Методы тренировки правильности и каллиграфичности письма.
Чтобы был виден результат, занятия должны быть каждый день.
Работа с прописями и раскрасками
Для занятий по выработке или исправлению почерка необходимо приобрести для ребенка прописи, где контуры букв обозначены пунктиром. Работу с прописями можно разделить на несколько этапов:
- Малыш обводит контуры букв в прописи.
- Ребенку дается задание повторить написание отпечатанной буквы или слова по образцу на той же строке. К каждой последующей букве можно переходить только тогда, когда предыдущая начинает отлично получаться.
- Малыш переписывает отдельные предложения и целые тексты сначала в разлинованную пропись, затем в обычную тетрадь без косых линеек. Упражнение должно стать ежедневным, с переписыванием небольших абзацев текста.
Для графических занятий подойдут раскраски с контурами различных фигур, линий и узоров. Для раскрашивания лучше не использовать фломастеры, а дать ребенку цветные карандаши. Они лучше развивают мелкую моторику, т. к. на них приходится нажимать. Необходимо следить за тем, чтобы картинки были закрашены аккуратно и равномерно, в пределах контурных линий.
Можно не только закрашивать рисунки, но и заштриховывать их. Нужно попросить малыша сделать это в различных направлениях – вертикально, горизонтально и по диагонали. Необходимо следить, чтобы ребенок не переворачивал лист, когда переходит от одного направления штриховки к другому, а передвигал только руку.
Полезно использовать пунктирные рисунки, которые требуется обвести. Такое упражнение развивает точность движения рук.
Еще один вариант – зеркальное рисование. Ребенок, глядя на изображение половины картинки и отсчитывая клетки, должен дорисовать вторую часть симметричного рисунка.
Гимнастика для рук
Гимнастика для рук хорошо подготавливает ребёнка к письму, снимает усталость и напряженность рук, которая может возникнуть при письме.
Рисование по клеточкам
Во время такого рисования рука подготавливается к письму, а также развивается внимание, аккуратность и пространственное восприятие
Нужно ли учиться писать до школы
Некоторые родители начинают учить своё чадо писать, равно как и читать, с раннего возраста, руководствуясь своими амбициями или модными тенденциями. Однако замечено, что у таких детей впоследствии часто портится почерк. Даже если вначале у малыша и получатся красивые буквы, то отрабатывать этот навык нужно долго и упорно, что для крохи непосильно даже в чисто физическом плане.
Таким образом, не нужно торопиться начинать с дошкольником каллиграфические занятия. Пусть это делают педагоги в школе
Родителям же важно отрабатывать дома написание каждой буквы
До школы лучше учить ребёнка писать не отдельные буквы, а их составные элементы (крючочки, палочки и пр.)
Как научить ребенка писать?
Учить писать ребенка мы начинаем всегда с печатных букв. Малыш запоминает алфавит, расположение букв в нем, знакомится с тем, что есть заглавные (прописные) и строчные русские буквы. На данном этапе также стараемся объяснить ребенку, когда они употребляются на письме. И лишь когда печатные буквы будут усвоены, начинаем изучать буквы русского алфавита прописью. Способов обучения может быть много. Лучше всего совмещать некоторые из них, чтобы обучение шло результативнее.
Прописи
Обычно мы учимся писать заглавные и строчные буквы русского алфавита по прописям. Это наиболее удобный для педагогов и детей метод. Родителям, которые еще не успели приобрести прописи своим детям, можно посоветовать распечатать их здесь на сайте.
Все мы, взрослые, помним, что прописи представляют собой тетрадь в косую линию, где выведены образцы написания букв. Здесь есть как заглавные, так и строчные буквы. Изучать алфавит, не умея писать те или другие, невозможно.
Строчные и заглавные буквы
Карточки со строчными и заглавными русского алфавита.
Все мы, взрослые, помним, что прописи представляют собой тетрадь в косую линию, где выведены образцы написания букв. Здесь есть как заглавные, так и строчные буквы. Изучать алфавит, не умея писать те или другие, невозможно.
Рядом с образцами точками выводятся русские буквы, чтобы малыш имел возможность обвести их и понять, как нужно писать. Впоследствии ребенок пытается все делать самостоятельно. По прописям педагогу легко дать домашнюю работу, которую помогут выполнить родители. Вот некоторые образцы заглавных и строчных букв, которые можно использовать в работе с детьми. Распечатать их вы можете на сайте:
Как научить ребенка писать?
Учить писать ребенка мы начинаем всегда с печатных букв. Малыш запоминает алфавит, расположение букв в нем, знакомится с тем, что есть заглавные (прописные) и строчные русские буквы. На данном этапе также стараемся объяснить ребенку, когда они употребляются на письме. И лишь когда печатные буквы будут усвоены, начинаем изучать буквы русского алфавита прописью. Способов обучения может быть много. Лучше всего совмещать некоторые из них, чтобы обучение шло результативнее.
Прописи
Обычно мы учимся писать заглавные и строчные буквы русского алфавита по прописям. Это наиболее удобный для педагогов и детей метод. Родителям, которые еще не успели приобрести прописи своим детям, можно посоветовать распечатать их здесь на сайте.
Карточки с прописными буквами русского алфавита.
Все мы, взрослые, помним, что прописи представляют собой тетрадь в косую линию, где выведены образцы написания букв. Здесь есть как заглавные, так и строчные буквы. Изучать алфавит, не умея писать те или другие, невозможно.
Строчные и заглавные буквы
Карточки со строчными и заглавными русского алфавита.
Все мы, взрослые, помним, что прописи представляют собой тетрадь в косую линию, где выведены образцы написания букв. Здесь есть как заглавные, так и строчные буквы. Изучать алфавит, не умея писать те или другие, невозможно.
Рядом с образцами точками выводятся русские буквы, чтобы малыш имел возможность обвести их и понять, как нужно писать. Впоследствии ребенок пытается все делать самостоятельно. По прописям педагогу легко дать домашнюю работу, которую помогут выполнить родители. Вот некоторые образцы заглавных и строчных букв, которые можно использовать в работе с детьми. Распечатать их вы можете на сайте:
Как используется пособие, и какие задачи оно решает?
Пособие предоставляется в формате PDF. Его необходимо полностью распечатать и получить таким образом 79 листов формата А4.
Задача 1. Сформировать правильный образ буквы
Для этого лист с изучаемой буквой вывешивается на доску. Такая картинка – это правильный образец, алгоритм написания, критерий для самоконтроля.
Если занятия проводятся дома, пособие можно закрепить на стене перед письменным столом.
Задача 2. Проанализировать состав элементов
Элементы, составляющие букву, прописаны дополнительно в правом верхнем углу каждого листа.
Замечено, что скорость в освоении новой буквы значительно увеличивается, когда ученик видит, что подобные элементы он встречал ранее и уже умеет их писать.
Наглядное изображение помогает правильно сориентироваться в пропорции элементов. Во многих буквах есть специальная разметка, которая показывает середину, третью часть строки, точное место соединения элементов.
Когда ученик пишет букву на доске, можно спустить пособие на уровень его глаз и попросить сравнить образец с его собственным написанием, отметить сходства и различия обеих букв.
Задача 3. Показать направление движения при письме
Основное направление движения показано стрелками. Хорошо видна последовательность соединения элементов.
- Точки соединения элементов между собой выделены черной точкой.
- Красные точки показывают место начала и финала письма.
- Голубые точки показывают «Завязочки»- места пересечения узловых точек буквы со строкой.
- Голубые линии- места возвратного движения.
- Контурная линия – элемент в составе буквы.
В формате индивидуальных занятий можно попросить ребенка пальчиком провести по букве, закрепляя нужное направление движения при письме.
Задача 4. Соблюдать речевую формулу
Наличие речевой формулы прямо на листе — это хорошее подспорье для учителя, начинающего преподавать данный курс. Учитель должен знать речевые формулы наизусть, но иметь их перед глазами во время объяснения — это значит использовать формулировки без искажений.
Наличие речевой формулы помогает и ученику. Речевая формула — это план ответа, опора для самоконтроля, возможность упорядочить свои действия и речь.
Дорогие коллеги, я очень люблю, когда взрослые и дети побеждают. И делаю все возможное, чтобы ваши победы и достижения приводили вас к новым способностям и новым результатам. Надеюсь, что эта разработка станет ещё одним шагом к новым успехам ваших учеников.
Все обладатели моего курса «Красивый почерк за 20 уроков» получат это новое пособие бесплатно. Проверьте, оно уже должно быть в вашем личном кабинете здесь, на сайте Зарины.
Об авторе: Ольга Васильевна Лысенко
Педагог с 20-летним стажем, автор методик интенсивного обучения чтению, математике, каллиграфии, русскому языку.
Как быстро обучить ребенка буквам?
Посмотрите запись вебинара, в котором Ольга Лысенко щедро делится приёмами обучения буквам, чтению и письму.
Раньше эта запись продавалась за 5000 рублей, но сейчас мы получили разрешение высылать её всем, кто интересуется методикой.
Обязательно посмотрите этот вебинар сами и дайте посмотреть вашему преподавателю по подготовке к школе. Как всегда, у Ольги Васильевны максимум полезной информации в единицу времени, отточенные годами упражнения, энергичный темп и заряжающий позитив.
Прямая дорога – не самая короткая, идите в обход
- Не заставляйте ребенка писать больше, чем задано учителем.
- Учитывайте физиологические особенности ребенка. Фаланги пальцев, кости запястья, окончания кончиков пальцев имеют много хрящевых соединений. Рука быстро устает, нуждается в частом отдыхе. Делайте перерывы, пальчиковую гимнастику, физкультминутки.
- Будьте хитрее, придумывайте новые мотиваторы.
- Не ругайте, побольше хвалите за самые, казалось бы, незначительные победы. Выберете самую красивую букву из всех написанных и похвалите за нее.
- Используйте игры.
Играем в «директора». Нарежьте небольших бумажек или возьмите стопку стикеров. Предложите ребенку наперегонки с вами поставить свою подпись (имя, можно имя и фамилию) на каждом листочке. Сделайте акцент на том, что подпись «директора» должна быть разборчива.
Важно! Использовать шариковую ручку, а не карандаш или фломастер, где не требуется такого нажима, как при письме обычной ручкой. Маленькая хитрость: не обгоняйте ребенка, дайте ему возможность потренироваться, как следует
Маленькая хитрость: не обгоняйте ребенка, дайте ему возможность потренироваться, как следует.
Письменный навык приобретается один раз и сохраняется на всю жизнь (как и навык езды на велосипеде, плавание). Естественно, за «ненадобностью» навык притупляется (например, если мы печатаем на клавиатуре, наш почерк становится хуже), но после незначительной по времени тренировке он возобновляется.
Даже у взрослого человека есть шанс улучшить почерк (при желании, конечно). Покажите своему ребенку пример! Учиться писать в прописях можно вместе! Купите лишний комплект – и впред! Если добиться идеального почерка не удастся – не расстраивайтесь. Главное, чтобы он был разборчивым.
Виды графических знаков на письме
Прописные и строчные буквы – это две разновидности начертания графических значков на письме. Интересно, что разделение на такие разновидности есть далеко не во всех языках. Они присутствуют в кириллице, а еще в греческом алфавите, латинском, армянском. Необычна ситуация в Грузии. Заглавных значков (с определенным смыслом употребления) там нет, но отдельные участки текста (к примеру, названия, заголовки), набираются большими значками. Они имеют начертания маленьких, но отличаются от них по размеру. В других системах письма разделения на прописные буквы и маленькие не существует.
Для первого знакомства с ними достаточно усвоить краткую информацию:
- прописная – та, которая больше,
- строчная – та, которая меньше по размеру.
А чтобы информация запомнилась лучше, задержалась в голове надолго и не превратилась в путаницу – нужно изучить вопрос глубже, вникнув в детали.
Прописная
Это заглавная, большая, красивая, начальная. Буквенный знак увеличен в размере по сравнению с остальными. Чаще всего в строке она одна, именно с нее начинается предложение. В начальной школе дети с большим старанием учатся выводить первый азбучный знак – ведь он должен получиться красивым.
Первое официальное употребление прописных знаков замечено в 15 веке. Однако дальнейшие исследования показали, что люди старались красиво оформить начальные символы имени, фамилии, предложения еще задолго до начала 15 века. Такие графические значки, украшенные орнаментами и завитушками, назывались буквицами.
Прописные буквы в тексте пишутся только в тех случаях, которые подтверждаются орфографическими правилами. Самые распространенные из них, с которыми чаще всего приходится сталкиваться на практике, будут обозначены ниже.
Еще одно определение «прописной» встречается в начальной школе на этапе обучения письменной грамоте. Оно менее распространенное, поэтому не фигурирует в словарях. Используется лишь для разграничения типа письма, антонимом к слову «прописной» является «печатный». Когда учитель просит записать слово, предложение, текст прописью – он подразумевает строчные и прописные буквы. А их выбор должен происходить на основе изученных правил.
Строчная
Это маленькая буковка. В предложение и тексте она встречается намного чаще графических значков предыдущего вида. Объясняется это тем, что маленькие буквенные знаки в несколько раз чаще используются на письме – таковы правила русской орфографии.
Все буквы, не попавшие под правила написания заглавных, выстраиваются в одну строчку и имеют одинаковую высоту, потому они именуются строчными.
Прописи для детей 5 лет — буквы для красивого почерка
Некоторые родители считают, что каллиграфический почерк дается человеку, как один из генетических навыков при рождении. А потому даже не стараются привить ребенку умение писать красиво. Поступать таким образом не надо. Да, на каллиграфичность почерка влияют различные факторы, но если изначально учить писать малыша правильно, то его почерк в любом случае будет красивым и аккуратным.
Прописи для детей 5 лет — буквы для красивого почерка:
Прописи для детей 5 лет буквы для красивого почерка Прописи для детей 5 лет буквы для красивого почерка Прописи для детей 5 лет буквы для красивого почерка
Прописи для детей 5 лет буквы для красивого почерка
Прописи для детей 5 лет буквы для красивого почерка Прописи для детей 5 лет буквы для красивого почерка
Прописи для детей 5 лет буквы для красивого почерка Прописи для детей 5 лет буквы для красивого почерка
Прописи для детей 5 лет буквы для красивого почерка Прописи для детей 5 лет буквы для красивого почерка
Прописи для детей 5 лет буквы для красивого почерка Прописи для детей 5 лет буквы для красивого почерка
Прописи для детей 5 лет буквы для красивого почерка
Прописи для детей 5 лет буквы для красивого почерка Прописи для детей 5 лет буквы для красивого почерка
Этапы в обучении письму леворуких школьников
Левшам гораздо труднее осваивать письмо, чем их праворуким товарищам. Проблему осложняет отсутствие энтузиазма в силу их психологических особенностей. При малейшей неудаче или критике, ученик готов бросить работу и даже возненавидеть каллиграфию.
Как научить писать левшу? Чтобы сформировать стойкие навыки, нужно соблюдать алгоритм работы с новым материалом.
Знакомство с буквой
- расскажите, из каких элементов состоит новая буква;
- покажите, как и в каком порядке, она пишется;
- при демонстрации написания желательно пользоваться фломастером, так как он дает более четкий след и показывает последовательность нагляднее.
Пассивная практическая часть
Узнав, как писать новую букву, левша еще не готов работать ручкой. Предложите ему поруководить Вашей рукой. Пусть он говорит, что делать, а Вы будете выполнять.
Активная практическая часть
Теперь позвольте левше писать самому. При этом зорко наблюдайте и старайтесь не вмешиваться без необходимости. Комментирование вслух должно сопровождать все действия леворукого ученика, пока он не освоится достаточно, что бы работать молча.
Закрепление учебного эффекта
Учить писать левшу и закреплять материал можно таким методом, как анализ написанного. Ребенок должен подумать и рассказать, что он сделал хорошо, а где ошибся.
Для оптимизации обучения письму, полезна такая таблица, как прописной алфавит со схемами написания букв. Направление и порядок письма показаны с помощью стрелок и нумерации действий.
Эти плакаты – большая редкость. Поэтому Вы можете купить простой прописной алфавит и дополнить его самостоятельно.
Рекомендации детям
Чтобы научить ребенка красиво и аккуратно писать требуется постараться.
В школах при приеме детей в 1 класс требуют, чтобы они уже умели писать, знали печатные и прописные буквы, звуки, цифры, алфавит. Конечно, задача тяжелая, но выполнимая.
Рекомендации по письму детям:
Подбор подходящей ручки
Важно чтобы инструмент лежал удобно в руке и не вызывал дискомфорта.
Правильная посадка при письме. Спина должна быть в прямом положении, а лист, на котором будет писаться текст, требуется поместить под удобным для написания углом.
Для практики письма у детей рекомендуется использовать прописи
В них даны буквы под необходимым наклоном, их прописывание поможет выработать у ребенка правильное написание.
Практика. Важно чтобы ребенок писал каждый день, пусть по несколько слов или по предложению, но он это должен проделывать ежедневно. Прописывать рекомендуется, пока не будет получен удовлетворительный результат.
Не стоит торопиться. Лучше просидеть за работой час и больше, но зато может выйти красивый результат. Если ребенок будет торопиться, то каллиграфии он обучится не скоро.
Подбор необходимых шрифтов. Для работы можно взять варианты шрифта на компьютере, они подойдут для образца.
Советы взрослым
Взрослым трудно переобучиться письму. Если человек привык писать быстро непонятным почерком, то ему будет тяжело перейти на ровную каллиграфию с выведением каждых линий.
Обратите внимание! Многие считают, что девушкам проще обучиться красивому почерку.
Это связано с упорством, старанием и желанием. Парни часто бросают на полпути, хотя им все намного легче дается.
Советы взрослым по письму:
- Выбор ручки, которая будет идеально лежать в руке.
- На рабочем месте должен быть лист и ручка, ничего лишнего.
- Правильное положение – ровная спина, руки на столе.
- Лист должен быть на уровне 30 см от глаз.
- При написании требуется писать буквы по несколько раз, чтобы выбрать наиболее удачный вариант.
- Ежедневное написание. Писать требуется каждый день. Лучше завести специальный конспект со статьями, сочинениями, написанными от руки.
Красивое письмо дается не многим, но если постараться, то ему можно обучиться
Чтобы оно было грамотным и без ошибок важно читать разные книги, стихи.. Начитанный человек на подсознательном уровне не делает ошибок и пишет слова правильно
Начитанный человек на подсознательном уровне не делает ошибок и пишет слова правильно.
Запомните, что красивый каллиграфический почерк может создать хорошее впечатление окружающих о вас.
Полезное видео
Как правильно писать прописные буквы — распечатать плакат бесплатно
Плакат с алфавитом «Учимся писать прописные буквы русского языка» для обучения детей русскому алфавиту и чистописанию. Красными стрелками указано направление движения руки при написании заглавных и строчных прописных букв. Вы можете бесплатно скачать плакат с прописными буквами и распечатать на любом цветном принтере.
2016-2021 PrintFiles.ru — Файлы для распечатки
Все графические и текстовые материалы сайта PrintFiles.ru защищены российскими и международными законами и соглашениями об охране авторских прав и интеллектуальной собственности (статьи 1259 и 1260 главы 70 «Авторское право» Гражданского Кодекса Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 230-ФЗ).
Посетителям сайта разрешается использовать материалы сайта в некоммерческих целях.
Размещение материалов этого сайта на других ресурсах в интернете без разрешения владельцев запрещено!
Как выбрать правильную пропись?
Важную роль в успешном освоении письма занимает правильный подбор прописи. Выбирая этот важный элемент, нужно понимать, что он должен полностью подходить для ребенка по возрасту и позволять решать поставленную задачу.
Для правильного выбора прописи для ребенка нужно обратить внимание на следующие особенности:
- Образец букв для написания должен повторяться на строке несколько раз, чтобы он всегда находился в поле зрения ребенка. Это требование обуславливается тем, что ребенок пишет букву по тому образцу, который непосредственно видит, и если это неправильный образец из прописи, то ребенок будет ориентироваться на собственное написание. В результате качество написанных букв будет хуже.
- Хорошая пропись сначала предлагает ребенку научиться писать части буквы, из которых она состоит. Только после этого предлагается изучить написание самого символа. Одному элементу уделяется 2-3 строки.
Правила употребления
Есть несколько случаев, когда пишется прописная буква. Прежде всего, это начало предложения. Причем не имеет значения, каким знаком препинания завершилась предыдущая синтаксическая конструкция. Это может быть точка, вопросительный или восклицательный знаки, многоточие. Другие варианты написания большой буквы по грамматике русского языка:
- Имена собственные (ФИО, названия городов/стран/континентов/планет, клички животных, наименования рек/озер/морей/пустынь и прочих географических объектов. Например: Иванов Сергей Львович, Мурманск, Австрия, Америка, Уран, кошка Дуська, река Амазонка, озеро Байкал, Азовское море, пустыня Гоби).
- Наименование героев мифологии и религии, обращение к богу в религии (например, Бог, Аллах, Будда, Иисус — все эти слова надо писать с большой буквы, особенно в текстах религиозного содержания, где даже местоимение «Он», указывающее на Бога, пишут с заглавной).
- Должности и титулы (Ваше Высочество, Президент РФ). Однако такие варианты, как «монарх», «король/королева», «император» принято писать с маленькой.
- Название фирм, журналов, книг, учреждений, заключенное в кавычки. Например: ООО «Аскольд», журнал «Ледокол», книга «Война и мир», учреждение «Международная кембриджская школа».
- Первое слово в наименованиях исторических эпох, крупных событий (Бородинская битва, Вторая мировая война, Октябрьская революция).
- Местоимение «вы», когда обращение направлено к конкретному человеку («Вы, Анна, сегодня очень меня расстроили». Однако «вы» пишется с маленькой, когда обращаются к большому или неограниченному числу лиц: «вы, мои критики, рады моему провалу!»).
Некоторые слова являются особенно сложными для запоминания. Правила употребления большой и маленькой букв зависят от значения. Например, слово «Родина»: с заглавной она пишется в патриотических текстах. Пример — «каждый должен помнить, что Родина — это наша общая ценность». В других случаях слово употребляется со строчной: «Африка — родина жирафа».
https://youtube.com/watch?v=WVM5BBrQTBM
Веселые прописи для детей 5-6 лет
Для детей 5-6 лет возьмите прописи с более трудными заданиями. Используя такие прописи, ваш ребенок научится аккуратно обводить пунктирные линии, освоит первые навыки письма и рисования, приобретет ловкость при работе с ручкой и карандашом.
Прописи для дошкольника подготовят ребенка к письму, познакомят его с конфигурацией букв русского алфавита, научат писать буквы прописью. Используйте данные прописи, и ваш ребенок быстрее запомнит название и написание букв.
Прописи по математике с цифрами и задачками помогут ребенку заранее научиться правильно писать цифры и познакомиться со счетом. Нажав на ссылку, вы можете скачать несколько видов прописей по математике быстро и бесплатно
С чего начать
Интерес к письму появляется, когда у ребёнка достаточно хорошо развиты зрительное восприятие, речь, внимание и память. И конечно, к этому времени он должен уметь читать
Создать базу для обучения помогут:
- пальчиковые игры;
- игры с мячом и кубиками;
- сборка конструктора;
- рисование, лепка, аппликация, пазлы;
- застёгивание пуговиц, кнопок, липучек, завязывание шнурков;
- нанизывание бус;
- нарезка овощей.
Чтобы научить ребёнка писать буквы, лучше задействовать разные каналы восприятия
Важно, чтобы он не только увидел, но и физически прочувствовал их очертания. В этом помогут карточки с шершавыми буквами — их можно купить, но лучше сделать вместе с ребёнком
А ещё попробуйте выкладывать буквы лентами, собирать их из палочек и лепить из пластилина.
Рекомендуем начинать каждое занятие с упражнений для пальчиков. Они помогают разбудить чувствительность и подвижность. Очень полезен также массаж колючим резиновым мячиком или тренажёром су-джок.
Упражнение «Кулак — ребро — ладонь»
Три положения руки сменяют друг друга. Выполняется каждой рукой по 8–10 раз.
Упражнение «Дом — ёжик — замок»
«Дом» — пальцы соединяются под углом, большие пальцы перпендикулярны ладони.
«Ёжик» — ладони располагаются под углом, пальцы одной руки проходят между пальцами другой.
«Замок» — ладони прижаты, пальцы переплетены.
Гимнастика «Колечки»
Большой палец поочерёдно соединяется в кольцо с указательным, средним, безымянным и мизинцем с постепенно возрастающей скоростью. Нужно делать как в прямом порядке — от указательного к мизинцу, так и в обратном. Сначала каждой рукой по отдельности, затем вместе.