Картинки сказочных героев русских сказок и не только

Картинки сказочных героев русских сказок и не только

«Золушка»

Одним из первых известных иллюстраторов «Золушки» был уже знакомый нам Гюстав Доре — вот одна из его гравюр для издания 1862 года:

Изображение: Gustav Dore / Public Domain

В такой стилистике в 1911 году «Золушку» изобразил британский иллюстратор Уолтер Крейн:

Изображение: Walter Сrane / Public Domain

Артур Рэкхем в двадцатых годах прошлого века иллюстрировал сказку без большой детализации — с помощью силуэтов. Жизнь Золушки в доме он показал чёрными фигурами на белом фоне, а для бала во дворце добавил ещё несколько цветов, подчеркнув контраст:

Изображение: Arthur Rackham / Издательство London William Heinemann Elizabeth Flickr
Изображение: Arthur Rackham / Издательство London William Heinemann Elizabeth Flickr
Изображение: Arthur Rackham / Издательство London William Heinemann Elizabeth Flickr

А читателям, которые росли в советское время, «Золушка», вероятно, знакома по иллюстрациям Эрика Булатова и Олега Васильева: эти художники работали в паре в издательстве «Детгиз». Сказку с их картинками выпустили в 1971 году.

Изображение: Э. Булатов и О. Васильев / издательство «Детская литература»
Изображение: Э. Булатов и О. Васильев / издательство «Детская литература»

Есть ещё интересная современная интерпретация «Золушки» — от итальянского художника Роберто Инноченти, он делал иллюстрации в 1983 году.

Изображение: Roberto Innocenti / издательство Creative Co
Изображение: Roberto Innocenti / издательство Creative Co
Изображение: Roberto Innocenti / издательство Creative Co

Как играть?

Например, рассмотрим дидактическую игру «Угадай-ка сказку». Ее основной задачей является закрепить у ребят навыки угадывать сказку по указанным признакам, а также находить и описывать героев. Перед детьми в разных местах расставляют картинки с изображением разных сказок. Каждому из них раздают картинки персонажей мультфильмов, героев русских народных сказок, например, «Колобок», «Курочка ряба», «Гуси-лебеди», «Теремок», сказок Пушкина и Андерсена. Вначале дети их внимательно рассматривают, а затем выстраиваются по очереди один за другим. При этом держат в руках свои картинки. Потом воспитатель загадывает загадки. А когда задает вопрос: «Что это за сказка?», каждый ребенок подбегает к картинке с изображенной соответствующей сказкой. Затем дают всем несколько минут, чтобы подготовиться и дать четкие ответы на вопросы о героях сказки и какие действия они в ней выполняют. Необходимо дать каждому из них определенную характеристику.

С картинками героев сказок можно играть несколько по-другому. У ведущего игрока находятся герои русских сказок в картинках. А у всех остальных — шесть больших листов с изображением шести сказочных персонажей. Сначала дети называют этих персонажей, а затем переходят к самой игре. Ведущий игрок берет любую картинку, положенную вниз изображением, и называет персонаж. Тот, у кого находится лист лото с этим персонажем, берет картинку и накрывает на нем соответствующее изображение. Тот, кто первым закроет все изображения на лото, и будет считаться победителем. Начинайте играть в данные игры с детьми, начиная от трех лет и до школы.

Особенности иллюстрации

Самое сложное в иллюстрировании – выбрать из произведения те кусочки, которые будут изображены в книге. Художники обычно рисуют главные части романов: начало произведения, кульминационную часть и заключение. Но, конечно, можно проиллюстрировать запомнившийся и полюбившийся момент.

Как нарисовать иллюстрацию к сказке как можно подробнее и понятнее? Прежде чем создать набросок, нужно прочитать произведение минимум два раза. В первый раз человек знакомится с сюжетом, а во второй – запоминает детали, которые при первом прочтении не бросаются в глаза.

На что нужно обращать внимание, иллюстрируя произведение:

  • Внешность героев. Перед тем как изображать героев-антагонистов, нужно запомнить отличительные черты их внешности. Родинку на щеке или шрам на лбу обязательно нужно нарисовать, иначе главный герой потеряет свою индивидуальность.
  • Одежда персонажей. Странно, но мало кто запоминает описание одежды даже главных действующих лиц. Поэтому перед тем как садиться за стол для рисования, нужно пере

«Красная Шапочка»

Первая иллюстрация к «Красной Шапочке», скорее всего, появилась в 1851 году. Правда, это была не книжная иллюстрация, а масляная живопись британского художника Джона Томаса Пила. До наших дней дошла только чёрно-белая репродукция:

Изображение: John Thomas Peele / Wikimedia Commons

А первым иллюстратором, который отрисовал изображения к разным эпизодам сказки, стал француз Гюстав Доре — известный книжный график XIX века. Большинство своих работ он выполнял в технике ксилографии — делал резьбу по дереву и создавал оттиски. Он рисовал иллюстрации к «Барону Мюнхгаузену», «Синей бороде». И, в частности, к «Красной Шапочке» — первое иллюстрированное издание вышло в 1862 году.

Изображение: Gustav Dore / Wikimedia Commons
Изображение: Gustav Dore / Wikimedia Commons

Кстати, итальянский художник XX века Бени Монтрезор сделал интересный оммаж Доре:

Изображение: Beni Montresor / Amazon

За «Красную Шапочку» брались ещё десятки знаменитых иллюстраторов из разных стран и в разные эпохи. Вот, например, работа 1909 года другого известного британца — Артура Рэкхема: он работал тушью и акварелью.

Изображение: Arthur Rackham / Wikimedia Commons

Часто художники иллюстрируют сказки, известные многим поколениям, в духе своего времени — вот, например, так изобразил Красную Шапочку ирландский мастер эпохи модерна Гарри Кларк в 1922 году:

Изображение: Harry Clarke / The Victorian Web / the New York Public Library

Так в 1973 году историю Красной Шапочки изобразил американец Эдвард Гори. Он, к слову, сам был писателем и художником по костюму — а иллюстратором по совместительству.

Изображение: Edward Gorey / Pomegranate
Изображение: Edward Gorey / Pomegranate
Изображение: Edward Gorey / Pomegranate

«Красная шапочка» версии 1995 года — это акварельные иллюстрации австрийского художника Лизбет Цвергер. Она часто иллюстрировала детскую литературу: сказки Андерсена, «Алису в Стране чудес», «Дюймовочку» и ещё много книг — в своей узнаваемой манере.

Изображение: Lisbeth Zwerger / издательство North South
Изображение: Lisbeth Zwerger / издательство North South

Иван Билибин (1876–1942)

Иван Билибин (справа в первом ряду) в группе учеников .

Ивана Билибина можно смело назвать главным сказочным иллюстратором. Более того, его непревзойдённая манера, переосмысляющая традиции народного искусства, сыграла важнейшую роль в становлении книжной графики. Художник посещал Рисовальную школу Общества поощрения художеств, руководителем которой был передвижник Иван Крамской. Билибин никогда не скрывал, что на его творческое становление сильно повлияло Товарищество передвижных выставок. Однако в дальнейшем путь художника неотрывно связан с объединением «Мир искусства», с которым он поддерживал связь на протяжении долгих лет. Он сотрудничал с главными художественными журналами, альманахами и сборниками, начиная от «Мира искусства» и заканчивая «Весами» и «Открытым письмом». В этом первом русском периодическом издании об открытках выпускают графическую серию открыток Билибина по мотивам русского фольклора. Надо сказать, в конце XIX века в России наблюдается настоящий расцвет графики малых форм — театральные программки и пригласительные билеты, книжные и журнальные иллюстрации создавали лучшие художники. «Обложка» и адресная сторона открытых писем также становится медиумом для признанных мастеров, таких как Леон Бакст, Михаил Добужинский, Евгений Лансере, Георгий Нарбут, Сергей Чехонин и, конечно, Иван Билибин.

В 1900 году Иван Билибин показывает свои акварели на второй выставке «Мир искусства». Он становится постоянным художником и автором журнала «Мир искусства», который выпускался с 1898 по 1904 год. Художник считался одним из главных знатоков русской старины, и его графика, полная множества архаичных деталей, была в то же время изысканна и прогрессивна, а в целом привносила в журнал эстетику русского фольклора. В1904 году вышел тематический номер журнала «Мир искусства», полностью оформленный Билибиным. Художник сделал серию иллюстраций, начиная с обложки, и написал статью «Народное творчество Севера».

Как и многие мирискусники, художник после революции оказался в Европе, в 1925 году в Париже работал над оформлением опер и балетов. Жизнь за границей была не так щедра к русским художникам, и со временем Билибин решил сотрудничать c Советским Союзом. В 1935–1936 годах он участвует в оформлении советского посольства в Париже, создаёт монументальное панно «Микула Селянинович» и в1936 году на теплоходе «Ладога» возвращается в Ленинград. Он начинает преподавать в Институте живописи, скульптуры и архитектуры, ставит в Театре оперы и балета имени С. М. Кирова оперу Н. А. Римского-Корсакова «Царь Салтан». Иван Билибин создаёт иллюстрации к «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером Волке», «Сказке о царе Салтане», «Сказке о Золотом Петушке», русским былинам; оформил оперу «Золотой Петушок», балет «Жар-птица». Кроме того, художник увлекался иконописью. Последняя его работа — серия иллюстраций к киевским былинам.

Cкончался Иван Билибин в блокадном Ленинграде в 1942 году.​

Природные материалы

«Из шишки лучше всего получаются Мишки!»

Шишки — бесподобный природный материал. Помимо декоративного, он приносит оздоровительный и умственно-развивающий эффект. Во-первых, для того, чтобы

Набрать шишек для поделок — нужно сходить в сосновый или еловый лес. Естественно, что одного ребенка в лес родители не отпустят. Вот и получается семейный выход в осенний лес. А если уж выбрались, то надо насладиться прогулкой-подышать свежим, не загазованным воздухом. Это оздоровительный эффект.

Умственно-развивающий заключается в процессе воздействия на кончики пальцев. На них расположены рецепторы, связанные со всеми органами в организме человека. Получается, что перебирая шишку пальцами, мы воздействуем положительно на весь организм. В том числе и на мозг. Вот какую пользу приносят обычные шишки!

Шишки служат основой для многих сказочных поделок.

  1. Во-первых, они жесткие, значит, поделка не будет деформироваться. Во-вторых, легко красятся.
  2. В-третьих, прекрасно соединяются друг с другом. А также с другими природными материалами-ракушками, желудями, листьями пластилином.
  3. Простор для фантазии — огромен. Начиная от простых мишек, лисиц и ёжиков, до целых композиций на лесной полянке. Только тщательно просушите шишки.

«Листья разные над сказками кружатся…»

Они тонкие. Используются больше для аппликации. Но сырые листья для работы не годятся. Их необходимо высушить.Часто листья раскладывают в альбомы. Так они сохнут 2 недели. Желание начать работу огромно?Просто перекладываем листья бумагой, сложив стопочкой. Этот способ позволяет высушить листья за 3-4 дня.

Ищем фото или рисунок, необходимый для будущей поделки. Мама или папа хорошо рисуют? Они могут помочь малышу в создании заготовок для красивой поделки.

Создаём эскиз, подбирая листья. Листья можно красить. Используем сочетание красок, придавая листьям новый неповторимый, своеобразный оттенок. Лучше использовать прозрачный клей. Так не нарушится гармония цветовой гаммы.

Работа высохла? Вставляем её в рамочку. Фоном делаем цветную бумагу. А можно нарисовать. Но на краску листья приклеятся хуже. В процессе аппликации с листьями фантазия детей безгранична: Жар-птица, Золотая рыбка, цыплята, Мудрая Сова, ну и, конечно, Волшебное дерево.

«В морские дали сказка нас зовёт…»

После летнего отдыха на море дома, несомненно, появляются ракушки. Потом, естественно, они лежат и пылятся дома, но рука не поднимается их выбросить. А тут срочно необходимо сделать поделку ребенку в детский сад или школу. Ночь на дворе, а он только вспомнил. Не переживайте, а лучше подойдите к полке (ящику) с ракушками и достаньте их.

Отсортируйте-чистые отдельно, а грязные (с черным налетом и остатками моллюсков) отдельно. Вторые закладываем в кипящую воду, щипцами удаляя грязь. Затем ракушки помещаем на тридцать минут в хлорсодержащий раствор. Потом раскладываем на чистом полотенце. Ждем, когда высохнут.

Ракушки прочный материал. К ним можно прикрепить с помощью клея или пластилина веточки, листики, шишки и даже жёлуди. Равных при создании морских композиций им просто нет.

Сколько времени нам потребуется, чтобы сделать из бумаги или пластилина одну кувшинку для поделки к сказке Андерсена «Дюймовочка»? А здесь просто вырезается зелёный лист из картона, и крепим пластилином бесподобно-красивую кувшинку из ракушек. Лягушек можно сделать из ракушек. И даже Золотую рыбку. Предварительно берем клей ПВА и смешиваем с желтой гуашью. Красим ракушки снаружи. Ждем высыхания, а затем склеиваем. Берем лак с блестками (сейчас в продаже довольно большой его ассортимент) и, варьируя расстояние, наносим его на поделку.

Если есть бронзовый порошок, то для придания золотого оттенка, можно использовать и его. Предварительно покрываем раковину акриловым лаком, затем посыпаем её порошком. Он прекрасно ложится на поверхность раковины и придает неповторимый золотой оттенок. Бесцветным клеем приклеиваем глаза с ресничками и рыбка готова.

Ракушки хороши тем, что их можно использовать в аппликации. Работа получается объемная и очень оригинальная. Если дома осталось еще очень много ракушек, то можно отнести в школу и устроить мастер-класс по изготовлению поделок на сказочные темы из ракушек на уроке технологии. Одноклассники будут в восторге. Ведь идей для поделок из ракушек великое множество.

Популярные сказки

Наибольшей популярностью среди детей пользуются герои сказок Пушкина, Андерсена, «Колобок», «Теремок» в картинках. Для каждого ребенка сказка – это не просто фантазия писателя, а особая реальность в мире чувств.

При прослушивании сказки дети глубоко сопереживают персонажам. У них пробуждается импульс к оказанию помощи нуждающимся, к их защите. Для дошкольника восприятие сказки является его специфической деятельностью, выражающейся в игровой форме. Это позволяет ему свободно фантазировать, мечтать.

Картинки героев народных сказок «Колобок», «Теремок», повествований Пушкина, Андерсена, персонажей мультфильмов нашли широкое применение в развивающих играх для детей дошкольного возраста.

Как нарисовать сказочного персонажа | Drawingforall.ru

Всем доброго дня! Сегодня мы нарисуем сказочного персонажа.

Это будет сонный, только что разбуженный по какому-то пустяку обитатель уютного дома ну или подземного жилища. Очевидно, что выходить нашему герою не хочется никуда, поэтому он нехотя держит свечу для освещения ночной мглы, а поза и выражение лица передают единственное желание — отправиться спать как можно скорее.

Шаг 1

Набросаем фигуру персонажа, на лице обозначим продольную линию лицевой симметрии и поперечную линию глаз

Обратите внимание на явно непропорциональную голову и шею, которая слегка подаётся вперёд

Шаг 2

Этот этап будет самым объёмным из всего урока. Здесь мы пририсуем несколькими плавными линиями очертания домашнего халата сказочного существа, его обувь, а также нарисуем глаза, уши и колпак. Посмотрите на глаза — они должны быть прикрыты веками наполовину. Завершаем работу над лицом в этом шаге набрасыванием скул и подбородка.

Шаг 3

Нарисовать лицо сказочного персонажа — довольно интересная задача, в этом этапе мы ей и займёмся

Обратите внимание на черты — длинный, крючковатый нос, чуть обвислые щёки и флегматично сжатый рот. Здесь же рисуем внутреннюю часть уха, и набрасываем линию, по которой запахивается домашний халат

Кстати, о халате — не забываем про воротник и пояс. Завершаем этап работой над складками на ткани ночного колпака.

Шаг 4

Этот этап будет самым лёгким, здесь мы нарисуем свечу и блюдце в руке нашего сказочного персонажа ( кстати, нужно придать руке законченный вид). Также прорисуем узел пояса, на который завязан халат.

Шаг 5

Вот и всё, осталось только наложить тени. Заштрихуйте затемнённые участки простым карандашом, обращая внимания на свечу, которая является источником света. Будет здорово, если в конечный результат станет похож на иллюстрацию из книги детских сказок.

Для дополнения сказочного антуража вы можете добавить фон, имитирующий цвет страницы старинной книги.

Этот урок закончен, ждите новых обучающих статей на сайте Drawingforall.ru!

Творческий проект «Мы рисуем сказки»

Сайгашкина Ж.В. Творческий проект «Мы рисуем сказки» // Совушка. 2021. N2 (16). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/16/ (дата обращения: 01.08.2021).

Заказ № 380490

Цель проекта:

  1. Формировать и расширять представления детей о мире сказок при помощи средств изобразительной деятельности.
  2. Учить детей передавать в рисунке эпизоды из сказки, отражать взаимоотношения между персонажами посредством нетрадиционных способов рисования.
  3. Формировать умение составлять словесно-образные картины по сюжету сказки.
  4. Учить воспринимать художественное слово и понимать образный язык сказок.
  5. Расширять представления родителей о различных нетрадиционных способах рисования, о детских сказках; приобщать к семейному творчеству (иллюстрирование сказок, составление собственных сказок).

Участники проекта.

Дети подготовительной группы, их родители, педагоги дошкольного учреждения.

Материал и оборудование.

Сказки российских, зарубежных писателей, народные сказки. Картины и иллюстрации сюжетов сказок. Материалы для театрализованного представления, изобразительной и конструктивной деятельности. Настольные игры.

Реализация проекта

Подготовительный этап.

  • Анкетирование родителей (Выявить, что читают родители детям дома и какие средства изобразительной деятельности используют).
  • Круглый стол с участием родителей и детей.
  • «Мы рисуем семейную сказку».
  • Оформление информационного уголка для родителей.
  • Размещение консультаций и рекомендаций по теме (просвещение родителей).
  • Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для занятий, набор книг со сказками, костюмы сказочных персонажей, различных материалов и техник изобразительной деятельности.

Основной этап.

  • Оформление книжного уголка.
  • Рассматривание иллюстраций к сказкам.
  • Экскурсия в кукольный театр (Продолжать знакомить с правилами поведения в общественных местах. Формировать представление о декорациях, о художнике-оформителе).
  • Посещение городской библиотеки (Дать представление о создателях сказок-писателе, о народном сложении сказок и о художнике-иллюстраторе).
  • Экскурсия в художественную школу «Юный художник» (Познакомить детей с многообразием художественных средств, видов и способов рисования).
  • Посещение комнаты творчества (Учить анализировать работы других детей и педагогов; формировать эстетическо-художественный вкус, чувство прекрасного).
  • Совместная деятельность детей и педагога «Чудесный мир красок» (Формировать умение детей использовать нетрадиционные техники рисования).
  • Чтение сказок различных писателей, народных сказок (Дать целостное представление о мире сказок).
  • Беседа о сказках (Учить понимать основную мысль сказки. Развивать умение оценивать поступки героев).
  • Словесно-образное составление картин по сюжетам сказок (Учить с помощью слова, выразительных средств речи красочно описывать сюжет сказки).
  • Конкурс родителей «Домашний сказочник» (сочинение сказок).
  • Придумывание различных вариантов продолжения сказок и их художественное воплощение (Развивать творческую активность, фантазию, воображение).
  • Иллюстрирование сказок (Упражнять детей в использовании нетрадиционных способ рисования).
  • Театрализованное представление по сказке Г.Х. Андерсона «Щелкунчик» (учить передавать в речи, жестах, мимике особенности персонажей).
  • Вечер сказок «Угадай и нарисуй кто это?» (Развивать логическое мышление, технику рисования, мелкую моторику, познавательный интерес, сообразительность).
  • Проведение настольных игр-пазлов (Развивать целостность восприятия сюжетной картинки, мышление).
  • Оформление альбома «Мы художники-иллюстраторы» (Закреплять умение работать различными изобразительными материалами, передавать в рисунке характерные особенности сказочных персоналов).
  • Домашнее задание: подбор рисунков, иллюстраций, текстовых фрагментов сказок, кроссвордов для оформления «Сказочной газеты» (Способствовать развитию поисково-исследовательской деятельности. Расширять сферу сотрудничества педагогов с родителями и детьми).
  • Выпуск сказочной газеты (Развивать совместное творчество педагогов, родителей и детей).
  • Выставка «Мир полон сказочных чудес» (Демонстрация детских рисунков, собранных в процессе работы над проектом).
  • Презентация проекта в форме творческого отчёта о проделанной работе.

Заключительный этап.

  • Обработка и оформление материалов проекта.
  • Оценка результатов работы всех участников проекта (проводится на основании итогового анкетирования, наблюдения и анализа различных видов деятельности, бесед с детьми и их родителями).
  • Презентация проекта.

Популярные сказки

Наибольшей популярностью среди детей пользуются герои сказок Пушкина, Андерсена, «Колобок», «Теремок» в картинках. Для каждого ребенка сказка – это не просто фантазия писателя, а особая реальность в мире чувств.

При прослушивании сказки дети глубоко сопереживают персонажам. У них пробуждается импульс к оказанию помощи нуждающимся, к их защите. Для дошкольника восприятие сказки является его специфической деятельностью, выражающейся в игровой форме. Это позволяет ему свободно фантазировать, мечтать.

Картинки героев народных сказок «Колобок», «Теремок», повествований Пушкина, Андерсена, персонажей мультфильмов нашли широкое применение в развивающих играх для детей дошкольного возраста.

Иллюстрация с помощью красок

Как нарисовать иллюстрацию к сказке с помощью красок? Это несложно, если разобрать весь процесс поэтапно. Например, нам нужно нарисовать иллюстрацию к сказке «Снежная королева».

Для этого разобьем работу на части:

Первым делом находим тот момент, который нужно проиллюстрировать. Берем для примера сюжет: Снежная королева сидит на троне, а Кай играет у ее ног.
Определитесь с внешностью героев: длинные или короткие у них будут волосы, курносые ли носы, какого цвета глаза. Желательно перечитать описание героев в сказке.
Рисуем эскиз. Выберите позы, в которых будут сидеть Снежная королева и Кай.
Теперь самое интересное: продумайте одежду, в которую одеты главные герои.
Последний этап эскиза — прорисовка интерьера. Полистайте сказку, вдохновитесь атмосферой холодного дворца, найдите подсказки.
После того как эскиз сделан, перенесите его на чистовик. Помните, что поверх карандаша будут нанесены краски

Это важно, если иллюстрация будет выполняться акварелью, поэтому чистовой эскиз набросайте акварельными карандашами.
Завершающий этап — раскрашивание.

Графическая иллюстрация

Как нарисовать иллюстрацию к сказке в графическом стиле? Здесь есть несколько техник:

  • с помощью карандаша;
  • с помощью туши;
  • с помощью мягкого материала (уголь, пастель и т. д.)

Определитесь, в каком стиле будет выполнена иллюстрация. Если вы планируете кропотливо прорисовыть мельчайшие детали, то возьмите карандаш. Если рисунок больше будет напоминать набросок, подойдет мягкий материал.

Графические работы сложно сделать такими же эффектными, как цветные. Чтобы добиться хорошего результата, нужно нарисовать иллюстрацию сказки поэтапно.

  1. Первым делом выполняется эскиз понравившегося фрагмента сказки.
  2. Второй шаг – это компоновка. Она нужна для того, чтобы в дальнейшем все части рисунка вместились в ограниченное пространство холста.
  3. Следующий этап – это проработка деталей. Это ответственная миссия и если иллюстрацию рисуют дети, родители должны проконтролировать этот процесс.
  4. Заключительная часть – нанесение света и тени на фигуры и объекты. Главное не забывать, что передний план с главными персонажами должен быть темнее заднего.