- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Смайлики для обучения детей
- Краткое описание документа:
- Учимся правильно использовать смайлики, чтобы выражать свои эмоции
- Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольников
- Смайлик «Тающее лицо»
- картинки для детей, пиктограммы, смайлики (54 шт.)
- Какие бывают эмоции у человека список
- Игры с пиктограммами
- Картинки для детей детского сада
- Как использовать «Эмоции — Картинки для детей детского сада» в занятиях с детьми
- Определение эмоций для детей
- Определение эмоций для детей
- Суть смайлика
- Как правильно использовать рефлексию в конце урока — 3 совета
- Меняйте приемы
- Адаптируйте задания под возраст
- Применяйте одинаковые маркеры хорошо/плохо
- Дистанционные курсы для педагогов
- Подарочные сертификаты
- Как правильно использовать
- Виды и типы рефлексии
- Основные цели рефлексии
- Рефлексия в конце урока важна, чтобы ребенок понял:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта по математике 4 класс «Начальная школа 21 века»
Технологическая карта по математике 4 класс по программе » Начальная школа 21 века».
Технологическая карта по математике 3 класс по програиие «Начальная школа 21 века»
Технологическая карта по математике 3 класс по программе «Начальная школа 21 века».
Технологическая карта по математике 1 класс по программе «Начальная школа 21 века»
Технологическая карта по математике 1 класс по новым учебникам, выпущенные в 2010 году по программе «Начальная школа 21 века».
Картинки для поощрения в 1 классе
Со словом «МОЛОДЕЦ».
технологическая карта урока окружающий мир по теме «карта нашего края» 4 класс ПНШ
Третий урок изучение и работы по карте нашего края. Работа по контурной карте.
Технологическая карта урока для 3 класса. Сочинение по сюжетным картинкам с использованием ТРКМ
Технологическая карта по русскому языку для 3 класса помогает провести урок написания сочинения по сюжетным картинкам с использованием теории развития критического мышления.
Чтобы смайлики белого цвета можно было вырезать, фон листа был выполнен серого цвета.
Смайлики для обучения детей
Карточки со смайликами, которые представлены выше, предназначены для обучения детей эмоциям. Смайлики, отображающие положительные эмоции, выполнены зеленым цветом, а отрицательные красным.
Смайлики картинки для детей на урок для оценивания.
Эмоции глазами.
Рожицы с подписями.
Эмоции настроения.
Смайлики в цветочках.
Улыбка.
Твой смайлик.
Детские смайлики.
Детские рожицы картинки.
Картинки с эмоциями для детского сада.
Задумчивый.
Смайлы.
Три эмоции.
Различное настроение.
Радость, грусть, злость, удивление, страх и спокойствие.
Плач для школы.
Смайлики эмоции для детей.
В детский сад.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Краткое описание документа:
Смайлы для проведения рефлексии, или игр с детьми школьного и дошкольного возраста.
Возможно распечатать на виниловом магните или фотобумаге и крепить к металлической доске. Неоднократно использовал с школьниками 5-7 классов, что делало момент рефлексии более необычным. Архив включает три смайла отличающиеся вырожением эмоции и цвета и общий пояснительный бланк для крепления на доске.
- подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- по всем предметам 1-11 классов
Учимся правильно использовать смайлики, чтобы выражать свои эмоции
Продолжаем тему смайликов и их использования в текстовых сообщениях. Веселых и не очень рожиц становится все больше, и запутаться в них все проще.
По состоянию на сентябрь 2021 года Emojipedia (крупнейший справочный веб-сайт по эмодзи) сообщает, что всего насчитывается более 3000 видов смайликов. А после того, как в марте 2022 года в обновлении iOS 15.4 от Apple было добавлено 37 новых смайлов, узнать, что означает каждый из них, стало еще сложнее.
Сегодня мы бы хотели пройтись по небольшому списку из 22 наиболее популярных смайликов, включая пять эппловских обновлений, которые также набирают популярность, чтобы вы точно не запутались и были в тренде обновлений.
Итак, вот что означают 22 наиболее часто встречающихся в обиходе смайлика.
Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольников
Вот еще примеры логопедических игр и упражнений для дошкольников, которые используются педагогами в детском саду и родителями дома.
Грусть или радость
Посмотри на картинку и назови тех героев, лицо которых выражает то или иное чувство. Затем усложните игру, предложив угадать эмоцию, которую показывает другой ребенок.
Гусенички
Попросите детей найти гусеницу, настроение которой не похоже на чувства других и придумать ситуации, когда оно может возникнуть. В продолжении игры создайте «Дерево настроений». Каждый ребенок получает бумажную гусеничку, у которой он дорисовывает мимику так, чтобы передать то или иное настроение. Готовые фигурки прикрепляются на одно дерево.
Рассказ
Составьте рассказ по картинкам. В этом помогут вопросы:
- Кто изображен на первом рисунке?
- Какое настроение у девочки и ее подруги?
- Как изменились их чувства?
- Почему это произошло?
- Что будет дальше?
Секрет хорошего настроения
Предложите детям выполнить задание к рисунку, а затем попросите каждого вспомнить то, что поднимает настроение лично ему. Это может быть подаренный цветочек, наблюдение за клоуном, игры в детском лабиринте и т.п.
Мы не ленивые, мы трудолюбивые
Дети получают задание обсудить те ситуации, которые изображены на рисунках и рассказать о том, почему некоторые герои на них — лодыри. Продолжить эту игру можно, вспоминая ленивцев из детских сказок и мультфильмов.
Где это случилось
Попросите ребят описать случаи или обстоятельства, которые вызвали у Буратино изображенное чувство, состояние. Игру проводите и с другими эмоциями для детей в картинках, с иллюстрациями к сказкам (с животными или людьми).
Собери лицо
Для игры понадобится шаблон лица и отдельные части, выражающие эмоции: глаза и рот. Попросите ребенка составить веселую рожицу, а затем грустную. Используйте готовые шаблоны или изготовьте сами при помощи цветной бумаги и маркера.
Эмоции в картинках для детей — интересный и полезный материал, использование которого позволяет логопедам, психологами и педагогам совершенствовать активный словарь дошкольников и связную речь. Тема сложна, но правильно подобранные иллюстрации и игры помогут детям освоить ее в полном объеме.
Смайлик «Тающее лицо»
Также известен как «Я умываю руки отсюда…» или «Как жарко — я плавлюсь!».
Отлично подходит для выражения сарказма (подобно «Перевернутой улыбке»). В случаях, когда вы чувствуете, что краснеете от стыда, тонете в работе или таете в жару.
Что говорит Emojipedia: «Желтый смайлик, плавящийся в лужу. Глаза и рот скользят вниз по лицу, но все еще сохраняют искаженную улыбку. Это качество придает этому смайлику сарказма. Может использоваться буквально, чтобы говорить об экстремальной жаре. Также может использоваться метафорически, чтобы говорить о смущении, стыде или медленно угасающем чувстве страха».
картинки для детей, пиктограммы, смайлики (54 шт.)
Карточки эмоции для детей — интересное занятие, с помощью которого ребенок с легкостью научится определять эмоции человека в разных жизненных ситуациях. Обучающий дидактический материал в игровой форме станет помощником в развитии речи ребенка.
Какие бывают эмоции у человека список
Существует огромное количество эмоций. Сегодня мы рассмотрим самые распространенные.
- Радость. Ласковость, любовь, умиротворенность, признательность, очарование, преклонение, счастье, веселье, гордость, азарт, восторг, гордость, ликование, влечение, симпатия.
- Печаль. Подавленность, безнадежность, хандра, уныние, печаль, скорбь, горе, разочарование, грусть, отчаяние.
- Гнев. Бешенство, ярость, протест, озлобление, нерасположение, презрение, отвращение, ненависть, зависть, раздражение, досада, бешенство, негодование, обида.
- Чувство стыда. Застенчивость, смущение, бесчестье, угрызения совести, бесславие.
- Страх. Боязнь, опасение, тревога, ужас, дрожь, рассеянность, опаска, смятение, жуть, безвыходность, трагичность, трусость, робость, боязливость, оторопь.
Игры с пиктограммами
Игры с пиктограммами — это целое направление в работе логопедов и психологов. Схематические изображения эмоций (рожицы) — отличный материал для стимулирования речевой активности ребенка. Вот несколько примеров использования таких изображений:
Подбери и назови
Подготовьте для детей картинки пиктограмм с разными эмоциями, чувствами. Задание – узнать то или иное состояние, дать ему название, а затем придумать ситуацию, в которой оно будет уместна. Дети могут использовать как свой личный опыт, так и вспоминать героев известных сказок, мультфильмов. Ничего, если сначала описания эмоций будут звучать по-детски, постепенно регулярные речевые тренировки помогут этим рассказам стать более совершенными.
Найди пару
Если взять разрезной набор картинок-смайликов и перемешать, то получится увлекательная игра для команды дошкольников, которую можно использовать и на занятиях по развитию речи. Задача – собрать все изображения
Важно, чтобы каждый смайлик точно выражал то или иное чувство, тогда эмоцию будет проще узнать и описать
Превращения настроений
Для этой игры нужно подобрать такие смайлики картинки эмоций для детей, которые можно разложить по парам-противоположностям. Например, грусть-радость, восхищение-отвращение и т. п. Попросите детей взять одну карточку или круглую рожицу-смайлик, а затем подобрать к выбранной картинке пару. После этого можно предложить детям придумать историю о том, что могло бы превратить одну эмоцию в другую.
Колобки
Изображение колобка похоже на смайл, поэтому картинки с этим персонажем тоже используйте в качестве пиктограмм, иллюстрирующих эмоции.
Вариантов игр с этим сказочным персонажем много. Например, рассказать русскую сказку, описывая эмоции Колобка и других героев. Сделать такое занятие продуктивным поможет использование кукольного театра или масок.
Эмоции в стране Смешарии
Игрушки из мультфильма Смешарики — материал для занятий по развитию речи в ДОУ и дома. Изображения забавных круглых героев можно использовать для иллюстрации эмоциональных состояний. Купите готовое пособие или изготовьте сами, вырезая и подписывая героев из журнала или книжки.
Предложите детям картинки со смешариками и попросите назвать то чувство, которое испытывает Нюша, Кар-Карыч, Крош и другие герои.
Картинки для детей детского сада
Упражнение «Эмоции — Картинки для детей детского сада» — это интересное занятие для детей, в котором они научатся определять эмоции человека в конкретный момент жизни и показывать эту эмоцию в виде карточки-смайлика с соответствующей рожицей.
Как использовать «Эмоции — Картинки для детей детского сада» в занятиях с детьми
Эмоции-картинки для детей детского сада — это еще одно обучающее пособие для воспитателей, педагогов и родителей.
Задача:
Научить ребенка пользоваться символами при восприятии и моделировании эмоциональных состояний.
Материал:
- набор из 5 картинок, изображающих в символической форме основные человеческие эмоции: радость, грусть, удивление, гнев, страх. Картинки выполнены на карточках из плотного картона с небольшими палочками-ручками (например, можно для этой цели использовать обычные зубочистки), чтобы их можно было поднимать как плакатик;
- набор из 15-20 фотографий и картинок с изображениями смеющихся, удивляющихся, грустных, сердитых детей и взрослых.
Инструкция к упражнению «Эмоции — Картинки для детей детского сада»:
Начинать занятие «Эмоции — Картинки для детей детского сада» нужно с пояснения ребенку несложных правил. Взрослый на примере набора эмоций-символов рассказывает ребенку, что у человеческого лица есть свой язык, которым оно выражает настроение
Он обращает внимание малыша на то, что могут сказать рот, глаза, брови, когда человеку смешно, страшно, грустно. Вместе с ребенком он рассматривает все символы
Просит его изобразить различные эмоции.
Затем он начинает показывать по одной фотографии детей и взрослых, предлагая ребенку поднимать тот символ, который, по его мнению, подходит к настроению запечатленных на фотографиях людей. Каждый показ надо сопровождать детскими комментариями в виде ответов на вопросы взрослого: «Как ты догадался?», «Как об этом говорят брови?» и т. д.
Также вы можете усложнить задание и предложить детям рассмотреть следующие картинки и распознать на них все эмоции. Не нужно требовать от детей шаблонных ответов. Пусть каждый ребенок расскажет как именно он видит каждую конкретную эмоцию, не опираясь на мнение остальных детей.
Скачать картинки к упражнению «Эмоции — Картинки для детей детского сада» вы можете во вложениях ниже
chudo-udo.info
Определение эмоций для детей
Для логопедической работы с воспитанниками старшей и подготовительных групп детского сада используйте следующий перечень эмоциональных состояний:
Радость — положительная эмоция, знакомая каждому. Мы испытываем радость тогда, когда происходит что-то хорошее. Выражать это чувство человек может словами и действиями. Признаками радостного состояния является смех, улыбка. Испытывать радость приятно, также как и доставлять ее другим.
Грусть — чувство, которое появляется тогда, когда мы узнаем что-то печальное или думаем об этом. Грусть нельзя назвать сильной эмоцией, она быстро проходит. Это не значит, что нельзя позволять себе грустить, иногда это необходимо любому человеку. Но не стоит слишком предаваться печальному настроению, полезнее попробовать побыстрее от него освободиться, занявшись чем-то приятным или полезным.
Гнев — злость, сильное раздражение на кого-то или что-то. Испытывать гнев не приятно, но иногда такое случается с каждым. Это сильная эмоция, которая может доставить неприятности нам и другим людям
Важно объяснить детям как управлять гневом, уметь выражать его правильно. Если человек часто бывает злой, то ему трудно находить друзей, он часто бывает одинок
Страх — сильная отрицательная эмоция, которую люди испытывают, если им что-то угрожает. Опасность может быть реальной или ожидаемой, воображаемой. Каждый ребенок неоднократно чувствовал страх, поэтому он может легко распознать его изображение на иллюстрациях или фото, а также привести примеры событий, предметов и явлений, вызывающих у них это чувство. Дети должны знать, что страх бывает различным по своей интенсивности, от испуга до ужаса
Важно объяснить детям, что эта эмоция необходима человеку, так как она предупреждает об опасности. Можно добавить, что для иллюстрации страха на картинках часто используется черный цвет
Восхищение — приятная эмоция, возникающая при встрече с чем-то очень красивым или необычным. Восхищение могут вызвать: необычная игрушка, сад в цвету, нарядная девочка. Люди, выражая восхищение, используют особые восклицания: (ох, ах, ух ты, вот это да) и слова (неужели, потрясающе, прекрасно, замечательно, необыкновенно). Восхищение бывает таким сильным, что выразить свое чувство словами очень сложно. По фотографии или рисунку дети-дошкольники легко узнают человека, который чем-то восхищается, хотя описать его чувства им трудно, для этого нужны специальные логопедические тренировки.
Стыд — неприятное чувство, которое возникает тогда, когда мы сделали что-то плохое и жалеем об этом. Чем старше дети, тем легче объяснить им суть и значение этого эмоционального состояния. Признаками стыда является не только определенная мимика, но и покраснение отдельных частей лица (щек, ушей, шеи). Знание этой особенности поможет дошкольникам быстрее и легче узнавать стыд на рисунках (кстати, этот признак часто можно увидеть на сюжетных картинках для детей и даже на самйликах) и в поведении окружающих людей. С детьми 6-7 лет можно провести беседу о разнице между стыдом и застенчивостью, эти состояния легко перепутать.
Обида — человек чувствует обиду тогда, когда ему чей-то поступок кажется несправедливым. Одни люди обидчивы, другие редко испытывают эту эмоцию. Описать состояние обиды трудно, дети дошкольного возраста должны уметь узнавать его изображение. Для этого можно использовать как схематичные изображения (например, смайлики – простые картинки эмоций для детей), так и реалистичные рисунки, цветные или черно-белые фотографии. Кстати, такой наглядный материал удобно распечатывать из подборок и презентаций на специализированных логопедических сайтах.
Определение эмоций для детей
Для логопедической работы с воспитанниками старшей и подготовительных групп детского сада используйте следующий перечень эмоциональных состояний:
Радость — положительная эмоция, знакомая каждому. Мы испытываем радость тогда, когда происходит что-то хорошее. Выражать это чувство человек может словами и действиями. Признаками радостного состояния является смех, улыбка. Испытывать радость приятно, также как и доставлять ее другим.
Грусть — чувство, которое появляется тогда, когда мы узнаем что-то печальное или думаем об этом. Грусть нельзя назвать сильной эмоцией, она быстро проходит. Это не значит, что нельзя позволять себе грустить, иногда это необходимо любому человеку. Но не стоит слишком предаваться печальному настроению, полезнее попробовать побыстрее от него освободиться, занявшись чем-то приятным или полезным.
Гнев — злость, сильное раздражение на кого-то или что-то. Испытывать гнев не приятно, но иногда такое случается с каждым. Это сильная эмоция, которая может доставить неприятности нам и другим людям
Важно объяснить детям как управлять гневом, уметь выражать его правильно. Если человек часто бывает злой, то ему трудно находить друзей, он часто бывает одинок
Страх — сильная отрицательная эмоция, которую люди испытывают, если им что-то угрожает. Опасность может быть реальной или ожидаемой, воображаемой. Каждый ребенок неоднократно чувствовал страх, поэтому он может легко распознать его изображение на иллюстрациях или фото, а также привести примеры событий, предметов и явлений, вызывающих у них это чувство. Дети должны знать, что страх бывает различным по своей интенсивности, от испуга до ужаса
Важно объяснить детям, что эта эмоция необходима человеку, так как она предупреждает об опасности. Можно добавить, что для иллюстрации страха на картинках часто используется черный цвет
Восхищение — приятная эмоция, возникающая при встрече с чем-то очень красивым или необычным. Восхищение могут вызвать: необычная игрушка, сад в цвету, нарядная девочка. Люди, выражая восхищение, используют особые восклицания: (ох, ах, ух ты, вот это да) и слова (неужели, потрясающе, прекрасно, замечательно, необыкновенно). Восхищение бывает таким сильным, что выразить свое чувство словами очень сложно. По фотографии или рисунку дети-дошкольники легко узнают человека, который чем-то восхищается, хотя описать его чувства им трудно, для этого нужны специальные логопедические тренировки.
Стыд — неприятное чувство, которое возникает тогда, когда мы сделали что-то плохое и жалеем об этом. Чем старше дети, тем легче объяснить им суть и значение этого эмоционального состояния. Признаками стыда является не только определенная мимика, но и покраснение отдельных частей лица (щек, ушей, шеи). Знание этой особенности поможет дошкольникам быстрее и легче узнавать стыд на рисунках (кстати, этот признак часто можно увидеть на сюжетных картинках для детей и даже на самйликах) и в поведении окружающих людей. С детьми 6-7 лет можно провести беседу о разнице между стыдом и застенчивостью, эти состояния легко перепутать.
Обида — человек чувствует обиду тогда, когда ему чей-то поступок кажется несправедливым. Одни люди обидчивы, другие редко испытывают эту эмоцию. Описать состояние обиды трудно, дети дошкольного возраста должны уметь узнавать его изображение. Для этого можно использовать как схематичные изображения (например, смайлики – простые картинки эмоций для детей), так и реалистичные рисунки, цветные или черно-белые фотографии. Кстати, такой наглядный материал удобно распечатывать из подборок и презентаций на специализированных логопедических сайтах.
Суть смайлика
При личном общении мы очень многое передаем не только словами, но и интонацией, с которой их говорим. А также мимикой, жестами, позой.
Можно сказать одно и то же слово с разным «оттенком» — шутливо, возмущенно, печально. Тем самым передается не только настроение, но и может в корне измениться смысл сообщения.
Также мы пользуемся другими невербальными штуками, которые «объясняют» собеседнику наше настроение и состояние. Мы смеемся, вздыхаем, плачем.
А вот если нет возможности поговорить с человеком лично, а нужно передать какую-то эмоцию, то тут приходится изощряться.
Раньше, когда все общение на расстоянии происходило только через бумажные письма, для этого люди просто использовали больше слов. Письма получались длинными и эмоциональными. Но сейчас, в период доступной мобильной связи и интернета, для этой цели используют смайлики.
Почему? Да потому что это легко и быстро. Всего пару знаков — и предложение уже окрашено определенным настроением. А иногда и вовсе можно этим изменить его смысл.
Как правильно использовать рефлексию в конце урока — 3 совета
Меняйте приемы
Если вы бесконечно используете одни и те же приемы рефлексии, высока вероятность, что уроки перестанут быть интересны детям, а их оценки станут предсказуемыми.
Задача учителя в том, чтобы постоянно обновлять корзину идей и побуждать класс думать, а не идти по накатанной.
Адаптируйте задания под возраст
Понятное дело, что примеры рефлексии после урока «Лестница успеха» или «Вагончики» пройдут на ура в начальной школе и вызовут в лучшем случае смех на уроке алгебры в 7-9-ом классе.
Адаптируйте задания под возраст подопечных. Усложняйте, упрощайте, делайте более красочными или, наоборот, лаконичными.
Подходите к процессу максимально творчески.
Применяйте одинаковые маркеры хорошо/плохо
Например, в рамках одного урока вы сказали, что красное яблоко означает успех, а в рамках другого — непонимание материала.
Такие расхождения сбивают с толку детей, особенно в начальной школе.
Именно поэтому важно выработать для себя оценочные характеристики рефлексии, чтобы не только вам было легко работать с детьми, но и детям с вами
Дистанционные курсы для педагогов
663 курса от 690 рублей
Выбрать курс со скидкой
Выдаём документы установленного образца!
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах
Время чтения: 0 минут
Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии
Время чтения: 3 минуты
В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной
Время чтения: 0 минут
Минпросвещения упростит процедуру подачи документов в детский сад
Время чтения: 1 минута
В Курганской области дистанционный режим для школьников продлили до конца февраля
Время чтения: 1 минута
Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
-
Тукан википедия краткое содержание
-
Отсутствие туалета в школе
-
Виктор поликарпович краткое содержание
-
Сценка в школе про царевну лягушку на новый лад
- Зачем нужны костюмы в детском саду
Как правильно использовать
Что касается написания
. Полноценный смайл нужно отделять от текста пробелом. После него знак препинания не ставится. Желательно следующее предложение начинать с новой строки, а не продолжать текст.
Недосмайлы можно не отделять от текста пробелом:
Что касается использования
. В личной переписке с людьми, которые вас хорошо знают, можно использовать любые смайлики в любом количестве. Главное, чтобы человек нормально к этому относился и понимал, что вы имеете в виду.
А вот в деловой переписке лучше ими не пользоваться вообще. Или делать это крайне редко, если без этого никуда.
Например, я общаюсь с партнером по бизнесу. Он сообщает мне, что один из рабочих затягивает сроки. Для меня это не стало неожиданностью — этот рабочий уже неоднократно говорил одно, а делал другое. Вот как проходит беседа:
Конечно, я мог бы написать что-то вроде: «Я с самого начала думал, что Андрей затянет сроки, так как это уже было неоднократно. Поэтому совершенно спокоен — у меня данная ситуация вызывает только улыбку». Но это не очень уместно, да и слишком долго.
В наше время при деловой переписке принято отвечать кратко и по делу, без лирических отступлений.
То есть в деловой переписке смайлики должны употребляться очень и очень редко, если это действительно необходимо.
Исключение: когда общение происходит на равных, а не с позиции начальник/подчиненный (врач/пациент), то в случае если ваш собеседник активно использует смайлы, рекомендую поступить так же. Иначе он может посчитать вас агрессивно настроенным (недружелюбным).
Например, вы пишете письмо человеку, который вас не знает. Не стоит это письмо сдабривать смайлами — желательно вообще их не использовать.
Виды и типы рефлексии
Существует несколько классификаций самоанализа. Первая опирается на сферы человеческой сущности:
- физическая рефлексия (оценивает активность ребёнка на уровне «успел-не успел»);
- сенсорная (определяет, насколько ребёнку комфортно, как он себя чувствует в процессе урока);
- интеллектуальная (направлена на выявление затруднений в процессе обучения, связанных с пониманием/непониманием материала);
- духовная (показывает, произошли ли какие-то положительные или отрицательные изменения личности в процессе урока или цикла занятий).
Если говорить о видовых отличиях рефлексии, то есть более общая классификация, которая используется психологами:
- личностная рефлексия, объектом анализа которой для человека являются собственные поведенческие характеристики;
- коммуникативная рефлексия направлена на оценку поступков другого человека и его внутреннего мира;
- когнитивная отражает знания о теме или проблеме и способах работы с ней.
Выделяется несколько типов самоанализа. По количеству участников:
- индивидуальный тип, способствующий выработке реальной самооценки (достигается вопросно-ответной работой — За что ты можешь себя похвалить? Почему ты добился именно таких результатов? Что можно изменить?);
- групповой — проводится для акцента на личном вкладе каждого из участников рабочего коллектива (в этом случае детям предлагаются вопросы из разряда «А смогли бы вы добиться таких результатов, если бы не Петров, Васин и другие?»).
В школе, как правило, используется типология, основанная на функциональном назначении рефлексии:
- диагностика эмоционального состояния и настроения;
- оценка деятельности на уроке;
- критический подход к содержанию учебной информации.
Основные цели рефлексии
Рефлексия, в дословном переводе размышления о своем внутреннем состоянии и самоанализ, является одной из важнейших частей занятий, ведь задача хорошего преподавателя не просто выложить известный ему материал, а научить детей учиться и думать.
«Что я вынес из урока, был ли он мне понятен и интересен, как я смогу использовать свои знания в дальнейшем?»
К сожалению, многие преподаватели считают, что достаточно раздать детям грустные/веселые смайлики, чтобы оценить результат своего и их труда. И это слишком простой подход.
Ведь что такое рефлексия? Простыми словами это этап урока, на котором ученик самостоятельно оценивает свои знания, эмоции от услышанного и анализирует полученную информацию.
Думает о том, насколько полезно, понятно услышанное и нужно ли оно ему вообще.
Рефлексия в конце урока важна, чтобы ребенок понял:
- Какие знания получил
- Каких целей удалось достигнуть
- Как он сможет использовать знания в будущем
- Сможет ли верно оценить свою работу и работу одноклассников
- Как развивать привычки самоменеджмента/самоконтроля
- Как стимулировать критическое мышление
- Как сформировать осмысленный подход к действительности
Учителю же рефлексия позволяет наметить дальнейший план работы, оценить сильные и слабые стороны класса и найти коммуникативный подход к подопечным.
Прием может использоваться на любом этапе занятия, по итогам изученной темы либо в конце школьного часа.
Рефлексия в конце урока применяется особенно часто.