Содержание
-
Слайд 1
Урок
литературного
чтения
2 класс
Учебник
«Родная речь»
под редакцией
Л.Ф.Климановой -
Слайд 2
1. Организационный момент
НАВИ ВОЛЫРК -
Слайд 3
Тема урока:
«И.А.Крылов — великий русский баснописец.
Басня «Лебедь, Щука и Рак».
Цель урока:
Научить определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль, поучительность), находить мораль в произведении, подбирать пословицы и соотносить их с текстом.
Задачи урока:
1. Ознакомить учащихся с биографией Ивана Андреевича Крылова и с его баснями.
2. Приобщать детей к чтению басен.
3. Развивать эмоционально-эстетическое восприятие произведения.
4. Развивать и совершенствовать навыки выразительного чтения.
5. Обогащать словарный запас и способствовать развитию речи. -
Слайд 4
План урока:
1. Расшифровка темы урока.
2. Знакомство с биографией И.А.Крылова.
3. Физкультминутка.
4. Знакомство с новой басней.
5. Итог урока.
6. Домашнее задание. -
Слайд 5
2. Знакомство с биографией И.А.Крылова
ИВАН
АНДРЕЕВИЧ
КРЫЛОВ
1769-1844 -
Слайд 6
Памятник Крылову в Летнем саду Санкт-Петербурга
-
Слайд 7
-
Слайд 8
-
Слайд 9
-
Слайд 10
-
Слайд 11
«Лебедь, Рак и Щука»
-
Слайд 12
«Стрекоза и Муравей»
-
Слайд 13
«Мартышка и Очки»
-
Слайд 14
«Ворона и Лисица»
-
Слайд 15
«Лисица и виноград»
-
Слайд 16
«Квартет»
-
Слайд 17
«Свинья под Дубом»
-
Слайд 18
«Слон и Моська»
-
Слайд 19
Басня
Аллегория
(иносказание)?
-
Слайд 20
3. Физкультминутка
Нёс однажды МуравейДве травинки для дверей.На полянке под кустом Муравьишка строит дом,Лишь снежок запорошит,Стрекоза к нему спешит.- Ты, Кума, не торопись,А за дело-ка возьмись.Раз, два, три, четыре, пять –Начинаем приседать! -
Слайд 21
4. Знакомство с новой басней
-
Слайд 22
4. Знакомство с новой басней
-
Слайд 23
Лад – согласие, мир, порядок.
Поклажа – уложенные для перевозки вещи,
груз, багаж.Воз – колёсная повозка или сани с кладью.
Впряглись – в повозку, в телегу; принялись
за трудную работу.Ныне – теперь, в настоящее время.
(Толковый словарь С.И.Ожегова)
Незнакомые слова -
Слайд 24
-
Слайд 25
«Дружно — не грузно,
а врозь — хоть брось» -
Слайд 26
БАСНЯ
– это краткое иносказательное
нравоучительное стихотворение,
рассказ.(Толковый словарь С.И.Ожегова)
-
Слайд 27
Басня
Аллегория
(иносказание)
Мораль
(нравоучение) -
Слайд 28
5. Итог урока
Иван Андреевич
Крылов
Какой автор был главным героем нашего урока? -
Слайд 29
«Крылов – это имя нам дорого с детства:
И знает Крылова любой человек –
Дедушка нам оставил наследство,
Которое светит из века в век…»
В.И.Лебедев-Кумач -
Слайд 30
6. Домашнее задание
Стр. 104.
Басня И.А.Крылова
«Лебедь, Рак и Щука»
— выучить наизусть. -
Слайд 31
Вы молодцы!
Всем спасибо!
Посмотреть все слайды
Анализ тематики и проблематики
Подробный разбор небольшого по объему произведения следует проводить по плану:
- Тема и основная мысль.
- Образы главных героев.
- Используемые художественные изобразительно-выразительные средства.
Какова тема басни, становится понятно сразу после прочтения. Три героя пытаются переместить воз. Но, поскольку каждый из них тянет телегу на себя, результата достичь им не удается. Проблематика, мораль произведения также достаточно очевидны
Чтобы выполнить какое-то действие, важно думать не только о себе, а стараться действовать сообща.
Следующий пункт плана — характеристика действующих лиц. Это краткое описание героев. Их три. Крылов не дает подробностей, персонажи только называются. Их поведение соответствует реальным действиям животных в природе: птица стремится к полету, рак пятится, рыба жаждет плавать в воде.
Изобразительно-выразительные средства, которые использует автор, немногочисленны, но каждое из них настолько емкое, что позволяет создать особое звучание. Вот какие примеры можно привести:
- Фразеологические обороты («лезть из кожи вон»).
- Однородные подлежащие создают ощущение постепенности описываемого.
- Инверсия («кто виноват из них» — нарушение порядка слов, прямой порядок звучал бы «кто из них виноват»).
- Антонимы (виноват — прав).
- Элементы разговорной речи («вон», «ходу»).
Наконец, используется ирония — «воз и ныне там», а сам текст построен на аллегории. При работе над сочинением эти примеры можно выписать, чтобы в дальнейшем использовать для иллюстрации и подтверждения своих выводов.
Рисунок лебедь рак и щука, поэтапно карандашом
Лебедь.
- Для начала нарисуйте детали, символизирующие форму птицы. Начните с круга для головы и яйцевидной фигуры для тела. Соедините плавной линией.
- Прорисуйте клюв птицы он заканчивается на линии лба.
- Нарисуйте нижнюю часть клюва. Большой заметный нос.
- Изобразите глазки и мордочку лебедя. Проведите вдоль клюва горизонтальную линию, разделяющую части клюва, нарисуйте ноздри.
- Нарисуйте шею, которая утолщается постепенно от головы к туловищу. Шея должна получиться толще у основания.
- Прорисуйте туловище. Перья лебедя в данном варианте взъерошены, посему изобразите их сборками, что позволит визуально отделить крыло.
- Нарисовав крыло, приступайте постепенно к хвосту. Закончите иллюстрацию пунктирными хаотичными линиями, сделав акцент на перьях.
Рак.
- Начните рисунок сделав набросок формы головы, двух клешней и изогнутой линии хвоста. Одна из клешней должна быть слегка больше.
- Вначале изобразите хвост, затем линиями выделите голову, а так же небольшой соединяющий хвост и туловище сегмент. Нарисуйте утолщённую форму клешней и лап.
- Изобразите маленькие передние лапы, глаза, и 4 лапы с каждой стороны.
- Прорисуйте боковые лапки. Они складываются из сегментов. Соединения изображаются кругами. Далее изобразите передние лапы, начальные контуры усов. После этого приступайте к изображению хвоста.
- Нарисуйте сложенные на спине усы рака. Детализируйте клешни, ориентируясь на образец.
Щука.
- В центре прорисуйте овал, поделите надвое горизонтальной линией.
- В середине овала нанесите тонкой линией контур формы щуки стреловидной формы. В левой части будет находиться голова удлинённой формы. С правой стороны оставьте место для хвостика и плавника.
- Сотрите овал с первого шага и горизонтальную линию.
- По нижнему и верхнему контуру прорисуйте разной формы плавники, дорисуйте хвост и плавник на нем.
- Нарисуйте жабры, глаз и рот щуки. Определите контур рисунка, сотрите лишнее.
- Детализируйте плавники, придав объем щуке.
Анализ, мораль басни Крылова «Лебедь, Щука и Рак»
Басня «Лебедь, Щука и Рак» стала своеобразной визитной карточкой поэта, несмотря на то, что огромное количество других произведений Ивана Андреевича Крылова пополнили сокровищницу русской классической литературы. Это одна из самых известных и цитируемых его басен. Многие ее выражения стали крылатыми. Оригинальная басня была неоднократно прочитана при дворе.
Басня написана в 1814 году. В годы отечественной войны, да и в последующий за ней период творчество Ивана Андреевича, которого почитали певцом простонародья, приобретает политическую направленность, созвучную тенденциям, главенствующим в русском обществе. В этом проявилась гениальность его поэтического предвидения, глубина исторического анализа, истинная народность его творчества. Кроме простого, бытового смысла, басня «Лебедь, Щука и Рак» имеет явный внешнеполитический подтекст. Он ярко отражает общественное недовольство граждан России действиями союзников императора Александра I.
Поэт, несомненно, хорошо знакомый с народным творчеством, русским фольклором, его традиционным принципом тройственности – три богатыря, три желания, вводит в сюжетную линию трех персонажей. Автор намеренно, чтобы приблизить реалии басни к простому народу, выбирает в качестве персонажей животных, популярных в русском фольклоре, с полярной манерой поведения и кардинально отличной средой обитания. Это позволяет ярче иллюстрировать разность интересов ситуативных политических союзников, имитацию ими усилий по урегулированию послевоенной ситуации в Европе. Равнодействующая усилий таких «горе-союзников» приводит к удручающему результату.
Настоящим украшением басни являются фразеологизмы «на лад …дело не пойдет», «из кожи лезут вон», причем последний одновременно выступает яркой гиперболой. Однородные подлежащие «Лебедь, Рак да Щука», являясь средством художественной выразительности, одновременно создают акцент на собирательности действий, которая создает контраст с удручающей результативностью.
Среди других выразительных средств – инверсия – «поклажа бы …казалась и легка», «вместе трое все в него впряглись», «везти … воз взялись», «кто виноват из них», антитеза – «выйдет …не дело, только мука», метафора – «рвется в облака», эллипсис – «кто прав, – (об этом) судить не нам», антонимы – «кто виноват…, кто прав», ирония – «воз и ныне там». Автор использует характерную для него разговорную лексику – наречие «вон» в значении «наружу», оборот «нет ходу», и лексику с оттенком архаичности – наречие «ныне», существительное «согласье».
В контексте басни слово «товарищ» лишено той политической окраски, которая так прочно к нему пристала, что устойчиво ассоциируется с определенной тематикой. Задолго до революционных событий 1917 года оно традиционно использовалось для названия людей соединенных одним делом, коллег. Автор употребляет это слово, чтобы подчеркнуть взаимное доверие, солидарность, следствием которого должно стать плодотворное сотрудничество.
Дело в значении «плодотворный труд « – ключевое слово басни. Лексический повтор – «…дело не пойдет, и выйдет из него не дело…» – призван создать необходимый акцент на этом слове. Ровную интонацию басни нарушает риторическое восклицание «…возу все нет ходу!». Оно одновременно обозначает пик психологического напряжения, умело созданного автором всего несколькими фразами, и является символом бесплодных усилий героев.
Мораль басни – необходимость разумного компромисса. Без способности покинуть узкий круг собственных интересов нет шансов на успех совместной деятельности.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Басни Крылова ✑
Басни
Две собаки
Дворовый, верный песБарбос,Который барскую усердно службу нес,Увидел старую свою знакомку,Жужу, кудрявую болонку,На мягкой пуховой подушке, на окне.К ней ластяся, как будто бы к родне,Он, с умиленья чуть не плачет,И под окномВизжит, вертит хвостомИ скачет.«Ну, что́, Жужутка, ка́к живешь,С тех пор, как господа тебя в хоромы взяли?Ведь, помнишь: на дворе мы часто голодали.Какую службу ты несешь?»«На счастье грех роптать», Жужутка отвечает:«Мой господин во мне души не чает;Живу в довольстве и добре,И ем, и пью на серебре;Резвлюся с барином; а ежели устану,Валяюсь по коврам и мягкому дивану.Ты как живешь?» — «Я», отвечал Барбос,Хвост плетью опустя и свой повеся нос:«Живу попрежнему: терплю и холод,И голод,И, сберегаючи хозяйский дом,Здесь под забором сплю и мокну под дождем;А если невпопад залаю,То и побои принимаю.Да чем же ты, Жужу, в случа́й попал,Бессилен бывши так и мал,Меж тем, как я из кожи рвусь напрасно?Чем служишь ты?» — «Чем служишь! Вот прекрасно!»С насмешкой отвечал Жужу:«На задних лапках я хожу».
Как счастье многие находятЛишь тем, что хорошо на задних лапках ходят!
Другие работы на Конкурс детского рисунка. Июнь 2013.
Публикации по теме:
«Рисунок», «Этикет». Стихи Рисунок. Взял Алёшка карандаш — Нарисую, я сейчас! Дом огромный и большой Что бы жить с большой семьёй. Нарисую яблоньку, Нарисую грушу Что бы выйти из дому Сорвать,…
Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе «Рисунок обнаженных деревьев поздней осенью» ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САНАТОРНОГО ТИПА ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ДЛИТЕЛЬНОМ ЛЕЧЕНИИ, САНАТОРНЫЙ ДЕТСКИЙ ДОМ…
Добро пожаловать в страну рукоделия. Лебедь из сапога В умелых руках самый обычный солдатский сапог может превратиться в грациозного лебедя. Как это сделать? Подручным материалом нам служит обычный кирзовый солдатский…
Публикация «Мастер-класс по модульному оригами «Лебедь»»
Подробнее… Модульное оригами весьма занимательная вещь, им я увлекаюсь уже довольно долго, несколько лет. Одну из самых простых, по моему мнению, поделок я решила опубликовать…
Коллективный рисунок в технике граттаж «Космос» Рисунок выполнен палочками в технике граттаж;дети учились передавать в рисунке впечатления о космосе; изображать разные космические корабли, планеты, звёзды и т.д.;Равивали…
Выставки детского творчества (лепка, рисунок, поделки из разных материалов, аппликация) Создание выставки в группе позволяет педагогу успешно решать целый ряд воспитательно-образовательных задач: — приобщать дошкольников к культурно-эстетическим ценностям,…
Статья ««Детский рисунок на логопедических занятиях».»
Далее…К.Д.Ушинский писал:» Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит». Не меньшую роль в развитии речи играет картинка, созданная воображением самого…
«Лебедь» Мастер-класс по вязанию крючком Здравствуйте, дорогие рукодельницы! Спасибо вам за положительные отзывы о моих работах. Приятно осознавать, что равнодушных людей не бывает. Я занимаюсь рукоделием…
Презентация МК «Лебедь» Здравствуйте, дорогие мастерицы. Только сегодня вступила в клуб «Мастерилка». Приятно с вами познакомиться. Я занимаюсь рукоделием лет с 8. Бабушка учила вязать…
Рисунок пластилином «Заснеженный домик в зимнем лесу». Зимняя тема — благодатный материал для детского творчества! Дети с огромным удовольствием изображают зимнюю природу,зимние явления погоды,снеговиков со снежинками,…
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Эдуард Шим «Лебедь, Рак и Щука»
Лопоухий Щенок на речку прибежал. Видит: славная теплая вода плещется и плавают в этой воде разные звери, птицы да насекомые.
Утки лодочками качаются
Важно гуси плывут
Водяная Крыса бойкие круги делает, хвостом подруливает.
Водомерки скользят по воде, жуки-плавунцы ныряют, серебряные гладыши вертятся.
Завидно стало Щенку. Эх, думает, мне бы поплавать!
А как плавают — неизвестно. Еще ни разу Щенок не плавал. И сунуться в воду страшно.
Проплывает вдоль берега Лебедь, крылья сложил горбиком, шею держит гоголем. Вроде бы ничем не шелохнет, а так и катится по воде!
— Слышь, Лебедь! — говорит Щенок. — Научи меня плавать!
Повернул Лебедь гордую голову, одним глазом посмотрел на Щенка.
— Ну что ж, — говорит. — Учись. Я покажу.
— Показывай, показывай!!
— Надо пряменько сесть на воду. Грудь вперед. А теперь лапами по очереди загребать, как веслами. У тебя лапы-то с перепонками?
Поднял Щенок переднюю лапу. Разглядел. Лапа как лапа, с когтями и шерстью. Никаких перепонок нет.
— У тебя сзади еще лапы, — усмехается Лебедь. — Может, там перепонки?
Задрал Щенок заднюю лапу. И здесь никаких перепонок нет, одни когти.
А нельзя без перепонок-то?
— Да как же без перепонок! — говорит Лебедь. — Загребать неудобно. Далеко не уплывешь. Не возьмусь я тебя учить, нескладного…
Обидно Щенку сделалось. Неужели он один такой завалящий, бесперепончатый? Быть того не может.
Под берегом черный Рак копошится, вылезает из норы. Щенок его заметил и спрашивает:
— Слышь, Рак, плавать умеешь?
— Да не хуже других!
— Научи меня, пожалуйста! Научи!!
— Хорошо, — говорит Рак. — Смотри внимательно. Допустим, ты вылезаешь из норки. Теперь поворачивайся. Начинай хвостом загребать быстро-быстро! И поплывешь как миленький задом наперед. Хвост-то у тебя суставчатый? Вот такой?
Щенок повернулся, изловил себя за хвостик. Скосил глаза. Хвост у него как хвост: этакий тоненький прутик в шерстинках. Совершенно не похож на Рачий хвост.
— А если хвост не суставчатый? Не широкий?
— Тогда нельзя, — отвечает Рак. — Сам подумай: как же воду загребать? Неспособно. Далеко не уплывешь.
— Ну все-таки, все-таки попробуем!!
— Нет, не возьмусь я тебя учить, — сказал Рак и уплыл хвостом вперед.
Совсем огорчился Щенок. Лапы для плавания не годятся, хвостик не годится. А в воду полезть ужас как хочется!
Вдруг из воды Щука вылетела как выстреленная, плюх! — опять нырнула. Только брызги вокруг да кольца по воде… Вот это пловец!
— Эй, Щука, — кричит Щенок, — слушай, научи меня плавать! Я тебя очень прошу, пожалуйста!
Замерла Щука, немигающими зелеными глазами смотрит на Щенка.
— Изволь, — говорит. — Это очень просто. Ты лежишь в воде, как бревно. Не двигаешься. Потом ка-а-а-к хвостом вильнешь, как плавниками ударишь — сразу всех и перегнал!
— Чем, чем ударишь?
— Я тебе объясняю: плав-ни-ка-ми.
— Какими плавниками?! Нет у меня плавников!
— Нету?
— Нету!!
— Совсем?
— Совсем!!
— Тогда не за свое дело не берись! — сердито сказала Щука, вильнула хвостом и пропала в глубине.
Тявкнул Щенок от горькой обиды, подскочил на всех четырех лапах. Не удержался на крутом берегу — кувырк! — и бултыхнулся в воду.
— Ай-яй!!
Вынырнул, не помня себя от страха, головой трясет, чихает.
Но почему-то не тонет.
Лапы сами собой по воде колотят, пену взбивают! И берег все ближе придвигается, ближе!..
Значит, плывет Щенок! Сам научился плавать!
Да как научился-то здорово! Лучше всех плывет!
По-собачьи!
Мартышка и очки
Мартышка к старости слаба глазами стала;А у людей она слыхала,Что это зло ещё не так большой руки:Лишь стоит завести Очки.Очков с полдюжины себе она достала;Вертит Очками так и сяк:То к темю их прижмёт, то их на хвост нанижет,То их понюхает, то их полижет;Очки не действуют никак.«Тьфу пропасть! – говорит она: – и тот дурак,Кто слушает людских всех врак:Всё про Очки лишь мне налгали;А проку на волос нет в них».Мартышка тут с досады и с печалиО камень так хватила их,Что только брызги засверкали.К несчастью, то ж бывает у людей:Как ни полезна вещь, – цены не зная ей,Невежда про неё свой толк всё к худу клонит;А ежели невежда познатней,Так он её ещё и гонит.
Анализ басен «Квартет» и «Лебедь, рак и щука»
Иван Андреевич
Крылов — великий русский баснописец, сделавший басню не только остро
сатирическим произведением, но поднявший ее на небывалую высоту. Его
произведения не просто оригинальны, высокохудожественны, но они не потеряли
своего значения и в наши дни.
Крылов в своих
баснях не просто критиковал царскую власть, правительство и чиновников, во
многих своих произведениях он изображал сатирически и высмеивал конкретные
события и определенные исторические личности. Так, в басне “Квартет” поэт
высмеял Государственный совет и его руководителей, оказавшихся неспособными и
беспомощными перед конкретными политическими задачами. Крылов обращает свою
сатиру против пустопорожних болтунов и неучей. Басня была написана через год
после того, как приступил к своим обязанностям сформированный Александром I
Государственный совет. Царь разделил его на четыре отдела, во главе были
поставлены высокородные вельможи: князь Лопухин (Козел), граф Аракчеев
(Медведь), Завадовский (Осел), Мордвинов (Мартышка).
Проказница-мартышка,
Осел, Козел Да
косолапый Мишка ;
Затеяли сыграть
квартет”
Ударили в
смычки, дерут, а толку нет.
И вот пошли
длиннейшие споры о том, кому из вельмож начальствовать над каким из отделов.
Несколько раз им пришлось по воле царя меняться ролями, пока наконец, роли были
окончательно распределены:
Вот, пуще
прежнего пошли у них разборы
И споры
Кому и как
сидеть.
Но мудрый
Соловей — народ — понимает необходимое условие слаженной игры квартета — работы
Государственного совета — профессионализм:
“Чтоб
музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших
понежней”,
Им отвечает
Соловей.
И почти как
афоризм, коротко и категорично звучат слова приговора:
“А вы, друзья,
как ни садитесь.
Все в музыканты
не годитесь”.
Крылов от имени
народа, всех здравомыслящих людей… говорит, что для занятия политикой, делами
государства, недостаточно просто принадлежать к высшему классу по рождению,
необходимы специальное образование и культура, природный ум и способности
оратора. Всего этого лишены назначенные вельможи, оттого и не вышло толку от их
деятельности.
Эту же тему
Крылов продолжает в басне “Лебедь, Рак и Щука”. По объему басня совсем
небольшая, но это не умаляет ее достоинства. Она остро сатирична; мораль,
данная автором в начале произведения, помогает читателям настроиться на нужный
лад, сразу и безошибочно понять мысли автора, завуалированные эзоповым языком.
Современники Крылова прекрасно понимали аллегории поэта.
Однажды Лебедь,
Рак да Щука
Везти с
поклажей воз взялись,
И вместе трое
все в него впряглись;
Из кожи лезут
вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для
них казалась и легка,
Да Лебедь
рвется в облака,
Рак пятится
назад,
а Щука тянет в
воду.
Мастерство
Ивана Андреевича заключается в универсальности его произведений. Написанные на
конкретные события, они в силу своей многозначности могут быть приложены к
любому подходящему моменту. Они существуют вне времени и пространства, в этом их
главное достоинство. Они так же актуальны сегодня, как и сто лет назад. Как
объяснить этот феномен? У него много составляющих: это и талант Крылова,
нашедший свой выход в сатире, в жанре басен. И прекрасный, образный и
лаконичный язык, которым так мастерски пользуется автор, переходя с
литературного на разговорный, даже порой на диалектный. И конечно же, знание
материала, о котором пишет Иван Андреевич.
Крылов
заимствует свои образы из фольклора, благодаря этому писателю не нужны
развернутые характеристики героев, стереотипы уже сложились на протяжении
веков. Этим он добивается лаконичности и точности характеристик, безошибочного
попадания в истину.
Крылов —
подлинно народный писатель, художник огромной силы, его влияние на русскую
литературу было огромным. У Ивана Андреевича учились такие мастера слова, как
Некрасов, Салтыков-Щедрин, Островский.
В наше время
басни Крылова обрели новую жизнь. Они по-прежнему борются с ханжеством и
лицемерием, пошлостью и чванством — в этом секрет их долголетия.
Кот и повар
Какой-то Повар, грамотей,С поварни побежал своейВ кабак (он набожных был правилИ в этот день по куме тризну правил),А дома стеречи съестное от мышейКота оставил.Но что́ же, возвратясь, он видит? На полуОбъедки пирога; а Васька-Кот в углу,Припав за уксусным бочёнком,Мурлыча и ворча, трудится над курчёнком.«Ах, ты, обжора! ах, злодей!»Тут Ваську Повар укоряет:«Не стыдно ль стен тебе, не только что людей?(А Васька всё-таки курченка убирает.)Как! Быв честным Котом до этих пор,Бывало, за пример тебя смиренства кажут,—А ты… ахти, какой позор!Теперя все соседи скажут:«Кот-Васька плут! Кот-Васька вор!И Ваську-де, не только что в поварню,Пускать не надо и на двор,
Как волка жадного в овчарню:Он порча, он чума, он язва здешних мест!»(А Васька слушает, да ест.)Тут ритор мой, дав волю слов теченью,Не находил конца нравоученью.Но что ж? Пока его он пел,Кот-Васька всё жаркое съел.________
А я бы повару иномуВелел на стенке зарубить:Чтоб там речей не тратить попустому,Где нужно власть употребить.
Анализ и мораль басни Крылова «Лебедь, рак и щука»
1001student.ru > Литература > Сочинения > Анализ и мораль басни Крылова «Лебедь, рак и щука»
Иван Крылов известен всем как публицист и баснописец. Он не только создавал свои произведения, но и занимался переводами. Каждое его сочинение содержит в себе аллегорические истории про реальных людей. Кроме этого, в них обязательно присутствует мораль
Анализ басни «Лебедь, рак и щука» показывает читателям, как важно действовать сообща
Главная мысль
Год создания произведения — 1814, но только в 1816 году его опубликовали в сборнике «Новые басни Крылова». Чтобы донести мысль своим читателям, поэт использовал необычные образы и описывал конкретные ситуации, с которыми иногда сталкивался сам.
В произведении 3 главных персонажа: Лебедь, Рак и Щука. Мораль басни основывается на том, что они абсолютно разные по характеристикам и среде обитания. Но несмотря на это писатель объединил их за важным делом. Они работают неслаженно, поэтому не могут достигнуть своей цели. Каждый из героев на протяжении всего повествования остается верен своим пристрастиям и принципам.
Лебедь — птица высокого полета, все ее мысли только о небе. Он не может делать что-либо на земле, его всегда тянет ввысь. Щука привыкла обитать в воде, поэтому в любой ситуации тянет в воду. Рак умеет только пятиться назад. Именно потому, что образы абсолютно разные, возникают разногласия, и у них не выходит сдвинуть телегу с места.
Очень часто в жизни люди работают коллективно, создают совместные проекты, но остаются в узком кругу своей стихии и боятся перешагнуть через него.
Те, кто хорошо знал Ивана Крылова, считали, что он свои образы сравнил с членами общественного совета. Видимо, было очень заметно, что их работа была не слаженной и дела не продвигались.
Писатель вырос в простой семье среди обычного народа. Он не понаслышке знал, что такое трудности. Автор имел такую особенность, как умение различать суть конкретной проблемы.
О некоторых из них он просто не мог говорить вслух и именно поэтому создавал необычные образы и высмеивал человеческие пороки.
Как ни странно, темы, которые использовал Крылов, актуальны по сей день, а фразы, используемые в баснях, вошли в разговорную речь.
Суть басни, что в любой работе требуется согласованность и слаженность действий. Когда что-то выполняется командой, нужно, чтобы все участники следовали определенным методам и правилам, даже если это нарушает их жизненные идеалы. Чтобы достигнуть цели, иногда нужно переступить через свои принципы ради общего блага.
Действия героев
Сказка начинается с того, что 3 персонажа решаются на общее дело: хотят сдвинуть воз. Но не договорились, как именно они это будут делать. Если делать разбор текста по плану, становится ясно, что каждый из них считает свои действия правильными:
- Лебедь отлично летает, и несмотря на это, он не может стать извозчиком.
- Щука хорошо плавает, но не может тащить ничего по земле.
- Рак постоянно пятится назад, и именно это мешает ему.
Прочитав басню полностью, можно сделать вывод, что каждый должен заниматься своими делами, которые у них лучше получаются.
Писатель умело использует описание образов и создает аллегорические ситуации. Он всегда для передачи своих мыслей использует животных, птиц, рыб и даже растения. Благодаря им, он простыми словами объясняет, как не нужно поступать и почему. Басня «Лебедь, рак и щука» учит быть ответственным и ни в коем случае не вмешиваться в дела других.
Синица
Синица на море пустилась:Она хвалилась,Что хочет море сжечь.Расславилась тотчас о том по свету речь.Страх обнял жителей Нептуновой столицы;Летят стадами птицы;А звери из лесов сбегаются смотреть,Как будет Океан, и жарко ли гореть.И даже, говорят, на слух молвы крылатой,Охотники таскаться по пирамИз первых с ложками явились к берегам,Чтоб похлебать ухи такой богатой,Какой-де откупщик и самый тароватыйНе давывал секретарям.Толпятся: чуду всяк заранее дивится,Молчит и, на море глаза уставя, ждет;Лишь изредка иной шепнет:«Вот закипит, вот тотчас загорится!»Не тут-то: море не горит.Кипит ли хоть? — и не кипит.И чем же кончились затеи величавы?Синица со стыдом всвояси уплыла;Наделала Синица славы,А море не зажгла.________
Примолвить к речи здесь годится,Но ничьего не трогая лица:Что делом, не сведя конца,Не надобно хвалиться.
Слон и Моська
П¾ ÃÂûøÃÂðü áûþýð òþôøûø,ÃÂðú òøôýþ, ýðÿþúð÷ âÂÂÃÂ÷òõÃÂÃÂýþ, ÃÂÃÂþ áûþýàò ôøúþòøýúààýðÃÂ,âðú ÷ð áûþýþü ÃÂþûÿà÷õòðú ÃÂþôøûø.ÃÂÃÂúþûõ ýø òþ÷ÃÂüøÃÂÃÂ, ýðòÃÂÃÂÃÂõÃÂàÃÂþÃÂÃÂúð øü.ãòøôõòÃÂø áûþýð, ýàýð ýõóþ üõÃÂðÃÂÃÂÃÂÃÂ,àûðÃÂÃÂÃÂ, ø òø÷öðÃÂÃÂ, ø ÃÂòðÃÂÃÂÃÂÃÂ,ÃÂÃÂ, ÃÂðú ø ûõ÷õàò ôÃÂðúààýøü.ëáþÃÂõôúð, ÿõÃÂõÃÂÃÂðýàÃÂÃÂðüøÃÂÃÂÃÂÃÂ, âÂÂÃÂù ÃÂðòúð óþòþÃÂøÃÂ, â ÃÂõñõ ûààáûþýþü òþ÷øÃÂÃÂÃÂÃÂ?áüþÃÂÃÂø, ÃÂö ÃÂàÃÂÃÂøÿøÃÂÃÂ, ð þý ÃÂõñõ øôÃÂàòÿõÃÂÃÂôàûðàÃÂòþõóþ ÃÂþòÃÂõü ýõ ÿÃÂøüõÃÂðõÃÂû. âÂÂëÃÂÃÂ, ÃÂÃÂ! â õù ÃÂþÃÂÃÂúð þÃÂòõÃÂðõÃÂ, âÂÂÃÂþàÃÂþ-ÃÂþ üýõ ø ôÃÂÃÂàÿÃÂøôðÃÂÃÂ,çÃÂþ ÃÂ, ÃÂþòÃÂõü ñõ÷ ôÃÂðúø,ÃÂþóàÿþÿðÃÂÃÂàò ñþûÃÂÃÂøõ ÷ðñøÃÂúø.ÃÂÃÂÃÂúðù öõ óþòþÃÂÃÂàÃÂþñðúø:ëÃÂù, ÃÂþÃÂÃÂúð! ÷ýðÃÂÃÂ, þýð ÃÂøûÃÂýð,çÃÂþ ûðõàýð áûþýð!û
Краткая история написания
Иван Андреевич Крылов, которого ласково именуют «дедушка Крылов», создавал свои произведения с ориентацией не на детей, а на взрослую публику. Поднимаемые им вопросы важны, актуальны не только для 19-го века, но и в наше время. Авторству Крылова принадлежит более 230 емких и выразительных текстов, строки из которых часто используются в повседневной жизни. О неловком неповоротливом человеке говорят «слон в посудной лавке», о человеке, отрицающем науку — «мартышка в очках».
А «Лебедь, рак и щука» — та басня, которую вспоминают при разногласиях в коллективе, мешающих нормальной работе команды. Текст написан в 1814 году и вошел в сборник «Новые басни Крылова», увидевший свет в 1816 году.
Главные герои обозначены в названии, но под масками рыбы, птицы и рака скрываются человеческие типажи. Создание сюжета велось на основе реальных событий современного писателю времени.
Есть две версии того, какие именно действия были высмеяны автором в тексте:
- Объединение России с европейскими государствами для борьбы с Наполеоном.
- Разногласия в работе Государственного совета, основного законодательного органа тех лет.
Возникновение
Басня – небольшое по размерам произведение, которое имеет преимущественно стихотворную форму и носит сатирический характер. Это — иносказательный жанр, что позволяет с помощью выдуманных героев (как правило, зверей) обличать нравственные и общественные проблемы.
Свою историю басня начинает в V веке до нашей эры. В то время ее создал Эзоп. Только иносказательная форма давала возможность вкладывать в произведение даже самые смелые мысли. В честь создателя она получила название «эзопов язык».
Тогда басни существовали лишь в устной форме. Записывать их стали приблизительно во II веке до нашей эры.
Щука
На Щуку подан в суд донос,Что от нее житья в пруде не стало;Улик представлен целый воз,И виноватую, как надлежало,На суд в большой лохани принесли.Судьи невдалеке сбирались;На ближнем их лугу пасли;Однако ж имена в архиве их остались:То были два Осла,Две Клячи старые, да два иль три Козла;Для должного ж в порядке дел надзораИм придана была Лиса за Прокурора.И слух между народа шел,Что Щука Лисыньке снабжала рыбный стол;Со всем тем, не было в судьях лицеприязни,И то сказать, что Щукиных проказУдобства не было закрыть на этот раз.Так делать нечего: пришло писать указ,Чтоб виноватую предать позорной казниИ, в страх другим, повесить на суку.«Почтенные судьи!- Лиса тут приступила,-Повесить мало, я б ей казнь определила,Какой не видано у нас здесь на веку:Чтоб было впредь плутам и страшно, и опасно —Так утопить ее в реке».- «Прекрасно!» —Кричат судьи. На том решили все согласно,И Щуку бросили — в реку!
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ О ЛЕБЕДЕ, ЩУКЕ И РАКЕ в исполнении Якова Исидоровича Перельмана
История о том, как «лебедь, рак да щука везти с поклажей воз взялись», известна всем. Но едва ли кто пробовал рассматривать эту басню с точки зрения механики. Результат получается вовсе не похожий на вывод баснописца Крылова.
Перед нами механическая задача на сложение нескольких сил, действующих под углом одна к другой. Направление сил определено в басне так:…Лебедь рвётся в облака,
Рак пятится назад, а щука тянет в воду.
Рис. 1: Задача о крыловских лебеде, раке и щуке,решённая по правилам механики
Это значит (см. рис. 1), что одна сила, тяга лебедя (OA), направлена вверх; другая, тяга щуки (OB), – вбок; третья, тяга рака (OC), – назад. Не забудем, что существует ещё четвёртая сила – вес воза, которая направлена отвесно вниз. Басня утверждает, что «воз и ныне там», другими словами, что равнодействующая всех приложенных к возу сил равна нулю.
Равнодействующая (OD) должна увлекать воз в реку.
Так ли это? Посмотрим. Лебедь, рвущийся к облакам, не мешает работе рака и щуки, даже помогает им: тяга лебедя, направленная против силы тяжести, уменьшает трение колёс о землю и об оси, облегчая тем вес воза, а может быть, даже вполне уравновешивая его, – ведь груз невелик («поклажа бы для них казалась и легка»). Допустив для простоты последний случай, мы видим, что остаются только две силы: тяга рака и тяга щуки. О направлении этих сил говорится, что «рак пятится назад, а щука тянет в воду». Само собой разумеется, что вода находилась не впереди воза, а где-нибудь сбоку (не потопить же воз собрались Крыловские труженики 😉 Значит, силы рака и щуки направлены под углом одна к другой. Если приложенные силы не лежат на одной прямой, то равнодействующая их никак не может равняться нулю.
Поступая по правилам механики, строим на обеих силах OB и OC параллелограмм, диагональ его OD даёт направление и величину равнодействующей. Ясно, что эта равнодействующая сила должна сдвинуть воз с места, тем более, что вес его полностью или частично уравновешивается тягой лебедя. Другой вопрос – в какую сторону сдвинется воз: вперёд, назад или вбок? Это зависит уже от соотношения сил и от величины угла между ними.
Читатели, имеющие некоторую практику в сложении и разложении сил, легко разберутся и в том случае, когда сила лебедя не уравновешивает веса воза; они убедятся, что воз и тогда не может оставаться неподвижным. При одном только условии воз может не сдвинуться под действием этих трёх сил: если трение у его осей и о полотно дороги больше, чем приложенные усилия. Но это не согласуется с утверждением, что «поклажа бы для них казалась и легка».
Во всяком случае, Крылов не мог с уверенностью утверждать, что «возу всё нет ходу», что «воз и ныне там». Это, впрочем, не меняет смысла басни ;-)(«Задача о лебеде, раке и щуке». Занимательная физика», Яков Исидорович Перельман)
Иллюстрация к басне Крылова «Лебедь, Щука и Рак»Художник: Лаптев Алексей Михайлович, 1955 год |
Лаптев Алексей Михайлович (10.04.1905–15.01.1965) – советский художник-график и книжный иллюстратор, поэт. Член-корреспондент АХ СССР, Заслуженный деятель искусств РСФСР.
А ещё… Предлагаю читателям заглянуть в замечательный сборник задач по физике для поступающих в вузы (Бендриков, Г.А., Буховцев, Б.Б., Керженцев, В.В., Мякишев Г.Я.) который, в нашей физико-математической школе, народ окрестил «Лебедь, Щука и Рак Буховцева» за картинку на обложке задачника 😉
Переведём басню Ивана Андреевича Крылова «Лебедь, Щука и Рак» на язык формул 😉