на речке — пароход,
Через речку — переход.
Вот на рельсах — паровоз,
Через рельсы — перевоз.
(Г. Сатир)
Петрушка-озорник привез
На самый полюс Пылесос.
Он в пять минут почистил льдину,
Ну а потом — пиджак пингвину.
(Г. Сатир)
Причина
Оно выручает лентяя любого.
Оно объясняет.
Оно покрывает,
Оно от стыда и позора спасает.
Не сделал,
Забыл,
Тяжело,
Далеко…
Причину найдешь —
И дыши глубоко!
С совестью мир.
Не запятнана честь…
Чего-то там нет,
Но причина-то есть!
Ребята, ребята,
Вы завтра — мужчины.
Не надо причин!
Не ищите причины!
(В. Викторов)
Ни пуха, ни пера
Рано утром Мама-квочка
В класс отправила Сыночка.
Говорила:
— Не дерись,
Не дразнись,
Не петушись.
Поспеши,
Уже пора.
Ну, ни пуха, ни пера.
Через час,
Едва живой,
Петушок идет домой.
Ковыляет еле-еле
Он со школьного двора.
А на нем и в самом деле
Нет ни пуха,
Ни пера.
(В. Орлов)
Продленный день
Две девчонки говорили:
— В нашей школе день продлили!
— Я люблю продленье дня.
Запишите и меня!
Записали.
Тут же нас
Повели в продленный класс.
Там в окно продленное
Солнце удивленное.
А потом обед продленный —
Борщ, сметаной забеленный.
А потом — внимание! —
Во дворе гуляние!
А потом — продленный срок,
Чтобы выучить урок.
Только вечер очень-очень
Был в тот вечер укорочен.
(Л. Фадеева)
Виды графических знаков на письме
Прописные и строчные буквы – это две разновидности начертания графических значков на письме. Интересно, что разделение на такие разновидности есть далеко не во всех языках. Они присутствуют в кириллице, а еще в греческом алфавите, латинском, армянском. Необычна ситуация в Грузии. Заглавных значков (с определенным смыслом употребления) там нет, но отдельные участки текста (к примеру, названия, заголовки), набираются большими значками. Они имеют начертания маленьких, но отличаются от них по размеру. В других системах письма разделения на прописные буквы и маленькие не существует.
Для первого знакомства с ними достаточно усвоить краткую информацию:
- прописная – та, которая больше,
- строчная – та, которая меньше по размеру.
А чтобы информация запомнилась лучше, задержалась в голове надолго и не превратилась в путаницу – нужно изучить вопрос глубже, вникнув в детали.
Прописная
Это заглавная, большая, красивая, начальная. Буквенный знак увеличен в размере по сравнению с остальными. Чаще всего в строке она одна, именно с нее начинается предложение. В начальной школе дети с большим старанием учатся выводить первый азбучный знак – ведь он должен получиться красивым.
Первое официальное употребление прописных знаков замечено в 15 веке. Однако дальнейшие исследования показали, что люди старались красиво оформить начальные символы имени, фамилии, предложения еще задолго до начала 15 века. Такие графические значки, украшенные орнаментами и завитушками, назывались буквицами.
Прописные буквы в тексте пишутся только в тех случаях, которые подтверждаются орфографическими правилами. Самые распространенные из них, с которыми чаще всего приходится сталкиваться на практике, будут обозначены ниже.
Еще одно определение «прописной» встречается в начальной школе на этапе обучения письменной грамоте. Оно менее распространенное, поэтому не фигурирует в словарях. Используется лишь для разграничения типа письма, антонимом к слову «прописной» является «печатный». Когда учитель просит записать слово, предложение, текст прописью – он подразумевает строчные и прописные буквы. А их выбор должен происходить на основе изученных правил.
Строчная
Это маленькая буковка. В предложение и тексте она встречается намного чаще графических значков предыдущего вида. Объясняется это тем, что маленькие буквенные знаки в несколько раз чаще используются на письме – таковы правила русской орфографии.
Все буквы, не попавшие под правила написания заглавных, выстраиваются в одну строчку и имеют одинаковую высоту, потому они именуются строчными.
Возможные трудности в выборе варианта
В русском языке большинство правил неоднозначны и имеют дополнительные пояснения или исключения.
Возможные затруднения в выборе размера графического значка:
- Собственные имена мифических, исторических, литературных героев, которые стали употребляться обобщенно, в переносном значении, для обозначения определенного характера или образа жизни людей. Правила написания подобных слов неоднозначны: одни пишутся с большой (Обломов, Наполеон, Гамлет), другие со строчной буквы (донкихот, иуда, геркулес, ставшие именами нарицательными). Вариант их употребления дается в словаре.
- Такие же разграничения и свои особенности написания имеют названия географических объектов и важных исторических событий, применяемые в обобщенном (переносном) значении: содом (разврат), олимп (верх), камчатка (последние места) и Чернобыль, Мекка, Хиросима.
- Названия аппаратов, техник, единиц измерения, полученные по именам своих изобретателей, пишутся со строчной буквы. Например: рентген, вольт, паскаль и прочее.
- Фразеологические обороты и термины, где одно из слов является именем собственным, а также составленные по ним прилагательные большого значка не имеют (ахиллесова пята, демьянова уха, рентгеновы лучи).
- Имена прилагательные, которые были составлены по фамилии и имени человека с использованием суффиксов –ск, -овск, -инск – пишутся со строчной буквы (далевский словарь, пришвинская проза).
Стихи про букву П для детей
Подборка стихов про букву П для детей дошкольного возраста, которые хотят легко запомнить алфавит.
Букву П в спортивном залеПерекладиной назвали. —Ну-ка, милый, не ленись,Подойди да подтянись.
***
П — Проворная ПчелаМишке меду Принесла.Он Пчелу благодарил,Сладким чаем напоил.
***
На букву П у нас Песок,И Помидор, и Петушок,Пузырики, ПодаркиИ Пони в зооПарке.
***
П напоминает что-то?Да, открытые ворота!Вот взгляни на образец:Попугай Плохой Певец.
***
Я писал её до полдника —Перекладина, два столбика.Как турник, иль дверь в купе,В алфавите буква П.
***
Наконец мы строим двери:По бокам и вверх — панели.Три опоры, и поверь,Буква П у нас, как дверь.
***
Пекарь П печёт в печиПироги и калачи.
Плюшки, пончики, печенье —Это просто объеденье.
***
Петя любит Песни Петь.Любит дверью поскриПеть.Любит ездить он в куПеИ слова на Букву П!
***
Письма Пеночка Писала,Попугаям Посылала.Почту Пони Перевёз,Почтальон-Паук Принёс.
***
Петуха лепил Полдня —Пальцы мяли Пластилин.Похвалил отец меня:«Прехорошенький… Павлин».
***Поезд Пыхтит. На Пустынном Перроне Плачет,Печалится Плюшевый Пони.ВПрочем, Понятна Причина Печали —Пони в Плацкартный вагон не Пускали.
Просто Пока в Пассажирском вагонеНе Предусмотрены Полки для Пони.Но Предложила ему Проводница:Можно в Почтовый вагон ПоПроситься.
***
Пастернак Позвал в ПодружкиВ Палисаднике Петрушку,Полушут, Получудак,Полоумный Пастернак.
***ПЫХТИТ ПО рельсам ПАРОВОЗ,Немало грузов ПЕРЕВЁЗ.Колёса дружно в лад стучат.Вагоны выстроились в ряд.И ПАРОВЫМ зовут недаром,ПЛАТФОРМУ всю укроет ПАРОМ.
***
Перчик Придуман совсем не наПрасно:С Перчиком Пища остра и Прекрасна.Повар Передник надел, и колПакВ руки Половник берёт и черПак,
В воду бросает сПаржу и морковку,РеПку, лучок, шамПиньон и Перловку,Пол Помидора и Пол-огурца;Дальше кастрюля киПит без конца…
Повар ПоПробовал суП, Посолил,После Петрушку в него Положил,Перчик добавил, чуть-чуть Помешал…-«Просто Прекрасно!»- сияя, сказал.
«Просто чудесно! Ей-ей, Право слово:Первая Премия суПу готова!»
***
Охи-охи, ахи-ахи —Пряли Пряжу Прялкой Пряхи.Пряди Пряли, Прялки Пели,Пряхи Попросту Пыхтели.
***
Приходите к нам на праздник! — приглашает петушок,Каждый гость получит пряник, пастилу и пирожок.Пеликан принёс печенье, попугай на пне поёт.Поросёнок угощенье и подарки раздаёт!
***
Ну, и пузо у питона!Проглотил питон полтонны:Пышек, пенок, пирожков —Потолстел и был таков.
***
Пингвин на севере живет.Он любит холод, любит лед.Там не бывает вовсе лета,И все пингвины знают это.
***
Пироги Пироги, пюре, пельмени,Плов, печенье, пончик…Если кто захочет,Список пусть закончит.
***Поутру Пропел ПетухПросыпается Пастух.
***
ПЕЛЬМЕНИ лепим всей семьёй,Штук двести сделали с тобой.Их сразу все мы не съедим…Давай соседей угостим?
***
Паук в уголке свои сети плетет,И ждет, когда муха в них попадет,Успел он давно уже проголодаться,Но мухи совсем не спешат попадаться,
К нему в паутину никак не летят,Паучьим обедом быть не хотят.Быть может, наплел он мало сетей?Иль это мухи стали хитрей?
***
На букву П у нас Песок,И Помидор, и Петушок,Пузырики, ПодаркиИ Пони в зооПарке.
***
Песню Пел Павлин Прекрасный,Пел про Пальмы и Песок,Павиан на ПианиноПодыграл ему разок.
***
Пестрый Птенчик ПоПугай,Петь нам Песню Помогай.Про Пустыни Про Поля,Про Простые тоПоля.
***
***
Вам понравились стихи про букву П для детей?
Задания с буквой «П»
1. Хлопни в ладоши, если услышишь звук П!
Паучок приехал на базар.Мухам паучок привёз товар.Он его развесил на осинке:«Кто из вас желает паутинки?»
2. Физминутка. Перебираем слова со звуком «П». Если это слово «на полу», то приседаем, если «на потолке», то поднимаем ручки вверх.
плинтус, лампа, паркет, побелка, палас, паучок
3. Прочитай слоги и добавь к ним букву или сочетания букв и получишь новые слова!
4. Прочитай слова и найди их на картинке.
5. Определите, мягкий или твёрдый звук П!
пенал, помидор, петух, плот, Петя, парта, пылесос, перчатка, пила, паучок, песня, пёс, пчела, парк, поле, подарок
6. Хлопни в ладоши, когда услышишь звук
= Б», Т», П», Т», Ф», П», К», П», М», П»
= БЯ, ПЯ, СИ, ПИ, ТЕ, ПЕ, ВЮ
= комок, осина, пихта, топь, терем, рябина, пена, спина, копейка, копилка
7. Замени в слове первую букву на звук . Какое слово у тебя получилось?
- вилка — …илка
- лень —
- медаль —
- зелёнка —
- лесенка —
- мир —
- лекарь —
- лесок —
- речка —
8. Закрась части мозайки с буквой П. Что получилось? (источник)
9. Найди слова на букву П
10. Отгадайте загадки!
В тёмном уголке живёт,Шёлковую нить плетёт.Он тайком сюда забрался,Строить новый дом собрался./Паук/
* Посчитаем, сколько слогов в слове “паук”! (2 слога)
* Какой слог первый? (па)
* Какой первый звук в слоге “па”? (п)
* Дайте характеристику звуку П! (согласный, глухой, твёрдый)
* Какой буквой мы обозначим звук ? (П)
На полюсе южномМорозном и вьюжномРодился у мамы детёныш один.Он в море ныряет,Простуды не знает,Ведь он настоящий …/Пингвин/
* Посчитаем, сколько слогов в слове “пингвин”! (2 слога)
* Какой слог первый? (пинг)
* Назови второй слог! (вин)
* С какого звука начинается слово “пингвин”? (пь)
* Дайте характеристику звуку! (согласный, глухой, мягкий)
* Какой буквой мы обозначим звук ? (П)
11. Определите, мягкий или твёрдый звук П!
пенал, помидор, петух, плот, Петя, парта, пылесос,
перчатка, пила, паучок, песня, пёс, пчела, парк, поле, подарок
12. Звуки П и ПЬ играют с тобой в прятки. Какой звук спрятался в названии каждой картинки? Определи, в начале, середине или конце слова?
13. Соедини с буквой П только те предметы, названия которых начинаются со звуков “П” и “ПЬ”
14. А ты можешь попасть из пушки по всем буквам П? Сделай из них мишень: обведи их в кружочек.
15. Какие буквы можно составить из буквы П?
16. Найди 8 слов со звуками П и ПЬ.
17. Печатная буква П
18. Буква П прописью
19. Логопедическое лото
20. Рабочие листы
21. Прочитайте слово в левом столбике, а затем в наборе букв найдите это слово и подчеркните его.Пенал пналилпилпиналпеналпенаПесня пелипесяпесняпеняпеснялиЛапка каплапалакалапкаляпкалапка
22. Раскрась петушка, где буква П, в красный цвет.
23.Найди букву П на карточке. Обведи все буквы П карандашом (если карточка распечатана на бумаге).
24. Рассмотри внимательно картинки, назови слова и скажи, какая буква потерялась?
25. Выложите из счетных палочек букву П.
26. Игра «Запоминалки»
Напишите на 5 карточках легкие слова, начинающиеся на П. Дайте ребенку минуту на запоминание и переверните их. Он должен будет назвать все, что запомнил. Добавьте еще 2 слова и дайте 45 секунд на запоминание. Потом увеличьте количество до 10. Если ребенок назовет все, он выиграл.
И напоследок повторите, что ребенок усвоил за этот урок. Вопросы для детей:
— Какую букву мы сегодня изучили?
— С каким звуком она образует пару звонкости-глухости?
— Как она пишется?
— Какие слоги вы знаете с этой буквой?
— Какие слова, начинающиеся на П, вы можете назвать?
— Если дети ответили на все эти вопросы, то материал можно считать пройденным. Если нет, повторите с ребенком то, что он не понял.
РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА: Буква П
Изучаем букву П.
Задания которые надо выполнить:1) Раскрасить букву П, раскрасить картинки и соединить их карандашом с буквой.2) Попробовать написать большую и маленькую печатную буквы П.3) Найти и обвести все буквы П4) Прочитать по слогам слова начинающиеся на букву П.5) Написать прописные буквы П6) Послушать стихи на букву П и отгадать Загадку.
Буква П
Буква П
Буква П
Буква П
Стихи про букву П
***С ПАУКОМ такой был случай:Как то плел он сеть паучью.Нет истории смешней —Сам запутался он в ней!
***Панцирь носит черепаха,прячет голову от страха.
***Пингвин, поплавав в море,Сидел на пляже снежномИ думал: «Как прекрасноНа южном побережье!»
***Петя, Петя, Петушок,С буквой П знакомится,Чтобы Папа прочитать,Букву П всем надо знать.
***Петушок на забор взлетел,Всех птиц к себе позвать велел,Знаете, мои друзья,На букву П все птицы, и конечно Я.
Пете папа говорит,Учи Петя алфавит,Букву П ты будешь знать,Сможешь путешествовать.
***Говорил недавно кто-то:П похожа на ворота,Возражать мне было лень,Я-то знал, что П как пень.
***На хоккее, на футболеБуква П – ворота в поле
Загадка про букву П***Пианино ПрошиноНовое хорошее.Пальчик клавишу нажмет,Пианино запоет:До-ре-ми! До-ре-ми!Лучше пой, а не шуми!Пляшут птички на тропе,Напиши им букву… (П)
Задания по Алфавиту
Правописание заглавных букв
В русском языке употребление двух видов начертания подчиняется правилам соответствующего раздела орфографии. Согласно им, новое предложение начинается с заглавного знака, который как будто возглавляет армию маленьких, обычных значков. Он показывает, что предыдущая мысль закончилась, и началась другая, или просто обозначает начало мысли. Еще с заглавного начинается прямая речь, цитаты, каждая новая строчка стихотворения.
Но есть и другие, более сложные правила, объясняющие правописание заглавной и строчной букв:
- Имена, фамилии, отчества людей и составленные на их основе прилагательные. Например: Яблочкин Андрей Игоревич, Петькина машина.
- Клички животных и составленные от них прилагательные. Например: Тузик, Мурка, Кеша, Пушок, Тузиков ошейник.
- Географические объекты, места, названия (континентов, сторон света, стран, городов, деревень, сел, краев, республик, островов, морей, океанов, рек, озер). Например: Черное море, Балтийское, Атлантический океан, город Москва, материк Африка, поселок Янтарный, республика Адыгея.
- Названия фирм, компаний, магазинов, предприятий. Например: завод «Роствертол», магазин «Пятерочка», фирма обуви «Белвест».
- Названия великих исторических событий, важнейших документов (Первая мировая война, Петровская эпоха).
- Названия печатных изданий, произведений искусств, блюд (журнал «Мурзилка», газета «Московские ведомости», «Лунная соната», картина «Бурлаки на Волге», салат «Цезарь»).
- Названия министерств, важных государственных организаций (Министерство образования, Городская дума).
- Высокие, имеющие большую государственную значимость, должности (Президент, Королева).
- Первое слово названия праздников и важных событий (День рождения, Рождество, Пасха, День победы).
- Местоимение «Вы», когда требуется выражение особого уважения.
- Аббревиатуры – состоят полностью из заглавных значков (КПРФ, МЛМ, ЮФУ).
Во всех остальных случаях, когда слово не включено в категорию собственных имен, а является именем нарицательным, пишутся строчные начертания.
Задание: печатная буква П для дошкольников
Рассмотри букву П. На что она похожа? Напиши букву П в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.
В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова — взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.
Скачать файл
Продолжи фразу
И от ветра, и от зноя,
От дождя тебя укроет.
А как спать в ней сладко!
Что это? … (Палатка.)
Он на вокзале есть всегда,
К нему подходят поезда,
Двойное Р содержит он
И называется… (перрон).
Он с бубенчиком в руке,
В сине-красном колпаке.
Он веселая игрушка,
И зовут его… (Петрушка).
Встает на заре,
Поет во дворе.
На голове гребешок.
Кто же это? … (Петушок.)
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту —
Зовусь я… (подосиновик).
Я — хозяйка разных снов
Про дельфинов, про слонов.
Про дворцы хрустальные
И про звезды дальние.
Вы ложитесь, и на ушко
Вам нашепчет сны… (подушка).
Я взял муку и взял творог.
Испек рассыпчатый… (пирог).
Если все ты будешь знать,
То получишь в школе… (пять).
Он круглый и красный.
Как глаз светофора.
Среди овощей
Нет сочней… (помидора).
Чок, чок, пятачок.
Сзади розовый крючок.
Посреди бочонок.
Голос тонок, звонок.
Кто же это, угадай!
Это… (поросенок).
Муха ахнула сперва:
«Ах, какие кружева»,—
И пропала голова!
Бедняжка, словно в тине,
Увязла в … (паутине).
Портфель у меня
Не велик и не мал:
Лежат в нем задачник.
Букварь и … (пенал).
Веселятся Коля, Лена —
Это значит… (перемена).
Вперевалку шел со льдин
К нам на утренник… (пингвин).
Я хотел устроить бал
И я гостей к себе… (позвал).
Снится ночью пауку Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит — плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали?
Это … (птица).
Сказки с буквой для детей
Чтобы ребенку было проще запомнить новое, можно познакомить его со сказками про П.
В стране Алфавит жили 33 буквы. У каждой из них была своя жизнь. Все они были разными и неповторимыми, у всех был свой характер. Например, Н была непоседливой, Л- ленивой, А-аккуратной. А П была печальной. Она произносила слова глухо и тихо, ее плохо слышали. Она часто плакала, потому что ей неудобно было жить в доме: в дверь не пройдешь, на стуле не посидишь, приходится вечно стоять, как табуретка.
Тогда она решила отправиться в увлекательное путешествие по стране в поиске других глухих звуков, с которыми она могла бы дружить и которые помогли бы ей построить более удобное жилище.
Она прошла поле и дошла до джунглей, где жили попугаи. Увидев букву, они сильно обрадовались и начали кричать: «Привет! Привет!». И тогда П поняла, что она точно может найти друзей, ведь с нее начинаются слова: «привет», «пока», которые произносят при встрече и прощании с друзьями
С нее начинается слово «помощь», которое так важно в дружбе. П сразу повеселела и пошла домой
Придя домой, она напекла пироги своим соседям — буквам О и Р. Они пообщались, и соседки решили помочь построить для П просторный дом. Они стали часто навещать ее, приносить подарки и стали ее лучшими подругами! Так П поняла, что она важна. И ей стало сладко жить.
В мире Азбуки случилось Происшествие: Пропала П. Никто не мог Понять, куда она делась. У Порога ее жилья нашли записку: «П Похитили мы, Пираты! Принесите сокровища, и сможете Получить ее назад.» У букв не было никаких сокровищ, поэтому они решили всем алфавитом спасать Подругу.
На Паруснике Пиратов Плакала П: «Зачем вы меня Похитили? Я нужна дома, чтобы дети могли читать и Писать». «А зачем это нужно?»-спросили Пираты. «Чтобы быть образованными, многое знать, делиться информацией с другими. И ведь это так интересно, сидеть, перелистывая страницы книги, читая газеты. Можно Писать Поэмы, Письма»-ответила П. «Мы тоже хотим!»-закричали Пираты.
Вдруг на корабль стали Подниматься буквы. «Мы спасем тебя!»- воскликнули они. «Подождите! Поможем Пиратам научиться читать и Писать. Тогда они Перестанут Похищать кого-то и будут заниматься образованием». Таким образом Пираты стали грамотными и решили оставить разбой.
Задания
Развивающие задания для дошкольников
Данный раздел содержит тренажёр, обучающий дошкольников 5 – 6 лет правильному написанию печатных букв русского алфавита. Тренажёр состоит из коллекции развивающих детских прописей, расположенных в алфавитном порядке на цветных вкладках.
Красные вкладки содержат прописи для изучения гласных букв, синие – для изучения согласных букв, серые – для изучения разделительных знаков. Зелёная вкладка содержит развивающие задания и упражнения для закрепления и практического применения навыков письма печатными буквами.
Написание печатных букв – часть обучения раннему чтению и письму
Это занятие развивает внимание, мелкую моторику, графические навыки, способствует лучшему запоминанию алфавита и повышает грамотность
Выполняя развивающие задания и упражнения, ребёнок познакомится с печатными буквами, научиться их писать, а также выучит русский алфавит.
Можно распечатать столько экземпляров прописей, сколько необходимо для многократной тренировки написания букв, закрепления навыков и получения успешного результата обучения.
Здесь предложены различные методики обучения написанию печатных букв, что позволяет индивидуально подобрать наиболее подходящий вариант для вашего ребёнка или применить на практике все предложенные методики, сделав процесс обучения более интересным и разнообразным для дошкольника.
Рекомендации по работе с прописями:
Сначала изучаем гласные буквы. Они проще и легче произносятся и запоминаются, на этом этапе обучения не возникает проблем даже у детей с нарушениями речи. Буквы, обозначающие один и тот же гласный звук, рекомендуется изучать парами А – Я, О – Ё, У – Ю, Э – Е, Ы – И. После гласных изучаем согласные буквы. Последовательность изучения роли не играет. Как правило, буква Р и другие буквы, произношение которых дается малышу пока с трудом, изучаются в конце. Не рекомендуется изучать подряд парные согласные (Б – П, Г – К, Д – Т, З – С, В – Ф, Ж – Ш) – ребенку в таком возрасте трудно не путать их на слух. Существуют разные подходы к порядку изучению букв, поэтому можно использовать другой, наиболее приемлемый на ваш взгляд, вариант последовательности букв. Занимайтесь с ребёнком не более 15 – 20 минут
При выполнении заданий дошкольник должен правильно держать ручку или карандаш, не слишком сильно напрягая пальчики
Очень важно правильно организовать рабочее место ребёнка: обязательно обратите внимание, удобно ли ребенку сидеть за столом, а также, где расположен источник света. Для правшей лампа должна стоять с левой стороны, а для левшей – с правой
Не забывайте хвалить ребенка, даже если он не совсем успешно справляется с заданиями
От занятий дошкольник должен получать только позитивные эмоции. Это является необходимым условием для дальнейшего успешного обучения. Помните, что обучение должно идти в форме увлекательной игры. Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка принудительно заполнять прописи – это может на долгие годы закрепить отвращение к обучению чтению и письму.
Источник статьи: http://e-bookshelf.info/10-obuchenije/668-uchimsya-pisat-pechatnye-bukvy-russkogo-alfavita-sbornik-razvivayushchikh-propisej
Как пользоваться прописью
Для начала мы рекомендуем соединять пунктирные линии отдельных элементов буквы, чтобы приобрести навыки мелкой моторики, которые в дальнейшем помогут в написании самой буквы «П, п». После этого предложите ребёнку написать несколько раз уже целую букву «П» с помощью пунктирных линий. Последний этап изучения написания — это написание буквы самостоятельно, без вспомогательных пунктиров. Попросите ребёнка написать букву в тетради. Будет правильно, если перед его глазами будет находится образец написания буквы «П, п». Благодаря этому, первое время ребенок сможет подглядывать как правильно писать буквы. Позже убирайте шпаргалку, чтобы он писал буквы по памяти.
На этой странице представлена пропись с буквой «П» заглавной и «п» строчной.