- Координаты шахматной доски
- Мифическая птица Рух
- Делаем особенные шахматы из бумаги
- Необходимые материалы
- Описание процесса выполнения шахмат
- Делаем коробку для шахматных фигур
- Правила ходов пешками
- Кисти взмах
- Что такое шахматная доска
- Сколько клеток на шахматной доске?
- Черные и белые поля на шахматной доске
- Вертикали, горизонтали и диагонали
- Определение параметров
- Расположение фигур на шахматной доске
- Передвижение ладьи
- Советы начинающим
- Правила перемещения пешек, их действия
- Осколки радуги
- Поле для шашек распечатать a4 с двух сторон
- Популярное за сегодня
- Последние комментарии
- Относительное значение
- Дидактические игры и пособия для детей старшего дошкольного возраста «Страна Шахмат»
- Игра «Шахматная лесенка»
- Игра «Домино»
- Игра «Шахматные часы»
- Игра «Толстый — тонкий»
- Игра «Реши пример»
- Игра «Больше, меньше, равно»
- Игра «Узнай фигуру»
- Игра «Собери шахматную доску»
- Игра «Путешествие»
- Игра «Шахматные прятки»
- Название шахматных фигур с картинками
- Король
- Ферзь
- Ладья
- Слон
- Конь
- Пешка
- Передвижение ладьи
- 3 специальных хода — правила их применения в шахматах
- Рокировка
- Взятие на проходе
- Превращение пешки
Координаты шахматной доски
Количество клеток, цвет и обозначение полей, безусловно, неслучайны. Порядок игры и каждый ход игрока в партиях, комбинациях, этюдах можно записать, используя условные обозначения. Такую систему называют шахматной нотацией. Удобно, что с помощью сложного обозначения можно легко определить кто из игроков сделал какой ход.
Вначале «шифра», записывается порядковый номер хода, затем указывается белые («.» — точкой) или черные («…»- многоточие) выполнили ход. А далее само содержание смены позиции: буква, обозначающая фигуру, координаты клетки с которой сделано перемещение, и через тире координаты новой позиции на игровом поле.
Мифическая птица Рух
Из Индии шахматы проникли в Персию, а после завоевания Персии «всадниками пустыни» игра стала известна и арабам.
В те же времена шахматы получили распространение и в Средней Азии. В Петербурге в коллекциях Эрмитажа хранятся две старинные шахматные фигурки. Одна из них была найдена при раскопках городища древнего Самарканда — Афросиаба. Она представляет собой вырезанную из слоновой кости фигуру всадника с палицей. Тяжелые формы, грозная поступь коня, напоминающая скальные рельефы, позволили бы отнести эту вещь к сасанидскому периоду, будь она найдена в Иране. Фигурка датируется VIII веком. Это, собственно, первый известный нам шахматный конь.
Другая фигурка, также из слоновой кости, найдена в окрестностях древней Ферганы. Она изображает большую хищную птицу, сидящую на утесе с какой-то водяной птицей в когтях. Хищник как будто собирался терзать свою добычу.
В состав индийского войска вместе со слонами, всадниками и пехотинцами входили и боевые колесницы-ратхи — это нашло свое отражение в шахматах. В персидском же войске таких колесниц не было, и эта фигура, вероятно, из-за звуковой ассоциации приобрела вид мифической птицы Рух. Кстати, именно о птице Рух говорит в своем описании шахмат автор Шах-Намэ Фирдоуси:
По краю два руха сидят боевых. Кровь печени рдеет на клювах у них.
Эта птица по представлениям, бытовавшим тогда в Иране, олицетворяла судьбу, была другом, защитником и покровителем войска. Так произошла замена конкретной, но чуждой персам колесницы — ратхи — фантастическим, но близким и хорошо понятным образом птицы Рух.
Продолжение следует.
Делаем особенные шахматы из бумаги
Необходимые материалы
Предлагаем изготовить шахматы в технике квиллинг своими руками, руководствуясь пошаговой инструкцией с последовательным описанием и картинками. Для квиллинга следует приготовить такие материалы и фурнитуру:
- двустороннюю разноцветную бумагу или специальные полоски для бумагокручения;
- инструмент для накручивания полос;
- клей;
- ножнички;
- армейская линейка с отверстием;
- две коробки из-под конфет с высокими полями;
- два-три небольших навеса;
- горячий клей-пистолет или клей «Секунда»;
- аэрозольный баллончик с акриловым лаком.
Отдельно хочу сказать, что бумагу следует покупать ту, которая окрашена в объеме, таким образом все срезы будут иметь однородный цвет и не будут выделяться. Если у вас нет в наличие черных или белых листов, возьмите любые другие, главное, чтобы они отличались друг от друга по цветовой гамме.
А вместо инструмента для квиллинга используйте обычную зубочистку или пустую пасту от ручки. Что ж, хитростями поделилась, пора переходить, непосредственно, к мастер-классу, в котором, кстати, не будет утомляющих шаблонов и эскизов.
Описание процесса выполнения шахмат
Как известно, в шахматной игре задействовано 36 фигур, в классическом варианте 16 белых, 16 черных (8 пешек, 2 слона, 2 коня, 2 ладьи, ферзь, король). С них, пожалуй, и начнем!
Для формирования шахматной пешки скрутите 3 тугих рулончика: один большой и два маленьких. Если длины полоски недостаточно – склейте несколько вместе.
Большой квиллинг рулончик выдавите пальцами так, как показано на фото. В полученном модуле аккуратно при помощи зубочистки или пасты выдавите небольшой штырь, а в маленьком рулончике сделайте подходящее по размеру штыря отверстие.
Маленькие рулончики также немного выдавите.
Получившиеся детали пешки промажьте клеем и отложите до полного высыхания. Наденьте первую детальку на штырь, зафиксируйте клеем, после чего завершите фигуру, приклеив второй рулон. Место стыка замаскируйте полосой бумаги в тон фигуры.
По этой схеме изготовьте еще 15 пешек, 7 того же цвета и 8 другого. Для второго шахматного ряда скрутите множество тугих рулонов разных диаметров. Все модули сформируйте по вышеописанному принципу согласно внешнему виду фигуры. На шляпку ладьи прикрепите небольшие рулончики. Для ушей шахматного коня скрутите маленькие квиллинг рулоны и придайте им треугольную форму. Королю и ферзю приклейте модуль в форме круга и капли.
Делаем коробку для шахматных фигур
Шахматные фигуры квиллинг готовы, теперь расскажу, как сделать простую доску для шахмат из двух коробок (из-под конфет) с высокими бортами-рамками. Соедините коробки между собой при помощи маленьких навесов. Навесы зафиксируйте клеем «Секунда» или горячим клеем-пистолетом. Если нет навесов, используйте скотч или изоленту.
Разделите поверхность каждой коробки на одинаковые квадраты следующим образом: прочертите 4 ряда, а каждый ряд разделите на 8 квадратов, итого должно получиться 32 единицы. Шахматная доска в сборе должна иметь 64 квадрата. Если не хотите заморачиваться или испытываете нехватку времени, не переходите к следующему пункту по декору поверхности шахматной доски. Упростить себе работу, вырезав квадраты из цветной бумаги и приклеив в шахматном порядке (то есть, чередуя цвета).
Поле расчерчено, а это значит, что пора переходить к декорированию. Для этого скрутите большое количество тугих квиллинг рулонов, часть из них распустите до нужного диаметра, используя армейскую линейку с отверстиями, а часть обмажьте клеем – они будут использоваться как центр цветка.
После того как распущенные рулончики высохли, придайте им форму капли, или используйте произвольные модули, идеи для которых подсмотрите в видео-уроке.
Поэтапно приклейте модули к поверхности доски в цветочном стиле, как показано на фото, или расположите их в случайном порядке, на свое усмотрение.
Боковушки шахмат оклейте слегка распушенными квиллинг рулончиками.
Со стороны стыка двух коробок (место, где крепили навесы) приклейте две полоски бумаги, нужной ширины.
Покройте фигурки и поверхность шахматной доски акриловым аэрозольным лаком.
Квиллинг шахматы готовы, теперь ими можно не только любоваться, но и играть.
МК по изготовлению шахмат в технике квиллинг можно считать оконченным! Как вы видите поделки из бумаги делать совершенно не сложно, на мой взгляд, с данной работой справиться не только начинающая рукодельница, но и ребенок старше восьми лет.
Правила ходов пешками
Перед игрой восемь пешек устанавливаются в ряд на второй горизонтали перед крупными фигурами. Для белых шахмат это полоса под номером 2, для черных №7. Эти фигуры считаются незначительными, являются солдатами армии, которые выполняют мелкие задачи, нередко ими жертвуют для более важных целей. Однако умалять их роль не стоит, в некоторых случаях пешки могут переломить ход игры.
Правила перемещения у пешек простые, они ходят только на одну клетку вперед. Рубит противника пешка только по диагонали, фигуру, стоящую впереди, она «съесть» не может. Есть еще одно исключение. При первом ходе из первоначально выстроенного ряда пешку можно передвинуть вперед сразу на две клетки.
Все шахматные фигуры выполняют две важных задачи. Они обеспечивают защиту королю, предотвращая «пат» и «мат», стараются сбить как можно больше противников.
У пешки есть еще одна немаловажная цель — ей нужно дойти до противоположного края доски. Сделать это крайне сложно, так как на пути у нее очень много шансов быть «съеденной». К тому же этой фигурой часто жертвуют для защиты более важных единиц. Однако если такую задачу удастся выполнить, с пешкой происходит чудесное превращение, она может стать любой другой фигурой, нужной игроку в данный момент. В большинстве случаев она благополучно преобразуется в могущественную королеву. Но это необязательно, игрок может сделать выбор в пользу коня, туры или слона, если для победы ему нужны эти фигуры.
Кисти взмах
Прелесть вытынанок и в том, что их используют и как самостоятельный элемент, и в качестве вспомогательного инструмента – трафарета. Находка для тех, кто «болеет» тягой к творчеству, но абсолютно не дружит с изобразительным искусством.
Ведь нет ничего проще, чем вырезать картинку, приложить ее к любой поверхности и тщательно прокрасить. Раз – и на стеклах уже раскинула резные лапы пушистая елка. А может это будет черная кошка, задумчиво сидящая у уличного фонаря, или одинокий трубочист, бредущий домой.
Так можно детскую спальню превратить в цветущую поляну или палубу корабля с чайками на стенах. Пусть на спинке кровати поселятся божьи коровки, а на дверцах гарнитура – стайка стрекоз.
А если у вас растет маленький астроном, то он будет в полном восторге, увидев у себя над головой ночное небо, усыпанное звездами. Для этого купите фосфоресцирующие краски – днем потолок будет выглядеть, как и десятки других, а в сумраке ночи он засверкает далекими созвездиями.
Взгляните на свою одежду. Белая футболка кажется слишком скучной? Превратите ее в дизайнерский топ – картинку-вырезалку, например, порхающих бабочек, закрепите булавками и нанесите колер.
Акриловые красители для ткани – то, что доктор прописал. Они стойкие, нетоксичные и долговечные. Но стирать такие обновку желательно вручную. Так вы существенно разнообразите гардероб. Ведь лучшие вещи – те, что отражают ваше внутреннее состояние.
Что такое шахматная доска
Игровое поле или шахматная доска представляет собой плоскость, разбитую на одинаковые квадратные клетки (поля). В традиционной игре размер доски ограничен: она состоит из 64 клеток, расположенных одинаковыми рядами по 8 клеток в каждом. А вот математики в своих задачах могут использовать шахматную доску любого размера, даже бесконечную.
Сколько клеток на шахматной доске?
Поскольку мы говорим о классических шахматах, на нашей шахматной доске всегда будет ровно 64 клетки
Важно знать, что в зависимости от контекста шахматным полем может называться как вся игровая плоскость, так и отдельная ячейка
Черные и белые поля на шахматной доске
Игровые поля окрашены в два типа цветов: темные и светлые. Это могут быть сочетание темно-коричневых и светло-золотистых клеток, черных и белых, шоколадных и светло-бежевых. В электронных вариациях цвета могут быть любыми, обязательно лишь сохранение контраста светлого и темного. Светлые и темные поля чередуются через одно. Такое расположение в честь самой игры получило название «В шахматном порядке».
Вертикали, горизонтали и диагонали
Клетка на доске — основная единица игрового поля. Совокупность из восьми клеток — ряд, который в зависимости от расположения на доске называют вертикальным («вертикаль») или горизонтальным («горизонталь»). Горизонтальным рядам присваиваются номера от 1 до 8, а вертикальные принято обозначать буквами латинского алфавита от A (a) до H (h). Таким образом появляется возможность дать каждой клетке уникальный адрес (номер), состоящий из цифры и буквы. Позиция клетки определяется сочетанием номера горизонтального и вертикального ряда, на пересечении которых располагается ячейка: a1, d6, e8 и так далее. Если рассматривать шахматное поле в целом, можно найти общее с обычной системой координат, в которой по осям располагаются шахматные клетки (поля).
Определение параметров
Прежде всего определим, какой будет пирамида. Развертка данной фигуры является основой для изготовления объемной фигуры. Выполнение работы потребует предельной точности. При неправильном чертеже геометрическую фигуру собрать будет невозможно. Допустим, необходимо изготовить макет правильной треугольной пирамиды.
Любое геометрическое тело обладает определенными свойствами. Данная фигура имеет основанием правильный многоугольник, а ее вершина спроецирована в его центр. В качестве основания выбран равносторонний треугольник. Данное условие определяет название. Боковые ребра у пирамиды – это треугольники, количество которых зависит от выбранного для основания многогранника. В данном случае их будет три
Также важно знать размеры всех составных частей, из которых будет составлена пирамида. Развертки из бумаги выполняются в соответствии с учетом всех данных геометрической фигуры
Параметры будущей модели оговариваются заранее. От этих данных зависит выбор используемого материала.
Выполнение объемных моделей геометрических фигур — увлекательное занятие. Чтобы его досконально освоить, следует начинать с выполнения самых простых разверток. Постепенно переходя от простых поделок к более сложным моделям, можно приступать к созданию самых замысловатых конструкций.
Расположение фигур на шахматной доске
Наверное, вы уже умеете правильно расставлять шахматные фигуры, но все же напомним верную расстановку еще раз.
Шахматные фигуры белых располагаются на первой горизонтали, черных — на восьмой.
Углы шахматной доски (поля а1, h1 для белых, а8, h8 для черных) занимают ладьи — сторожевые башни шахматного королевства. Рядом с ладьями (поля b1, g1 для белых, b8, g8 для черных) стоят кони. Рядом с конями в шахматном зоопарке (поля с1, f1 для белых, c8, f8 для черных) живут слоны. Посередине первой горизонтали (на полях d1 и е1) стоят главные фигуры белых — король и ферзь. А черные ферзь и король ставятся в центр восьмой горизонтали (на поля d8 и е8).
Начинающие шахматисты часто путают местами ферзя и короля, но есть одно простое правило: ферзь любит свой цвет! Иными словами, король уступает «королеве» (ферзю) клетку своего цвета. Белый ферзь стоит на белой клетке (d1), черный ферзь — на черной клетке (d8). А королям достается вертикаль е.
Перед всеми фигурами располагается ряд из восьми пешек: белые пешки занимают всю вторую горизонталь, а черные пешки — всю седьмую горизонталь. Чаще всего партия начинается с ходов центральных пешек, после чего открываются дорожки для слонов.
Передвижение ладьи
Некоторые шахматисты любители называют эту фигуру турой. Ее также игроки стараются сохранять, не жертвовать фигурой без особой надобности. Ценность ладьи заключается в ее свободном перемещении. Оно ограничено прямыми линиями. Но:
- цвет полей не имеет значение;
- передвигаться можно вперед и назад, влево и вправо;
- количество клеток одного хода не ограничено;
- есть возможность использовать рокировку.
Тура не перескакивает через фигуры, если на пути стоит вражеская единица, ее можно «срубить», поставить ладью на эту клетку, сбитую фигуру убрать.
В некоторых случаях спасти короля от мата, улучшить ситуацию позволяет рокировка. Участвовать в ней может наряду с королем только тура. Провести такую операцию можно только в случае, если оба участника еще не сделали в игре ни одного хода. При рокировке король переставляется на два поля по направлению к ладье, а она устанавливается около него с другой стороны. Одновременная перестановка двух фигур в шахматах разрешается только в рокировках.
Советы начинающим
Секция шахмат для взрослых и детей дает несколько советов начинающим гроссмейстерам. Следование им обеспечит вам удачную партию и позволит стать настоящим асом в этом виде спорта. Ниже мы приведем основные из них:
- Обдумывайте каждый ход противника;
- Разрабатывайте собственный план того, как поставить сопернику шах и мат;
- Знайте ценность своих фигур.
На некоторые моменты следует обратить особое внимание. Вот они:. Защищайте своего короля
Защищайте своего короля
Даже при правильной расстановке на доске безопасность короля может оказаться под угрозой. Поэтому всегда тщательно продумывайте его защиту, не позволяя сопернику ставить шах и мат. Но в то же время не позволяйте себе спокойно наблюдать за тем, как едят ваши фигуры.
Грамотный гроссмейстер не только держит под защитой своего главнокомандующего, но и разрабатывает удар по противнику.
Контролируйте центр шахматной доски
Держать под контролем нужно, как минимум – 4 центральных клетки. Именно здесь располагаются основные игровые позиции. Фигуры по краям игрового поля меньше вовлечены в игровое сражение и потому они менее поворотливы. Партию невозможно вытянуть одними пешками. Поэтому нужно, не мешкая поочередно вводить в нужные зоны основные силы, которыми вы будете ставить шах и мат партнеру.
Правила перемещения пешек, их действия
Понять, как ходит пешка в шахматах, несложно. Фигура перемещается вперед на 1 поле. Есть одно исключение: если она передвигается первый раз с первоначальной позиции, можно поставить ее не на соседнюю впереди, а на вторую клетку. Это правило часто используется любителями и опытными шахматистами.
Поскольку главной задачей является уничтожение фигур противника, нужно знать, как ест пешка. Она может срубить фигуру, стоящую на соседнем поле, расположенном по диагонали, при этом не имеет значения, какая фигура стоит на этой клетке. Пешка может срубить любую фигуру, исключая короля.
Зная, как рубит пешка, игрок может вывести ее из сложного положения. Оно возникает если белый и черный солдат подошли друг к другу, стоят на вертикали на соседних полях “лоб в лоб”. Для ферзя, короля, ладьи такая ситуация предоставляет возможность взять противника. Но пешка такого хода сделать не может, «встреча» с другим солдатом из вражеской армии блокирует обоих, не позволяет перемещаться дальше. Пешки из такого положения могут выйти, только срубив фигуру противника по диагонали. Иногда приходится подставлять своего слона или коня, чтобы освободить ей дорогу.
Благодаря тому, что бьет пешка в шахматах по диагонали, нередко в игре возникает «вилка», так называется положение, когда по обеим диагоналям находятся фигуры противника. Для владельца пешки ситуация предоставляет возможность выбора, какую из них выгоднее будет побить.
Есть еще один интересный вариант, который является прерогативой пешки. Эта ситуация может возникнуть, когда делается первый ход фигурой на два поля вперед. В этом случае можно провести взятие пешки на проходе, рассмотреть такую ситуацию можно на примере:
- белая пешка делает свой первый ход b2-b4;
- на клетке a4 стоит черная пешка;
- черная пешка сбивает белую «на проходе» ходом a4-b2.
Такой результативный ход предусмотрен только для «съедения» пешки, ни одну другую фигуру по таким правилам взять нельзя. Кроме того, срубить пешку можно только при совершении первого хода на 2 клетки. О возможности взятия пешек на проходе необходимо помнить, в некоторых случаях такой ход может кардинально изменить ход партии.
Осколки радуги
Красочные витражи, с хитросплетениями листьев, оставляющие яркие блики на полу, всегда считались роскошью. Их производство всегда было трудоемким, а мастера ценились на вес золота. Конечно, точно воссоздать технологию непросто, но шаблоны и витражные краски помогут добиться эффекта старины, или используйте в оформлении оконного стекла к Пасхе нарисованных ангелов.
А банку из-под солений легко перевоплотить в оригинальную вазу или подсвечник – раскрасить или оклеить фигурным декором. Поставьте внутрь свечку, и вот уж пламя высвечивает силуэты деревьев, травы, домиков, где живут крошечные феи.
Поле для шашек распечатать a4 с двух сторон
- Распечатай и играй
- Лотереи
- Беспроигрышные
- Нумерология
- Гороскопы
- Карты
- Распечатать
- Игральные
- Таро
- Настольные игры
- Популярные
- Семейные
- Для взрослых
- Алкогольные
- Для пенсионеров
Февраль 26, 2019Февраль 26, 2019
Нажмите, чтобы поделиться на Twitter (Открывается в новом окне)
Нажмите здесь, чтобы поделиться контентом на Facebook. (Открывается в новом окне)
Нажмите, чтобы поделиться записями на Pinterest (Открывается в новом окне)
Нажмите, чтобы поделиться в WhatsApp (Открывается в новом окне)
Нажмите, чтобы поделиться в Telegram (Открывается в новом окне)
Популярное за сегодня
- Сложные слова для игры Крокодил (для взрослых)
- Шуточная беспроигрышная лотерея в стихах на 50 лотов
- Правила игры Монополия: сколько раздавать денег?
- Игровые деньги: распечатать на принтере
- Игра Ерш карточки с заданиями: распечатать
- Скачать карточки для игры Крокодил
- Лотерейный гороскоп Водолей 2019
- Лотерейный гороскоп Овен 2019
Последние комментарии
- Дария on Распечатать игру Уно (Uno): карточки в wordДавно искала карточки uno именно в ворде. Спасибо, и главное что в качестве.
- Оксана on Сложные слова для Испорченного ТелефонаБорис, ОГРОМНОЕ ВАМ СПАСИБО ЗА СЛОВА! И за картинки для шаблонов. Особенно для деток понравились!
- Сафина on В какой день лучше покупать лотерейные билеты? Лунный календарь 2019Не знаю… Может вы что-то не то сделали? У меня билет выигрышным оказался. Покупала недавно, как ра…
- Аноним on В какой день лучше покупать лотерейные билеты? Лунный календарь 2019купила билет по календарю,сиреневый цвет,и вообще ни один билет не выиграл даже 100 рубл.Больше не в…
Относительное значение
Значение, присвоенное фигуре, пытается представить потенциальную силу фигуры в игре. По мере развития игры относительная стоимость фигур также будет меняться. Слон для контроля длинных открытых диагональных пространств, обычно более ценен, чем конь, застрявший в углу. Аналогичные идеи применимы к размещению ладей на открытых линиях и коней на активных, . Стандартная оценка — одно очко за пешку, три очка за коня или слона, пять очков за ладью и девять очков за ферзя (Hooper Whyld 1992 : 438–39). Эти значения надежны в эндшпиле, особенно с ограниченным количеством фигур. Но эти значения могут кардинально меняться в зависимости от позиции, фазы игры (открытие, середина игры, концовка). Например, пара слонов в среднем стоит полпешки (Soltis 2004 : 183). В определенных обстоятельствах значения могут быть совершенно разными: рыцарь может быть более ценным, чем ферзь в конкретной решающей атаке.
Дидактические игры и пособия для детей старшего дошкольного возраста «Страна Шахмат»
Надежда Павлова
Дидактические игры и пособия для детей старшего дошкольного возраста «Страна Шахмат»
Н. Павлова
Игра «Шахматная лесенка»
Задачи: Закреплять умение различать шахматные фигуры, называть их; дать знания о стоимости фигур; упражнять в ориентировке в пространстве, в назывании количественных и порядковых числительных
Игра «Домино»
Задачи: закрепить умение различать шахматные фигуры, их плоскостное изображение; развивать мышление детей — рационально выбирать нужный вариант из нескольких; учить детей взаимодействовать в ходе игры между собой, соблюдать правила, радоваться успеху других.
Игра «Шахматные часы»
Задачи:развивать память детей — учить выкладывать на циферблате фигуры-цифры по образцу и по словесному указанию; упражнять в установлении времени на часах и назывании его (ассоциировать фигуры с числами); закреплять знание цветов и оттенков.
Игра «Толстый — тонкий»
Задачи: учить детей составлять сериационный ряд из шахматных фигур (конь, король) по толщине; развивать внимание и мышление («какие фигуры перепутали место»; формировать навык количественного и порядкового счёта; учить сравнивать две группы предметов, устанавливать равенство или неравенство различными способами
Игра «Реши пример»
Задачи: закреплять знания о стоимости шахматных фигур; упражнять в решении примеров на сложение и вычитание в одно или несколько действий; формировать умение различать и называть знаки +, -, = (понимать их назначение).
Игра «Больше, меньше, равно»
Задачи: учить детей решать примеры и устанавливать между ними равенство или неравенство; формировать умение различать и называть знаки >, <, =; воспитывать желание играть парами или в микрогруппах, помогать друг другу.
Игра «Узнай фигуру»
Задачи: развивать тактильные ощущения, память; обследовать выбранную фигуру с закрытыми глазами и назвать её; находить фигуру по словесному указанию («найди колючего слона», «гладкого коня» и др.)
Игра «Собери шахматную доску»
Задачи: Учить детей ориентироваться на листе бумаги; познакомить с понятиями «вертикаль», «горизонталь», «диагональ»; упражнять в назывании вертикалей латинскими буквами (a,b,c,d,e,f,g,h); формировать умение выкладывать на планшете линии (по замыслу или заданию, чередуя чёрные и белые поля; определять цвет заданного поля.
Игра «Путешествие»
Задачи: закреплять умение называть и различать вертикали, горизонтали, диагонали; учить детей ориентироваться в двух плоскостях — горизонтальной и вертикальной на 64 полях; определять словами положение фишки (сначала латинская буква,затем цифра — а4); устанавливать фишку в соответствии со словесным указанием; двигаться по планшету в соответствии с командами «влево», «вправо», «вверх», «вниз»; развивать мышление детей — учить находить самый короткий (самый длинный путь) между точками.
Игра «Шахматные прятки»
Задачи: закрепить знание шахматных фигур и их отличительные признаки — название, как ходит, как ест, сколько стоит; учить детей придумывать и отгадывать загадки; упражнять в различении геометрических фигур.
Название шахматных фигур с картинками
Далее пора разобраться с названием шахматных фигур по картинкам.Здесь мы лишь словами описываем то, как они ходят. Также вы можете переходить по ссылкам, чтобы с помощью видео освоить ходы всех фигур.
Король
Король (King) — это самая главная фигура на «поле боя», вокруг которой и строится игра. Ведь конец игры наступает именно тогда, когда повержен король соперника. Несмотря на свой статус, король довольно ограничен в перемещениях, он может передвигаться всего на одну клеточку в любую сторону. Но при этом у него есть преимущество — возможность рокировки. Этот термин означает совместный ход с ладьей, в ходе которого король отправляется в более безопасно место.
Ферзь
Ферзь (Queen) — это самая активная, сильная и вторая по значимости фигура во время игры. Ее возможности в траекториях движения наиболее разнообразны. Ферзь может ходить как вверх и вниз по доске, так и влево и вправо, а также и по белым, и по черным диагоналям. Королева — тяжела фигура с точки зрения противника, ведь она обладает большими возможностями для защиты короля и практически в любой момент может оказаться в нужном месте. Выглядит ферзь обычно почти так же, как и король, но немного ниже и с часто с небольшим шариком на верхушке.
Ладья
Ладья (Rook) — эта фигурка двигается только вертикально или горизонтально и ограничена препятствиями. На старте у игрока есть две ладьи, которые размещаются по краям поля. Иногда любители называют их «турами», но опытным игрокам это «режет» слух.
Слон
Слон (Bishop) — тоже парная фигура, считается легкой, обычно выглядит как невысокая башенка с заостренной капелькой. Эта форма может напомнить одежды монаха — так оно и есть. Появилась фигурка именно благодаря тому, что католические священники увлекались шахматами и привнесли в нее что-то свое.
Конь
Конь (Knight) — обычно выглядит, как соответствующее животное. Его особенность — необычная манера передвижения, а именно буквой «Г» в любую сторону. Конь легко перепрыгивает через препятствия (фигуры соперника) и в начале игры стоит рядом с ладьей.
Пешка
Пешка (Pawn) — это шахматный солдат, который первым рвется в бой, открывает игру. У каждого есть по 8 пешек. Ходят они наиболее просто — по одной клеточке и только вперед, хотя в качестве первого хода могут перепрыгнуть через клеточку, — а сбивают вражеские фигурки только наискосок. Пешки играют важную роль, они обороняют другие фигуры, а дойдя до противоположного края доски могут вернуть вместо себя любую сбитую ранее фигурку — и ферзя, и ладью, и коня. Исключение здесь составляет только король.
Передвижение ладьи
Некоторые шахматисты любители называют эту фигуру турой. Ее также игроки стараются сохранять, не жертвовать фигурой без особой надобности. Ценность ладьи заключается в ее свободном перемещении. Оно ограничено прямыми линиями. Но:
- цвет полей не имеет значение;
- передвигаться можно вперед и назад, влево и вправо;
- количество клеток одного хода не ограничено;
- есть возможность использовать рокировку.
Тура не перескакивает через фигуры, если на пути стоит вражеская единица, ее можно «срубить», поставить ладью на эту клетку, сбитую фигуру убрать.
В некоторых случаях спасти короля от мата, улучшить ситуацию позволяет рокировка. Участвовать в ней может наряду с королем только тура. Провести такую операцию можно только в случае, если оба участника еще не сделали в игре ни одного хода. При рокировке король переставляется на два поля по направлению к ладье, а она устанавливается около него с другой стороны. Одновременная перестановка двух фигур в шахматах разрешается только в рокировках.
3 специальных хода — правила их применения в шахматах
Партия в шахматы и ходы в целом обычно подчиняются набору правил. Тем не менее есть исключения, о которых здесь и пойдет речь.
Итак, как называются ходы в шахматах с особыми условиями? Обычно их зовут специальными.
Рассмотрим эти ходы подробнее:
Рокировка
Данную комбинацию можно сделать только один раз за всю партию. И каждый игрок старается ее провести как можно раньше. Суть заключается в следующем.
Король передвигается на две клетки в сторону ладьи, а она перепрыгивает свободную клетку и короля. То есть движется ему навстречу. При нормальных условиях это сыгралось бы в шахматы в 2 хода. Однако данная последовательность является исключением. Поэтому она занимает в партии в шахматы 1 ход.
В рокировке есть один важный момент. Считается, что это ход короля, поэтому процесс нужно начинать именно с него. Если же сначала коснуться ладьи, оппонент может потребовать, чтобы игрок ходил ей. А после того, как ладья совершит ход, рокировку делать уже нельзя. Поскольку она, как и король, должна быть нетронутой до начала этого специального хода.
Взятие на проходе
Данное исключение касается особого вида атаки. Ситуация должна выглядеть так: пешка противника передвинулась на две клетки и поравнялась с вашей пешкой. Теперь вы имеете право ее срубить, несмотря на то, что стоите сбоку. Однако в результате ваша пешка должна приземлиться на клетку по диагонали. Как если бы противник сходил только на одно поле вперед.
Правило было создано для того, чтобы восстановить справедливость после наделения пешки двойным ходом в начале. У игрока всегда должна быть возможность срубить пешку, пока она двигается по вертикали. Без этого специального хода такая возможность отсутствует при первом движении пешки на две клетки. При условии, что вы уже заранее дошли своей фигурой до определенного ряда. Это четвертый для черных и пятый для белых.
Превращение пешки
Еще одно исключение также касается пешки. Суть в том, чтобы она дошла до конца доски. В таком случае у игрока появляется право обменять ее на любую фигуру.
Конечно, разумнее всего выбирать ферзя, что и является наиболее распространенным вариантом.