Искусство росписи посуды: гжель

Оглавление

История промысла

Первые официальные упоминания о регионе обнаружены в Духовной грамоте Калиты, датируемой 1328 годом, однако доказано, что Гжельские поселения существовали и активно занимались различными ремеслами еще в 11 веке, хотя гончарное ремесло в официальный список повинностей перед государевым двором не входил. Главным поставщиком гжельской глины и готовых изделий «аптекарских нужд» регион стал только в 17 веке при царе Алексее.

Главным отличием гжельской росписи является ее самобытность и индивидуальный стиль. В начале это были лепные игрушки и предметы быта с красивой и яркой майоликой, но постепенно искусство и мастерство развивались, становились более совершенными. Появились декоративные блюда и наборы посуды, высокие кумганы с дисковидным туловом. Малая пластика в виде кухонной утвари и игрушек также получила большой распространение, покоряя своими незамысловатыми рисунками и картинками, пейзажами, цветочными орнаментами.

С 19 века на территории Гжели налажен выпуск полуфаянса, ставшего переходным периодом от традиционной майолики к тонкому фаянсу и фарфору. В качестве украшения использовалась характерная подглазурная роспись насыщенных синих оттенков, монохромные рисунки, полихромный надглазурный рисунок, обилие золота и уникальное кобальтовое фоновое крытье.

Особую известность получили изделия, производимые на заводах Тереховых, Барминых, а также Братьев Кузнецовых, Киселевых, Жадиных, Тулиных.

Гжель | Фото большого размера и векторный клипарт

Бело-голубая декоративная рамка гжель на белом (вектор) — OlgaDrozd

Бело-голубая декоративная рамка гжель

Бесшовные текстуры цветов в стиле Гжель. Векторная иллюстрация — larser

Бесшовные текстуры цветов в стиле Гжель.

Белый-синий элегантность бесшовные узор в русском стиле Гжель (вектор) — OlgaDrozd

Бело-голубые гжель бесшовные

Бесшовные текстуры с синим цветочным орнаментом. Гжель стиль. Векторная иллюстрация — larser

Бесшовные текстуры с синим цветочным орнаментом. Гжель

Бесшовные цветочные текстуры. Цветы Гжель. Векторная иллюстрация — larser

Бесшовные цветочные текстуры. Цветы Гжель.

Цветы в Гжель style.set цветочных украшений в стиле Гжель. голубые и белые цветы на фоне изолированной — MagicVector

Цветы в стиле Гжель

Что нужно для создания узоров на бумаге?

В работе с детьми в абсолютном большинстве случаев традиционные инструменты для создания гжельской росписи (оксид кобальта, шпатели, реагенты и так далее) не используются из соображений безопасности. Юные художники учатся рисовать узоры в этом стиле на бумаге.

Для комфортного рабочего процесса ребенка необходимо снабдить:

  • плотными листами бумаги или белым картоном. Тонкие страницы под воздействием воды и краски деформируются, из-за чего внешний вид всей работы станет значительно хуже;
  • синяя и белая краски. Не рекомендуется давать ребенку больше цветов, чтобы четче сформировать у него представление о гжельской росписи. Для работы подойдет гуашь, масляные краски или насыщенная акварель;
  • кисти (рекомендуется предоставить ребенку 2-3 вида кистей, различающихся друг от друга толщиной);
  • палитра (понадобится юному художнику при смешивании цветов для получения необходимого оттенка синего);
  • емкость с водой;
  • кусок ткани из натуральных материалов (им можно не только вытирать руки, при возникновении такой необходимости, но и корректировать недавно нанесенное на рабочую плоскость изображение);
  • трафареты (особенно актуально, если росписи обучается ребенок младшего возраста, не имеющий навыков изобразительного искусства).

Цветовая гамма гжельской росписи

Гжельская роспись изначально выполнялась исключительно синей краской (допускается использование оттенков). Именно такая черта этого вида художественного искусства делает его сложным для исполнения новичками даже в настоящее время. Создать красивый рисунок, используя ограниченное количества цветов колеров сможет далеко не каждый художник.

Основными цветами, используемыми мастерами в рамках гжельской росписи, являются:

  • белоснежный цвет (всегда используется в качестве фонового оттенка, так как не оттеняет контрастную краску, с помощью которой создается основной орнамент);
  • все оттенки синего цвета, наиболее популярными из которых являются насыщенный синий и бледно-голубой;
  • кобальтовый цвет (темный оттенок);
  • белый цвет краски (используется при зеркальной росписи, когда орнамент создается на синем фоне – наоборот, в сравнении с классической гжельской росписью);
  • золотой (современное нововведение художников, стремящихся с помощью благородного оттенка золота расставить акценты на собственноручно созданном изображении);
  • платиновый (используется редко, также для акцентирования внимания зрителя на конкретных деталях орнамента).

История возникновения гжельских узоров и орнаментов

Гжель (роспись для детей может создаваться обычными красками на любой поверхности) – это название одного из регионов Подмосковья. Изначально в этой области территориально располагалось несколько деревень и поселков, жители которых были мастерами гончарного искусства. Именно поэтому первые гжельские росписи наносили на глину, добываемую в указанной местности. Первые упоминания о рассматриваемом виде изобразительного искусства датированы 14 веком (ориентировочно 1328 г.).

Его отличительной характеристикой является ограниченное использование цветов (1 оттенок на белоснежном фоне)

На развитие народного промысла оказывал большое внимание спрос потребителей, так как на вырученные с продажи расписанной посуды деньги, гжельцы кормили свои семьи. Пика своего развития и популярности гжельская живопись достигла в 18 веке, когда с ее помощью начали украшать не только посуду и предметы декора жилых помещений, но и игрушки, статуэтки и памятные сувениры. В этот период роспись стали в основном наносить на фарфор и фаянс

В этот период роспись стали в основном наносить на фарфор и фаянс.

В начале 20 века наблюдается сдержанность в развитии гжельского промысла. Это связано с угнетением заводского производства из-за национализации предприятий советской властью. Активное восстановление рассматриваемого вида художественного искусства заново начинает набирать популярность только с конца 20 столетия.

Кухня

Конечно же, самым популярным помещением в доме, где чаще всего встречается гжельская роспись, является кухня. Это и неудивительно, ведь первая ассоциация со словом «гжель» – это посуда.

Посуда и предметы сервировки с традиционной гжельской росписью украсят любой стол. Такая посуда отлично гармонирует с однотонной скатертью, белоснежными салфетками и живыми цветами. С помощью гжельского фарфора можно сервировать как торжественный праздничный стол, так и стол в уютном кантри-стиле.

 

Кухонные фартуки с традиционным гжельским узором способны украсить кухню, придать ей оригинальность и неповторимое очарование. Конечно, к такому яркому, акцентному фартуку необходимо правильно подобрать цветовую гамму остального интерьера.

 

Мебельные фасады на кухне тоже украшают гжельскими узорами. Решиться на такой нестандартный дизайн непросто, но, при удачном сочетании с остальными элементами интерьера, такая кухня получится необычной, свежей и очень красивой.

Даже бытовая техника чудесно преображается, если украсить ее гжелью!

 

Цвета гжельской росписи

Традиционный узор — ярко-синий кобальт на белом теле, изделия получают с помощью специального состава. Его особенность- расписанный предмет погружают в белую глазурь, затем обжигают. После обжига эмаль становится прозрачной. Получается изысканный орнамент нежно-синего цвета. Само изделие приобретает твердость, оригинальный глянцевый блеск. Иногда глазурь декорируют золотом или платиной, затем опять обжигают.

Выделяют три дополнительные техники

На майолике – надглазурная роспись разных цветов. Дополняется золотом, кобальтовым декором, платиной. Расписывают чайные сервизы, наборы столовой посуды, сувениры, другие изделия. Пример – городецкая роспись.

Роспись наоборот — фон  — кобальтовая синь, а роспись – надглазурная белая эмаль. На ярко-синем фоне белоснежные растения, животное или пейзаж.

Костяной фарфор цвета совсем без узоров, иногда золотая или платиновая надпись, небольшие изображения. Допускаются оттенки — синяя или цветная эмаль.

Техника теневых мазков

Настоящий фарфор в гжели расписывается всегда вручную, художники быстро делают ровные отпечатки, которые вначале все имеют один основной тон. После обжига вид готового изделия наполняют более двадцати оттенков и полутонов.

Мазок с тенями создается кистью, на одну сторону которой набирается краска. При выполнении приема кисть совершает круговое движение. Начало рисунка – будет появляться густой насыщенный цвет, он постепенно будет выглядеть светлее, а кончик получается тонкий, нежно-голубого оттенка.

Гжель в настоящее время

Сегодня в России роспись гжелью весьма популярна. На месте небольшой старинной фабрики сегодня работает Гжельский фарфоровый завод.

Гжельский фарфоровый завод.

На предприятии трудятся сотни мастеров, сохранивших опыт и традиции предков.

На заводе производятся, расписанные ручной кобальтовой росписью:

  • посуда;
  • вазы;
  • подсвечники;
  • статуэтки;
  • лампы;
  • часы;
  • шкатулки;
  • камины;
  • люстры;
  • чайники, и пр.

Ассортимент продукции завода достигает 600 наименований.

Не только посуда и звери, но и всё-всё-всё…

Профессионалы высокого класса — технологи и художники умело сочетают в производстве изделий технологические новшества и вековые традиции искусства.

Магазин фарфора в селе Гжель.

Вдохновляем и вдохновляется на занятии

Чем вдохновить ребенка к работе? Увлекательно рассказать, показать готовое декоративное изделие. Например, такой чудесный поднос. По нему можно изучать разные элементы росписи – розу, листики, травинки, бордюры и другие мотивы.

После сушки «тарелки» нужно разложить на выставочном стенде. Конечно, в итоге они будут далеки от предложенного эскиза, и мазок вряд ли получится идеальным. Их ценность в том, что ребенок постигает новое, и нужно научить его не бояться применять свои навыки. То есть ни в коем случае не критиковать и, тем более, не подшучивать. А еще очень ценно, когда ребенок в последующей жизни сталкивается с гжельской росписью, узнает ее и знает название.

В чем польза такого рисования для детей? Занятия по гжели:

  • дают понимание искусства и его видов, вызывают интерес к нему;
  • приобщают детей к русской культуре;
  • учат делать красоту своими руками;
  • дают практические умения по росписи;
  • формируют настойчивость, усердие и желание довести дело до конца;
  • развивают эстетический вкус;
  • улучшают мелкую моторику.

Но главное, роспись позволяет выявить творческие и художественные способности ребенка, развить в нем тягу к творчеству. Не обязательно струны детской души заденет именно гжель. Это может быть хохлома, городецкая роспись. На тему практически каждого народного промысла есть стишки для детей. Иногда малышей цепляют именно они, иногда – будоражащая история или география искусства. Переиначу и скажу, что пути искусства неисповедимы, а наша задача – ненавязчиво их показать.

Раскраски Дымковская игрушка: распечатать шаблоны

Дымковская роспись возникла несколько столетий назад, в Дымковской слободе города Вятки (сегодня г. Киров). В те времена технику придумали для росписи игрушек, умеющих издавать разные звуки — грохот, трещание или другой шум. Главное предназначение Дымковской игрушки — отгонять злых духов, которое в наши дни уже не актуально. Не смотря на это, народный промысел сегодня не забыт, а к традиционным изделиям добавились бравые кавалеры и модные барыни. В орнаменте используются круги, полоски, ромбы, зигзаги, полосы. Глядя на дымковскую игрушку можно сказать, что она достаточно проста и незамысловата, но роспись является символичной, ее отличает колорит, яркость, жизнерадостность, завершенность.

Как нарисовать тарелку

Данный способ сложнее предыдущего в исполнении. Он поэтапно расскажет, как нарисовать более реалистичную тарелку. Аналогично можно нарисовать любую другую посуду.

Нарисуйте эллипс. Не делайте его слишком широким или продолговатым. Для того, чтоб изобразить правильную форму предмета, представьте, словно смотрите на него с нужного ракурса.
Поделите фигуру на четыре равные части. Чуть ниже середины эллипса нарисуйте такой же, но меньших размеров

Обратите внимание, маленький овал не должен пересекаться с большим.
Дорисуйте края так, чтоб у тарелки появились бортики. Это придаст текстуры и рельефа

А если нарочно сделать их неровными, то у посуды появится своя изюминка.
Заштрихуйте дно тарелки. Сделайте его темнее, чтоб придать объем.
Используйте вертикальные и горизонтальные штрихи, чтоб сделать форму чётче, а тени глубже.
Сотрите вспомогательные линии. Добавьте ещё теней для пущего объёма.
Еще раз посмотрите на получившееся. Исправьте недочеты.

Немного истории

История указывает, что развитие этюдов по древесине привело к его применению на самых неожиданных предметах, которые включали в себя:

  • мебель;
  • сундуки;
  • сани;
  • утварь, используемая в помещении.

Чаще всего был символический характер, а фоновыми тонами были: зелёный, синий и иногда чёрный. Особенно популярными были и есть рисунки со специфической тематикой, где показаны люди и звери.

После I мировой войны искусство пришло в упадок, вынуждая специалистов искать другие источники дохода. Возрождение популярности направления связано с именем И.И. Овешкова, который открыл мастерскую для общественности.

В ней была организована подготовка соответствующих кадров, что и дало прирост умеющих обрабатывать исходник. Приобщение нового поколения к воссозданию обликов вырабатывает ощущение принадлежности к культуре своей страны и развивает художественное мышление на несхожих уровнях.

Виды росписи гжель

В 18 веке самой узнаваемой была лубочная гжель. Обусловлено развитие этого вида тем, что многие мастера начали учиться на заводе Гребенщикова в Москве. Посуду расписывали орнаментами с применением зеленого, желтого, синего цветов. Использовались и фиолетово-коричневые краски на белом фоне. Основа изображения – картинки лубка, очень модные в то время. Например, в центре рисунка могла быть птица, люди, животные, домик. Увы, но это ремесло более не развивается, лубочный гжельский промысел можно считать утраченным.

Другие виды гжели:

  • Надглазурная. Древний и очень красивый вид росписи. Цветные краски мастера наносили прямо по глазури. Делать это было сложно, работа трудоемкая. К тому же обжигать изделие приходилось в три, а то и в четыре этапа. Цена такой посуды будет очень высокой, но выглядит надглазурная гжель словно посуда из царского сервиза.
  • Глухой кобальт. Она не очень привычна для традиционного восприятия гжели, но это, тем не менее, самостоятельный ее вид. Некоторые сравнивают глухой кобальт с зеркальным отражением привычной гжели. Мастер покрывает кобальтом всю поверхность изделия, потом наносит глазурь. После обжига на изделие наносится рисунок белой краской и золотом.
  • Костяной и белый фарфор. Еще один прекрасный стиль гжельского искусства: чистой белизны посуда с золоченым рисунком. Золото будто бы углубляет белизну, подчеркивает ее хрупкость и благородность.
  • Традиционная роспись. Бело-голубая гжель – это народный, общепризнанный, самый известный вид промысла. У него есть второе название: «Синь России». Мастер делает рисунок специальными красками на основе оксида кобальта, используя технику кистевого мазка. Уже расписанное изделие нужно окунуть в белую глазурь и обжечь в печи. После обжига глазурь меняет белизну на прозрачность, изделие обогащается глянцевым блеском и прочностью, а рисунок максимально ярко проявляет себя.

Те, кого только начала привлекать гжель, интересные факты росписи пытается найти на просторах интернета. И чаще можно встретить историю, которая, скорее, является байкой. Когда в пик своего расцвета гжельская роспись становилась все более популярной, мастера хранили ее секреты, не выдавая сторонним особенностей техники. Владелец завода даже нанимал немого мастера, который не мог бы разболтать «ноу хау». Но когда заинтересованные лица напоили керамиста, тот без слов умудрился выдать все производственные секреты.

Презентация на тему: » Гжельская роспись. Как расписывали гжельскую посуду? Как расписывали гжельскую посуду? Из какого материала ее изготавливали? Из какого материала ее изготавливали?» — Транскрипт:

1

Гжельская роспись

2

Как расписывали гжельскую посуду? Как расписывали гжельскую посуду? Из какого материала ее изготавливали? Из какого материала ее изготавливали? В каком районе России развивался этот промысел? В каком районе России развивался этот промысел? Какие цвета использовали Мастера при росписи посуды? Какие цвета использовали Мастера при росписи посуды? Только ли посуду расписывали гжельские Мастера? Только ли посуду расписывали гжельские Мастера?

3

Мы считаем, что этот промысел очень старинный. Им занимались великие мастера, которые достигли высоких результатов в своем деле. Мы считаем, что этот промысел очень старинный. Им занимались великие мастера, которые достигли высоких результатов в своем деле. Этот промысел развивается и сегодня, так как в магазинах можно купить такие же изделия, которые хранятся в музеях. Этот промысел развивается и сегодня, так как в магазинах можно купить такие же изделия, которые хранятся в музеях.

4

При разработке нового стиля за основу был взят принцип сочетания белого фона с синей росписью. При разработке нового стиля за основу был взят принцип сочетания белого фона с синей росписью. В 1978 году ведущие художники объединения «Гжель» были удостоены премии им. И.Н. Репина. В 1978 году ведущие художники объединения «Гжель» были удостоены премии им. И.Н. Репина. Предприятие успешно работает и в настоящее время. Предприятие успешно работает и в настоящее время. Кроме посуды мастера Гжели делают декоративную скульптуру: людей, животных и сцены из жизни. Кроме посуды мастера Гжели делают декоративную скульптуру: людей, животных и сцены из жизни. Посуда Гжели очень разнообразна по форме и назначению: тарелки, масленки, солонки, чашки, чайники, миски. Посуда Гжели очень разнообразна по форме и назначению: тарелки, масленки, солонки, чашки, чайники, миски. Традиционная роспись — выполненные от руки растительные и геометрические орнаменты, нанесенные быстрыми, сочными мазками кисти. Исполнение росписи вручную позволяет создавать множество вариантов одного и того же декоративного мотива. Традиционная роспись — выполненные от руки растительные и геометрические орнаменты, нанесенные быстрыми, сочными мазками кисти. Исполнение росписи вручную позволяет создавать множество вариантов одного и того же декоративного мотива.

5

Элементы росписи Элементы росписи

6

Гжель и резьба по дереву «Татьянка» Гжель и резьба по дереву «Татьянка» Мы представляем Вам уникальные работы по дереву в которых гармонично переплелись два совершенно разных стиля декоративно прикладного искусства Гжельская роспись и резьба по дереву «Татьянка». Попытка объединить два этих разных направления предпринята впервые. Представленные здесь работы — авторские и являются 100% эксклюзивом.

7

Изделия, которые изготавливают сегодня Авторские работы Хазовой

8

Гжель — это название живописного подмосковного региона. Гжель — это колыбель и основной центр русской керамики. Здесь сформировались ее лучшие черты и проявились высшие достижения народного искусства. Край этот был необычайно богат гончарными глинами. Поэтому едва ли не все население почти трех десятков окрестных деревень и сел издавна занималось изготовлением глиняной посуды, тем более что и в топливе недостатка не было — вокруг тянулись дремучие леса. Не случайно в самом слове «Гжель» слышатся отзвуки глагола «жечь». Гжельские изделия всегда имели ярко выраженный народный характер, несли в себе национальные черты. Символично, что уже в XIX веке слова «Гжель» и «Русская народная керамика» стали в значительной мере синонимами.

С чего начинать? С подготовки!

Гжель – целое направление российской культуры. Гжельская роспись делается на белом фоне синими, голубыми, лазурными цветами, красками других оттенков. Вряд ли кто-либо не видел предметы, расписанные в этой прекрасной технике. Даже если кто-то не видел, представление можно получить, взглянув на это прекрасное блюдо. Представляете, как оно украсит стол, превратив его из обычного в праздничный?

Обратите внимание: все рисунки в технике гжель состоят из мазков. Специальный гжельский (двойной) мазок накладывается от широкой части к узкой. Сначала используется плоская сторона кисточки, потом кисть слегка заворачивается и рисует узкой частью

Это хорошо видно на видео, где мастера показывают, как они расписывают какой-либо предмет. Таких записей много на Ютьюбе

Сначала используется плоская сторона кисточки, потом кисть слегка заворачивается и рисует узкой частью. Это хорошо видно на видео, где мастера показывают, как они расписывают какой-либо предмет. Таких записей много на Ютьюбе.

Чтобы научить детей, для начала придется освоить технику самому. В этом очень поможет художественный альбом по гжели согласно ФГОС. Ценность издания – в том, что оно пошагово описывает процесс рисования, показывает его на картинках. А также рассказывает, как научить детей особенностям мазков и последовательности росписи. Практические задания для изучения элементов росписи есть и в альбоме «Россиночка» по гжели. У пособий разные авторы, но оба хороши с практической точки зрения.

Начало изображения

Чтобы рисунок получился действительно аккуратным и красивым с первого раза, мало одного желания и подготовленных материалов

Очень важно изучить технику нанесения изображения. Здесь нужно понять, как держать кисть, как вести, какими движениями пользоваться для изображения деталей рисунка

Вся городецкая роспись производится в три этапа

Первое, что необходимо сделать, – это нанести фон, на который и будет накладываться рисунок. Далее выполняем поэтапно рисунок

Вся городецкая роспись производится в три этапа. Первое, что необходимо сделать, – это нанести фон, на который и будет накладываться рисунок. Далее выполняем поэтапно рисунок.

Подмалевка. Крупные цветовые пятна, которые впоследствии будут служить основой для изображения. Это  большие фигуры. Для детей элементы подмалевки очень легко даются.

Они наносятся тонким слоем, полностью заштриховываются. Зарисовать их нужно очень аккуратно, чтобы не было разводов, наплывов или пробелов. Для хорошего результата лучше рисовать плоской широкой кистью.

  • Тканевка. Используется кисть № 2. Суть этого этапа — разбивание подмалевки на части и выделение деталей.
  • Оживки. Это еще один прием в городецкой технике. Здесь в помощь идет черная и белая краска, которыми и выделяют акценты рисунка. Этот этап очень сложный и требует концентрации.

Черной и белой краской наносится на подмалевке и тканевке множество точек, которые и придают яркости и живости рисунку

Здесь важно не перестараться, так как большое количество оживки может испортить рисунок

Городецкая роспись получится очень хорошо, если научиться правильно держать кисть. Она должна быть перпендикулярна поверхности, на которую накладывается рисунок.

При этом рука должна быть оперта на локоть и фиксироваться им, а кисть остается подвижной и свободной. Если для ребенка долго держать в таком положении руку тяжело, то можно делать опор на мизинец. В этой позиции руки легче рисовать плавные и правильные линии.

Последнее в рисовании городецкой росписи – это соединять все элементы между собой поэтапно. Картинки должны получаться яркими и пестрыми.

Это главная черта такого направления в художественном искусстве. Если ребенок научился хорошо изображать элементы на бумаге, можно продолжить и предложить рисовать на деревянной основе.

Гжель особенности росписи

Стилистика работ настолько ярко выражена, что она с успехом применяется в интерьере дома, в вышивке и одежде. Характеристики присущие орнаментальной росписи гжель:

  • исключительно ручная работа;
  • неизменно белый фон (исключение – зеркальные работы, где основа темно-синяя);
  • узоры и орнаменты составлены смешением синего и белого цветов;
  • цветовые переходы отличаются резкостью;
  • выдерживание строгой последовательности оттенков;
  • предмет и его декор составляют цельную композицию;
  • элементы позолоты подчеркивают сине-кобальтовый колорит.

Чем выполняется роспись гжели

Основными инструментами и материалами, которые искусство гжель использует в производстве своих творений, являются оксид кобальта, глазурь, шпатели и кисти различного размера и вида. Изначально химический реагент, применяемый в качестве основной краски, имеет черный цвет. Однако, в процессе обжига меняет его на синий. В зависимости от степени концентрации получаются разнообразные оттенки.

Инструментальный состав дополняет стеклянная палитра, где художник смешивает краски, добиваясь нужного колорита. Готовый рисунок покрывается глазурью белого цвета. Далее изделие подвергают обжигу. Молочная глазурь становится прозрачной. Гжельская роспись предусматривает зеркальный прием: по глухому кобальтовому тону наносится композиция рисунка белой краской. Создается 3D эффект морозных белоснежных узоров.

Роспись гжель основные цвета

Традиционно рисунки гжель выполняются только оттенками синего. В этой особенности заключается изумительное мастерство художников: при помощи одного колера показать всю палитру мира. Перечень цветов не очень длинный:

  • фоновый цвет фарфора – белый;
  • разнообразные оттенки от бледно-голубого до насыщенного ярко-синего;
  • темный кобальтовый;
  • белый цвет росписи на синем фоне в приеме зеркальной проекции;
  • золотой или платиновый декор.

Приемы росписи гжели

Применяются сложные способы нанесения краски, так как гжель – это роспись ручной работы кистями по обожженному фарфору. Современная техника отличается от той, что применяли раньше. Древние мастера писали сюжеты «с листа». Они придумывали рисунок по ходу росписи, обогащая его новыми компонентами. Сейчас весь сюжет составляется заранее и потом наносится без значительных изменений. Основные приемы подразделяются в зависимости от:

  • направлений наносимых линий;
  • положения кисти при рисовании;
  • длины ворса применяемого инструмента.

Базовая техника росписи состоит из нескольких приемов:

  1. Ситчик. Мелкие детали прорисовываются концом длинного ворса кисти.
  2. Китайский мазок. На широкую кисть берут два оттенка и непрерывно пишут рисунок до уменьшения насыщенности.
  3. Мазок с тенью. В этом случае синий цвет на кисти имеет оттенок гуще, а белый образует узкую полоску. Роспись гжель в этом случае получает «тень».

Элементы гжельской росписи

Народ в своем творчестве отражает сюжеты окружающей действительности. Элементы росписи гжель имеют ярко выраженные сюжеты:

    1. Растительные. Классический стилизованный вид растений с четко прорисованными деталями.
    1. Животные в основном представлены пернатыми.
    1. Орнаментальная стилистика. Узоры наносятся в виде сеток: «капли», «усики», «гребенки», «травинки» и другое. Типично по кромке досок с росписью гжель пускают «шашечки»
    1. Сюжетные композиции. Типичные рисунки из жизни народа: ярмарки, зимние катания на тройках, крестьянские избы, церкви, тематика современности.

Цикл статей: уроки рисования для детей.

Поверить трудно: неужели Всего два цвета? Чудеса!.. Вот так художники из Гжели На снег наносят небеса! Л. Куликова.

Гжельская роспись – это древнее, традиционно русское искусство, истоки которого зародились в русской глубинке уже более 670 лет назад.

«Нежно-голубое чудо – сказочная гжель» — так ласково называли люди на Руси – всем полюбившуюся, удивительно украшенную керамику из белоснежной глины. Без сомнения, гжельская посуда, сувениры и игрушки – эти уникальные самобытные произведения искусства — испокон веков и по сегодняшний день очень ценятся во всем мире.

Примеры посуды в стиле Гжель:

Совершенство в каждой детали:

Сегодня у нас есть отличная возможность познакомить ребенка с Гжельской росписью, приобщить к исконно русскому творчеству, и даже испытать себя в роли народного мастера. Занятие также поможет развитию у него эстетического вкуса, фантазии, умению по мотивам составлять общий узор.

Вообще этот урок расчитан на ребенка 5-9 лет, но в принципе, для разнообразия можно вовлечь и трехлетнего малыша, не требуя, конечно, от него слишком точного исполнения росписи.

Как нарисовать миску

Эту тарелку нарисовать довольно легко, потому что деталями она не изобилует. В отличие от предыдущих работ, миска имеет глубокое дно. Также на внутренних бортиках есть достаточно места для различных узоров. Заполнив его, тарелка будет отчётливо выделятся среди других.

  1. Начинать стоит с простого наброска карандашом. Нажимайте несильно. Если хотите, используйте линейку. Нарисуйте две перпендикулярные линии, которые при пересечении делят друг друга пополам. Они являются диаметрами тарелки.
  2. Этим же способом нарисуйте донышко будущей миски. Обведите края линий, чтоб получились окружности. На данном этапе верхний край не будет перекрывать нижний. Донышко будет пересекаться с краями тарелки.
  3. Наметьте форму посуды, соединив края окружностей. По завершении действия будет видно очертание тарелки.
  4. Обведите верхний эллипс. Сделайте края тарелки волнистыми. Сотрите вспомогательные линии. Наметьте тени. Заметьте, дно не должно закрываться краями. Можете дорисовать узор на тарелке.
raskraskiplus.ru
Добавить комментарий