Раскраски игрушек народных промыслов

Куклы-обереги

Популярными народными поделками на Руси были тряпичные куклы-обереги. Это традиционные славянские поделки, которые обладают определенным символизмом. Каждая куколка имеет свое назначение:

  • «На счастье», — это женский талисман
  • «Семья», — помощница в создании семьи и хранитель для уже созданной
  • «Крупеничка», — символ достатка
  • «Желанница», — помощница в осуществлении задуманного
  • «Травница», — защищает дом и создает уют.

Известны еще названия куколок «Веснянка», «Утешница», «Пеленашка» и другие. Кукол наряжали, но лицо не изображали. Согласно поверьям, считалось, что безликая неодушевленная кукла недоступна для вселения в нее недобрых сил и злых духов.

Поделку создавали из лоскутков от старой одежды, верили, что ношеные вещи хранят человеческое тепло и сами по себе отгоняют несчастья. Куколки имели простую конструкцию, но в ней обязательно присутствовали очертания женской фигуры и длинная коса.

Тряпичные куклы были аналогом ритуальных фигурок, связанных с достатком, плодородием, миром и ладом в доме, почитанием материнства. Ребенок с ранних лет осознавал значение матери, ее роль дарить жизнь.

Голову игрушки набивали пшеном, соломой, лоскутками. Платье, фартучки и платочки были разными по расцветке. Украшали одежду кружевами, вышивкой. В образе куклы отражался характер, род занятий. Игрушки-обереги приносили в дом удачу, изгоняли болезни, утешали малышей. Сейчас эти милые сувениры погружают в таинственный мир предков, самобытность их культуры.

Материалы

Если мы захотим сделать дымковскую лошаку, например, создание ее предполагает несколько этапов: лепку, сушку, обжиг, побелку, роспись. Лепят игрушку по частям. Берут жирную промытую глину, разбавленную песком, и из нее катают шарики. Потом шарики сплющивают для плоских лепешек, из них делают корпус игрушки. А уже к корпусу прикрепляют более мелкие детали.

Затем игрушку ожидает сушка и обжиг, побелка. И лишь после высыхания поверхности мастер приступает к росписи. Все яркие узоры, украшающие петуха или барыню, просты и незатейливы. Именно поэтому очень любят процесс росписи дети-дошкольники. Ребенку нравится делать белую фигурку яркой, оживлять ее краской. Но сначала узоры дымковской росписи, представленные для детей, прорабатываются на бумажных заготовках. Дети учатся орнаменту, работают с основными цветами.

Потому материалы для будущей игрушки могут быть разными: и глина, и акриловые краски, и гуашь, и бумага. Детский труд предполагает самый простой набор материалов и инструментов – плотная акварельная бумага, гуашь, кисти. Старшие дети могут работать с папье-маше, то есть расписывать уже объемные фигурки.

Народные промыслы России

С незапамятных времен Россия славилась своими народными промыслами. Промысел — это особый вид творчества. Вещи, которыми люди каждый день пользовались в своей обычной жизни, украшались живописцами как настоящие произведения искусства. Помимо росписи, существовали и другие виды искусства:

  • Кружевоплетение;
  • Гончарное дело;
  • Кузнечное мастерство;
  •  Глиняная и деревянная игрушки.

Каждый народные промысел был выдержан в собственном индивидуальном стиле, который появился благодаря истории того или иного региона, его обычаев и традиций. При этом через все народные промыслы проходит единая нить, связывающая все народы нашей страны на протяжении многих поколений. Мы расскажем о самых известных народных промыслах России.

Удивительные иллюстрации, посвященные русским ремеслам и народным промыслам, создает современная художница Мила Лосенко.

Роспись дымковской игрушки

Дымковская игрушка — символ радости, жизненной силы. Орнаменты, которые на ней изображены — это гладкая роспись в сочетании с геометрическими узорами. Цвета подобраны по принципу контрастности и выгодного подчеркивания друг друга. Хвосты птиц, рога животных, детали гардероба людей покрываются медной поталью (в старину для этого брали тонкие листы сусального золота).

Традиционные цвета дымковской игрушки: синий, красный, желтый, изумрудный, голубой, зеленый, оранжевый. Белая и черная краска используются в минимальном количестве для придания акцента на отдельных участках.

Каждый цвет, который задействован в дымковской игрушке, имеет свое значение: белый — символизирует чистоту; черный — ложь; зеленый — природу; красный — силу, здоровье; синий — небо.

(Зарисовка художника Алексей Деньшина для игрушки)

Давние мастера разводили краски на яичном желтке. Рецепты хранились в секрете.

Раскраска велась в строгой последовательности:

  • волосы;
  • глаза и брови;
  • рот и щеки;
  • головной убор;
  • орнаменты на одежде.

Узоры в дымковской игрушке тесно связаны с оберегами, символикой природы. Есть солнечные и лунные знаки как символ зарождения жизни; ромбы — как знак плодородия; волны — как знак неба и влаги.

Окончательным штрихом в росписи было нанесение сусального золота.

Сегодня дымковская игрушка продолжает свое развитие. Появляются новые технологии, рождаются свежие идеи. Но традиции производства остаются неизменными.

Поделки из глины

Гончарное дело было полезным и прибыльным ремеслом. Основная посуда производилась из глины. Наряду с посудой гончары лепили всевозможные глиняные игрушки. Затем изготовлением глиняных игрушек выделилось в отдельное ремесло. Им занимались целыми семьями. В XIX веке в Дымковской слободе было около 40 семей игрушечников.

Игрушечный промысел

До сих пор известны несколько традиций глиняных игрушек: дымковская, абашевская, каргопольская, филимоновская. Каждая из традиций имеет свои отличительные черты по форме, цвету и орнаменту.

Для дымковской игрушки характерны пышные оборки на юбках барышень или на хвостах птиц. В орнаменте преобладают геометрические узоры. Красный, желтый, голубой, синий, зеленый – основные цвета росписи игрушек.

Филимоновские игрушки – это в основном свистульки. Среди фигурок много всадников на лошадях с длинными шеями, всевозможных вариаций птиц. Отличительная особенность – геометрический орнамент в основном малинового цвета, также желтого, синего, зеленого. Характерный элемент узора – полоска.

Глиняные поделки приобрели популярность в России. Чаще использовались для декорации интерьера, чем для детских игр. Фигуркам придавали значение талисмана. Считалось, что птица приносит счастье, лошадь – богатый урожай, медвежата с бочонком полным меда символизируют добро.

Мастер-класс: дымковская игрушка

Знакомство с дымковской игрушкой лучше всего начать с простой фигурки домашнего животного козлика, лошадки или барашка. Мастер-класс по созданию русской народной поделки с пошаговой инструкцией, поможет новичку самостоятельно смастерить симпатичного барашка.

Для творческих занятий с детьми вместо глины можно использовать пластилин. Замена глины на пластилин упростит и ускорит процесс.

Фигурка барашка состоит из нескольких деталей:

  • туловища;
  • шеи;
  • головы;
  • ног;
  • ушей;
  • рожек.

Туловище лепят из одного куска пластилина немного меньше размера кулака. Сначала скатывают шар между ладонями. Затем его раскатывают в недлинный валик.

Голову и шею лепят из одной заготовки, которая тоньше с одного конца. Деталь сгибают, так что узкий конец образует голову фигурки.

Ноги изготавливают из более тонких валиков. Раскатывают две длинных детали. Посередине их разрезают стеком под углом. Это делают для удобства соединения заготовок ног с туловищем.

В заключении, остается вылепить мелкие детали: уши, челка, хвост и рога барашка. Уши поделки лепят из 2 небольших шариков пластилина. Пальцами их сплющивают и получается 2 лепешки. Каждую лепешку заворачиваю в воронку.

Челку делают из двух тонких «колбасок», которые соединяют в короткую косичку. Хвост короткий. Его просто скатать из маленького валика и заострить конец. Рога длинные. Необходимо раскатать два длинных валика средней толщины.

Заключительный этап – соединение деталей. Сначала соединяют ноги и туловище. Затем все детали головы: уши, челка, рога. Примазывают шею с головой к туловищу. Не забыть хвост.

После завершения лепки фигурки приступают к окраске. Первый этап – грунтовка водоэмульсионной краской белого цвета. Наносят несколько слоев. Расписывают фигурку в дымковских традициях гуашью или акриловыми красками.

Технология создания дымковской игрушки

Каждое изделие создается поэтапно. Процесс несложный, однако последовательность и количество этапов не изменяются из века в век. Приверженность традициям дало возможность народному промыслу стать со временем настоящим искусством.

Лепка

Основа каждого изделия – это самая большая часть (туловище, юбка и т. д.). Из комочка глины скатывают шарик, затем придают ему нужную форму – округлый брусок. К основе добавляют второстепенные элементы. Например, у лошади это:

  • ноги;
  • шея и голова;
  • грива, хвост, уши.

Соединения деталей сглаживают мокрой тряпочкой, чтобы не было видно швов. Для этого рядом всегда держат мисочку с водой. Нанесение мелких деталей проводят острой палочкой (рот, глаза, ожерелье, перья), а для заглубленного узора используют рельефные штампики из обожженной глины.

Сушка и обжиг

Готовые фигурки высушивают от нескольких дней до 2-3 недель. Срок зависит от размеров поделки и условий в помещении (влажности и температуры). Следующий этап – обжиг, который раньше проводили в печи, устанавливая изделия на железном противне над дровами.

Побелка игрушки

Перед декорированием все изделия покрывают белой краской. Традиционно применялся разведенный мел на молоке. Этот состав показал свою долговечность на протяжении веков, поэтому его используют и современные мастерицы.

Исключение – детское творчество, когда для побелки берут обычную белую гуашь.

Нанесение росписи

Заключительный этап – нанесение рисунка на белую поверхность. Простота форм при раскраске поделок прошлых веков объясняется использованием палочек, обернутых тканью, вместо кистей.

В краски добавляли яичный желток, что придавало им долговечность и прочность. Оттенки получали разведением основных красок мелом. Поверх рисунка фигурка может быть украшена кусочками сусального золота различных геометрических форм.

Тряпичные куклы-обереги

Самые распространенные славянские поделки – это куклы-обереги. В них выражаются языческие верования древних славян в силу амулетов и оберегов от злых духов. Каждый вид куклы наделялся определенной специализацией. Одни куклы «отвечали» за счастье, другие оберегали благополучие в семье, третьи – помогали осуществить желания.

Особенности изготовления оберега

Берегиню изготовляли из ткани поношенной одежды. Считалось, что такой материал увеличивает силу оберега. Характерная особенность куклы-защитницы в том, что она безликая. Отсутствие лица делает куклу неодушевленным предметом, не обладающим духом, а значит безвредным для ее хозяйки.

Тряпичная кукла имела простое строение. Чаще всего ей придавали женские формы, наряжали в длинные платья, заплетали косы.

Мастер-класс: народная кукла своими руками

Несложно изготовить народную тряпичная куклу-закрутку вместе с детьми начальной школы. Предварительно необходимо приготовить материалы:

  • вата или синтепон;
  • белая и цветная ткань;
  • нитки;
  • ножницы.

Сначала вырезают заготовки. Из каждого вида ткани вырезают по 1 детали размером 20х20 см и еще 1 квадрат из цветной ткани 15х15 см для платка.

Затем делают голову куклы. В центр квадрата из белой ткани помещают вату. Обвязывают ниткой так, чтобы получился небольшой шар.Из двух противоположных углов ткани создают руки. Нужно подвернуть уголки и завязать нитками.

Одеваем куклу в сарафан. Цветную большую заготовку сворачивают вдвое и оборачивают ею куклу под руками. Плотно завязывают нитками. Из тесьмы можно повязать красочный пояс.

На голову повязывают платок из цветного квадрата меньшего размера. Закрепляют его ниткой на уровне шеи куклы.

Можно сделать игровую куклу и нарисовать лицо. Но без него поделка больше будет походить на берегиню.

Народные гулянья

Любая ярмарка была для обычных людей настоящим праздником, который помогал отвлечься от тяжелых рабочих будней, позволял отдохнуть и душой, и телом. Там всегда царила атмосфера праздника и веселья, играла музыка, выступали актеры, звучали народные песни и детский смех. Туда ходили всей семьей, наряжались в красивые праздничные одежды, смотрели красочные интересные представления, веселились от души, принимали участие в различных конкурсах и игрищах, катались на каруселях и качелях, покупали различные товары, сладости и гостинцы.

Одним из самых древних увеселительных занятий на ярмарке издавна было вождение хороводов. В них участвовало большое количество народа, забава сопровождалась веселой музыкой, пением, участием скоморохов и лицедеев. Неторопливое вождение хороводов могло быть разорвано удалой русской пляской, в которой танцоры соревновались друг с другом в выделывании различных замысловатых фигур и коленцев.

Нередко на ярмарках проводились и различные силовые состязания, как например кулачные бои, особенно популярные на Масленицу, участвовали в них обычно физически развитые мужчины любого возраста вне зависимости от положения в обществе. Бой мог проводиться один на один, стенка на стенку или в виде «сцеплялки-совалки» (напоминала вид оригинального русского единоборства, в котором борьба проходила с помощью бросков и захватов). Для мужчин эта забава была одной из любимых, ведь она позволяла проявить свою силу, ловкость и мужество, «выпустить лишний пар» или даже «выбить из головы дурь», скопившуюся там, на протяжении повседневной рутины.

Раскраски Гжель детям: распечатать шаблоны

Росписи техникой Гжель, относятся к традиционному народному промыслу, который предполагает использование синих красок разных тонов. Гжельские мастера (Гжель расположена в Московской области) издавна разрисовывали керамические изделия из белой глины, сегодня данная техника используется для оформления открыток, деревянных изделий, сувениров. Техника рисунка выполняется мазками, сначала ворс кисти нужно нажать на поверхность таким образом, чтобы он стал плоским, далее немного завернуть и рисовать узкой частью. Таким образом, получается двойной мазок — от широкой к узкой части рисунка.

Виды дымковской игрушки

Традиционные образы дымковских игрушек — барыня, домашние животные, индюк. Все они выполнены в ярких цветах, призывающих показать радость жизни. Коллекционеры ценят фигурки, при помощи которых можно создавать определенные сюжетные композиции.

Дымковская игрушка, несмотря на каноничность, является эксклюзивной. Дело в том, то каждая мастерица пытается привнести в изделие свои авторские наработки. Поэтому невозможно найти две абсолютно идентичные игрушки.

Среди самых популярных образов, которые «обыграны» в дымковской игрушке, есть следующие:

Индюк — красочный, словно павлин, с характерной бородкой, украшенной золотой поталью. Размеры могут быть разными: от крошечных 5 см до внушительных 40 см;

Барыня — это и изысканная городская дама, и традиционная барышня в кокошнике. Рядом с ней могут быть дети. Золотая поталь также украшает отдельные детали;

Барашек — фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отличительной чертой является их позолота. Барашки бывают обычными или же в нарядных потешных одеждах;

Лошадка — традиционное изображение животного в ярко-голубых тонах или же «в яблочко».

Мужские образы в дымковской игрушке обыгрываются чаще всего в виде всадника на коне, гуляющего городского или деревенского «кавалера». Популярны фигурки свинок, птичек, колокольчиков.

Липецкая роспись

Художник: Мила Лосенко

Липецкая роспись — народный промысел России из Липецкого края. Промысел зародился в XVIII веке и традиционно относился к посуде: тарелки, ложки, чаши изготавливались вручную из древесины липы, которая особенно хорошо растет в этих местах. Специальная технология требует ровно 72 дня для изготовления любого изделия, каждое из которых по правилам расписывается вручную.

Стиль росписи навеян мотивами елецких кружев. В Липецкой росписи часто встречаются изображения бабочек, птиц, рыб, представителей флоры и фауны южнорусской природы, а также сказочных животных. Характер орнамента называют «парчевым», а еще один важный элемент росписи — колосок пшеницы.

Техника создания

Начнем с того, что изначально фигурки дымковской игрушки лепились из смеси ярко-красной глины с коричневым песком, который добывали на реке, а затем обжигались в печи до полного высыхания. Затем игрушку покрывали мелом, разведенным на молоке, создавая белоснежный фон для последующей росписи.

Как и в других старинных русских ремеслах, для раскраски использовали темперные краски – сухие пигменты  на яичном желтке с квасом. Разрисовывали перьями или палочками. Цветовая гамма игрушек пестрит яркими красками в основном красных, желтых, синих, зеленых цветов. В игрушки добавляются ромбики из потали или сусального золота, как видно на картинках.

Создание дымковской игрушки дошло до наших времен, как вид лепки для детей с родителями. Дымковскую игрушку можно пробовать изготовить самому по образцу, изучив принципы лепки фигур и элементы узоров и разрисовки на игрушках. В наши дни на рынке достаточное количество материала и выборов красок. Дымковские фигурки лепят из теста, полимерной глины, а разрисовывают яркими красками, не содержащими лак.

Чтобы сделать лошадку или барышню, берем специальную глину для лепки, гипс. Белый фон делаем белилами в два слоя. Хорошо просушиваем.

Для тех кто никогда не сталкивался с лепкой, работа может показать сложной, но даже если это просто развлечение с детьми, то качество работы, не имеет значения, важен сам процесс. Теперь берем яркие краски и наносим узоры. Роспись особенная и имеет свои устоявшиеся за многие века элементы и орнаменты. Узоры геометрической формы, яркие без плавных переходов и полутонов. Фото ниже:

Золотые вкрапления в узоры выполняют красками, которые можно купит в магазине. Во все времена язычества на Руси, использовали геометрические формы и узоры в качестве символов, ромб использовали в значении плодородия, волнистые линии  означали воду, красный цвет огня, так красный круг — это символ солнца, голубой цвет — небо, зеленый — цвет природы, земли, пашни и так далее. Черный цвет также использовали  в основном для окраски волос и бровей.

Роспись таких игрушек — не очень сложное занятие и хорошая тренировка мелкой моторики рук детей, незамысловатые рисунки помогут научить ровно наносить линии красками и кисточками.

Процесс лепки изделия выполняется поэтапно, по кускам, а затем детали соединяются вместе. Сейчас самому процессу изготовления фигуры и разрисовке выделяется больше внимания, чтобы игрушка получилась качественной.

Главное птицей вятских игрушек стал индюк, ведь его можно как нельзя ярче разрисовать и на раскрытом хвосте много места для ярких орнаментов.

Ярмарочный театр

Помимо различного рода торгов на ярмарках обычно проводились различные театрализованные, музыкальные мероприятия увеселительного характера, устраивались балаганы, вертепы, спектакли и сценки с участием живых медведей, устраивались конкурсы и различные забавы.

(Кустодиев «Балаганы»)

Одним из главных обязательных героев ярмарочных представлений была пальчиковая кукла Петрушка. Она имела вид веселого и разбитного балагура и весельчака, с не очень симпатичной внешностью (у него имелся горб, большой нос, резкие черты лица, писклявый резкий голос), зато с очень задорным и озорным характером, отменным чувством юмора, которое иногда переходило всякие границы, поэтому очень даже часто сей персонаж попадал в различные неловкие ситуации и был не единожды бит за свой весьма длинный язычок.

Петрушка никогда не унывает, весло задирает свой длинный и горбатый нос и продолжает балагурить и смешить народ то своим сватаньем, то устройством на работу и другими забавными приключениями.

Самые известные промыслы России

Многие народные художественные промыслы России снискали мировую известность. Изделия участвуют в выставках за рубежом и отмечаются высокими наградами. Туристы приобретают их в качестве сувениров, а антиквары собирают коллекции.

Павлопосадские платки

Сегодня красочные павлопосадские платки производят на фабриках. Но изначально павлопосадский платок появился как промысел. Он зародился в селе Павлове (в наши дни Павловский Посад) в 18 веке. В 1795 году крестьянин Иван Лабзин на его базе создал предприятие с наемными рабочими, а еще спустя 60 лет, его внук Яков, организовал полноценное производство набивных платков и шалей.

Выглядели они точно так же, как сейчас:

Павлопосадский платок покупают не только в качестве сувенира из России, но и используют его по прямому назначению. Это теплый, уютный и модный элемент гардероба. Рисунки платков самые разнообразные. Они развивались от стандартных образцов, характерных для московского региона, до турецких «огурцов» и натуралистических садовых цветов. Сегодня стиль павлопосадского платка характеризует объемное изображение цветов (георгин, роз, и других). Они могут быть собраны в гирлянды, букеты или разбросаны по полю платка. Иногда рисунок дополняет орнамент и стилизованные растительные элементы.

Хохломская посуда

В конце 19 века хохломской посудой пользовались не только крестьяне, но и члены царской семьи. И сегодня интерес к ней не угас. Хохломская роспись деревянной посуды уникальна в мировой культуре. Ее стиль больше нигде в мире не повторяется. Зародился русский народный художественный промысел в Заволжье, а свое название получил по одному из сел Нижегородского округа – Хохлома. Село удачно располагалось на торговых путях, поэтому хохломская посуда развозилась по всей России, продавалась в страны Западной Европы и Азии.

Любопытно, что на дерево наносится не золотой, а серебряный оловянный порошок. После посуда покрывается лаком, 3-4 раза обрабатывается в печи. Так появляется эффект матовости и уникальный медово-золотой цвет. В наши дни хохломской росписью занимаются в двух центрах – в г. Семенове на фабриках «Хохломская роспись», «Семеновская роспись» и в деревне Семино Ковернинского района на предприятии «Хохломской художник».

Жостовские подносы

Кажется, что украшенные жостовской росписью металлические подносы подсвечиваются изнутри. Сложно не залюбоваться рисунком из полевых трав и садовых цветов, мелким золотым узором по краю. Любопытно, что изначально в деревне Жостово расписывали портсигары и табакерки из папье-маше. Но после того как местные мастерские стали выпускать кованые металлические подносы, промысел вышел на новый уровень.

Жостовские мастера последовали примеру тагильцев, которые рисовали цветочные композиции на железе еще с середины 18 века. Оба промысла живы по сей день, и отличить их непрофессионалу сложно. Но есть одна особенность: в Жостово помимо цветов рисуют коней.

Дымковская игрушка

Красочная нарядная глиняная игрушка из слободы Дымково (ныне окрестность г. Кирова) имеет многовековую историю.

В начале 20 века промысел едва не прекратил свое существование. Оставалась только одна мастерица – Анна Мерзина. После революции дымковскую игрушку восстановили, и она перешла под крыло Союза художников, где находится и сегодня. Народный «дымковский» стиль неоднократно использовали модельеры одежды. Он был задействован в создании многих художественных произведений и на церемонии открытия зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году.

Вологодское кружево

Известное во всем мире вологодское кружево, отмеченное множеством золотых медалей – достояние Русского Севера. Здесь кружевоплетением занимались с 16 века.

В нынешнем виде вологодский промысел появился в 19 веке. Кружевоплетение было организовано в мастерских при усадьбах, где над ним работало 40 000 мастериц. Затем в 1928 году появилась профессионально-техническая школа и в 1930 году Вологодский кружевной союз. Сегодня действует объединение «Снежинка», организованное в 1960 году. Здесь сохранены старинные технологии, изготавливаются уникальные кружева по эскизам художников для выставок, а также обычные кружевные занавеси, покрывала и салфетки.

Петербургская роспись

Художник: Мила Лосенко

Незаслуженное забвение настигло этот вид народных промыслов России только в XX веке. А ведь когда-то Петербургская роспись была очень популярна. Скупая на изобилие разных цветов, она невероятно интересна и самобытна. Петербургская роспись возникла на основе изучения подносов, созданных в XIX веке в Петербурге. Изысканные белые цветы с золотыми листьями на черном фоне — это Петербургская школа росписи. Листья и цветы пишут нежными полупрозрачными мазками, напоминающими о туманах и белых ночах Санкт-Петербурга.

  • Эфиопская иконопись (+ ФОТО)
  • Китайская иконопись: инкультурация или искажение Образа?
  • Александр Архангельский: Почему очередь именно на Серова?

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

ПОМОЧЬ

raskraskiplus.ru
Добавить комментарий