«девочка в русском сарафане» (поэтапное рисование) план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

История создания

Древнерусским костюмом считается национальная одежда населения Руси домонгольского нашествия и Московской Руси, до прихода Петра I к власти. На формирование особых черт нарядов повлияло сразу несколько факторов: тесные отношения с Византией и Западной Европой, суровые климатические условия, деятельность подавляющего числа населения (скотоводство, землепашество).

Одежду шили в основном из льна, хлопка, шерсти и сама по себе она имела простой покрой и длинный, закрытый фасон. Зато те, кто мог себе это позволить, всячески украшали скромный наряд нескромными декоративными элементами: жемчужинами бусами, шелковой вышивкой, вышивкой золотой или серебряной нитью, меховой отделкой. Национальный костюм отличался и яркой расцветкой (багряный, червлёный, лазоревый, зелёный оттенки).

Костюм эпохи Московской Руси с XV по XVII века сохранил характерные особенности, но претерпел некоторые изменения в сторону более замысловатого покроя. На различия нарядов населения повлияло классовое разделение: чем богаче и знатнее был человек, тем многослойнее был его наряд, причём носили его как в помещении, так и на улице, независимо от времени года. Появились распашные и приталенные одежды, своё влияние оказала восточная и польская культура. Кроме льна использовались суконные, шелковые, бархатные материалы. Осталась традиция шить яркую одежду и богато украшать её.

На рубеже XVII – XVIII веков Петр I издал указы, запрещающие всем, кроме крестьян и священников, одеваться в национальные костюмы, что сыграло отрицательную роль в их развитии. Указы были изданы с целью наладить политические отношения с европейскими союзниками, перенять их культуру. Народу насильно привили вкус, заменив шикарные, но длиннополые и неудобные многослойные одежды более комфортными и облегчёнными общеевропейскими с короткими кафтанами, декольтированными платьями.

Русский национальный костюм остался в пользовании народа и купечества, однако всё-таки перенял некоторые модные веяния, например, подпоясанный под грудью сарафан. Во второй половине XVIII века Екатерина II сделала попытку вернуть некоторую национальную самобытность вошедшим в моду европейским костюмам, особенно в том, что касалось используемых материалов и пышности отделки.

XIX век вернул спрос на национальный костюм, в чём свою роль сыграл возрастающий из-за Отечественной войны патриотизм. Сарафаны и кокошники вернулись в обиход знатных барышень. Шились они из парчи, кисеи, батисты. Появляющаяся одежда, например, «женский мундир», может внешне и не напоминала национальный костюм, но всё-таки имела определённое символическое разделение на «рубаху» и «сарафан». В XX веке из-за отрезанности от европейских поставщиков произошло своеобразное возвращение национальных нарядов, а во второй половине, в 70-ых, оно являлось не больше, чем модной тенденцией.

Несмотря на то, что можно выделить определённый традиционный комплект одежды, из-за большой территории страны национальный костюм принимал характерные черты в тех или иных регионах. Северорусский комплект является сарафанным, а чуть более древний южнорусский – понёвным. В центральной России костюм был больше схож с северным, однако встречались черты южных регионов.

Сарафаны были распашные и глухие, имели трапециевидный фасон, шились из одного или нескольких полотен. Более простыми сарафанами являются изделия на лямках, прямого покроя. Праздничные шились из шёлка и парчи, а для ежедневных дел и жизни – сукна и ситца. Иногда поверх сарафана надевали душегрею.

У каждой губернии были свои предпочтения и особенности в декорировании, цветах, элементах и даже названиях. В Воронежской губернии понёвы украшали вышивкой оранжевого цвета, в Архангельской, Тверской и Вологодской были распространены геометрические символы, а то что в Ярославской губернии называли «ферязь», в Смоленской было «сороклин».

В современном мире своя особенная мода, но в народе наблюдается интерес к истокам, национальной одежде. Традиционные наряды можно увидеть в музеях и иногда на выставках, их используют для театральных и танцевальных постановок, на праздниках. Многие дизайнеры и модельеры используют характерные черты русского народного костюма в своих коллекциях, а некоторые из них, как и исследователи, углубляются в подробное изучение, например, Сергей Глебушкин и Фёдор Пармон.

Сарафаны

Когда наши современники изображают русский народный костюм, женский сарафан встречается чаще всего. Крестьянки стали носить этот наряд с 14-го в., его окончательное утверждение в гардеробе произошло лишь в 17-м столетии. Внешний вид одежды зависел от области проживания, отличались ткани, расцветки и крой. Самый популярный вариант – широкое тканевое полотнище, собранное изящными складочками, бретельки, узкий корсаж. Надевался сарафан на обнаженное тело или поверх сорочки.

Существовали праздничные и повседневные варианты. Первые надевались на свадебные пиршества, в них проводили церковные праздники, посещали народные гуляния. Приданое невесты обязательно должно было включать не менее десяти сарафанов, выполненных в различных цветах. Качество ткани зависело от принадлежности к определенному сословию. Шелк и бархат – вариант для богатых. Такой наряд, щедро декорированный кружевами, тесьмой и вышивкой, говорил о высоком социальном статусе своей обладательницы.

Русский народный костюм – женский сарафан – был интересен и своим весом. Праздничные версии были невероятно тяжелыми, да и повседневные варианты не сильно от них отставали. Самый распространенный бытовой наряд назывался «саян», он имел вид сатинового изделия, собранного по бокам и спинке. Цветовые решения зависели от возраста. Пожилые дамы предпочитали черные и синие модели, юным девушкам больше по нраву были бордовые и красные тона.

Сарафан крестьянки рассказывал о ней буквально все. Есть ли у нее муж и дети, в каком настроении она находится (существовали даже специальные наряды «для кручины»).

Женский костюм

Основа русского женского народного костюма — длинная рубаха. Она была белого или красного цвета и украшалась вышивкой, рисунками, расшивалась жемчугом и подпоясывалась. Поверх рубахи надевался летник — костюм с широким низом, очень длинными рукавами с колоколообразным вырезом и воротом-ожерельем. Он застёгивался до горла. Чтобы рукава летника не доходили до пола, женщине приходилось держать локти согнутыми.

Следующей деталью одежды в южном костюме был сарафан — просто платье без рукавов. В северных краях его заменяла понёва — шерстяная юбка с богато украшенной нижней частью. Её разрешалось носить только замужним или просватанным девушкам. Другие элементы женской одежды:

  • Запона — одежда из прямоугольного куска ткани, сложенного пополам и не сшитого по бокам. На сгибе имеет отверстие для головы. Носится с поясом. Нижняя часть запоны скалывалась.
  • Душегрея — тёплая меховая одежда в виде кофты с длинными рукавами и отложным воротником. Застёгивается спереди на крючки. Встречаются летние варианты на вате.
  • Приволока — безрукавная накидка, похожая на мантию. Надевается поверх платьев. Богато украшена золотым шитьём, бисером, драгоценными камнями.
  • Шушпан — короткая женская одежда. Такое название давали кафтану, кофте, сарафану в разных губерниях.

Старинная верхняя одежда для женщин не подпоясывалась. В повседневной жизни они носили суконный опашень, застёгивающийся на множество пуговиц от низа к воротнику. Особенностью этого наряда были длинные висячие рукава со специальным внутренними разрезами, куда продевались руки.

Представительницы знати носили шубки — женские шубы специального покроя, похожие на летники с длинными откидными рукавами. Были распространены также муфты, душегреи, шугаи и их безрукавные разновидности — бугаи. Знатные девушки носили похожую на мужскую одежду. В зимнее время — шубы внакидку, летом — однорядки.

Рисуем с детьми первые цветы акварелью в технике «по-сырому»

Акварелью хоть раз рисовал любой ребёнок, она часто кажется сложной, но мы хотим показать, как рисовать легко и с удовольствием. Творчество объединяет взрослых и детей. Попробуйте технику «по-сырому» — это необычный процесс, который приведёт в восхищение и восторг не только малышей, но и взрослых. Эта техника быстро и эффективно знакомит ребёнка с акварелью как с водной краской. Но самое главное, что процесс рисования по-сырому — самый благотворный из всех творческих техник. Он снимает напряжение, успокаивает, когда видишь удивительные движения акварели по мокрой бумаге. Включается фантазия, когда находишь образы в диковинных разводах краски.

А чтоб было еще интереснее, добавим в работу пучки ватных палочек.

1. Нам потребуется:

— кисточка плоская №30;

2. Берем большую кисточку, смачиваем водой лист.

3. Берем маленькую кисточку и быстрыми движениями рисуем вазу синей краской.

4. Далее из ватных палочек делаем небольшой пучок.

5. С помощью пучка макаем в красную краску и тоточным движением рисуем цветочки (делаем все быстро чтоб не высохла бумага).

6. Добавляем желтый.

7. Берем чистый, небольшой пучок ватных палочек.

8. Смешиваем на палитре красный и синий и с помощью ватных палочек оттеняем цветочки.

9. Далее рисуем зелень. Берем небольшой, чистый пучок ватных палочек. Макаем в зеленую краску. И так же тоточным движением рисуем зелень.

10. Берем одну ватную палочки, макаем ее в воду. Далее в красную краску. И местами тоточными движением оттеняем наш букет.

11. Берем тоненькую кисточку.

12. Синей краской немного оттеняем нашу вазу.

13. Смешиваем на палитре синий с зеленым.

14. И с одной стороны вазочки делаем темнее. Так вы создадим объем.

15. Берем темно-синию краску и добавляем в наши цветы.

16. Смешиваем синий с красным. И оттеняем наши красные цветочки, которые мы наносили с помощью ватных палочек.

17. В наш букет добавляем оранжевый. Аккуратно, кое-где, как показано на картинке.

18. С помощью темно-зеленого оттеняем нашу зелень. Так же можно смешать зеленый с коричневы. Получится приятно болотный цвет.

19. Немного добавим контраста в наш букет. Для этого не сильно смачиваем кисточку в воде и смешиваем темно-синий с красным. И кое-где, немного оттеняем наши цветы.

20. Далее с помощью лиловой краски, немного оттеняем стол, на котором стоит ваза с цветами.

21. Наши первые цветы акварелью в технике «по-сырому» готовы!

Презентация по ИЗО на тему «Поэтапное рисование животных.Кенгуру.» (4 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайдОписание слайда:

Поэтапное рисование животных. Кенгуру. ИЗО 4 класс Составила: Бурячкова Е.Ю. Учитель начальных классов МБОУ «ООШ № 55» г. Бологое,Тверской обл.

2 слайдОписание слайда:

Сумку носит впереди, Хвост длиннющий позади. Ловко скачет по двору Длинноногий…

3 слайдОписание слайда:

Обитает это животное лишь в одном месте Земного шара, на материке загадок и неожиданностей, в Австралии. Оно не похоже ни на какого другого зверя. Первые европейцы, оказавшиеся в Австралии, были очень удивлены, увидев его. Они попробовали жестами выяснить у туземцев, как называется этот диковинный зверь, и получили ответ от самого вождя: «Кен-гу-ру».

4 слайдОписание слайда:

Сумка есть только у кенгурих, у самцов ее нету. Всем известно, что кенгуру отличаются своей прыгучестью. При комфортном передвижении со скоростью 20 км в час кенгуру делают прыжки по 2-3 метра каждый. Едят кенгуру в основном траву. В жаркое время дня звери отлеживаются где-то в тени, а пасутся вечером или ночью. Кенгуру могут долго, больше месяца, обходиться без воды

5 слайдОписание слайда:

Просто сделайте два круга для тела вашего кенгуру . Один за голову, а другой для тела, а затем соединить две фигуры с подключением линии шеи. Шаг 1.

6 слайдОписание слайда:

Нарисуй уши и носик Шаг 2.

7 слайдОписание слайда:

Нарисуй глаз Шаг 3.

8 слайдОписание слайда:

Проведи плавные линии и у тебя получатся: спина, хвост, бедра, круглый живот, а затем передние лапки. Шаг 4.

9 слайдОписание слайда:

Дорисуй пальцы передних лап и длинные задние лапы.Наметь сумку. Шаг 5.

10 слайдОписание слайда:

Прорисуйте другую ногу. Сотрите линии и формы, которые вы нарисовали на первом этапе, чтобы очистить рисунок. Шаг 6

11 слайдОписание слайда:

Вот ваш кенгуру Шаг 7.

12 слайдОписание слайда:

Раскрась кенгуру и пейзаж

13 слайдОписание слайда:

источники http://www.gostivdome.com http://shkolazhizni.ru images.yandex.ru http://www.numama.ru

Курс профессиональной переподготовки

Учитель, преподаватель изобразительного искусства

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель мировой художественной культуры

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию:
Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс:
Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник:
Все учебники

Выберите тему:
Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:
ДБ-303738

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

История русского костюма

Русский костюм – очень сложное, многогранное явление. В нем выразилось стремление русского человека к красоте, к улучшению своего быта. Это объект материальной культуры. При его создании использовались самые разные прикладные искусства и ремесла, получившие развитие на Руси:

  • ткацкое ремесло;
  • искусство вышивки;
  • вязальное ремесло, искусство изготовления кружев;
  • ювелирное искусство (многие элементы костюмов украшались, например, резными пуговицами из серебра и золота, кокошники – драгоценными камнями и т. д.).

Вот сколько связей у национального русского костюма! И это лишь основные. Не упомянуты искусство шитья, рисования (для пошива костюмов знати использовались эскизы) и многое другое.

Традиционно русский костюм имел несколько отличительных черт:

  • вся одежда делилась на распашную (то есть застегивающуюся на пуговицы или специальные крючки) и накидную (она надевалась, как нынешние футболки, через голову);
  • для народного русского костюма характерно большое количество верхней одежды – различных накидок, епанчи, шуб и т. д.;
  • есть известная теория: «Москва – третий Рим»; неудивительно из-за этого, что многие предметы одежды, отдельные элементы, украшения, методики изготовления костюмов были родом из Византийской Империи и, конечно, из близкой к Руси Польши – Речи Посполитой.

Формирование русского национального костюма закончилось примерно в 17 веке. После этого начались изменения, связанные с реформами императора Петра I. Как известно, этот государь очень стремился «прорубить окно в Европу», и в связи с этим произвел реформирование не только традиционного жизненного уклада, но и даже посягнул на «святая святых» — на национальный русский костюм. Так, с приходом Петра к власти традиционную русскую одежду могли носить лишь некоторые сословия, преимущественно низкого положения:

  • крестьяне;
  • монашество;
  • духовенство.

Интересно! До петровской реформы существовал даже указ «О защите национальной самобытности» от 1675 года. Согласно ему, например, московские дворяне не имели права носить одежду заграничного образца. Не имели права на это и их слуги, и стольники, и многие другие.

С приходом Петра I начались серьезные изменения. Появилась мода, которой до этого не существовало: была лишь парадная, нарядная, передающаяся по наследству, одежда, а была повседневная. Ее фасоны не менялись десятилетиями, или менялись настолько незначительно, что этого не было даже заметно.

С реформированием друг друга стали сменять следующие национальные европейские костюмы:

  • венгерский;
  • французский;
  • немецкий – он дольше всех продержался в истории русской моды и смог почти полностью вытеснить национальный костюм.

Между прочим, за въезд в города в русской одежде (как и с бородой) полагался налог – до 2 рублей, если въезжающий был конным.

До начала 20 века русский национальный костюм стал по большей части одеждой крестьян. Сегодня национальный костюм используется чаще на тематических мероприятиях и не носится «в быту». Это негативная тенденция, ведь в странах Азии, например, в Японии, почти все невесты до сих пор выходят замуж в традиционном белом кимоно, юката – летний вариант простого хлопкового кимоно – носят и в быту, например, вместо банного халата на горячих источниках, в гостиницах, на отдыхе. В юката можно выйти в город, и это будет выглядеть совершенно естественно. В России, к сожалению, такая национальная самобытность сохранилась в гораздо меньшей степени.

Как нарисовать русский народный костюм карандашом поэтапно

Шаг первый. Делаю набросок основных частей костюмов. Это ничем не отличается от наброска человека, только без головы и ног

Здесь так же важно соблюдать пропорции. Шаг второй

Прорисовываем форму платьев. Народные костюмы (по крайней мере наши) не отличались открытостью, поэтому здесь почти все тело скрыто. Шаг третий. Очень важный момент это складки. Без них рисунок будет похож на бумажное платье. Старайся показать все возможные изгибы и тени от них на платье. Шаг четвертый. Еще одна отличительная черта народного костюма это изобилие узоров. Это непросто какие-то выдумки от Армани или Гучи. Каждый узор что-то обозначает. Рисовать их сложно, но, если ты этого не сделаешь, зрителю будет трудно определить: это платье какой-то барышни или народный костюм? А так, взглянув лишь на секунду, любой без ошибок определит. Шаг пятый. Если добавить штриховки, рисунок станет более реалистичным. Я уже писал выше, что тут у меня очень много уроков рисования. Ты можешь брать любую тему, в которой есть одежда и срисовывать. Но я выбрал лучшие тематические уроки из этого и даю их тебе.

Издревле на Руси на каждом предмете утвари, на каждой одежке, а также домах изображали различные элементы, символы, которые складывались в узоры. Каждая деталь имела свое значения и место. Так формировался русский народный узор.

Краски и ткани в народном костюме

Народный костюм отличала не только многослойность, но и красочность. Наши предки умело сочетали яркие, насыщенные цвета и ткани различной фактуры.

Шелк, окрашенный корой дуба, толокнянкой и ольхой

Даже ткани домашнего производства окрашивали в яркие цвета, используя растительные и минеральные краски. Так, насекомое кошениль, а также растения подмаренник, зверобой и некоторые другие давали красный (червленый) цвет, для синего брали сон-траву, василек, чернику, желтый цвет получали из яблони, листьев березы, а для коричневой краски нужна была кора дуба, луковая шелуха и т.д.

А что говорить о ремесленных тканях. По данным раскопок в Новгороде уже в XIII-XV вв. ремесленные составляли большую часть тканей в быту горожан. Окрашивали ткани ремесленники богаче, смешивая краски и добиваясь огромного количества оттенков.

Ну и заморские ткани никто не отменял. Так, в XVIXVII вв. только шелковых тканей на Русь привозили более двадцати видов. Шелк везли в основном из Китая, Индии, Ирана, Турции, Средней Азии. Западная Европа, Англия, Франция, Фландрия поставляли шерстяные материи; так, только сукна в источниках упоминается более тридцати видов.

Для праздничных уборов брали шелк и драгоценные металлические нити: золото, серебро. Добавляли, жемчуг, стекла (мы говорим стразы), металлические блестки (читай, пайетки), канитель.

Важные элементы стиля

Русский народный стиль одежды не остался в прошлом, как и другие этнические направления. Модельеры внедряют яркие элементы в современные костюмы, выпускают коллекции russian style. Не обязательно в точности повторять многослойное одеяние для создания образа, достаточно дополнить платком или поясом джинсовое платье или брюки.

Детали для воссоздания этнического образа:

Для лета подбирают просторные юбки-колокол, сарафаны или платья из натуральных тканей. Акцент на простых линиях и крое, лаконичности и скромности.
Украшения и вышивка. Одежду украшают старорусскими орнаментами, расшивают золотыми нитями, используют изображения языческих оберегов.
Мужчинам понравятся рубахи-косоворотки. Рекомендуют комбинировать верх с обычными джинсами или брюками, подчеркнув талию широким поясом.
Мастерицы отшивают дубленки и полушубки из павлопосадских платков, оторачивая их по краю мехом

Такая верхняя одежда привлекает внимание, согревает зимой. Для комплекта подбирают шапочку, платок, муфту или варежки.

Элементы костюма

Одежду в русском стиле узнают по специфическим деталям, превращающим вещи в произведение искусства с национальным колоритом.

Славяне не терпели стянутости каждодневных одеяний, поэтому шили свободное белье, подчеркивали талию поясом. В женском варианте отсутствуют штаны, выбор делается в пользу многослойной юбки.

Альтернативой верхней одежды станет приталенный кафтан на пуговицах, отороченный пуховой отделкой. Завершением броского образа послужат платки с набивными узорами в национальной расцветке. Можно подобрать алые сапоги в качестве единения с русским стилем.

Цветовая гамма

Национальные мужские костюмы представлены в спокойных тонах. Серые или белые рубахи украшали традиционной вышивкой синими или красными нитями. Женские костюмы предполагали обилие оттенков красного, бирюзового, василькового, стального, золотистого или янтарного цвета. Выгодно сочетание сочных тонов на белом фоне, но сейчас встречается вышивка на красной или черной ткани.

Орнаменты

Славянский стиль одежды характеризуется вышитыми узорами и орнаментами. Каждый элемент отличался сакральным значением, а вместе с другими представлял надежду русичей на урожай и счастливую жизнь:

  • квадраты или прямоугольники обозначали засеянное поле;
  • круг с перекрещенными линиями или крестом – символ солнца;
  • паук помогал в ремесле, развивал мастерство и трудолюбие;
  • животные притягивали изобилие и благополучие;
  • птицы считались изображением семейного единства, а пара птиц – воплощением рода;
  • ключ оберегал семью от плохого намерения со стороны, запирал в доме счастье;
  • дерево мира обозначало перетекание жизненной энергии;
  • символ бесконечности символизировал, удачу, любовь и богатство.

Лоскутная одежда

К старорусскому стилю относится лоскутная одежда. Славянки бережно относились к ткани, не выбрасывали кусочки материала, которые остались после раскроя сарафанов и рубашек. Такие детали сшивали между собой, формируя целостное полотно. Из лоскутков получали не только яркие наволочки и покрывала, но детские платья, костюмы или платки. Сейчас техника «пэчворк» переживает пик популярности, поэтому даже взрослые женщины носят лоскутную одежду. Советуют не комбинировать в одном изделии больше трех цветов, чтобы не перегрузить образ.

Особенности женского костюма на юге России и средней полосе

Основным элементом русского женского костюма юга России была всё та же длинная льняная или холщовая рубаха. Сверху на неё надевали понёву. Бывало так, что вместо понёвы надевался андорак, который представлял собой широкую юбку на тесьме или резинке. Сверху надевался запон и передник. В качестве головного убора использовалась кика и сорока. Вся женская одежда была богато украшена вышивкой. Рязанские костюмы были самыми яркими, а воронежские крестьяне расшивали свои вещи узорами из чёрных ниток.

В средней полосе России одежда состояла из рубахи, сарафана и передника. Головным убором служил кокошник и обычный платок. В северных районах часто встречались меховые душегрейки и шубы до пят. Каждая губерния славилась своими мастерицами, искусными в каком-либо рукоделии:

  • В Сибири делались самые красивые кокошники;
  • В Архангельской губернии делали самые лучшие кружева;
  • В Тверской – лучшее шитье золотом.

Понева

Попросту юбка. Обязательная часть гардероба замужней женщины. Понева состояла из трех полотнищ, могла быть глухой или распашной. Как правило, ее длина зависела от длины женской рубахи. Подол поневы украшался узорами и вышивкой. Чаще всего понева изготавливалась из полушерстяной ткани в клетку.

Надевалась на рубаху и оборачивалась вокруг бедер, а на талии ее держал шерстяной шнур (гашник). Спереди часто надевали еще передник. На Руси для девушек, которые достигли совершеннолетия, существовал обряд надевания поневы, который говорил о том, что девушка могла быть уже просватанной.

Виды национальной одежды

Если говорить о видах русской народной одежды, их делят на дворянскую, крестьянскую и военную. Причем, независимо от принадлежности, все отличаются:

  • свободным кроем;
  • многослойностью;
  • наличием пояса;
  • вышивкой от «дурного глаза».

У каждого человека был набор обычной повседневной и обрядовой, или праздничной, одежды. Вторая украшалась вышивками и дополнительными деталями, соответствующими положению владельца.

Дворянская

Вплоть до указов Петра Великого (вызывавших большое негодование в светском обществе) дворяне носили характерную для русских людей одежду – пышную, многослойную, расшитую узорами-оберегами.

Женские платья были очень тяжелыми, до 15-20 кг, что и обусловливало величавую, неторопливую, «царственную» походку. Наряды богато украшались самоцветами, различной дорогостоящей фурнитурой, металлизированными нитями.

Ткани – парча, бархат, сатин, тафта, кумач, атлас. Материи обычно привозились из-за границы – Италии, Турции, Византии, Англии. Женщины и мужчины знати привыкли одеваться роскошно не только для выхода в свет, но и дома.

Крестьянская

Вообще, одежда русского народа была выполнена в едином стиле и из природных материй. Вот только для простого люда использовались дешевые ткани, а украшения были гораздо более скромны, да и слоев одеяний было меньше.

Военная

Изначально на Руси не было единой военной формы. Оправляясь на ратные подвиги, мужчины одевались по финансовым возможностям. Но с ростом государства, укреплением централизованной власти, стали осуществляться призывы на службу. Форма постепенно приобретала единый вид, а по знакам отличия определялись род войск, звание, положение и т.д.

Военная форма на Руси XVII века

Презентация 5 класса по предмету «МХК, ИЗО, Черчение» на тему: «НАРОДНАЯ ПРАЗДНИЧНАЯ ОДЕЖДА Урок ИЗО в 5 классе учитель Колупаева Г.В.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1

НАРОДНАЯ ПРАЗДНИЧНАЯ ОДЕЖДА Урок ИЗО в 5 классе учитель Колупаева Г.В.

2

Цели: Познакомить учащихся с русским народным костюмом, понятием «ансамбль», значением колорита в одежде. Формировать умения и навыки учащихся при использовании различных видов техники в работе. Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления учащихся. Прививать интерес к русскому народному творчеству.

3

ПЛАН УРОКОВ Беседа о народном костюме. Связь композиции костюма с народной архитектурой и орнаментом в народном искусстве. Прослушивание музыкальных отрывков, фольклорных произведений. Постановка художественной задачи: выбор композиции и техники. Исполнение небольшого эскиза, в котором ученик определя­ет колорит и основной характер костюма. Начало работы над окончательным вариантом. Завершение работы над эскизом. Выставка и обсуждение работ.

4

Давайте с вами, ребята, представим, что живем мы в России не в двадцатом веке, а где-то в восемнадцатом! Что вы можете сказать о жизни русской семьи? Какая это была жизнь? Как жили летом, а как зимой?

5

Весной, летом и осенью- тяжелая работа в поле

6

Радостный и желанный праздник

7

Русский женский костюм Привычное представление о русском женском костюме обычно связано с рубахой, сарафаном, поясом, иногда передником. На севере часто сарафаны дополняли нагрудной распашной одеждой — епанечкой, а в холодную погоду на сарафан надевали душегрею с длинными рукавами.

8

Головные уборы Самым распространенным видом праздничного головного убора был кокошник — род плотной твердой шапочки, украшенной речным жемчугом, золотыми и серебряными нитями. Посмотрите, какие они были красивые, разных форм!

9

Русская рубаха И на севере, и на юге рубаху шили из домотканого холста, щедро украшая её вышивкой, узорным ткачеством, композициями из тесьмы, галуна, блёсток. Сочетание белого и красного цвета – отличительная черта как вышивки, так и русской народной одежды в целом.

10

В южных районах России был распространён другой вид одежды, состоящий из рубахи, поневы (юбки), передника, головного убора – шапочки (сороки). Эта одежда была в отличие от сарафана только крестьянской. Понева шилась из шерстяного клетчатого домотканого материала. Её украшали вышивкой, полосками кружева, лентами, вышивкой бисером. На мужских рубахах с левой стороны, на месте сердца вышивался ромб. Понева состоит из трёх полотнищ, по швам – орнамент. По цвету поневы были чёрные, коричневые, синие в клетку. Основной цвет посевного ансамбля – красный.

11

Экскурсия в музей И. П. Аргунов «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» К. Е. Маковский «У околицы» К. Е. Маковский «Боярышня у окна»

12

Экскурсия в музей В. И. Суриков «Посещение царевной женского монастыря»

13

Экскурсия в музей А. П. Рябушкин «Московская девушка XVII века» К. Е. Маковский «Портрет женщины в русском народном костюме»

14

Экскурсия в музей К.Е. Маковский «Русская красавица»

15

Экскурсия в музей В.Васнецов «Иван –царевич на сером волке» К. Маковский «Чарка мёду»

16

Экскурсия в музей А. Корзухин «Девичник»

17

Иллюстрации к сказкам И.Я. Билибин. Иллюстрация к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» И.Я. Билибин. Иллюстрация к сказке «Поди туда, не знаю куда»

18

Иллюстрации к сказкам В.Васнецов. Иллюстрация к сказке «Царевна лягушка»

19

Иллюстрации к сказкам Н. Кочергин. Иллюстрация к сказке «Конёк-горбунок»

20

Иллюстрации к сказкам О. Рамодин. Иллюстрация к сказке «Марья Моревна» А. Куркин. Иллюстрация к сказке «Сказка о Царе Салтане»

21

Эскизы декораций В.М.Васнецова к пьесе А.Н.Островского «Снегурочка»

22

Русский костюм в открытках

26

Практическая работа На основе увиденного материала о костюме будем выполнять эскиз костюма. Каждый выбирает технику: либо рисунок красками, либо аппликацию из кусочков ткани. Можете пользоваться рисунком фигуры человека. (Рисунок фигуры человека предлагается как раздаточный материал.) Постройте общую форму костюма, а затем намечайте места украшения и орнамента. Определяйте колорит и характер, вид головного убора.

Обувь

Русский народный костюм – детский и взрослый – это в том числе и лапти, известные в качестве самой распространенной обуви. Лапти были праздничными и повседневными, носились в любое время года с белыми суконными онучами и холстинами. Роль крепления исполняли веревки, обматывающие голень накрест поверх онучей. Кожаные сапоги и валенки были доступны зажиточным крестьянам.

Мечтой молодежи и богачей были лакированные сапоги, обладающие жесткими голенищами в форме бутылок. Мягкие голенища, собранные в гармошку, пришли уже в 20-м веке. Женская и мужская обувь не имела особых отличий.

raskraskiplus.ru
Добавить комментарий