Взрослый ребенок
Девушка на картине «Аленушка» трогательно сидит на камне у пруда, в комочек сжалась, голова на коленях. Сколько печали в глазах, безысходности. Недетские, не девичьи руки. Пальцы натруженные, огрубевшие. Такие детали многозначительно указывают на то, что девочке приходится ужасно много работать на чужих недобрых людей. Старенький, потерявший яркость красок сарафан порван, а другого, наверное, нет. Ноги босы, в дорожной пыли. Сколько же ей пришлось пешком идти? Взгляд девочки очень взрослый, отражающий пережитый печальный опыт, выдающий тревожные мысли, едва не переходящий в отчаянье. Художник рисует образ ребенка, много испытавшего в жизни, выделяя характерные детали: растрепанные рыжие волосы, черные глаза, губы с легким оттенком красного цвета. Девочка вполне реальна, она не выглядит сказочным персонажем. Данное полотно является выражением скорби и грусти не просто определенной девочки, а распространяется на всех людей, которые приходят к природе, чтобы раствориться в ее бесконечности, довериться ее целительной силе и возможности творить чудеса. Не зря Клод Шеннон получил Нобелевскую премию за доказательство того, что задавленного городскими стрессами человека могут излечить только нечитаемые источники информации: природа и памятники искусства.
Как нарисовать козлёнка и раскраска козлёнок
Это очередная статья из серии «рисуем детёнышей животных», и сегодня учимся рисовать козлёнка. Умение это нам пригодится не раз – ведь козлята встречаются и в стихах и в сказках. Вот давайте вспоминать: «Волк и семеро козлят», «Алёнушка и её братец Иванушка». И в потешке упоминаются:
Из-за леса, из-за горЕдет дедушка Егор.Сам на лошадкеЖена на коровкеДетка на теляткахА внуки на козлятках.
Так что надо нам не просто научиться рисовать козлёнка, а по идее хорошо бы много разных козлят и в движении. Сегодня будем рисовать двух.
И ещё сразу поясню, что второе по частоте ключевое слово «раскраска козлёнок» и это будет подтема. То есть: учимся рисовать козлёнка и в конечном итоге получаем раскраску Козлёнок – два-в-одном.
Рисуем козлёнка – урок 1
Первый козлёнок спокойно стоит. При иллюстрировании сказок художники нередко рисуют козлят ходящими на двух ногах – ну, сказочная реальность, но сначала нам надо освоить реальную реальность и научиться рисовать как в жизни. Козлёнок, которого мы собрались рисовать – маленький, миловидный и очень пушистый, шерсть на нём сильно скрадывает очертания тела. Козлёнок стоит боком к зрителю и нам сразу бросается в глаза то, что круп поднят высоко – значит, задние ноги значительно длиннее передних. Они крупные и с выраженными сгибами и узловатыми суставами. Передние ножки прямые, но тоже с шишковатыми суставами.
Сначала сделаем эскиз карандашом:
Начинаем рисовать с самого большого – с туловища:
Шея недлинная, голова повёрнута анфас. Козлёнок ещё очень юн, и рога и борода у него не начали расти .
Я всегда стараюсь избегать геометрических сравнений, но мордочку козлёнка иначе как треугольной не назовёшь: высокий и широкий лоб с торчащими в стороны крупными ушами по бокам головы, широко расставленные глаза, длинный нос с щелевидными ноздрями ,под ним маленький рот.
Вот , у нас готова первая раскраска Козлёнок
Как нарисовать козлёнка – урок 2
Второй козлёнок наклонился и щиплет травку.
Нам эта поза пригодится для иллюстраций к тому эпизоду в сказке, когда козлёнок бегает по берегу озера и зовёт сестрицу Алёнушку. Итак, голова наклонена, спинка сгорблена.
Ножки рисуем так же как и на предыдущей картинке. Вытянутая шея довольно длинна.
При взгляде в профиль так же сразу бросается в глаза то, что у животных в отличие от человека лицевая часть черепа значительно больше мозговой: мордочка большая, ушки на макушке и за ними очень немного затылка. Так вот и второй рисунок -раскраска Козлёнок нарисовался:
Как нарисовать козлёнка вам рассказала Марина Новикова.
Про то как рисовать детёнышей животных и птиц читайте ещё:
Нарисуем щенка мопса
Нарисуем поросёнка
Рисуем ослика
Барашек
Рисуем цыплёнка
Как нарисовать утёнка
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка — русская народная сказка в пересказе Алексея Николаевича Толстого с иллюстрациями
Рейтинг: / 15
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
Русские народные сказки в пересказе Алексея Николаевича Толстого
Жили — были старик да старуха, у них были дочка Алёнушка да сынок Иванушка. Старик со старухой умерли. Остались Алёнушка да Иванушка одни — одинёшеньки. Пошла Алёнушка на работу и братца с собой взяла. Идут они по дальнему пути, по широкому полю, и захотелось Иванушке пить.
— Сестрица Алёнушка, я пить хочу!
— Подожди, братец, дойдем до колодца.
Шли — шли — солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит коровье копытце полно водицы.
— Сестрица Аленушка, хлебну я из копытца!
— Не пей, братец, телёночком станешь!
Братец послушался, пошли дальше.
Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит лошадиное копытце полно водицы.
— Сестрица Алёнушка, напьюсь я из копытца!
— Не пей, братец, жеребёночком станешь!
Вздохнул Иванушка, опять пошли дальше. Идут, идут — солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает.
Стоит козье копытце полно водицы. Иванушка говорит:
— Сестрица Алёнушка, мочи нет: напьюсь я из копытца!
— Не пей, братец, козлёночком станешь!
Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца. Напился и стал козлёночком…
Зовет Алёнушка братца, а вместо Иванушки бежит за ней беленький козлёночек.
Залилась Алёнушка слезами, села под стожок — плачет, а козлёночек возле нее скачет.
В ту пору ехал мимо купец:
— О чем, красная девица, плачешь?
Рассказала ему Алёнушка про свою беду. Купец ей говорит:
— Поди за меня замуж. Я тебя наряжу в злато-серебро, и козлёнок будет жить с нами.
Алёнушка подумала, подумала и пошла за купца замуж. Стали они жить-поживать, и козлёночек с ними живет, ест-пьет с Алёнушкой из одной чашки.
Один раз купца не было дома. Откуда ни возьмись приходит ведьма: стала под Алёнушкино окошко и так ласково начала звать ее купаться на реку.
Привела ведьма Алёнушку на реку. Кинулась на неё, привязала Алёнушке на шею камень и бросила её в воду. А сама оборотилась Алёнушкой, нарядилась в её платье и пришла в её хоромы. Никто ведьму не распознал. Купец вернулся — и тот не распознал.
Одному козлёночку все было ведомо. Повесил он голову, не пьёт, не ест. Утром и вечером ходит по бережку около воды и зовёт:
- — Алёнушка, сестрица моя!
- Выплывь, выплывь на бережок…
Узнала об этом ведьма и стала просить купца — зарежь да зарежь козлёнка…
Купцу жалко было козлёночка, привык он к нему. А ведьма так пристает, так упрашивает,- делать нечего, купец согласился.
Велела ведьма разложить костры высокие, греть котлы чугунные, точить ножи булатные.
Козлёночек проведал, что ему недолго жить, и говорит названному отцу:
— Перед смертью пусти меня на речку сходить, водицы испить, кишочки прополоскать.
— Ну сходи.
Побежал козлёночек на речку, встал на берегу и жалобно закричал:
- — Алёнушка, сестрица моя!
- Выплывь, выплывь на бережок.
- Костры горят высокие,
- Котлы кипят чугунные,
- Ножи точат булатные,
- Хотят меня зарезать!
Алёнушка из реки ему отвечает:
- — Ах, братец мой Иванушка!
- Тяжёл камень на дно тянет
- Шелкова трава ноги спутала,
- Жёлтые пески на груди лежат.
А ведьма ищет козлёночка, не может найти и посылает слугу:
— Пойди найди козлёнка, приведи его ко мне.
Пошел слуга на реку и видит: по берегу бегает козлёнок и жалобненько зовёт:
- — Алёнушка, сестрица моя!
- Выплывь, выплывь на бережок.
- Костры горят высокие,
- Котлы кипят чугунные,
- Ножи точат булатные,
- Хотят меня зарезать!
А из реки ему отвечают:
- — Ах, братец мой Иванушка!
- Тяжёл камень на дно тянет
- Шелкова трава ноги спутала,
- Жёлтые пески на груди лежат.
Слуга побежал домой и рассказал купцу про то, что слышал на речке. Собрали народ, пошли на реку, закинули сети шёлковые и вытащили Алёнушку на берег. Сняли камень с шеи, окунули её в ключевую воду, одели её в нарядное платье. Алёнушка ожила и стала еще краше, чем была.
А козлёночек от радости три раза перекинулся через голову и обернулся мальчиком Иванушкой.
Ведьму привязали к лошадиному хвосту и пустили в чистое поле.
Похожие по содержанию произведения раздела:
Шат и Дон Толстой сказка с иллюстрациями …ШАТ И ДОН ТОЛСТОЙ Л. Н
У старика Ивана было два сына: Шат Иваныч и Дон Иваныч. Шат Иваныч был …
Чудесный клад Молдавская сказка …ЧУДЕСНЫЙ КЛАД
Молдавская сказка
Жил когда-то на свете один человек. У него было три сына. Был …
Что дороже Осетинская сказка …ЧТО ДОРОЖЕ
(Осетинская сказка)
Давным-давно жили в одном селении два юноши. Как сойдутся они, …
Четыре брата Пермяк сказка с иллюстрациями …Четыре брата
У одной матери было четыре сына. Всем хорошо удались сыновья, только друг дружку …
- < Заяц — хваста — русская народная сказка в пересказе Алексея Николаевича Толстого с иллюстрациями
- Мальчик с пальчик — русская народная сказка в пересказе Алексея Николаевича Толстого с иллюстрациями >
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
Русские народные сказки в пересказе Алексея Николаевича Толстого
Жили — были старик да старуха, у них были дочка Алёнушка да сынок Иванушка. Старик со старухой умерли. Остались Алёнушка да Иванушка одни — одинёшеньки. Пошла Алёнушка на работу и братца с собой взяла. Идут они по дальнему пути, по широкому полю, и захотелось Иванушке пить.
— Сестрица Алёнушка, я пить хочу!
— Подожди, братец, дойдем до колодца.
Шли — шли — солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит коровье копытце полно водицы.
— Сестрица Аленушка, хлебну я из копытца!
— Не пей, братец, телёночком станешь!
Братец послушался, пошли дальше.
Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит лошадиное копытце полно водицы.
— Сестрица Алёнушка, напьюсь я из копытца!
— Не пей, братец, жеребёночком станешь!
Вздохнул Иванушка, опять пошли дальше. Идут, идут — солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает.
Стоит козье копытце полно водицы. Иванушка говорит:
— Сестрица Алёнушка, мочи нет: напьюсь я из копытца!
— Не пей, братец, козлёночком станешь!
Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца. Напился и стал козлёночком…
Зовет Алёнушка братца, а вместо Иванушки бежит за ней беленький козлёночек.
Залилась Алёнушка слезами, села под стожок — плачет, а козлёночек возле нее скачет.
В ту пору ехал мимо купец:
— О чем, красная девица, плачешь?
Рассказала ему Алёнушка про свою беду. Купец ей говорит:
— Поди за меня замуж. Я тебя наряжу в злато-серебро, и козлёнок будет жить с нами.
Алёнушка подумала, подумала и пошла за купца замуж. Стали они жить-поживать, и козлёночек с ними живет, ест-пьет с Алёнушкой из одной чашки.
Один раз купца не было дома. Откуда ни возьмись приходит ведьма: стала под Алёнушкино окошко и так ласково начала звать ее купаться на реку.
Привела ведьма Алёнушку на реку. Кинулась на неё, привязала Алёнушке на шею камень и бросила её в воду. А сама оборотилась Алёнушкой, нарядилась в её платье и пришла в её хоромы. Никто ведьму не распознал. Купец вернулся — и тот не распознал.
Одному козлёночку все было ведомо. Повесил он голову, не пьёт, не ест. Утром и вечером ходит по бережку около воды и зовёт:
- — Алёнушка, сестрица моя!
- Выплывь, выплывь на бережок…
Узнала об этом ведьма и стала просить купца — зарежь да зарежь козлёнка…
Купцу жалко было козлёночка, привык он к нему. А ведьма так пристает, так упрашивает,- делать нечего, купец согласился.
Велела ведьма разложить костры высокие, греть котлы чугунные, точить ножи булатные.
Козлёночек проведал, что ему недолго жить, и говорит названному отцу:
— Перед смертью пусти меня на речку сходить, водицы испить, кишочки прополоскать.
— Ну сходи.
Побежал козлёночек на речку, встал на берегу и жалобно закричал:
- — Алёнушка, сестрица моя!
- Выплывь, выплывь на бережок.
- Костры горят высокие,
- Котлы кипят чугунные,
- Ножи точат булатные,
- Хотят меня зарезать!
Алёнушка из реки ему отвечает:
- — Ах, братец мой Иванушка!
- Тяжёл камень на дно тянет
- Шелкова трава ноги спутала,
- Жёлтые пески на груди лежат.
А ведьма ищет козлёночка, не может найти и посылает слугу:
— Пойди найди козлёнка, приведи его ко мне.
Пошел слуга на реку и видит: по берегу бегает козлёнок и жалобненько зовёт:
- — Алёнушка, сестрица моя!
- Выплывь, выплывь на бережок.
- Костры горят высокие,
- Котлы кипят чугунные,
- Ножи точат булатные,
- Хотят меня зарезать!
А из реки ему отвечают:
- — Ах, братец мой Иванушка!
- Тяжёл камень на дно тянет
- Шелкова трава ноги спутала,
- Жёлтые пески на груди лежат.
Слуга побежал домой и рассказал купцу про то, что слышал на речке. Собрали народ, пошли на реку, закинули сети шёлковые и вытащили Алёнушку на берег. Сняли камень с шеи, окунули её в ключевую воду, одели её в нарядное платье. Алёнушка ожила и стала еще краше, чем была.
А козлёночек от радости три раза перекинулся через голову и обернулся мальчиком Иванушкой.
Ведьму привязали к лошадиному хвосту и пустили в чистое поле.
Похожие по содержанию произведения раздела:
Шат и Дон Толстой сказка с иллюстрациями …ШАТ И ДОН ТОЛСТОЙ Л. Н
У старика Ивана было два сына: Шат Иваныч и Дон Иваныч. Шат Иваныч был …
Чудесный клад Молдавская сказка …ЧУДЕСНЫЙ КЛАД
Молдавская сказка
Жил когда-то на свете один человек. У него было три сына. Был …
Что дороже Осетинская сказка …ЧТО ДОРОЖЕ
(Осетинская сказка)
Давным-давно жили в одном селении два юноши. Как сойдутся они, …
Четыре брата Пермяк сказка с иллюстрациями …Четыре брата
У одной матери было четыре сына. Всем хорошо удались сыновья, только друг дружку …
- < Заяц — хваста — русская народная сказка в пересказе Алексея Николаевича Толстого с иллюстрациями
- Мальчик с пальчик — русская народная сказка в пересказе Алексея Николаевича Толстого с иллюстрациями >
Изменения в картине
Почему же Васнецов назвал полотно «Алёнушка»? Сначала у него было название «Дурочка Алёнушка». Нужно отметить, что автор не вкладывал в такое наименование негативный подтекст. «Дурочками» русичи называли юродивых, близких к Богу людей. Чаще всего такое прозвище было у сирот. Через несколько месяцев картина стала называться «Алёнушка», чтобы она была созвучна с народной сказкой. Возможно, на автора повлияла критика знакомых и коллег.
Васнецов ещё несколько раз корректировал полотно. Он перерабатывал руки, шею, лицо персонажа. Серьёзные изменения были и в цветовой гамме. Подкорректированная работа уже не подвергалась критике. Современники могут посмотреть шедевр в Третьяковской галерее. Её после написания выкупил Мамонтов за 500 рублей.
Образ Аленушки
Ребенка с трудной судьбой выдает внешний облик представленной на картине девушки. У нее рыжие неубранные волосы, пухлый алый рот и темные глаза. В облике этой девушки на самом деле полностью отсутствует фантастическое и сказочное. В композиции единственной деталью подчеркивается сказочность сюжета — группой сидящих над головой Аленушки ласточек. Известно, что эти птицы являлись издавна символом надежды. Таким необычным приемом художник воспользовался для того, чтобы уравновесить образ главной героини, полный тоски, и привнести в сюжет надежду на то, что сказка окончится счастливо.
Создается впечатление, что Аленушка находит у пруда утешение. Она как будто растворяется в красках картины, становясь частью пейзажа. Смирение героини, ее израненные ноги привлекают и завораживают. Это чистый девичий образ. Очень взрослая грусть у этой девочки. В ее глазах печаль граничит с отчаянием.
Со всех сторон обступил ее лес и не хочет выпускать из плена. Прямо в пруд падают слезы Аленушки. Что же хотел сказать этим художник? Скорее всего, это предостережение об опасности, которая может произойти или уже произошла с Иванушкой. Аленушка думает о том, что Баба-Яга могла оборотить в козленочка ее брата. Богатую почву для размышлений предоставляет каждая деталь этой картины…
Идея и создание картины
Знаменитый русский художник Виктор Михайлович Васнецов сделал огромный вклад в создание картин, посвящённых народных преданиям и сказкам. Идея написания «Алёнушки» появилась у живописца после знакомства со сказкой «О сестрице Алёнушке и её братце Иванушке».
Далеко не всем известно, что прототип девушки с картины был абсолютно реальным. Милую красавицу, исполненную тоски, Васнецов встретил в 1880 году в усадьбе Ахтырка, где и начинается создание его шедевра. Я думаю, образ встреченной девушки сразу же навеял художнику воспоминания о сюжете известной сказки.
Сам же Васнецов рассказывал, что в этой крестьянке он увидел «море одиночества и печали русской души». Последние слова хочу выделить особенно, потому что «Алёнушка» выходит далеко за пределы фольклорного сюжета.
Итак, в 1880 году Васнецов приезжает в Ахтырку, где и начинает свою новую работу. Сначала он писал пейзажи, стараясь запечатлеть красоту пруда этой местности, колоритные особенности тихой заводи. Место, живописно изображённое на картине, очень напоминает берег Вори в Абрамцеве. Появлению знаменитого полотна предшествовали несколько творений – «Осока», «Пруд в Ахтырке». Все они стали ступенями к созданию запоминающейся картины.
(в сборнике русских сказок Афанасьева – №261)*
Идут двое сироток — сестрица Алёнушка с братцем Иванушкой по дальнему пути, по широкому полю, а жар-то, жар их донимает. Захотелось Иванушке пить:
— Сестрица Алёнушка, я пить хочу!
— Подожди, братец, дойдём до колодца.
Шли-шли — солнце высоко, колодезь далеко, жар донимает, пот выступает! Стоит коровье копытце полно водицы.
— Сестрица Алёнушка, хлебну я из копытца?
— Не пей, братец, телёночком скинешься.
Братец послушался, пошёл дальше. Солнце высоко, колодезь далеко, жар донимает, пот выступает! Стоит лошадиное копытце полно водицы.
— Сестрица Алёнушка, напьюсь я из копытца?
— Не пей, братец, жеребёночком станешь.
Вздохнул Иванушка, опять пошёл. Солнце высоко, колодезь далеко, жар донимает, пот выступает! Стоит баранье копытце полно водицы.
Братец увидел его и, не спросясь с Алёнушкой, выпил до дна. Алёнушка зовёт Иванушку, а вместо Иванушки за ней бежит беленький баранчик. Догадалась она, залилась слезами, села под стожок — плачет, а баранчик возле неё по травке скачет. Ехал мимо барин, остановился и спрашивает:
— О чём ты, красная девушка, плачешь?
Рассказала она ему свою беду.
— Поди, — говорит, — за меня; я тебя наряжу и в платье и в серебро и баранчика не покину: где будешь ты, там будет и он.
Алёнушка согласилась; обвенчались и жили так, что добрые люди, глядя на них, радовались, а дурные завидовали.
Один раз мужа не было дома, Алёнушка оставалась одна. Ведьма навязала ей на шею камень и бросила в воду, а сама нарядилась в её платье и заселилась в барских палатах; никто её не распознал, сам муж обманулся. Одному баранчику всё было ведомо, один он печалился, повесил голову, не бирал корму и утро и вечер ходил около воды по бережку да кричал:
«Бя, бя!» Узнала о том ведьма, и нелюбо ей стало; велела разложить костры высокие, разогреть котлы чугунные, наточить ножи булатные и говорит:
— Барана надо зарезать!
Послала слугу его поймать. Муж дивится: как жена-то любила барана, мне надоела — пой его, корми его, а то велит резать! А баранчик спроведал, что ему недолго жить, лёг на бережку и причитывает:
Алёнушка, сестрица моя!Меня хотят зарезати;Костры кладут высокие,Котлы греют чугунные,Ножи точат булатные!
Алёнушка ему в ответ:
Ах, братец мой Иванушка!
Тяжёл камень шею перетёр,Шёлкова трава на руках свилась,Жёлты пески на груди легли!
Человек слушает, что за чудо? Пошёл, сказал барину; стали оба караулить. Баранчик пришёл и опять стал вызывать Алёнушку и плакаться над водою:
Сестрица моя, Алёнушка!Меня хотят зарезати;Костры кладут высокие,Котлы греют чугунные,Ножи точат булатные!
Алёнушка ему в ответ:
Ах, братец мой Иванушка!Тяжёл камень шею перетёр,Шёлкова трава на руках свилась,Жёлты пески на груди легли!
«Людей! Людей! — закричал барин. — Собирайся, челядь дворовая, запускай невода, закидай сети шёлковые!» Собралась челядь дворовая, закинула сети шёлковые; Алёнушка и поймалась. Вытащили её на бережок, отрезали камень, окунули её, сполоснули в чистой воде, белым полотном обернули, и стала она ещё лучше, чем была, и обняла своего мужа. Баранчик стал опять братец Иванушка, и зажили все по-старому, по-хорошему, только ведьме досталось; ну да ей, говорят, туда и дорога, об такой не жалеют!
≡≡≡
КОНЕЦ
*Записано в Курской губ.
Прочтений: 738
Как все начиналось?
Идея этой работы была навеяна автору одноименным образом из русской сказки под названием «О сестрице Аленушке и ее братце Иванушке». Прототипом для этой картины послужила реальная девушка. Художник встретил ее, когда летом 1880 года находился в усадьбе Ахтырка. Васнецов увидел в случайной девушке, по его собственным словам, море одиночества, тоски и чисто русской печали. Первый набросок был сделан с нее. Васнецов решил практически сразу концепцию будущей своей работы. Несмотря на то что сюжет был незамысловат, интересную историю имеет картина Васнецова «Аленушка». Автопортрет художника представлен ниже.
Описание главной героини
Девчушка одета в простую русскую одежду, она босая. На ней — кофта с короткими рукавами и Из-под него виднеется нижняя сорочка. Именно так одевались на Руси крестьянки. В этой сорочке ложились спать или иногда купались в жару. Так была одета и Аленушка, Васнецов изобразил героиню известной сказки с немного растрепанными волосами. Видимо, девочка провела довольно долгое время на берегу пруда, глядя в водную бездну.
Она, не отрываясь, смотрит перед собой, покорно опустив голову на руки. Хочется, чтобы, наконец, злые чары развеялись, Алёнушка воспаряла духом и ушла домой в хорошем настроении. Но сумрачные краски картины не дают возможности надеяться на это.
Атмосфера грусти и тишины
У Васнецова отлично получилось передать спокойствие, тишину и минорный настрой. Водная гладь выглядит неподвижной, ветки не колышутся, камыши направлены вверх. Только травинки немного поникли, но не от ветра, а потому, что пришла пора увядания. Детально прописан румянец на лице девочки, и с ним контрастируют пёстрые цветы на сарафане. В эту палитру гармонично вписываются тёмно-зелёные оттенки леса.
Роль цветовых акцентов играют жёлтые листья и несколько проблесков на небе, по которым можно понять, что солнце скрыто за тучами. День близится к закату, а в народе издавна существовало поверье, что в это время между природой и человеком устанавливается особая связь. Душевное и простое полотно оставляет ощущение недосказанности. Кажется, что сказка через мгновение продолжится: Алёнушка найдёт братца, и всё закончится хорошо.
Образ девочки-сиротки
По всему облику главной героини видно, что у неё сложная судьба. Рыжие волосы неубраны и с одной стороны свободно свисают, лицо уставшее, а в глазах — безысходность. Над головой Алёнушки сидит стайка птиц — они даже не боятся её, не пытаются улететь, настолько беззащитна героиня. Автор не случайно изобразил ласточек — в фольклоре они издавна символизировали надежду. Благодаря птицам создаётся впечатление, что девушка в глубине души всё же надеется на благополучный исход: брат будет найден, и жизнь изменится в лучшую сторону.
Образ Алёнушки — ясный и чистый, видно, что она ещё ребёнок, хотя уже знакома со смирением и отчаянием. У неё израненные ноги — этой деталью художник подчёркивает, что Алёнушка немало прошла в поисках брата. Она притомилась и села на камень, чтобы отдохнуть, а слёзы капают прямо в пруд. Состояние природы вторит мыслям и чувствам сиротки: кажется, что вот-вот пойдёт дождь, и вся природа застыла в ожидании.
Общее настроение полотна
Сегодня одной из самых известных работ Васнецова, написанных по мотивам народной сказки, является эта. Репродукция картины Васнецова «Аленушка» представлена ниже.
Сидящая на берегу реки на камне юная девушка привлекает естественной красотой и простотой. В грустных глазах героини можно прочесть глубокие переживания. Это печаль, но вместе с тем и мечта о том счастливом времени, которое наступит когда-то, девичьи грезы и, конечно, тоска по пропавшему младшему брату. Мастерски удалось художнику передать общее настроение в картине, печально-умиротворенное, усиленное образами природы — облаками, плывущими медленно над головой, неподвижными деревьями.
История создания
Летом 1880 года художник проживал в усадьбе Ахтырка, где часто работал над этюдами. Там и началась история картины Васнецова «Алёнушка». Он встретил девушку, которая поразила необычайной красотой и грустью, затаившейся в глазах. Так у Виктора Михайловича впервые возникла мысль о создании картины, на которой была бы изображена героиня русской сказки. Девушка, послужившая прототипом, выглядела очень одиноко и казалась воплощением исконно русской печали.
Художник сразу принялся за работу, ведь он уже ясно представлял себе, какой будет картина. Васнецов задумал незамысловатый сюжет, однако в работе над полотном не всё шло гладко. Прежде чем мастер приступил к созданию общего произведения, ему пришлось нарисовать несколько эскизов:
- «Пруд в Ахтырке»;
- «Алёнушкин пруд»;
- «Осока».
Работу над картиной художник завершил зимой 1881 года. Сразу после этого Васнецов отправил полотно на выставку художников-передвижников, организованную в столице. Сначала произведение не привлекло особого внимания. Только со временем зрители оценили «Алёнушку» по достоинству.
Как все начиналось?
Идея этой работы была навеяна автору одноименным образом из русской сказки под названием «О сестрице Аленушке и ее братце Иванушке». Прототипом для этой картины послужила реальная девушка. Художник встретил ее, когда летом 1880 года находился в усадьбе Ахтырка. Васнецов увидел в случайной девушке, по его собственным словам, море одиночества, тоски и чисто русской печали. Первый набросок был сделан с нее. Васнецов решил практически сразу концепцию будущей своей работы. Несмотря на то что сюжет был незамысловат, интересную историю имеет картина Васнецова «Аленушка». Автопортрет художника представлен ниже.
Пейзаж картины Васнецова
Окружающая природа особенно важна в картине. В основе своей он является натурным, созданным также в Абрамцеве. Камыши, камень, стволы берез, упавшие в воду осенние листья как будто одушевлены автором. Словно вторит грустным жалобам героини природа. Тонкие ветви осинок склонились над девушкой, листья водяной травы поникли в одном ритме с ее фигурой. Тревожной тайны полна темная гладь омута, лес насторожился в сумраке. Ласточки трогательно умостились над головой Аленушки на ветке, как будто совещаясь, как можно помочь ей. Реален этот пейзаж, но наполнен в то же время мягкой задушевностью и таинственной настороженностью. Васнецов здесь предвосхищает «пейзаж настроения» М.В. Нестерова и И.И. Левитана.
«Богатыри» (1898, Государственная Третьяковская галерея)
Картина «Богатыри» считается народным достоянием и символом русского искусства. Работа над ней с момента рождения идеи до завершения полотна заняла в общей сложности почти 30 лет. Первый карандашный набросок картины появился еще в 1871 году: Васнецов подарил его своему близкому другу, художнику Василию Поленову. Но тот отказался забирать набросок, заявив, что возьмет его только тогда, когда Васнецов напишет большую картину.
23 апреля 1898 года она была завершена и вскоре куплена Третьяковым для своей коллекции (собственно, с тех пор она и украшает Государственную Третьяковскую галерею в Москве). На картине изображены три русских богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович – герои народных былин. Сам Васнецов описывал картину так: «Богатыри Добрыня, Илья и Алешка Попович на богатырском выезде – примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?» Их исполинские фигуры символизируют силу и мощь всего русского народа. Впечатление производят и внушительные размеры картины – 295х446 сантиметров.
В центре изображен Илья Муромец. Будучи реальным историческим персонажем, он в действительности совершил множество ратных подвигов. Слева от него – Добрыня Никитич. По народным преданиям, он был очень образованным и благородным воином. Предание одарило его заговоренной броней и волшебным мечом-кладенцом (по мнению некоторых исследователей, чертами лица Добрыня напоминает самого художника).
Ну а справа на коне сидит совсем молодой богатырь, Алеша Попович. Помимо лука и стрел, у него есть гусли, что говорит о том, что он не только бесстрашный воин, но и музыкант-песенник. Кстати, в картине присутствует множество мелких деталей, взятых Васнецовым из исторических источников, которые и дополняют образы.
Сказочные мотивы Васнецова
Виктор Михайлович Васнецов — талантливый русский художник XIX века. Ещё в детские годы он увлекался русскими народными сказками. Когда Васнецов стал художником, то стал изображать сказочные сюжеты на своих полотнах. Они стали продолжением известных народных и литературных историй. Вот его знаменитые шедевры:
- «Иван-царевич на Сером Волке»;
- «Царевна-Лягушка»;
- «Три царевны подземного царства»;
- «Ковёр-самолёт»;
- «Спящая царевна»;
- «Царевна Несмеяна» и многие другие.
Большую известность получила сказочная картина автора «Алёнушка». В 5 классе ученики пишут сочинение по репродукции, некоторые пытаются сделать рисунок со своей Алёнкой.