- Немного истории
- Подготовка к занятию
- Техника нанесения картинки
- Первый опыт
- Схемы работы над городецкими узорами
- «Бутон»
- «Ромашка и купавка»
- «Розан»
- Элементы и мотивы городецкой росписи
- Мотивы «конь» и «птица»
- Сюжетная роспись
- Актуальные приёмы для городецкой росписи
- Поэтапное создание композиции «Бутоны с листьями»
- Городецкая роспись. Комплект карточек для уроков ИЗО в начальной школе. Наглядные пособия
- Конь-качалка, конь-каталка
- Обучение детей в детсаду и младшей школе
- Привыкли руки к топорам
- Основные приемы техники
- Главные сюжеты, начерчиваемые большей частью
- Сюжетная роспись
Немного истории
История указывает, что развитие этюдов по древесине привело к его применению на самых неожиданных предметах, которые включали в себя:
- мебель;
- сундуки;
- сани;
- утварь, используемая в помещении.
Чаще всего был символический характер, а фоновыми тонами были: зелёный, синий и иногда чёрный. Особенно популярными были и есть рисунки со специфической тематикой, где показаны люди и звери.
После I мировой войны искусство пришло в упадок, вынуждая специалистов искать другие источники дохода. Возрождение популярности направления связано с именем И.И. Овешкова, который открыл мастерскую для общественности.
В ней была организована подготовка соответствующих кадров, что и дало прирост умеющих обрабатывать исходник. Приобщение нового поколения к воссозданию обликов вырабатывает ощущение принадлежности к культуре своей страны и развивает художественное мышление на несхожих уровнях.
Подготовка к занятию
Важная часть любого занятия по ИЗО — подготовка. Прежде всего для росписи понадобится основа. На самом первом занятии педагог может предложить детям просто листы белой бумаги (стандартная форма А5), квадраты (вырезаны из формата А4 либо меньшего размера) либо полоски (половинка листа А4, но только он разрезается вдоль).
На первом занятии в старшей группе ребята могут освоить простой орнамент на полоске
На последующих занятиях ребятам уже предлагается основа в виде какого-то предмета кухонной утвари: доска, ваза, блюдо, тарелка, бокал, чаша, ложка и пр.
Основа может быть в виде предмета посуды и вовсе не обязательно белого цвета
При этом желательно затонировать бумагу в какой-то цвет. Традиционно воспитатели выбирают жёлтый, однако гораздо лучше будет окрасить основу под дерево, подобрав соответствующую краску или же смешав жёлтый цвет с коричневым (поэкспериментировать на палитре).
Очень реалисто будет смотреться основа, тонированная под дерево
Для работы понадобятся краски и кисти. Для городецкой росписи гуашь подойдёт гораздо лучше акварели: изображение получится ярким и насыщенным. Кисти же должны быть разной толщины — для прорисовки крупных и мелких элементов узора.
Для творчества понадобится гуашь и кисти разной толщины
Техника нанесения картинки
Роспись Городца это изображение на основе без покрытия в простой технике. Иногда основу грунтуют желтой, красной или черной киноварью. Все цвета должны быть яркой оттеночной гаммы. Художник намечает карандашом узор, размеры, основные элементы. А опытные мастера без эскиза сразу рисуют красками. Светлыми тонами выделяют главные части композиции – подмалевка ( цветовые пятна, круги, контуры листьев), на них ставят густые мазки (теневка), рисуя детали (лепестки, линии одежды). Между большими деталями прорисовывают бутончики, листики. Завершением служит нанесение оживки (белой) или разживки (черной) краски – делают точки и штрихи. После сушки на готовую вещь покрывают бесцветным лаком.
Первый опыт
Типичный элемент росписи — стилизованный цветок. Он встречается почти на каждом рисунке, поэтому с него стоит начать знакомство с этим увлекательным видом творчества. После понимания, как и что рисовать, можно сделать шаблоны для городецкой росписи досок и использовать их как трафареты. Некоторые предпочитают клеить аппликации, хотя узоры, нанесённые кистью и красками, выглядят гораздо интереснее. Для работы понадобятся:
- кисти разных размеров;
- плотный лист белой бумаги;
- вишнёвая гуашь;
- карандаш;
- ластик;
- ёмкость с водой.
Сначала карандашом рисуют 4 кружка. Один из них должен быть немного меньше, чем остальные. На каждом круге рисуют по одному пятнышку, на двух — ближе к середине, на других двух — по краям. Это будут сердцевины цветов. Затем по всей окружности прорисовывают лепестки. Каждый такой элемент представляет собой узкую дугообразную полосу, верхушка которой выступает за край круга, а концы направлены в центр. Дуга расширяется к вершине, а её края заострены.
Схемы работы над городецкими узорами
На занятиях по рисованию для освоения элементов росписи используются простые сюжеты. Но каждую работу нужно выполнять в определённом порядке.
«Бутон»
Работа над этой разновидностью цветов выполняется, в соответствии с инструкцией.
Цвет бутонов можно варьировать, но только в рамках цветовой гаммы городецкой росписи
- Начинаем с подмалёвка. Набираем мокрой кисточкой красную краску, удаляем излишек и ещё раз окунаем в воду, чтобы цвет был размыт.
- Прорисовываем круг — делаем нажим кистью, затем проводим полукруг и опускаем кисть вниз.
- Далее делаем оттенёвку — набираем концентрированный красный и проводим полудуги на бутонах, прорисовываем точки. Не забываем держать кисточку строго вертикально.
- Зелёной краской делаем оживку — зелёные листья.
В эту работу можно внести разживку, то есть добавить элементы.
«Ромашка и купавка»
Инструкция:
- Сначала работаем с ромашками.
- Делаем подмалёвок розовой краской (размываем красную краску).
- Насыщенным красным создаём оттенёвку — штрихи, расположенные по диаметру ромашки. Не забываем кисть держать перпендикулярно вниз.
- Приступаем к оживке. Делаем красную сердцевину цветка.
- Для разживки белой краской разбавляем оттенёвку — чередуем чёрные штрихи с белыми, а также делаем точки на серединке.
- Создаём подмалёвок купавки — рисуем круг.
- Оттенёвка представляет собой прорисовку серединки.
- Делаем разживку — рисуем белые прожилки-лепестки в виде двух полудуг с перемычками.
«Розан»
Теперь опишем инструкцию по работе над разновидностью «розан»:
- Для подмалёвка делаем красный круг и по два листика слева и справа.
- Белой краской рисуем полудуги в верхней трети розана.
- Соединяем их штрихами.
- Делаем лепестки, исходящие от нижней полудуги.
- В каждом лепестке делаем вертикальные штрихи.
- На листьях проводим линии-прожилки.
Элементы и мотивы городецкой росписи
Различают три базовых вида композиций. Это «чистая» цветочная роспись, композиция с включением мотива «конь» и сложная сюжетная роспись.
Цветочный орнамент наиболее простой в исполнении. Выделяют несколько элементов орнамента:
- «Букет» — симметричное изображение. Это небольшие композиции, состоящие из 1 – 3 цветков. Украшают коробочки, шкатулки, стаканчики, солонки, чашки, пиалы;
- «Гирлянда» — вид «букета», когда один крупный цветок располагается в центре, а вокруг него выстраивается композиция с более мелкими цветками;
- «Ромб» — вариация «гирлянды». Несколько крупный цветков формируют центр, а листья и бутоны уменьшаются на вершине ромба. Орнамент чаще украшает крупные сундуки, большие разделочные доски, дверцы шкафов и хлебницы;
- «Цветочная полоса» — сложная композиция, состоящая из верхнего и нижнего ярусов. Орнамент может формироваться с полосы одинаковых по размеру цветков или из разных по цвету, форме и виду цветочных элементов;
- «Венок» — вариация «цветочной полосы», но только замкнутого типа. Обычно украшает поверхности блюд, подносов, шкатулок, винных бочек.
Мотивы «конь» и «птица»
Различают симметричные и ассиметричные композиции. Птиц и коней чаще всего размещают в центре цветущего дерева или в обрамлении венка. Встречаются изделия-комплекты, на каждом из которых расположено сразу несколько мотивов. Например, курица и петушок или две лошади разных цветов.
Эффектнее смотрятся подобные узоры на черных и красный полотнах. Базовый цвет: охра, золото, оранжевый, желтый. Парное изображение пернатых олицетворяет семейную гармонию и благополучие. Лошадки символизируют успех и процветание.
Сюжетная роспись
Сюжетные рисунки размещаются на крупных изделия: сундуках, блюдах, столешницах. Мастера традиционно изображали сцены чаепитий и празднований, свадьбы на фоне богатого стола, столы с чашками, цветами и самоварами. Лица людей обращались в сторону зрителей, что часто излишне сложным композициям придавало некую неправдоподобность.
Излюбленная тема рисунков – экстерьеры домов с резными ставнями, яркими наличниками, печными трубами. Картину дополняли колодцы, плетеные заборы с цветами или кувшинами и сидящими петухами. Кроме этого, «обогатить» полотно могли изображением и других животных – собак, кошек, куриц с цыплятами.
Актуальные приёмы для городецкой росписи
Вначале педагог знакомит детей с основными элементами городецкого узора — это цветы и листья. Первые разнообразны по цвету и форме, главные же типы — это розан, бутон и ромашка.
Рисование цветка всегда начинается с круга, а затем внутри тонкой кистью обозначаются более мелкие элементы. Розан и ромашка имеют ярко выраженный центр (крупное пятно контрастного цвета). Первый окружён скобками — округлыми лепестками, не доходящими до центра, но совпадающие с ним по цвету, у второго цветка лепестки вытянутые и начинаются от центра. У бутона узор начинается от края круга — в виде пятна и расходящихся от него полуокружностей.
У розана и бутона есть ярко выраженный центр, вокруг которого формируются лепестки, бутон же рисуется иначе
Листья в городецком орнаменте также разнообразны по форме, а также размеру. Как правило, они располагаются группами из нескольких штук или же на веточке. Листики направлены в разные стороны, они могут быть округлыми или более вытянутыми. У крупных листьев можно обозначить контур, для мелких это необязательно.
Листики располагаются группами (смотрят в разные стороны) или же на веточке
Дошкольники должны узнать об основных приёмах городецкой росписи:
Подмалёвка. Это круговое движение кистью для нанесения одного пятна, например, основы цветка. Выполняется подмалёвка широкой кистью
При этом важно набирать нужное количество краски. Ведь если её будет маловато, рисунок получится бледным и невыразительным, а если много — краска потом станет отслаиваться.
Тенёвка
Использование более тёмных красок (по сравнению с крупным элементом). Например, если цветок розовый, то его центр и лепестки будут бардовыми, если листик светло-зелёный, то его прожилки — чёрными. При этом используется тонкая кисть либо среднего размера. Сам рисунок выполняется аккуратно. Например, чтобы изобразить лепестки-скобки у розана нужно кончиков коснуться бумаги, затем всей кисточкой провести дужку и конец её снова обозначить кончиком.
Оживка. Это белые или чёрные мазки в виде капелек, штрихов, точек, дужек, спиралек. Они словно оживляют узор, делают его изящным, придают своеобразную красоту городецкой росписи. Выполняется оживка кончиком тонкой кисти, очень аккуратно.
Можно попробовать нарисовать с дошкольниками птицу — более сложный элемент росписи
Важная часть обучения воспитанников старшей группы городецкой росписи — продумывание композиции рисунка. Для этого на основе детям разрешается наметить примерное расположение основных элементов простым карандашом. Это можно использовать в рамках индивидуального подхода — для ребят, которым затруднительно сразу определить композицию.
Ещё один момент — напоминать дошкольникам о необходимости смешивания красок. Ведь цветы смотрятся очень красиво в нежном розовом и голубом цвете. Аналогично смешивая зелёную гуашь с белой, можно получать разнообразные оттенки листьев.
Городецкие цветы красиво смотрятся в нежном розовом и голубом цвете
Поэтапное создание композиции «Бутоны с листьями»
Дошкольникам предлагается круглая основа, затонированная под дерево. Чуть ниже центра изображаются круги-подмалёвки: в середине — более крупный розовый, по бокам и чуть выше — голубые меньшего размера (предварительно дети смешивают краски для получения нужных оттенков).
На краю розового круга, частично выходя за его пределы, нужно нарисовать маленький красный кружок. Аналогичная тенёвка выполняется на голубых кругах — синей краской.
Далее центральный бутон дополняется красными лепестками вокруг большого круга, а на боковых просто прорисовываются синие дужки.
Теперь нужно изобразить листья и веточки. Симметричные отпечатки получаются путём примакивания кисточкой.
Заключительный и самый ответственный этап – «оживление» цветочной композиции. С помощью тонкой кисти лёгким касанием наносятся точки, капельки, штрихи, дужки
Здесь важно не слишком увлечься и соблюсти чувство меры.
Городецкая роспись. Комплект карточек для уроков ИЗО в начальной школе. Наглядные пособия
люда (Tuesday, 26 March 2013 13:53)
женя (Wednesday, 16 October 2013 16:45)
Мастона (Monday, 06 January 2014 10:09)
Спасибо выручили! Нам надо уголок народного промысла пополнять играми, 2 дня ищу по интернету игры, а тут на тебе всё готовое! Спасибо вам за щедрость. Вы не против если я укажу ссылку на ваш блог! Другим педагогам у себя на блоге!
Алина (Monday, 14 April 2014 14:03)
галина (Monday, 08 September 2014 14:18)
Спасибо ,очень интересное пособие для начинающих.
Анна (Tuesday, 02 December 2014 17:17)
валя (Saturday, 24 January 2015 06:49)
ооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо (Thursday, 11 February 2016 16:59)
Раскраски Городецкая роспись для детей — это картинки для раскрашивания с изображением элементов и узоров Городецкой росписи, изделий расписанных под Городец. Раскрашивать раскраски Городецкой росписи очень интересный и познавательный творческий процесс. Техника исполнения Городецкой росписи проста, поэтому ее смогут освоить дети любого возраста. С помощью раскрасок, малыш может самостоятельно научиться рисовать элементы Городецкой росписи, Городецкую барышню, Городецкие цветы и гирлянды. Когда ребенок научится уверенно работать кистями и краской, может попробовать расписать изделие под Городец самостоятельно, например деревянную доску, она может стать отличным подарком, сделанным своими руками. Все картинки раскраски Городецкая роспись для детей хорошего качества можно скачать и распечатать абсолютно бесплатно в формате А4.
Раскраска доска Городецкая роспись
Раскраска доска под Городец
Раскраска изделие из дерева Городецкая роспись
Раскраска картинка Городецкая роспись
Раскраска коромысло и ведро Городецкая роспись
Раскраска лошадка Городецкая роспись
Раскраска люди из Городецкой росписи
Раскраска предметы с росписью под Городец
Раскраска сахарница Городецкая роспись
Раскраска шаблон Городецкой росписи
Раскраска шкатулка Городецкая роспись
Раскраска элементы Городецкой росписи
-
Игрушка сплюшка спицами для начинающих
-
Как можно назвать мягкую игрушку тигра
-
Составь словосочетания с согласованием по образцу игрушка из бумаги сок из вишни ягоды из леса
-
Май литл пони игрушки маленькие фигурки
- Игрушка тележка для супермаркета совтехстром
Конь-качалка, конь-каталка
Конь-качалка — главный тренд городецкой деревянной игрушки. Расписных скакунов на полозьях здесь делают до сих пор. Нет другой игрушки в России, которая пережила бы столько поколений. Делали в Городце и детские стульчики-качалки, но с конями по популярности они, конечно, равняться не могли. В 50-е годы XX века, когда городецкое ремесло нуждалось в обновлении, здесь разработали качалку, которая стала очень популярной в Советском Союзе. Деревянные городецкие кони даже появились в советской детской литературе.
Конь-каталка — второй по важности товар в городецком ассортименте. Их мастера «запрягали» в игрушечные сани, повозки и кареты
Самым популярным был сюжет с двумя лошадками: одну вытесывали с наклоненной к груди головой, как будто она упирается на месте, второй, наоборот, придавали максимальную динамику. «Чтоб изготовить каталку, надо с бесами знаться», — говорили в Городце. Нужно было изготовить более 30 деталей и просверлить около 40 отверстий, чтобы собрать элементарную с виду игрушку. Ни гвоздей, ни клея не использовали: детали подгоняли друг к другу с ювелирной точностью. Колесики насаживали на оси мокрыми, и тогда, высыхая, они схватывались намертво. Этому игрушечному транспорту предстоял настоящий краш-тест: он должен был выдержать и детские зубы, и детские руки.
Обучение детей в детсаду и младшей школе
Для детского сада (старшая группа) роспись доски – это один из путей научить ребёнка изобразительному искусству и понимать его на определённом уровне. Начинать практику предпочтительнее на бумаге, так как она может быть использована в качестве эскиза, который можно перенести на более твёрдый материал.
Вам надо всего-навсего подготовить кисточки и несколько разворотов из тетради (для заготовок), чтобы приступить. Учтите аспекты:
- бумагу надобно брать формата, близкого к A4 (в альбомах или ватман подобающих масштабов), а для детей от пяти лет оптимальным вариантом будет применение ещё и менее плотных листов для набросков, из которых вся задумка будет перенесена окончательно;
- потребуется три щётки, чтобы получить лучший результат: колонковая, беличья и флейц. Последний – это плоская кисть, используемая для мелких штрихов, которые невозможно содеять более солидными разновидностями;
- мастера применяют в своей деятельности масляные краски, а на занятиях ИЗО дошкольников (пятый класс шаблоны также может использовать при натаскивании) лучше обучать с гуашью. В стандартный набор входит двенадцать окрасов, из которых надо взять всего восемь: белый, вишнёвый, ярко-голубой, алый, жёлтый, тёмно-зелёный и красный. Крайние 3 надо смешивать, а оставшиеся можно и по отдельности.
В младшем возрасте декоративное рисование легче демонстрировать учителям поэтапно (для начинающих взрослых схожий метод работы тоже подходит) в такой последовательности:
- набросать схему в натуральном размере. Отмечаются мизерные детали, которые перенесутся на финальную версию.
- Выделение центра мозаики и черт, которые будут применяться в каждой секции;
- прорисовка каждого фрагмента досконально при помощи указанных инструментов;
- покрытие доски лаком – эту фазу поручить тем, кто старше.
Воспитателям и преподавателям необходимо контролировать процесс на стадии переноса замышлённого на плоскость, чтобы исключить вытекание краски не туда, куда нужно, и устранить ничтожные ошибки быстрее.
Два основных отрезка процедуры иллюстрирования, подмалёвок и оживки, выполняются разными мазилами (в случае с флористикой между ними происходит ещё и начерчивание теней). Сперва надлежит малевать фон равномерным слоем, после чего приступать к добавлению мелочей.
Готовому изделию стоит просушиться перед лакированием прозрачным средством, защищающим от выцветания, выгорания и сырости.
Привыкли руки к топорам
Городецкая игрушка Современный город Городец когда-то был большим селом на левом берегу Волги. Места эти не особенно пригодны для сельского хозяйства, зато удобны для торговли. Рядом с Нижним Новгородом располагалась крупнейшая в России Макарьевская ярмарка (позже — Нижегородская). Считается, что именно это сочетание скудных земель и прекрасно отлаженной торговли и спровоцировало у местного крестьянства такой интерес к разного рода художественным промыслам. Особенно популярна была резьба по дереву, да и вообще изготовление разной бытовой утвари. Крестьяне делали мебель, кадки и ушаты, сани, коромысла, донца для прялок и резные доски для печатных пряников. А самый ходовой товар — ложки. Их городецкие ложкари резали топорами, но результат этой грубой работы выходил очень изящным. Оптовые партии городецких ложек расходились не только по окрестностям, но и по всей стране. От ложек у мастера оставался целый ворох щепок. Поначалу их пускали на растопку. Но уже к XIX веку им нашлось другое применение: из щепы стали делать игрушки. Да так удачно, что целые семьи ложкарей бросали свой промысел и полностью переключались на новое, перспективное направление.
Основные приемы техники
Несмотря на всю визуальную простоту техники, она является довольно сложной, притом что главная трудность заключается в мазках с их разной толщиной и формой, мастерство исполнения которых приходится оттачивать месяцами, а то и годами. Для облегчения поставленной задачи на первых порах могут быть использованы вспомогательные трафареты и шаблоны городецкой росписи, представляющие собой некое подобие аппликации. Кроме того, вовсе не обязательно начинать с деревянных заготовок, ведь проще всего тренироваться на бумаге, перенося на нее основной рисунок с помощью обычного карандаша.
Помимо прочего, начинающему мастеру понадобятся следующие современные материалы и инструменты:
- Гуашь или акриловая краска на водной основе. Вне зависимости от выбранного материала, он должен быть хорошо пигментированным и не просвечивать на бумаге. Что касается оттенков, то выбираются самые яркие из палитры, включая черный для раскрашивания лошадей и обозначения контрастных переходов.
- Кисти разной толщины и среза с натуральным ворсом (подойдет белка, соболь или норка). От качества инструмента будет во многом зависеть аккуратность исполнения работы, поэтому не стоит на нем экономить, выбирая кисточки из среднего ценового сегмента.
- Шаблоны и трафареты, которые могут быть фигурными или прорезными. Примечательно, что такие заготовки можно сделать своими руками, используя в качестве подручных средств тонкий картон.
После того как все материалы будут подготовлены, а образцы под раскраску нанесены на деревянную или бумажную основу, можно приступать к поэтапному рисованию городецкой росписи. Сам мастер-класс не представляет собой ничего сложного, обычно включая в себя изучение и пошаговое исполнение следующих элементов:
- Розан. Для выполнения этого цветка, который имеет круглую форму, необходимо нанести соответствующий шаблон, используя циркуль или лекало. После этого выполняют заполнение круга яркой краской с помощью широкой кисти, которую необходимо перемещать по внутренней стороне окружности, постепенно переходя к центру, обозначаемому более темным оттенком. Затем выполняется теневка, предполагающая выделение внутренних лепестков с помощью все той же более темной краски. На финишном этапе приступают к так называемому процессу оживки, под которым подразумевается прорисовка прожилок и точек контрастным белым или черным цветом, для чего в ход идет тонкая кисть.
- Городецкая роза. В отличие от розана ее основа представляет собой несколько объединенных элементов: расположенный в центре продолговатый бутон и окружающие его круглые лепестки, постепенно уменьшающиеся в диаметре при переходе в задний фон. Кроме того, теневку в этом случае выполняют без использования разных оттенков, сразу же переходя к оживке с помощью черной и белой краски.
- Купавка. По аналогии с розаном, первый этап выполнения этого узора также предполагает нанесение подмалевка круглой формы, после чего приступают к его теневке. В этом случае центр делают овальным со смещением кверху, после чего обозначают крупным шариком верхушку бутона и приступают к прорисовке каплеобразных лепестков по нижнему его периметру с постепенным уменьшением их масштаба к задней стенке. Оживка может выполняться по своему усмотрению с обязательным акцентом на внутренней части каждого элемента.
Самыми простыми в выполнении являются такие цветочные узоры, как ромашка и бутон, в основе которых также лежит круглый подмалевок. А вот их оживка, напротив, имеет свои особенности, представляя собой поэтапно чередующиеся два цвета для контрастной прорисовки, которые могут иметь разное расположение, напрямую зависящее от общей композиции.
Главные сюжеты, начерчиваемые большей частью
Как правило, попадаются на произведениях:
- цветы (розан, ромашки, купавки). Визуализируется в виде симметричного букета, гирлянды, полосы, венка или ромба;
- птицы (лебеди, павлины, петухи, голуби или кукушки в зависимости от цели автора);
- «дерево жизни» – олицетворение природы. На таких штуках присутствуют сразу предостаточно компонентов (соединения из растений, пернатых). Рисовальщик наносит также коня слева и справа, изредка – львы, барсы и другая экзотика.
Изображается как интерьер жилого дома, так и улицы населённых пунктов с предельно возможным количеством тонкостей. Нередко на подобных изображениях можно увидеть элементы на манер домашних животных, находящихся у ног хозяина. Другая особенность – это наличие растительности на зимнем пейзаже вне строения.
Аналогичные поделки воплощаются обычно в прямоугольной конфигурации, а края украшает орнамент. Встречаются и круглые вариации, устанавливаемые на полку как декоративные тарелки, узоры на которых расположены на краю.
Шкатулка способна содержать на своей грани немного очертаний с различными ситуациями, центральная из которых размещается на крышке или передней стенке (с той стороны, где конструкция открывается).
-
Украшения к новому году: идеи декора и варианты оформления дома и квартиры к новогодним торжествам (135 фото)
- Украшение окон — простые идеи и пошаговое описание оформления окон своими руками (110 фото и видео)
-
Торт из памперсов — пошаговое описание создания торта из памперсов. 115 фото и видео создания подарка
Описание быта крестьян максимально содержательно отзеркаливало реальность временного промежутка, в который была произведена работа мастера. Необычные отображения, вписанные в сцену из повседневного бытия, усиливают эффект от увиденного.
Важнейшие действующие устраиваются в центре холста – крупнее остальных. Кадры с чаепитиями, застольями, свадьбами и другими мероприятиями – обязательно со столом, где расставлена посуда или бывают другие второстепенные объекты, раскрывающие суть происходящего.
Не менее популярными и востребованными являются элементы по мотивам народных сказок – фабула и герои узнаются с первого взгляда, а насыщенность зависит лишь от фантазии создателя.
Сюжетная роспись
Это может быть роспись в два или три яруса, традиционная для промысла. В верхней части в таком случае пишется основной сюжет (застолье или гулянья, например), в нижней же сюжеты, которые позволяют теме раскрыться. Средняя часть обычно представлена цветочной полосой. Если же доски имеют не совсем вытянутую форму, художник может обойтись и без нижнего яруса: он изображает только главную сюжетную сцену, которая опоясана цветочной полосой.
Всадник символизирует жениха в городецкой росписи
Мужская фигура на лошади – жених, скромная девица около березки – невеста, с этим прочтением все просто
Обратите внимание, что на сценах застолий всегда тщательно прорисовывается стол, и он в принципе не пустует, на нем стоит самовар, ваза с цветами как символ достатка
Лица героев сюжетных композиций (и это бросается в глаза) обращены к зрителю, люди, развернутые в три четверти, встречаются крайне редко. Можно сказать, что владелец шкатулки или доски видит в сюжете самого себя (близкого человека) в желанных для себя обстоятельствах.
Рассмотреть все вышеперечисленные виды композиций городецкой росписи на примере готовых работ, вы сможете в представленном видео.