Что означает буквы д?

Постановка звука Д

Чтобы речь ребенка была чистой и правильной, а окружающие его понимали,нужно чтобы все звуки произносились чётко. Относится это ко всем буквам алфавита, ко всем звукам, которые они образуют.

Некоторые звуки произносятся сразу без изъяна, другие же никак не хотят усваиваться. Такие звуки необходимо сначала поставить, затем автоматизировать и закреплять в речи.

Постановка звука проводится после того, как отработана артикуляция звука, речевые органы подготовлены.

Для постановки используют следующие методы:

1. Подражание. Ребёнок рядом со взрослым напротив зеркала. Взрослый показывает, как произносить звук. Ребёнок повторяет. Сначала тренируются с гласными звуками (да-до-ду-ды) для твёрдого Д и (де-ди-дю-дя) для мягкого Дь.

2. Механический метод. Произносится «Б» — язык между губами. Логопед с помощью шпателя придавливает кончик язычка и заводит его за верхние зубы.

Эти способы эффективны для занятий ребёнка с близкими людьми, чтобы малыш чувствовал себя спокойно.

Как научить ребенка писать?

Учить писать ребенка мы начинаем всегда с печатных букв. Малыш запоминает алфавит, расположение букв в нем, знакомится с тем, что есть заглавные (прописные) и строчные русские буквы. На данном этапе также стараемся объяснить ребенку, когда они употребляются на письме. И лишь когда печатные буквы будут усвоены, начинаем изучать буквы русского алфавита прописью. Способов обучения может быть много. Лучше всего совмещать некоторые из них, чтобы обучение шло результативнее.

Прописи

Обычно мы учимся писать заглавные и строчные буквы русского алфавита по прописям. Это наиболее удобный для педагогов и детей метод. Родителям, которые еще не успели приобрести прописи своим детям, можно посоветовать распечатать их здесь на сайте.

Карточки с прописными буквами русского алфавита.

Все мы, взрослые, помним, что прописи представляют собой тетрадь в косую линию, где выведены образцы написания букв. Здесь есть как заглавные, так и строчные буквы. Изучать алфавит, не умея писать те или другие, невозможно.

Строчные и заглавные буквы

Карточки со строчными и заглавными русского алфавита.

Все мы, взрослые, помним, что прописи представляют собой тетрадь в косую линию, где выведены образцы написания букв. Здесь есть как заглавные, так и строчные буквы. Изучать алфавит, не умея писать те или другие, невозможно.

Рядом с образцами точками выводятся русские буквы, чтобы малыш имел возможность обвести их и понять, как нужно писать. Впоследствии ребенок пытается все делать самостоятельно. По прописям педагогу легко дать домашнюю работу, которую помогут выполнить родители. Вот некоторые образцы заглавных и строчных букв, которые можно использовать в работе с детьми. Распечатать их вы можете на сайте:

Правописание заглавных букв

В русском языке употребление двух видов начертания подчиняется правилам соответствующего раздела орфографии. Согласно им, новое предложение начинается с заглавного знака, который как будто возглавляет армию маленьких, обычных значков. Он показывает, что предыдущая мысль закончилась, и началась другая, или просто обозначает начало мысли. Еще с заглавного начинается прямая речь, цитаты, каждая новая строчка стихотворения.

Но есть и другие, более сложные правила, объясняющие правописание заглавной и строчной букв:

  1. Имена, фамилии, отчества людей и составленные на их основе прилагательные. Например: Яблочкин Андрей Игоревич, Петькина машина.
  2. Клички животных и составленные от них прилагательные. Например: Тузик, Мурка, Кеша, Пушок, Тузиков ошейник.
  3. Географические объекты, места, названия (континентов, сторон света, стран, городов, деревень, сел, краев, республик, островов, морей, океанов, рек, озер). Например: Черное море, Балтийское, Атлантический океан, город Москва, материк Африка, поселок Янтарный, республика Адыгея.
  4. Названия фирм, компаний, магазинов, предприятий. Например: завод «Роствертол», магазин «Пятерочка», фирма обуви «Белвест».
  5. Названия великих исторических событий, важнейших документов (Первая мировая война, Петровская эпоха).
  6. Названия печатных изданий, произведений искусств, блюд (журнал «Мурзилка», газета «Московские ведомости», «Лунная соната», картина «Бурлаки на Волге», салат «Цезарь»).
  7. Названия министерств, важных государственных организаций (Министерство образования, Городская дума).
  8. Высокие, имеющие большую государственную значимость, должности (Президент, Королева).
  9. Первое слово названия праздников и важных событий (День рождения, Рождество, Пасха, День победы).
  10. Местоимение «Вы», когда требуется выражение особого уважения.
  11. Аббревиатуры – состоят полностью из заглавных значков (КПРФ, МЛМ, ЮФУ).

Во всех остальных случаях, когда слово не включено в категорию собственных имен, а является именем нарицательным, пишутся строчные начертания.

Возможные трудности в выборе варианта

В русском языке большинство правил неоднозначны и имеют дополнительные пояснения или исключения.

Возможные затруднения в выборе размера графического значка:

  1. Собственные имена мифических, исторических, литературных героев, которые стали употребляться обобщенно, в переносном значении, для обозначения определенного характера или образа жизни людей. Правила написания подобных слов неоднозначны: одни пишутся с большой (Обломов, Наполеон, Гамлет), другие со строчной буквы (донкихот, иуда, геркулес, ставшие именами нарицательными). Вариант их употребления дается в словаре.
  2. Такие же разграничения и свои особенности написания имеют названия географических объектов и важных исторических событий, применяемые в обобщенном (переносном) значении: содом (разврат), олимп (верх), камчатка (последние места) и Чернобыль, Мекка, Хиросима.
  3. Названия аппаратов, техник, единиц измерения, полученные по именам своих изобретателей, пишутся со строчной буквы. Например: рентген, вольт, паскаль и прочее.
  4. Фразеологические обороты и термины, где одно из слов является именем собственным, а также составленные по ним прилагательные большого значка не имеют (ахиллесова пята, демьянова уха, рентгеновы лучи).
  5. Имена прилагательные, которые были составлены по фамилии и имени человека с использованием суффиксов –ск, -овск, -инск – пишутся со строчной буквы (далевский словарь, пришвинская проза).

Проверьте себя

Теперь, когда мы подробно обсудили теоретическую часть темы, давайте попрактикуемся определять слитное, дефисное и раздельное написание слов в русском языке.

Прочитайте словосочетания ниже и определите, к каким частям речи относятся слова, которые в них входят. Раскройте скобки и поставьте дефис там, где он нужен. Объясните, почему вы выбрали тот или иной вариант правописания с помощью общих правил, которые мы рассмотрели в этой статье.

Выбрался из(под) снега, кого(нибудь) сильного, с(перва) познакомимся, чуть(чуть) устал, где(то) далеко, с(начала) пути, смотрел (по)хитрому, плащ(палатка), англо(французский), светло(бежевый), относился (по)человечески, (пол)огурца.

Надеемся, что после этой статьи слитное, раздельное и дефисное написание слов перестало казаться вам сложным вопросом. А если нет, попробуйте еще раз разобрать эту тему, но уже с преподавателем. На уроках в онлайн-школе русского языка Skysmart мы объясним её простым языком и научим видеть логику в правилах постановки дефиса, а не заучивать их. Это поможет не бояться контрольных, улучшить оценки и ходить на занятия в школе с удовольствием.

Оглушение

Русский язык обладает понятием оглушения – некоторые звонкие звучат, как глухие согласные звуки из пары.

Это не является дефектом речи, а наоборот – считается критерием ее чистоты и правильности. Но это правило работает только с парными согласными. К примеру, в речи часто заменяется на . Это относится к дефекту, так как , приближенное к , считается отличительной чертой украинского языка. Употребление его в русской речи неверно. Исключение – слово Бог.

Правила и примеры:

  • буква стоит последней в слове: зуб – , прорубь – ,
  • после буквы стоит глухой согласный: сыроежка – .

Есть обратный процесс – озвончение. Означает, что в речи глухие произносятся как парные им звонкие. Озвончение оправданно, когда они стоят перед звонкими согласными: сделка – .

Согласные звонкие и глухие твердые и мягкие

Согласные звуки звонкие и глухие. Урок русского языка в 5 классе

https://youtube.com/watch?v=1fSTYkxOtfo

Звонкие

При их образовании форма языка близка к форме, производящей глухие, но добавляются вибрации. Звонкие согласные звуки создают активные вибрации связок. Вибрации деформируют звуковую волну, и в полость рта попадает не чистый поток воздуха, а звучание. В дальнейшем он дополнительно преобразовывается языком и губами.

К звонким согласным принадлежат: б, в, г, д, ж, з, й, л, м, н, р.

При их произношении в области гортани явно чувствуется напряжение. Кроме того, проговорить их четко шепотом практически невозможно.

Слово, в котором все согласные звуки звонкие: Рим, гордыня, зола, лиман.

Сводная таблица согласных (глухие и звонкие).

Зв.
Гл.

Именно за счет смены звучания русская речь обогащена различными словами, близкими по написанию и произношению, но абсолютно разными по значению. К примеру: дом — том, суд — зуд, код — год.

Глухие и звонкие согласные звуки

Дефис в служебных частях речи

Когда в предлогах пишется дефис

В предлогах можно встретить дефис только в одном случае — если предлог составной (то есть состоит из двух частей) и непроизводный (то есть не был образован от слова другой части речи). Подробнее на эту тему мы уже говорили в статье «Разряды предлогов». Там же можно узнать о случаях, когда предлоги пишутся слитно или раздельно.

Примеры предлогов, которые пишутся через дефис:

  • из-под земли,

  • по-над снегом,

  • из-за гор.

Слитное, дефисное и раздельное написание частиц

Частицы бы, б, же, ж, ли, ль нужно писать раздельно с остальными словами:

  • приедешь ли,

  • увидишь же,

  • показали бы и т. д.

Слова с частицами -ка и -то пишутся через дефис:

  • подойди-ка,

  • расскажи-то и т. д.

Местоимения

Дефис в местоимениях

В местоимениях дефис можно ставить только в том случае, если они неопределённые. При этом всегда они будут употребляться с морфемами кое-, -то, -нибудь, -либо — совсем как наречия из предыдущего раздела:

  • что-то,

  • кто-нибудь,

  • кое-кто и т. д.

Слитное и раздельное написание местоимений

Если в неопределённом или отрицательном местоимении есть приставка не- или ни-, при этом между ней и корнем нет предлога, оно пишется слитно:

  • некого позвать,

  • никто не надеялся и т. д.

Если же между ни или не и местоимением есть предлог, их нужно писать раздельно:

  • не у кого спросить,

  • ни у кого не обнаружили и т. д.

Также в русском языке частицы ни и не пишутся раздельно со всеми остальным разрядами местоимений, кроме неопределённых и отрицательных. При этом все местоимения любых разрядов пишутся раздельно с предлогами:

  • кое о чём поговорить,

  • пришёл не сам и т. д.

Проверьте себя
Прочитайте местоимения ниже и определите, какие слова пишутся через дефис, а какие — нет. Раскройте скобки и подкрепите ваш ответ правилами из этого раздела.Не(с)кем, ни(с)кем, что(либо), ни(кто), кто(нибудь), (кое)кто, кое(с)кем.

Как появился английский алфавит?

Любопытно было узнать историю появления английского алфавита. Просмотрев разные источники, мы узнали, что изначально в Англии использовались англосаксонские руны (5 век н.э.).

С 7 века н.э. (под влиянием христианства) постепенно руны стали заменять буквами латинского алфавита.

Под влиянием разных исторических моментов алфавит постоянно менялся и к 16 веку уже насчитывал 23 буквы. Не было ещё букв «J»,»U»,»W». С 16 века постепенно стали появляться буквы «J» и «U». Со временем они прочно вошли в алфавит. Затем появилась буква «W», как замена сочетания двух «V».

Таким образом полностью сформировался английский алфавит к началу 18 века. Дальше уже менялась фонетика и словоформа.

Как помочь ребенку различить b и d?

 Сначала тщательно проработайте одну из букв в проблемной паре. Ваша задача — перевести информацию о букве (ее графическом и звуковом образе) в долговременную память ребенка. Поэтому уделяйте 5-7 минут на проблемную букву на каждом уроке. Желательно, чтобы задания каждый раз были разнообразны.

Что делать с проблемной буквой?

А. Подключите сенсорику. При работе с проблемной буквой задействуйте как минимум 2 или 3 чувства одновременно. Такой подход активизирует больше нейронных связей в головном мозге, что способствует переходу информации в долговременную память. 

«Whole body activity» поможет ребенку с ориентацией в пространстве. Сделайте проблемную букву из клейкой ленты или любого другого материала и расположите ее на полу. Более простой вариант — написать букву на полу или асфальте мелом. Можно добавить цветные круги, чтобы запомнить направление движения при написании (активизируем визуальный канал). Ребенок движется по букве в направлении ее написания (кинестетический канал), во время движения он может озвучивать букву (аудиальный канал), к примеру d-d-d или d-хлопок-d-хлопок, а еще лучше, чтобы он читал стишок на букву d, например, из курса Jolly Phonics >>>>>> Можно по буквенной «дорожке» не просто идти, а скакать или танцевать, а озвучивать ее разными голосами: шепотом, грустным, тонким или грубым голосом. Экспериментируйте! 

Тренируем мышечную память. Буква «d» пишется против часовой стрелки, что тоже может вызвать затруднение у детей. Чтобы сформировать правильный навык написания буквы, расположите на стене кусок бумаги выше уровня глаз ребенка. Задание — вытянутой рукой рисовать круги в ряд длиною 60-100 см. В этой активности ребенок не задействует запястье, а основная нагрузка идет на плечо и руку, поэтому интуитивно легче круги рисовать против часовой стрелки. 

Включаем тактильные ощущения. Используйте материалы разных поверхностей, из которых можно изготовить буквы: пластилин, тесто, фольга, наждачная бумага. После их изготовления ребенок проводит пальчиком по букве в направлении ее написания. 

Активизируем обоняние, например, в тесто для лепки букв можно добавить корицу или другие специи / ароматические масла. 

Б. Выполняйте задания на зрительное различение целевой буквы. Их очень много в интернете, стоит только поискать.

 Проработайте вторую букву из проблемной пары. Делайте это не менее тщательно, используя мультисенсорный подход и задания на визуальное различение.

 Учимся различать буквы в проблемной паре. 

Задействуйте ассоциации. Самый яркий образ, помогающий запомнить, какая буква в какую сторону смотрит, это образ кровати — «bed». Попросите ребенка приблизить друг к дружке кулаки с отогнутыми пальцами вверх (фото 1) и помогите ему увидеть, что каждый кулак напоминает изучаемую букву (фото 2). Спросите ребенка, на что это похоже. Не правда ли, на кроватку? This is a bed. Для довершения образа уложите какую-нибудь игрушку спать на нашу импровизированную кроватку (фото 3). 

 1.     2.       3.   

Задания на зрительное различение целевой пары букв. Введите в поисковой системе «b and d confusion worksheets» и получите множество материала на эту тему. 

Отчитайте списки слов с целевыми буквами

Удачных Вам уроков,

Ваша Екатерина Симонова.

Звук Д

Буква Д передаётся звуками и . Если буква находится в конце слова или после неё идёт глухой согласный, то Д оглушается. В этом случае мы слышим и : «род», «гладь».

Звук Д является согласным, смычным. Это язычно-зубной звук, взрывной мгновенный, звонкий ротовой.

Когда звук произносится изолированно, губы находятся в разомкнутом положении.

Резцы немного раздвинуты, язык напряжён.

Сначала образуется небольшая смычка между кончиком языка с верхними резцами, при этом боковые стороны языка соприкасаются с верхними коренными зубами.

Далее смычка как бы взрывается, и воздушная струя выходит наружу.

Мягкое нёбо в приподнятом положении. Связки сомкнуты, в момент смычки они слегка вибрируют.

Положение губ, работа языка и края резцов видимы.

Струя воздуха осязается в виде толчкообразного движения, гортань вибрирует.

Парные согласные

Что означает парность согласных? Две буквы, близкие по звучанию, при произношении которых язык занимает схожие положения, называют парные согласные звуки. Произношение согласных можно условно разделить на одноэтапные (в их создании участвуют губы и языки) и двуэтапные – первыми подключаются связки, затем рот. Те случаи, когда при произношении движения рта совпадают, и создают пары.

Сводная таблица парных согласных с учетом твердости и мягкости

Зв.
Гл.

В речи свойственно не выговаривать каждую букву, а «съедать» ее. Это не является исключением только русской речи. Подобное встречается практически во всех языках мира и особо контрастно заметно в английском. В русском этот эффект подвластен правилу: парные согласные звуки подменяют (на слух) друг друга во время речи. К примеру: любовь – .

Но не все имеют свою пару. Есть не похожие по произношению ни на какие другие – это непарные согласные. Техника воспроизведения отличается от произношения прочих звуков и объединяет их в группы.

Парные согласные

Пословицы и поговорки на букву Д

Друзья познаются в беде.

Дружба в делах помощница.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

За один раз дерева не срубить.

К дому друга дорога никогда не бывает длинной.

Дерево дорого плодами, а человек делами.

Судят не по словам, а по делам.

Два часа собирался, два часа умывался, один час утирался — сутки одевался.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Долог день до вечера, коли делать нечего.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Семеро одного не ждут.

Один задириха, другой — неуступиха.

Не за свое дело не берись, за своим делом не ленись.

Не учи безделью — учи рукоделью.

Лучший дар — ум.

Худшая беда — невежество.

Жизнь дана на добрые дела.

Держись за «небось», доколе не сорвалось.

«Авось» да «как-нибудь» до добра не доведут.

Береги одежду снову, а честь и здоровье смолоду.

Ум да здоровье всего дороже.

Без трудов нет и плодов.

Без труда нет добра.

Доброе семя — добрый и всход.

Дыхательная гимнастика

Чаще всего рекомендуется использовать гимнастику по Стрельниковой. Но она допустима для занятий с детьми от 7 лет. И выполнять её следует под контролем взрослых, лучше специалиста.

1. Упражнение «Ладошки». Стоя прямо, согнуть руки в локтях, показывая ладошки взрослому. Руки сжимаются на вдохе в кулак, на выдохе разжимаются. Дыхание производится через нос. Задание выполняют 5 раз.

2. Упражнение «Погончики». Стоя прямо, руки сжать в кулак и прижать к поясу. Вдох — кулачки в пол, постепенно разжимая. Выдох — исходная позиция. Выполнение 5 раз.

3. Упражнение «Насос». Из положения «стоя» наклон вперёд, руки свисают. Как бы накачиваем шину. При вдохе наклон вперёд. При выдохе — исходное положение.

Для малышей подходят дыхательное упражнение «Трубочка». Вытягиваем губки вперёд. Вдох — через нос, выдох — через трубочку. Выполнять 5 раз.

Любое дыхательное упражнение необходимо выполнять под контролем специалиста и только после консультации с врачом.

Основные отличия

Прописные и строчные буквы имеют ряд отличий друг от друга.

Заключаются они в следующем:

  • Размер. Заглавная больше маленькой примерно в 2 раза. Это хорошо заметно при использовании тетрадного листа в широкую линию: большая буква занимает всю высоту строки, а малая умещается в ее половине.
  • Написание. Заглавная имеет намного больше деталей и особенностей начертания, которые старательно пытаются усвоить ученики первого класса. Она намного сложнее маленькой по начертанию.
  • Частота использования. Заглавная встречается в тексте намного реже маленькой, потому что ее выбор должен оправдываться определенными правилами.

Усвоив для себя, чем отличаются прописные от малых графических значков, человек перестает путать два этих термина между собой.

Артикуляционная гимнастика

1. Нижняя челюсть. Открываем рот довольно широко и начинаем жевательные движения. Упражнение повторять в течение 15 секунд.

2. Губы и щёки.

  • губы сомкнуть, набрать в рот воздух. Начинать как бы полоскание рта, как будто чистим зубы;
  • изобразить фырканье лошади;
  • надувание губ (верхнюю, нижнюю).

3. Язык.

  • упражнение «Грибок»: широкая улыбка, рот открыт. Язык в плоском состоянии присасывается к нёбу за верхними резцами. Держать в этом положении 10-15 секунд;
  • упражнение «Лошадка». Цоканье языком по нёбу, как будто издаём стук лошадиных копыт по каменной дорожке;
  • упражнение «Качели». Рот открыт (широко), зубы обнажены. По очереди язык заходит то за нижние, то за верхние зубы. Повторять 5-6 раз.

4. Мягкое нёбо. Воспроизведение гласных звуков на выбор взрослого.

Продолжи фразу

У меня знакомых тьма.
Не могу их счесть сама,
Потому что кто пройдет,
Тот и ручку мне пожмет.
Людям рада я, поверь,
Я — приветливая … (дверь).

Поглядите, поглядите —
Потянулись с неба нити!
Что за тоненькая нить —
Землю с небом хочет сшить?
Не ответишь, подождем.
Отгадаешь под … (дождем).

Разместилась шавка с шиком
И была в восторге … (диком).

Мех у тети встал на шубе,
Как под ветром лист на … (дубе).

Шавке лаять не мешали.
На ошейнике … (медали).

Раз в трамвай залезла шавка,
Началась в трамвае … (давка).

Зимним воздухом дыша,
Шла на лыжах буква Ш,
Шла слегка вразвалочку,
И в дубраве, что бела,
Букве Д передала эстафеты палочку.

В лесу под щебет и под свист
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд-приятель!»
И ставит подпись: … (дятел).

Столько заноз я не видел ни разу,
Нет, не завидую я … (дикобразу).

Ежик вырос в десять раз.
Получился … (дикобраз).

История буквы Д

Церковно-славянское название этой букве «добро».

Внешность буквы Д заимствована из греческой буквы под названием «дельта», которая выглядит треугольником. Только вот ножки у печатного греческого варианта отсутствуют.

А вот на письме лапки прорисовываются.

Некоторые задаются вопросом, почему у печатной буквы Д две лапки, а на письме прописывают лишь один хвостик вниз.

Произошло это где-то в 14-17 веках. Тогда в русском языке началось формирование скорописи. И буквы алфавита начали терять некоторые свои изящные элементы.

Так произошло и со строчной Д. Она слегка округлилась, завитушки у неё поотваливались, а вместо этого снизу вырос хвостик-петелька.

Интересно, что в рукописях того времени, когда формирование письменной буквы Д ещё только совершенствовалось, наблюдалось сразу два хвостика: сверху и снизу. Но вырисовывать такое чудо-юдо было не в правилах скорописи, поэтому верхний хвостик решили отсечь раз и навсегда.

Так буква приобрела тот вид, к которому мы привыкли сейчас.

И в 18 веке Петром Первым буква Д с одним хвостиком внизу была официально утверждена. Основанием к такому решению стало то, что две нижние лапки у буквы Д как бы остались, просто соединились в петлю.

Вариант с верхним хвостиком тоже оставался в ходу. Стали выбирать: либо нижний хвостик, либо верхний.

Именно написание буквы Д с верхним хвостиком-петлёй был популярен среди высокообразованных людей. Лев Толстой писал букву Д с верхней петлёй.

Простые же люди быстро перестроились на Д с нижней петелькой.

Буква Б занимает в русском алфавите второе почётное место. В глаголице она соответствует числовому значению 2.

В церковно- и старославянском алфавите ее называют «букы» или «буки», что в переводе означает «буква».

Буква Д — пятая с начала, двадцать девятая с конца алфавита относится к парным звонким согласным. Её пара звук — глухой согласный.

В начале слова и середине буква Д звучит звонко, а в конце слова оглушается, так что уже слышен её парный звук Т.

Пример: дерево — ведро — огород. В последнем слове мы слышим Т вместо Д.

В церковно- и старославянской азбуке называется «Добро».

Пришла в кириллицу из Византии, где её подруга «дельта» писалась «лапками вниз», как и современная буква Д.

raskraskiplus.ru
Добавить комментарий