Хохломская роспись по дереву

Хохломская роспись по дереву

Хохлома в современном интерьере

Мы не будем останавливаться на сложностях процесса изготовления и росписи изделий Хохломы, скажем лишь, что это довольно трудоемкий процесс. Иногда процесс изготовления одного изделия может составлять до двух лет. Но зато — какой потрясающий результат!

Изделия из Хохломы не только красивы внешне, но и долговечны и экологически чисты. Из них можно есть, в них можно хранить пищевые продукты безо всякого риска, что изделие сломается или продукты испортятся.

Если вы думаете, что в современном дизайне нет места такой оригинальной росписи как Хохлома, то вы ошибаетесь. Сегодня выпускаются не только сувениры, как мы говорили об этом выше, но и посуда, расписанная в технике Хохломы.

Причем, не только деревянная, но и фарфоровая.

Мебель, как и посуда, расписанная под Хохлому, пользуется большим спросом, ведь она украсит не только современную кухню, но и детскую комнату, гостиную, спальню…

Умельцы, по желанию клиентов, могут изготовить и расписать на заказ даже такие изделия как часы или… оружие

Даже текстиль может быть расписан в хохломской технике. Чем не красота?

А декор? Такое разнообразие красивых вещей может позволить себе только Хохлома. Это и подсвечники, и декоративные подносы, шкатулки и …

даже шахматы.

Разновидности хохломы

Известно несколько видов росписи в стиле хохломы. Они отличаются способом нанесения и изображением на деревянных предметах. По типу нанесения хохлому делят на следующие виды:

  • фоновый – рисунок выполнен на однотонном основном фоне, а орнамент выполняется золотой краской;
  • верховий – нанесение рисунка на уже готовое поле.

Техника имеет различные способы росписи. Наиболее сложная методика – нанесение росписи под фон. Изначально на заготовку из дерева наносят контуры узора, а затем начинают закрашивать некоторые части черным или красным фоновым цветом. После нанесения фонового слоя приступают к выполнению узоров и других сложных деталей.

«Пряник»

Самый простой способ называется «Пряник». В центре изделия представлено изображение геометрической фигуры, например, ромба или квадрата. Внутри ее дополняют солнцем, вьющимися растениями, разнотравьем.

«Травка»

«Травка», или травяная роспись, наносится отрывистыми мазками. Крупными мазками выполняют листья, более мелкими – травинки или капельки росы. Такой элемент верховой росписи позволяет заполнять всю поверхность изделия ажурным рисунком. Это один из наиболее сложных видов, который требует от мастера терпения и особого внимания.

«Ягодка»

Очень напоминает «Травку» еще одна техника под названием «Ягодка». Однако стиль выглядит богаче и более декоративнее предыдущего. В его основе переплетение из крупных ягод и разнотравья. Как правило, мастера изображают землянику, крыжовник, виноград, а из цветов — ромашку и колокольчик.

«Кудрины»

Для «Кудрины» характерна некая витиеватость растительных узоров. При этом орнамент выполняют золотой краской. Особенность нанесения — в работе очень тонкой кисточкой.

Техника росписи

Деревянную посуду нельзя использовать неокрашенной: от горячей пищи дерево трескается, и посуда становится непригодной. Хохломская роспись — самый праздничный и нарядный пример раскраски изделий из дерева.

Этапы производства хохломской посуды:

  • изготовление посуды нужной формы;
  • сушка;
  • грунтовка белой глиной;
  • нанесение на поверхность олифы;
  • затирка алюминиевого порошка;
  • роспись;
  • нанесение несколько раз специального лака;
  • закаливание в печи до получения золотистого цвета.

При нанесении росписи используют масляные краски: охру, киноварь, сажу, кармин, сурик. Главные цвета фона — красный и чёрный; дополнительные цвета: светло-зеленый, коричневый, желтый.

Мастер наносит роспись на большующую ложку.

Хохломские изделия украшают растительным орнаментом, состоящим из:

  • спелых ягод: малины, рябины, смородины, клубники, крыжовника;
  • стеблей;
  • цветов;
  • листиков.

Растительный орнамент.

Основные виды орнамента:

  • «травка» — узор из травинок, которые кудрявясь, собираются к одному корешку;
  • «листок, под ягодку» — причудливое переплетение листиков, ягод, цветов и стебельков;
  • «кудрина» — роспись, в которой повторяются кудреватые золотые завитки из листьев, цветов, ягод на красном или чёрном фоне;

Иногда в рисунок вплетают изображения животных и птиц.

Центры хохломской росписи — город Семёнов и село Сёмино Нижегородской области. На их предприятиях выпускается как посуда, так и предметы домашнего обихода: шкатулки, столики, шкафчики, табуретки, вазы.

На Нижегородской ярмарке.

Изделия с хохломской росписью — замечательный подарок, яркий и праздничный

Поэтому важно уметь отличать настоящую хохлому от поддельной. Подлинное изделие тёплое на ощупь, имеет ровную, гладкую поверхность

Особенности росписи

Уникальный рисунок Хохломы, как мы уже говорили, узнаваем во всем мире. А ведь если рассмотреть его, то ведь ничего в нем нет особенного. Все просто. Орнамент рисунка состоит из композиции трав, листьев, ягод, цветов и птиц. Но насколько он гармоничен и тонок! Насколько раскрывает красоту русской природы и любовь к ней!

Цвета для хохломской росписи имею также большое значение, и хотя цветовая гамма (черный, золотой, красный) присутствует и на других ремесленных изделиях русских мастеров, но в Хохломе она важна, так как придает изделиям червленый блеск, тепло и мягкость.

В технике хохломской росписи существует два разных вида. Первый — когда на золотой фон наносится рисунок красной, черной и зеленой красками. Такая техника называется «верхней живописью». В ее орнамент входят элементы травы, листьев, ягод, цветов.

Еще один вид росписи — «фоновая роспись» представляет собой нанесение золотого рисунка на черный или красный фон. При этом золотые листья, птицы и цветы являются основными, а дополняться могут мелким орнаментом (фонтом) черного или красного цвета. Или, например, оранжевыми ягодами и зелеными листьями.

Множество замысловатых золотых завитков и спиралек на рисунке дали еще одно из названий фоновому рисунку — кудрина ( от слов «кудрявиться», «кудри»).

Что такое хохлома и ее отличительные признаки

Хохлома – один из народных промыслов России. Фон изделий всегда черного цвета, но, несмотря на это, все предметы, расписанные в стиле хохлома, выглядят очень ярко. Обязательный элемент росписи – присутствие золота. К другим традиционным чертам хохломы относят изображения ягод, ветвей и листочков, а также птиц, животных и даже рыб.

На Руси дерево играло очень большую роль. Из него строили добротные избы, предметы мебели, посуду. Среди обычной посуды, изготовленной ремесленниками, существовали особые предметы сервировки, которые подавались на пирах и царских приемах. Они были окрашены особым ртутьсодержащим природным материалом, который назывался киноварью. Сверху посуду покрывали золотом. Медово-золотистый оттенок достигался неоднократной обработкой в печи при воздействии высокой температуры. Такой цвет придавал деревянным приборам массивности.

Изначально производство было налажено при монастырях на Руси. Например, среди большинства ремесленников Троице-Сергиевой лавры работали крестьяне из некоторых заволжских сел. Считается, что хохлома получила развитие благодаря старообрядцам, переселенцам с других земель, которые занимались посудным промыслом.

Материалы для росписи и этапы подготовки к росписи

Деревянные основы для росписи называют «бельем». Для изготовления предметов из дерева необходима не только краска разных оттенков, но и специальная очищенная глина (вапа), которая выполняет роль грунтовки. Также необходима олифа (льняное масло), от правильного нанесения которой зависит прочность нанесения узора.

Следующий этап называется лужение, которое выполняют алюминиевым порошком. Его интенсивно втирают в изделие, после чего предметы приобретают блеск и готовы к дальнейшей росписи. Краски, которые используют мастера в работе только масляные, а кисточки для нанесения узора преимущественно беличьи.

Что относится к народному творчеству

Народное творчество, к которому относятся хохлома, является способом выражения характера народа, его культуры. Оно представляет собой совокупность произведений народа, его художественной деятельности. По сути, народное творчество – это вид искусства, созданное самим народом и для народа.

Разнообразие произведений творчества народов в первую очередь связано с его культурными ценностями. Каждый народ, как единый большой коллектив, обладает конкретным этносом, внутри которого существуют мифы, сказки, песни, танцы, а также декоративные изделия, присущие только ему.

Народное творчество отличается от прочей художественной деятельности тем, что оно прочно связано с мировоззрением конкретного народа. Можно заметить, что в каждой стране, регионе творчество населения имеет отличный от других почерк, оригинальные краски и формы. Знакомство с творчеством своего народа позволяет лучше понимать наше происхождение.

История

Предполагают, что хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях Большие и Малые Бездели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. Деревня Хохлома была крупным центром сбыта, куда свозили готовые изделия, оттуда и пошло название росписи. В настоящее время родиной хохломы считается поселок Ковернино в Нижегородской области.

На сегодняшний момент существует множество версий происхождения хохломской росписи, вот две наиболее распространенные:

Первая версия

По наиболее распространенной версии, уникальный способ окраски деревянной посуды «под золото» в лесном Заволжье и само рождение хохломского промысла приписывалось старообрядцам.

Еще в давние времена среди жителей местных деревень, надежно укрытых в глухомани лесов, было немало «старообрядцев», то есть людей, спасавшихся от гонения за «старую веру».

Среди переселившихся на нижегородскую землю старообрядцев было немало иконописцев, мастеров книжной миниатюры. Они привезли с собой древние иконы и рукописные книги с красочными заставками, принесли тонкое живописное мастерство, каллиграфию свободного кистевого письма и образцы богатейшего растительного орнамента.

В свою очередь, местные мастера отменно владели токарным мастерством, передавали из поколения в поколение навыки изготовления посудных форм, искусство объемной резьбы. На рубеже XVII—XVIII столетий лесное Заволжье стало настоящей художественной сокровищницей. Искусство Хохломы унаследовало от заволжских мастеров «классические формы» токарной посуды, пластику резных форм ковшей, ложек, а от иконописцев — живописную культуру, мастерство «тонкой кисти»

И, что не менее важно, секрет изготовления «золотой» посуды без применения золота.

Вторая версия

Но есть документы, свидетельствующие о другом. Способ имитации позолоты на дереве, родственный хохломскому, использовался нижегородскими ремесленниками в окраске деревянной посуды еще в 1640—1650 годах, до появления старообрядчества. В крупных нижегородских ремесленных селах Лысково и Мурашкино, в заволжском «селишке Семеновское» (будущий город Семенов — один из центров хохломской росписи) изготовлялась деревянная посуда — братины, ковши, блюда для праздничного стола — окрашенная «на оловянное дело», то есть с применением оловянного порошка. Способ окраски деревянной посуды «на оловянное дело», вероятно, предшествовавший хохломскому, сложился из опыта иконописцев и местных поволжских традиций посудного ремесла.

Факторы, давшие толчок к развитию хохломской росписи

Файл:Khokhloma-bike.jpg

Хохломская роспись в декоре велосипеда

Производство хохломской посуды долгое время сдерживалось дороговизной привозимого олова. Обеспечить оловом мастеров мог только очень состоятельный заказчик. В Заволжье такими заказчиками оказались монастыри. Так, села Хохлома, Скоробогатово и около 80 селений по рекам Узоле и Керженцу работали на Троице-Сергиев монастырь. Из документов монастыря видно, что крестьяне этих сел вызывались для работы в мастерских Лавры, где могли познакомиться с производством праздничных чаш и ковшей. Не случайно, что именно хохломские и скоробогатовские села и деревни стали родиной оригинальной росписи посуды, так похожей на драгоценную.

Обилие леса, близость Волги — главной торговой артерии Заволжья — также способствовало развитию промысла: груженные «щепным» товаром. суда направлялись в Городец, Нижний Новгород, Макарьев, славившиеся своими ярмарками, а оттуда — в Саратовскую и Астраханскую губернии. Через прикаспийские степи хохломская посуда доставлялась в Среднюю Азию, Персию, Индию. Англичане, немцы, французы охотно скупали заволжскую продукцию в Архангельске, куда она доставлялась через Сибирь.
Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома (Нижегородской губернии), где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома».

Существует и легендарное объяснение появления хохломской росписи. Был замечательный иконописец Андрей Лоскут. Бежал он из столицы, недовольный церковными нововведениями патриарха Никона, и стал в глуши приволжских лесов расписывать деревянные поделки, да писать иконы по старому образцу. Прознал про это патриарх Никон и отправил за непокорным иконописцем солдат. Отказался подчиниться Андрей, сжёг себя в избе, а перед смертью завещал людям сохранить его мастерство. Искрами изошёл, рассыпался Андрей. С той поры и горят алым пламенем, искрятся золотыми самородками яркие краски хохломы.

Роспись на предметах быта

Деревянная расписная посуда «под хохлому» популярна и сегодня. Это довольно стильное украшение интерьера. Кроме этого, посуда с хохломскими узорами отличается экологичностью. Спросом пользуются кухонные наборы, отдельные предметы утвари. Расписывают мебель, бытовую технику и даже автомобили. Оценили хохлому в мире высокой моды. Некоторые элементы рисунка используют для создания целой коллекции модной одежды.

Иметь в своем доме предметы, украшенные хохломской росписью – это означает ценить традиции русского народа. Хохлома способна украсить каждый дом и внести уют в семейный очаг.

Технология

Как создаются изделия с хохломской росписью? Сначала бьют баклуши, то есть делают грубые бруски-заготовки из дерева. Затем мастер встает за токарный станок, снимает резцом излишек древесины и постепенно придает заготовке нужную форму. Так получается основа — «бельё» (неокрашенные изделия) — резные ковши и ложки, поставцы и чашки.

Файл:Заготовка для росписи.jpg

Изготовление «белья»

После сушки «бельё» грунтуют жидкой очищенной глиной — вапой, как её называют мастера. После грунтовки изделие 7-8 часов сушат и обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы (льняного масла). Мастер окунает в миску с олифой специальный тампон, приготовленный из овечьей или телячьей кожи, вывернутой наизнанку, а затем быстро втирает в поверхность изделия, поворачивая его так, чтобы олифа распределялась равномерно. Эта операция очень ответственная. От неё будет в дальнейшем зависеть качество деревянной посуды, прочность росписи. В течение дня изделие покроют олифой 3-4 раза. Последний слой высушат до «небольшого отлипа» — когда олифа слегка прилипает к пальцу, уже не пачкая его. Следующий этап — «лужение», то есть втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. Выполняют его также вручную тампоном из овечьей кожи. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск, и готовы для росписи. В росписи применяются масляные краски. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи — красный и чёрный (киноварь и сажа), но для оживления узора допускаются и другие — коричневый, светлого тона зелень, жёлтый тон. Кисти для росписи делаются из беличьих хвостов, так, чтобы ими можно было провести очень тонкую линию.

Файл:Хохломская роспись.jpg

Лужение и художественная роспись

Выделяют роспись «верховую» (когда по закрашенному серебристому фону наносят рисунок (криуль — основная линия композиции, на нее «насаживают» такие элементы как осочки, капельки, усики, завитки т. д.) красным и черным цветом) и «под фон» (сначала намечается контур орнамента, а потом заполняется чёрной краской фон, рисунок листа или цветочка остается золотым). Кроме того, существуют разнообразные виды орнаментов:

  • «пряник» — обычно внутри чашки или блюда геометрическая фигура — квадрат или ромб — украшенная травкой, ягодами, цветами;
  • «травка» — узор из крупных и мелких травинок;
  • «кудрина» — листья и цветы в виде золотых завитков на красном или чёрном фоне;

Используют мастера и упрощённые орнаменты. Например, «крап», который наносят штампиком, вырезанным из пластинок гриба-дождевика, или особым образом свёрнутым кусочком ткани. Все изделия расписываются вручную, причём роспись нигде не повторяется. Какой бы выразительной ни была роспись, пока узор или фон остаются серебристыми, это ещё не настоящая «хохлома».

Файл:Хохломская роспись1.jpg

Хохломская роспись с гербом Нижнего Новгорода

Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком (с промежуточной сушкой после каждого слоя) и, наконец, закаливают в течение 3-4 часов в печи при температуре +150… +160 °C до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета. Так получается знаменитая «золотая хохлома».

История: от икон до посуды и мебели

Рисунок Хохломы уникален, но тем и узнаваем во всем мире. Его цветовая палитра — это красный, черный, оранжевы, золотой, желтый и зеленый цвета. Но преобладающими являются три — черный, красный и золотой. Почему?

Начнем с легенды

Народная легенда рассказывает об уникальном мастере Андрее Лоскуте — иконописце-старовере, который вместе со своими сподвижниками скрывался в лесах под Нижним Новгородом от преследования Православной церкви. Он один обладал уникальной техникой росписи икон золотом, и поэтому церковь решила силой вернуть его в Москву и заставить рассказать о своем секрете. Но мастер предпочел смерть, и закрывшись в своем ските, поджег себя. Языки красного пламени взвились к черному ночному небу и нарисовали на нем золотую ауру.

Но перед смертью мастер рассказал своим единоверцам о секрете изготовления золотой краски. Его сподвижники в память о нем, его таланте и его поступке стали расписывать с помощью секретной техники не только иконы, но и посуду. А впоследствии стали передавать эту технику другим мастерам.

Распространение Хохломы по России

В деревнях близ Нижнего Новгорода благодаря мастерам-раскольникам стали образовываться целые артели, которые начали расписывать деревянную посуду в технике Хохломы (по названию одного из торговых поселений близ Новгорода). Мастера этого поселения стали известны своими товарами, расписанными в оригинальной технике где-то в период между 18 и 20 веками.

С тех пор рисунок и техника его нанесения мало изменились. Одним из самых знаменитых на сегодня центров Хохломы является город Семенов в Нижегородской области. И хотя в начале 20-го столетия это искусство было практически утрачено, но во времена Советской власти получило новую жизнь. Создавались артели и даже целые фабрики по изготовлению изделий, расписанных под Хохлому.

Фабрика у села Хохлома и Семеновское промышленное объединение  до сегодняшних дней остаются главными производителями не только посуды, расписанной в этой технике, но и мебели, сувениров и других предметов.

Центры народного промысла хохломы

В настоящее время у хохломской росписи два центра — город Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись», и село Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломский художник», объединяющее мастеров деревень Ковернинского района: Сёмино, Кулигино, Новопокровское и др. (фабрика находится в д. Сёмино). В данный момент деятельность предприятия сведена практически к нулю. В д. Семино расположено также предприятие, занимающееся 19 лет выпуском деревянных шкатулок с хохломской росписью (ООО «Промысел»).

В Семёнове Школу основал Г. П. Матвеев.

Как и когда возникла хохлома

Архивы показывают, что впервые о красивой расписной посуде упоминают в 1659 году. Именно тогда некий боярин по фамилии Морозов потребовал собрать с Заволжских земель посуду разнообразных размеров и мастеров по оловянному делу. В те времена олово применяли для золочения. Морозов в те времена владел селом Семеновское. В нем, а также в соседнем селе под названием Хохлома был сформирован промысел по росписи деревянных изделий.

Развитию подобного промысла на Руси способствовала близость крупного торгового пути (волжского) и соседство с ярмаркой – Макарьевской. Качество посуды было настолько высоким, что ее производство сделали главным для жителей промыслом, а село Хохлома – торговым пунктом, где продавалась уникальная посуда с необычным рисунком. После 1916 года было принято решение об открытии Школы художественной обработки деревянных изделий. Так хохлома получила новый виток развития.