Как раскрасить дымковскую игрушку. как поэтапно рисовать дымковскую игрушку

Особенности рисования

Чтобы создать по-настоящему уникальное и необычное изделие, нужно использовать большое количество ярких цветов, контрастных оттенков, а также геометрических фигур. С помощью таких элементов фигурка точно приобретёт красивый праздничный вид. Особенности поэтапной росписи:

В древности для росписи применяли темперные краски, которые разводили уксусом, квасом либо растирали на яйце. В большинстве случаев на фигурку добавляли около восьми цветов. Роспись производилась посредством палочек с накрученными тряпками, а для вырисовки глаз и бровей применяли специальные лучинки. Сейчас для этого используют краски для керамических изделий: акриловые, растёртые на яйце, гуашевые. На поверхность статуэтки их наносят с помощью хорьковых либо колонковых кистей.
Самая известная роспись включает в себя сочетание геометрических элементов росписи дымковской игрушки и гладкоокрашенных частей. При раскраске фигурки используют контрасты, которые разбавляются белыми и чёрными оттенками, а также небольшие вкрапления золотого. Все это помогало добиться особой цветовой расцветки и сочности цветов. Ярче всего раскрашивали фигурки животных и платья девушек. Квадратики сусального золотого оттенка размещали на эполетах солдатиков, головных уборах, а также хвостах индюков. В большинстве случаев для игрушек применяли следующие оттенки: синий, малиновый, оранжевый, зелёный, чёрный, коричневый, изумрудный, голубой, рыжий.
Главной чертой такого рисунка является его последовательность нанесения и составление композиции. В начале работы принято было вырисовывать волосы, глаза и брови, после раскрашивали головной убор, платье и остальные элементы одежды. Чтобы дымковский узор для детей отличался особым блеском, на некоторые участки наклеивали куски золотого оттенка.
Сам узор дымковской игрушки включает в себя большое количество различных фигур, отличающихся по геометрической форме и цвету, которые придают игрушке особую привлекательность и помогают создать большое количество композиций. Чаще всего для этого используют следующие геометрические фигуры: овалы, полоски, круги, кольца.
Разукрасить статуэтку лучше всего поэтапно, начинать нужно с нежных цветов, к которым со временем следует прибавлять более тёмный. Настоящий мастер должен точно понимать, что значит каждый цвет в композиции

К примеру, зелёный — знак природы и земли, красный — здоровья и процветания, белый — чистоты и доброты, голубой — неба.
При добавлении различных орнаментов и узоров на картинку и посуду для начала важно наносить те, что представляют собой красоту, правду и крепкое здоровье. Рисовать на готовом изделии лучше всего по специальному трафарету, предварительно просмотрев мастер-класс

Такие виды статуэток сразу становятся для владельца своеобразной защитой.
Для каждой фигурки есть свои методы росписи. Ярче всего раскрашивали индюков, петухов и козлов. Узор часто выражал в себе не только необычность, но также немного фантастики. Также из животных было принято создавать свиней, коров и баранов.
Дополнительным элементом рисовки были небольшие квадратики сусального золота. Их применяли для добавления дымковской игрушки индивидуальности. Для этого вырезались небольшие куски сусального золота квадратной формы и приклеивались к игрушке с помощью кисти, смоченной в яичной белке, а после аккуратно расправлялись сухой кистью.

Как мотивировать детей

Продуктивность работы дошкольников зависит от качества мотивации, которая реализуется целым рядом приёмов на вводном этапе занятия.

Приём и особенности его использования Пример
Картинки, плакаты, позволяющие наиболее точно и пропорционально передавать формы частей тела птиц.
Беседа Педагог предлагает детям вспомнить, каких домашних птиц они видели в деревне, зоопарке, какие их повадки наблюдали, как курочка заботится о цыплятах, чему их учит и т. п.
Стихотворения, загадки, которые позволяют детям вспомнить основные особенности домашних птиц (внешние, образа жизни).
  • Петух-отец жене-наседке Сказал: «Должны учиться детки! Чтоб каждый мог, как я, уметь «Ку-ка-ре-ку!» красиво спеть И прокудахтать «Ко-ко-ко!» Чтоб слышно было далеко»;
  • Влез на крышу петушок, Прочитать решил стишок. Начинал, срывался, Очень волновался. Вспомнил лишь одну строку И пропел: «Кукареку!» (Г. Виеру);
  • Хвост с узорами, сапоги со шпорами, Беленькие пёрышки, красный гребешок. Кто это на колышке? (Петух);
  • Съем червя, попью водицы, Хлебных крошек поищу, А потом снесу яичко, Ребятишек угощу. (Курица).
Мультфильм по рассказу К. Ушинского «Петушок с семьёй» для придумывания сюжета композиции Поскольку рассказ Ушинского изучается во второй младшей группе, в подготовительной дети повторяют сюжет, придумывают ситуации, когда бы Петушок мог ещё помирить всех членов своей семьи. Например, когда все цыплята начали обижать одного, самого маленького.
Сюрпризные моменты для объединения ребят общим делом В гости к ребятам приходит Петушок и рассказывает, как он пошёл гулять со своей семьёй на пруд, но так залюбовался своим отражением в воде, что отстал от курочки с цыплятами. И теперь просит детей помочь ему вернуться домой, вылепив композицию «Петушок с семьёй».
Игры
  • «Найди отличия» – дети сравнивают два изображения петуха и находят отличия;
  • «Определи, чья тень»;
  • «Найди на картинке яички» – на иллюстрации с петушком и его семьёй спрятаны яички, воспитатель в задании сообщает, сколько яичек нужно найти.

Для поиска отличий нужно подбирать яркие и запоминающиеся образы

Дымковские игрушки

Петухи

Петухи, нарисованные в стиле дымковской игрушки, также могут выглядеть по-разному. На некоторых шаблонах они изображаются во весь рост, на некоторых – только верхняя часть туловища.

Традиционный вариант выглядит так:

Здесь ребенку нужно дорисовать узоры на перьях птицы, а также добавить ноги и преобразить мордочку. В качестве основных рабочих цветов используют красный, желтый, оранжевый и любой из темных оттенков (черный, коричневый)

Важно донести школьнику, что узоры должны быть выдержаны в стиле дымковской игрушки, то есть в основном состоять из геометрических фигур

Уточка

Дорисовка уточки в стилистике дымковской игрушки обычно требует оформления ее корпуса в желтой, оранжевой и белой цветовой гамме. Более опытным художникам можно поставить задачу, например, дорисовать семейство изображенной птицы с выдерживанием в работе одного стиля.

Лошадь

Традиционный шаблон для рисунка лошади в стиле дымковской игрушки предполагает наличие очертаний животного, иногда с уже прорисованной мордой. Целью работы юного художника является украшение имеющегося изображения, при условии максимальной выдержанности стиля. При желании, ребенок может дорисовать окружающие объекты или создать целостную композицию, например, изобразить всадника или еще одну лошадь рядом с уже имеющейся. Использовать рекомендуется коричневый, черный, красный, зеленый и желтый цвета.

Козел

Шаблон, который ребенку предлагается использовать для того, чтобы нарисовать козла, предполагает наличие очертаний животного. Его можно как украсить в отдельности, так и создать целостную композицию. Для росписи такого рода подходит зеленый, желтый, красный, черный и белый цвета.

Олень

Шаблон для росписи оленя в дымковском стиле обычно предполагает изображение животного с рогами, без лишних деталей. В зависимости от способностей ребенка, ему можно предложить не просто украсить оленя узорами в соответствующей стилистике, но и, например, преобразить рога животного. Для выполнения работы, как правило, требуется коричневый, черный, красный и оранжевый цвета.

Индюк

Традиционный вариант эскиза дымковского индюка — одно из самых любимых заданий детей среднего школьного возраста. Для ребят интерес работы с таким шаблоном заключается в имеющемся большом поле для творчества и фантазии. В данном случае они не просто должны дорисовать мелкие детали на туловище птицы или добавить окружающие ее объекты. Здесь их задачей является, в том числе раскрашивание хвоста индюка в любой понравившейся им цветовой гамме. Обычно для такой цели дети выбирают красный, зеленый, желтый, оранжевый цвета и их производные.

Особенности дымковской игрушки

Характерной чертой дымковской игрушки, отличающей ее от других фигурок и статуэток, является то, что все они могли свистеть, трещать, грохотать и издавать другой шум. Эта особенность связана с тем, что злые духи не любят шума, а игрушка как раз призвана этих духов разогнать. В весеннее время с началом сельскохозяйственных работ их присутствие было совсем не нужным. Считалось, что они появлялись на полях еще зимой и одним из способов борьбы с ними были весенние праздники, которые отличались шумным весельем. В изгнании духов с помощью свиста и грохота и состояла задача дымковской игрушки.  

Таким образом, в первую очередь, фигурки должны были издавать шум и свист. В настоящее время, это не является необходимым атрибутом дымковской игрушки, однако, способы ее изготовления и росписи остались прежними.

Из чего делают игрушку и как раскрашивают

Дымковские игрушки создаются в несколько этапов. Без специальных навыков их не сделать, поэтому процесс изготовления таких поделок детьми обычно контролируется профессиональными мастерами.

На пути к получению качественного результата, игрушку нужно сначала слепить, затем тщательно высушить, обжечь, побелить и красиво расписать. Пропуск одного из перечисленных шагов может привести к тому, что фигурка получится излишне хрупкой или не получится вообще.

Дымковские игрушки лепятся вручную. Несмотря на наличие единых шаблонов для рисования, в действительности ни одна поделка не похожа на свои аналоги, именно по причине индивидуального подхода к их созданию.

Последовательность создания игрушки:

  1. Лепка. Для получения целостной фигурки необходимо слепить по отдельности мелкие детали. На завершающем этапе части общей композиции крепятся на основной корпус игрушки и, при необходимости, корректируются по своей форме или размеру. Такие поделки обычно делаются из смеси, в состав которой входит глина (чаще всего ярко-красная) и мелкий речной песок.
  2. Сушка. После создания глиняной фигурки ее необходимо тщательно просушить. В зависимости от ее размера, этот процесс может занять от 3-5 дней до месяца. Сушка дымковской игрушки требует соблюдения ряда требований, касающихся температуры и влажности воздуха в помещении, где она будет находиться.
  3. Обжиг. Современные мастерские имеют специализированные печи, позволяющие мастерам преодолевать этот этап быстро и максимально безопасно. В результате обжига глиняная поделка обычно меняет свой цвет и становится светло- или красно — коричневой.
  4. Отбеливание. Для того, чтобы при окрашивании игрушки не происходило смешение цветов, ее необходимо выбелить. Для придания поделке равномерного молочного окраса, используют специальное вещество, в состав которого входит мел и молоко. В результате химических процессов, происходящих по мере скисания молочного раствора, поверхность фигурки становится ровной, твердой и имеет ровный тон.
  5. Роспись. Расписывают дымковские игрушки акриловыми красками или раствором, предназначенным для росписи керамики. Их цветовая гамма максимально яркая и включает все необходимые оттенки. По правилам, роспись таких поделок начинается с глаз, бровей и волос. Только после придания фигурке «человеческого вида» следует приступать к раскрашиванию остальных деталей. Традиционно при росписи таких игрушек мастера используют геометрические фигуры.

История происхождения дымковской игрушки

Глина — это особый материал, который отличается своей пластичностью в сыром виде, а также она приобретает высокую прочность после обжига. Из-за таких характеристик материала изделия из глины пользуются широкой популярностью с глубокой древности и до нашего времени. В давние времена посуду и фигурки из глины создавались почти в каждом регионе нашей родины.

При этом в каждой местности были свои формы фигуры, авторские традиции декорирования и росписи полученных игрушек. Село Дымково (Кировская область) на всю страну стало известно своими искусными мастерами, которые создавали небольшие яркие игрушки, издающие разные звуки. Любопытно то, что традиционную игрушку изготавливали не для развлечения детей, а для защиты своего дома от нечистой силы.

В старину думали, что нечисть очень боится громкого звука. Именно по этой причине в те времени все игрушки могли свистеть, греметь и издавать звуки. Создавали их традиционно к празднику Свистопляски, во время которого люди изгоняли злых духов и веселились всем селом.

Особенности игрушек от мастеров


Сегодня в самом селе Дымково можно найти не только погремушки и свистульки, но и простые игрушки в виде статуэток, которые не могут издавать никаких громких звуков. Главной особенностью такого изделия считается сравнительно небольшой размер. Мастера, которые остаются верны древним традициям, изготавливают чаще всего фигурки птиц (индюков), животных (олешек), барышень, а в некоторых случаях и мужчин.

Впрочем, можно встретить и более сложные по форме изделия: женщины, держащие в руке каравай, либо добрые молодцы верхом на красивой лошади. Простой узор и небольшое количество расцветок во время росписи конструкции — это то, чем в большинстве своём и отличается игрушка.

Можно создать лошадь из пластилина своими руками в стиле такого народного промысла. Делается это довольно легко: форма фигурки должна отличаться своей простотой в исполнении, а для росписи готовой продукции применяют простые точки и линии. Стоит отметить, что при традиционном создании фон обязан быть белого цвета, но сегодня очень часто можно встретить игрушки, которые раскрашиваются в различные цвета.

Подборка материалов по теме

нажмите на картинку ниже, чтобы скачать коллекцию картинок с изображением дымковских игрушек: А также Вы можете скачать на свое усмотрение отдельные картинки дымковских игрушек: барыня Лошадь Петух Индюк Утка

Развитием мелкой моторики, логики, внимательности и усидчивости у ребенка необходимо заниматься с раннего возраста. Среди проверенных методов обучения – рисование или раскрашивание очертаний фигур. Родители, с целью увлечь своего малыша, используют различные шаблоны для рисования.

Наиболее подходящими для такой цели станут дымковские игрушки. Несмотря на их видимую простоту, они имеют мелкие детали, для росписи которых ребенку нужно будет приложить немало усилий.

Дымковские игрушки создаются в несколько этапов. Без специальных навыков их не сделать, поэтому процесс изготовления таких поделок детьми обычно контролируется профессиональными мастерами.

На пути к получению качественного результата, игрушку нужно сначала слепить, затем тщательно высушить, обжечь, побелить и красиво расписать. Пропуск одного из перечисленных шагов может привести к тому, что фигурка получится излишне хрупкой или не получится вообще.

Дымковские игрушки лепятся вручную. Несмотря на наличие единых шаблонов для рисования, в действительности ни одна поделка не похожа на свои аналоги, именно по причине индивидуального подхода к их созданию.

Последовательность создания игрушки:

Роспись дымковской игрушки

Дымковская игрушка — символ радости, жизненной силы. Орнаменты, которые на ней изображены — это гладкая роспись в сочетании с геометрическими узорами. Цвета подобраны по принципу контрастности и выгодного подчеркивания друг друга. Хвосты птиц, рога животных, детали гардероба людей покрываются медной поталью (в старину для этого брали тонкие листы сусального золота).

Традиционные цвета дымковской игрушки: синий, красный, желтый, изумрудный, голубой, зеленый, оранжевый. Белая и черная краска используются в минимальном количестве для придания акцента на отдельных участках.

Каждый цвет, который задействован в дымковской игрушке, имеет свое значение: белый — символизирует чистоту; черный — ложь; зеленый — природу; красный — силу, здоровье; синий — небо.

(Зарисовка художника Алексей Деньшина для игрушки)

Давние мастера разводили краски на яичном желтке. Рецепты хранились в секрете.

Раскраска велась в строгой последовательности:

  • волосы;
  • глаза и брови;
  • рот и щеки;
  • головной убор;
  • орнаменты на одежде.

Узоры в дымковской игрушке тесно связаны с оберегами, символикой природы. Есть солнечные и лунные знаки как символ зарождения жизни; ромбы — как знак плодородия; волны — как знак неба и влаги.

Окончательным штрихом в росписи было нанесение сусального золота.

Сегодня дымковская игрушка продолжает свое развитие. Появляются новые технологии, рождаются свежие идеи. Но традиции производства остаются неизменными.

Техника создания

Начнем с того, что изначально фигурки дымковской игрушки лепились из смеси ярко-красной глины с коричневым песком, который добывали на реке, а затем обжигались в печи до полного высыхания. Затем игрушку покрывали мелом, разведенным на молоке, создавая белоснежный фон для последующей росписи.

Как и в других старинных русских ремеслах, для раскраски использовали темперные краски – сухие пигменты  на яичном желтке с квасом. Разрисовывали перьями или палочками. Цветовая гамма игрушек пестрит яркими красками в основном красных, желтых, синих, зеленых цветов. В игрушки добавляются ромбики из потали или сусального золота, как видно на картинках.

Создание дымковской игрушки дошло до наших времен, как вид лепки для детей с родителями. Дымковскую игрушку можно пробовать изготовить самому по образцу, изучив принципы лепки фигур и элементы узоров и разрисовки на игрушках. В наши дни на рынке достаточное количество материала и выборов красок. Дымковские фигурки лепят из теста, полимерной глины, а разрисовывают яркими красками, не содержащими лак.

Чтобы сделать лошадку или барышню, берем специальную глину для лепки, гипс. Белый фон делаем белилами в два слоя. Хорошо просушиваем.

Для тех кто никогда не сталкивался с лепкой, работа может показать сложной, но даже если это просто развлечение с детьми, то качество работы, не имеет значения, важен сам процесс. Теперь берем яркие краски и наносим узоры. Роспись особенная и имеет свои устоявшиеся за многие века элементы и орнаменты. Узоры геометрической формы, яркие без плавных переходов и полутонов. Фото ниже:

Золотые вкрапления в узоры выполняют красками, которые можно купит в магазине. Во все времена язычества на Руси, использовали геометрические формы и узоры в качестве символов, ромб использовали в значении плодородия, волнистые линии  означали воду, красный цвет огня, так красный круг — это символ солнца, голубой цвет — небо, зеленый — цвет природы, земли, пашни и так далее. Черный цвет также использовали  в основном для окраски волос и бровей.

Роспись таких игрушек — не очень сложное занятие и хорошая тренировка мелкой моторики рук детей, незамысловатые рисунки помогут научить ровно наносить линии красками и кисточками.

Процесс лепки изделия выполняется поэтапно, по кускам, а затем детали соединяются вместе. Сейчас самому процессу изготовления фигуры и разрисовке выделяется больше внимания, чтобы игрушка получилась качественной.

Главное птицей вятских игрушек стал индюк, ведь его можно как нельзя ярче разрисовать и на раскрытом хвосте много места для ярких орнаментов.

Этапы изготовления

  1. Основа игрушки. Начинается дымковская барышня с большой юбки. Для начала нужно размять кусок пластилина и скатать из него шар. Затем сделать углубление в нижней части и, постепенно расширяя его, сформировать подобие чашки с толстыми стенками. Продолжая увеличивать отверстие, одновременно вытягивать пластилин вверх таким образом, чтобы чаша стала похожа на удлинённую перевёрнутую вазу. Установить на подставку и выровнять поверхность будущей юбки. На этом первый этап лепки окончен.
  2. Туловище выполняется из кусочка пластилина, сформированного в виде конуса. Сверху прикрепляется голова в форме шара и ручки, сделанные в виде двух друг. Основа куклы закончена. Все части примазываются друг к другу, чтобы игрушка выглядела цельной.
  3. Декоративные элементы. Характерные волнообразные оборки являются самой узнаваемой чертой, ими в изобилии украшена дымковская барышня. Для их изготовления нужно запастись длинными полосками пластилина. Чтобы их сделать, нужно раскатать тонкий пласт, подобно лепёшке, и нарезать его при помощи линейки и специального пластикового ножа на ровные красивые длинные полосы.
  4. Каждую полоску собрать в руках, формируя оборочки, закрепить их края с одной стороны. Эти элементы могут быть размещены на юбке, в виде манжет на рукавах, в форме короны уложены вокруг головы, и ещё из них формируется фартучек, поверх плоскости юбки.
  5. Дополнительными украшениями являются различные предметы. Например, сумочка, коромысло с ведерками, корзинка, большой калач, маленькие дети или маленький питомец, который прилип к подолу хозяйки в буквальном смысле слова.
  6. Часто в качестве аксессуара используется высокая шляпка. Слепить её нужно из небольшого цилиндра, который крепится на головку поделки. Затем из пластилиновых полосок формируются поля в виде складчатых волнистых оборочек. Теперь дымковская барышня из пластилина наряжена, как полагается.
  7. Завершающим штрихом является оформление личика, которое состоит из мелких элементов, кружков, сделанных из шариков. Необходимо прилепить глаза, носик, румяные щечки и ротик.
  8. Если изделие выполняется из цветного пластилина, полимерной глины или запекаемой пластики, на этом этапе оно считается законченным. В случае работы с однотонным скульптурным пластилином куколка покрывается акриловой краской.

Сложные раскраски с большим количеством мелких элементов

Дымковские игрушки (шаблоны для рисования также, как и рисунки для раскрашивания, находятся в свободном доступе в Сети), ввиду многообразия своих вариантов, можно использовать в работе и с более старшими детьми.

Для школьников, посещающих 3 – 5 класс, интересным будет раскрашивать более сложные узоры с большим количеством мелких деталей.

Педагоги рекомендуют обратить внимание родителей на следующие картинки:

Эскиз для раскрашивания Описание рисунка и принципа работы с ним
«Прогулка». Эта картинка для раскрашивания представляет собой целостную художественную композицию. На ней изображены мужчина и женщина, плывущие в лодке по реке. Задача, стоящая перед ребенком, сделать цветными не только костюмы людей, состоящие из мелких деталей, но и окружающие их предметы. К ним относятся небесные светила, узор на судне и волны. Основными цветами, с которыми школьнику предстоит работать – красный, синий, белый, черный и их производные.
«Медведи». На этом эскизе изображено семейство медведей. Животные изображены в людском образе: они носят одежду и украшения. Сложность раскрашивания этого рисунка состоит в наличии большого количества мелких деталей одежды персонажей. Для усложнения задачи можно предложить ребенку сделать картинку максимально реалистичной (раскрасить медведей в соответствующие цвета, как в жизни, а их одежду в оттенки, наиболее часто встречающиеся в предметах гардероба взрослых людей). Обычно с таким изображением дети работают с помощью синего, красного, черного, желтого, коричневого и белого цветов.
«Всадник». Это одна из наиболее популярных картинок для раскрашивания, используемая педагогами при работе с ними. На ней изображен мальчик, стоящий верхом на коне. В данном случае ребенку будет необходимо аккуратно раскрашивать мельчайшие детали образа молодого человека, а также воспроизводить окрас животного и окружающих предметов. Работать рекомендуется с коричневым, черным, красным, голубым, желтым, оранжевым, синим и зеленым цветом.
raskraskiplus.ru
Добавить комментарий