Как пишутся прописные и строчные буквы и что это такое

Как пишутся прописные и строчные буквы и что это такое

Буквы русского алфавита для оформления

Ниже приведены примеры букв, которые можно использовать для праздничного декора, украшения стенда на выставке, оформления школьных стенгазет и других проектов.

к оглавлению ^

Прописные (Заглавные)

Иногда достаточно использовать красиво написанные большие буквы. На фото представлены образцы написания заглавных букв.

Печатные

Писать текст таким шрифтом можно по-разному. При этом каждая буква пишется отдельно. Надпись может быть красной, синей, зеленой, разноцветной или просто черной.

Если нет принтера, то такие буквы легко нарисовать по клеточкам: как крупные, так и мелкие. Вырезав их из картона, можно сделать своими руками декоративные гирлянды из букв. Такие картонные макеты украсят утренник в детском саду.

Письменные

Для оформления взрослых торжеств или школьных праздников чаще используют письменный алфавит. Буквы прописью, установленные по порядку, как в букваре, могут украсить школьные помещения 1 сентября или на день учителя.

Буквы, оформленные в художественном стиле, подойдут для украшения свадьбы, юбилея или другого семейного торжества.

Каллиграфические

Люди, обладающие красивым почерком, могут попробовать себя в искусстве каллиграфии. Витиеватые завитушки рукописных надписей подойдут для оформления маленьких текстов и поздравлений.

Красиво выглядят черно-белые плакаты, выполненные тушью. Каллиграфия используется для создания крутых красочных открыток и табличек, помогает добиться стилизации под винтаж.

Для ников

Для создания собственного имени в сети используют красивые и уникальные шрифты на компьютере. Нестандартные способы написания ников на русском языке помогут создать интересный онлайн образ в Интернете.

к оглавлению ^

Старинные

Для исторических мероприятий и стенгазет потребуются буквы в старорусском стиле. Красиво выглядят резные и узорчатые символы в начале абзаца. Заголовки, написанные древнерусскими буквами с узорами, украсят статьи стенгазет. Также можно использовать эскизы не старинных, а расписных букв, а также сказочные картинки.

С прописной пишутся слова

1 — С прописной (большой) буквы пишутся имена, отчества, фамилии (в том числе двойные имена и фамилии с дефисным написанием), псевдонимы, прозвища.

Антон Павлович Чехов, Римский-Корсаков, Антоша Чехонте, Владимир Красное Солнышко.

2 — название населенного пункта, реки, планеты.

3 — Собственные имена, употребляемые в значении нарицательных, пишутся с прописной буквы в том случае, если они не утратили признак индивидуальности.

— Мы все глядим в Наполеоны…» (А. Пушкин).

— пишутся клички животных.

 — Шарик, Муська, Чара, Моська.

4 — названия действующих лиц, выраженные нарицательными именами, в баснях, сказках, драматических и некоторых других произведениях.

Уж, Сокол, Лиса.

5 — мифологические существа и божества.

Марс, Зевс, Юнона.

6 — Имена прилагательные, образованные от собственных имён, животных, мифологических существ при помощи суффиксов —ов—(—ев—), —ин—, пишутся с прописной буквы.

Платоновы сочинения, Варин дом, Муркины котята, Зевсов гнев.

7 — Имена прилагательные, образованные от собственных имен имеющие значение «имени такого-то», «памяти такого-то», то пишутся с прописной буквы.

Пушкинские чтения, Нобелевская премия.

8 — официальные и неофициальные названия государств, республик и других территориальных единиц.

Россия, Российская Федерация, Украина, Беларусь, Зауралье, Республика Мордовия.

9 — географические названия, в том числе дефисного написания.

Европа, Альпы, Москва, Санкт-Петербург, Волга, Орехово-Зуево.

10 — служебные слова, находящиеся в середине названия.

Ростов-на-Дону, Франкфурт-на-Майне, Рио-де-Жанейро.

11 — Если же такие служебные слова находятся в начале наименования, то пишутся с прописной буквы.

Лас-Вегас и т. п.

12 Нарицательные существительные, употреблённые в географических наименованиях в значении собственных, могут писаться как с прописной, так и со строчной буквы.

  • Белая Церковь, Ясная Поляна;
  • Земляной вал, Кузнецкий мост, Покровские ворота.

13 — астрономические названия.

Земля, Солнце, Малая Медведица, Млечный Путь.

14 — пишутся названия высших правительственных учреждений и организаций, а также названия некоторых международных организаций.

Совет Федерации, Конституционный Суд, Государственная Дума, Федеральное Собрание, Организация Объединённых Наций, Совет Европы.

15 — наименования высших государственных должностей и высших почётных званий.

Президент Российской Федерации, Председатель Правительства РФ, Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ, Герой Российской Федерации.

16 — названия важнейших церковных организаций и учреждений.

Русская Православная Церковь, Московская Патриархия.

17- официальные названия высших религиозных должностных лиц (кроме служебных слов и местоимений).

Патриарх Московский и всея Руси, Папа Римский 

18 — названия культовых книг.

Библия,  Евангелие, Новый Завет, Псалтырь, Коран.

19 — первое слово в сложных названиях министерств, научных учреждений, высших учебных заведений, промышленных и торговых организаций, не имеющих единичного характера.

Министерство образования и науки Российской Федерации, Московский государственный областной университет, Дом книги, Камский автомобильный завод.

20 — общепринятые сокращённые наименования.

Большой театр (ср.: Государственный академический Большой театр), Третьяковская галерея (ср.: Государственная Третьяковская галерея).

21-Если же предлоги, частицы, входящие в состав иноязычных имен и фамилий словообразовательные единицы слились с фамилиями, именами, то они пишутся с прописной буквы.

  • Дон-Кихот, Ван-Гог.
  •  слова — Слова Бог, Аллах пишутся с прописной буквы

22 — в начале прямой речи;

23 — в начале цитаты;

Чтобы понять, чем различаются строчные и заглавные буквы, следует раскрыть смысл слова «строчные». Первое, что приходит на ум — это то, что буквы находятся в строке. То есть это малень­кие, из которых состоит все предложение.

Таким образом,

Прописи для детей 3 -5 лет

Ребенок легко справляется с прописями для малышей? Настало время штриховок и рисования по точкам.

Штриховки

Штриховки выполняются с различными направлениями движения руки:

  • сверху вниз,
  • слева направо,
  • наклонные,
  • круговые,
  • полукруглые,
  • волнистые,
  • зигзагообразные.

Вначале штриховки должны быть крупными. Когда ребенок все лучше справляется, постепенно уменьшайте их размер.

Важно! Каждая линии выполняется одним движением руки

Дорисуй фигуру

Я рассказывала Антоше, что некий мальчик начал рисовать геометрические фигуры и не дорисовал их. Антошка тут же приходил на помощь.

Также дорисовывается половина или недостающая часть простого изображения: шляпка гриба, крыша домика, колеса машине и т.д.

Рисование по точкам

Ребенок обводит точки, в итоге получается изображение животного или предмета.

Впоследствии такой обведенный рисунок можно раскрасить.

Рисование по клеточкам

Такое задание можно предложить ребенку начиная с 4 лет.

Нарисуйте на листе в крупную клетку простой узор, предложите малышу продолжить его.

Примечания

  1. ↑ Строчные буквы // Проба — Ременсы. — М. : Советская энциклопедия, 1975. — С. 98. — ( :  / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 21).
  2. Строчные буквы // Собаки — Струна. — М. : Советская энциклопедия, 1976. — С. 595—596. — ( :  / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 24, кн. I).
  3. ↑ Лингвистический энциклопедический словарь / Главный редактор В. Н. Ярцева. — Москва, 1990. — 685 с. — ISBN 5-85270-031-2.
  4. И. П. Хориков, М. Г. Малев. Новогреческо-русский словарь: Около 67000 слов / Под редакцией П. Пердикиса и Т. Пападопулоса. — Москва: Русский язык, 1980. — С. 10. — 856 с.
  5. // Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под редакцией В. В. Лопатина. — Москва: Эксмо, 2009. — 480 с. — ISBN 978-5-699-18553-5.
  6. René Thimonnier. 19. Emploi des majuscules // Code orthographique et grammatical. — Verviers: Hatier, 1970. — P. 43. — 448 p.
  7. 77. Emploi de la lettre majuscule // Grammaire Larousse du XXe siècle. — 15e tirage. — Paris: Larousse, 1936. — P. 40—41. — 478 p.
  8. 187. Noms propres et noms communs // Grammaire Larousse du XXe siècle. — 15e tirage. — Paris: Larousse, 1936. — P. 139. — 478 p.

Как научить ребенка писать?

Учить писать ребенка мы начинаем всегда с печатных букв. Малыш запоминает алфавит, расположение букв в нем, знакомится с тем, что есть заглавные (прописные) и строчные русские буквы. На данном этапе также стараемся объяснить ребенку, когда они употребляются на письме. И лишь когда печатные буквы будут усвоены, начинаем изучать буквы русского алфавита прописью. Способов обучения может быть много. Лучше всего совмещать некоторые из них, чтобы обучение шло результативнее.

Прописи

Обычно мы учимся писать заглавные и строчные буквы русского алфавита по прописям. Это наиболее удобный для педагогов и детей метод. Родителям, которые еще не успели приобрести прописи своим детям, можно посоветовать распечатать их здесь на сайте.

Карточки с прописными буквами русского алфавита.

Все мы, взрослые, помним, что прописи представляют собой тетрадь в косую линию, где выведены образцы написания букв. Здесь есть как заглавные, так и строчные буквы. Изучать алфавит, не умея писать те или другие, невозможно.

Строчные и заглавные буквы

Карточки со строчными и заглавными русского алфавита.

Все мы, взрослые, помним, что прописи представляют собой тетрадь в косую линию, где выведены образцы написания букв. Здесь есть как заглавные, так и строчные буквы. Изучать алфавит, не умея писать те или другие, невозможно.

Рядом с образцами точками выводятся русские буквы, чтобы малыш имел возможность обвести их и понять, как нужно писать. Впоследствии ребенок пытается все делать самостоятельно. По прописям педагогу легко дать домашнюю работу, которую помогут выполнить родители. Вот некоторые образцы заглавных и строчных букв, которые можно использовать в работе с детьми. Распечатать их вы можете на сайте:

Правописание строчной буквы

Строчные буквы — это буквы небольшого размера, применяемые для написания слов в тексте, кроме начальных букв и имен собственных. Строчные буквы помогают отличать в тексте имена собственные и нарицательные.

Со строчной буквы пишутся:

1) производные от собственных имён:

 а) прилагательные от географических и астрономических названий: балхашский, волоколамский, карагандинский, пензенский, окский, угандийский, юпитерианский;

 б) прилагательные от личных имён и фамилий (кроме указанных в п. 1.14): петровский, шекспировский, Кирилла- мефодиевский, моцартовский, викторианский;

 в) прилагательные от названий организаций, учреждений, обществ ит. п., в том числе аббревиатурных: ооновский, гулаговский, тассовский, уралмашевский, известинский, динамовский;

 г) названия жителей населённых пунктов и стран: ростовчане, туляки, боливийцы, лосанджелесцы,

 д) названия членов организаций, группировок, обществ, последователей общественно-политических, философских и других течений: кагэбэшник, мхатовец, спартаковец, марксист, меньшевик;

 е) другие разряды образований от собственных имён: епиходовщина, смердяковщина, пушкиновед.

 2) названия марок средств передвижения в бытовом употреблении: боинг, жигули, мерседес, линкольн (но: машина «Волга», самолёт ТУ-134, ледокол «Ермак»),

3) имена собственные, полностью перешедшие в нарицательные: Он настоящий геркулес (т. е. силач).

Этапы обучения чтению

Научить малыша читать можно, только используя определенную систему, в противном случае ребенок запутается. Обучение русскому языку делится на несколько важных этапов:

  • Научить кроху буквам. Это — основа основ.
  • Научить соединять буквы в слоги. Для начала берутся «легкие» слоги. Например, «МА, БА, ВА, ГА». Нужно обыграть это занятие так, чтобы было интересно.
  • Доведение предыдущего этапа до совершенства.
  • Изучение других, более тяжелых для произношения, слогов. Чтение простых, несложных слов.
  • Чтение сложных слов.
  • Чтение словосочетаний.
  • Чтение предложений.
  • Отработка полноценного чтения.

Карточки с буквами

Гласные буквы русского алфавита: карточки для детей

Специалисты рекомендуют начинать изучение языка с гласных букв. Они легче и ребенку не так трудно учить их. Звуки этих букв отображаются красным цветом. Карточки можно изготовить самостоятельно, а можно приобрести в специализированном магазине.

К сведению! Для самостоятельного изготовления можно использовать трафарет или распечатать материалы. Буквы должны быть достаточно крупными, чтобы дети из группы их видели.

Есть вариации карточек с картинками. На картинке может быть изображен одушевленный или неодушевленный предмет, наименование которого начинается на названную букву.

Существует множество различных заданий, используемых для обучения детей буквам:

  • «Назови предмет». Ход игры: ведущий выбирает одну карточку, содержащую гласную букву, а ребенок должен назвать предмет, который начинается с этой буквы. Если участвуют несколько детей, можно внести соревновательный элемент для большего результата.
  • «Я знаю 5…». Ход игры: ведущий предлагает задание с аналогичными условиями, увеличивая количество названных слов.
  • «Найди букву». Ход игры: ведущий объявляет, что будет называть предметы, а дети должны найти гласную, на которую они начинаются.
  • «Отгадай-ка!». Ход игры: ребенок должен быстро и верно назвать показанную воспитателем букву.

Если детей много, все игры можно переделывать под большее количество участников. Победителей можно награждать, правильно ответивших участников обязательно хвалить.

К сведению! Количество игр зависит исключительно от преподавателя. Можно придумывать разные вариации, учитывая индивидуальные особенности ребенка.

Как выучить согласные буквы?

Для лучшей эффективности, согласные изучаются после гласных букв. На карточках подобный звук раскрашивается синим цветом. Различая их по цвету, ребенок способен визуально отличить гласные от согласных, что откладывается у него в памяти.

Карточки с синими согласными

Можно предложить ребенку неокрашенные поля звука, и дать ему использовать их в качестве раскраски. Игровые задания используются по аналогии с гласными буквами. Для ребенка, который освоит и гласные, и согласные можно делать буквенный микс.

При возрастании уровня развития ребенка, задания усложняются. Карточек можно сделать столько, сколько нужно для более продуктивных занятий. Задействуя большее количество карточек, можно предлагать детям строить слоги, слова, фразы, предложения.

Как появился английский алфавит?

Любопытно было узнать историю появления английского алфавита. Просмотрев разные источники, мы узнали, что изначально в Англии использовались англосаксонские руны (5 век н.э.).

С 7 века н.э. (под влиянием христианства) постепенно руны стали заменять буквами латинского алфавита.

Под влиянием разных исторических моментов алфавит постоянно менялся и к 16 веку уже насчитывал 23 буквы. Не было ещё букв «J»,»U»,»W». С 16 века постепенно стали появляться буквы «J» и «U». Со временем они прочно вошли в алфавит. Затем появилась буква «W», как замена сочетания двух «V».

Таким образом полностью сформировался английский алфавит к началу 18 века. Дальше уже менялась фонетика и словоформа.

Правила употребления

Есть несколько случаев, когда пишется прописная буква. Прежде всего, это начало предложения. Причем не имеет значения, каким знаком препинания завершилась предыдущая синтаксическая конструкция. Это может быть точка, вопросительный или восклицательный знаки, многоточие. Другие варианты написания большой буквы по грамматике русского языка:

  1. Имена собственные (ФИО, названия городов/стран/континентов/планет, клички животных, наименования рек/озер/морей/пустынь и прочих географических объектов. Например: Иванов Сергей Львович, Мурманск, Австрия, Америка, Уран, кошка Дуська, река Амазонка, озеро Байкал, Азовское море, пустыня Гоби).
  2. Наименование героев мифологии и религии, обращение к богу в религии (например, Бог, Аллах, Будда, Иисус — все эти слова надо писать с большой буквы, особенно в текстах религиозного содержания, где даже местоимение «Он», указывающее на Бога, пишут с заглавной).
  3. Должности и титулы (Ваше Высочество, Президент РФ). Однако такие варианты, как «монарх», «король/королева», «император» принято писать с маленькой.
  4. Название фирм, журналов, книг, учреждений, заключенное в кавычки. Например: ООО «Аскольд», журнал «Ледокол», книга «Война и мир», учреждение «Международная кембриджская школа».
  5. Первое слово в наименованиях исторических эпох, крупных событий (Бородинская битва, Вторая мировая война, Октябрьская революция).
  6. Местоимение «вы», когда обращение направлено к конкретному человеку («Вы, Анна, сегодня очень меня расстроили». Однако «вы» пишется с маленькой, когда обращаются к большому или неограниченному числу лиц: «вы, мои критики, рады моему провалу!»).

Некоторые слова являются особенно сложными для запоминания. Правила употребления большой и маленькой букв зависят от значения. Например, слово «Родина»: с заглавной она пишется в патриотических текстах. Пример — «каждый должен помнить, что Родина — это наша общая ценность». В других случаях слово употребляется со строчной: «Африка — родина жирафа».

Что важно знать

В современном русском языке употребление прописных букв у многих людей вызывает проблемы, так как не все знают как правильно пишутся строчные или прописные символы. Несмотря на постоянное усовершенствование и развитие языка, есть несколько основных правил, которые помогут определить правописание в зависимости от того, что хочет передать написавший.

Основные моменты употребления прописных символов:

  • с большой буквы пишутся должности, указанные в официальном документе;
  • начало словосочетаний, в которых имеются слова Центральная, Государственная, Международная, Российская;
  • отдельное стилистическое употребление слов Родина, Человек, Центр;
  • вежливое обращение, выраженное местоимением;
  • культовые книги: Библия или Коран;
  • аббревиатура: ВЛКСМ;
  • литературные книги;
  • производственные марки технических изделий.

Строчные символы пишутся в таких случаях:

  • необходимо употреблять артикль или предлог в имени собственном;
  • указать ироническую оценку;
  • написать существительное, которое образовали от личного имени;
  • написать арабское имя, состоящее из двух половин;
  • указать единицы измерения, образованные от имени учёного;
  • написание званий и должностей;
  • если необходимо выразить эпоху или культуру;
  • при указании породы животных.

Отличительные черты строчных символов

Есть несколько отличий, о которых следует знать:

  • Шрифт. Строчная буква меньше прописной.
  • Написание. Прописную пишут с особенностями, о которых рассказывают в школе.
  • Употребление. Маленькие символы можно встретить намного чаще.

Использование символов в Word

В силу стремительного развития информационных технологий пользователи часто применяют в работе программу Microsoft Office Word. Однако не все знают, что в ней так же можно писать строчные или заглавные символы. Для этого используется сочетание определённых клавиш.

Особенности печати буквенных символов в Word:

  • необходимо набрать нужный текст на компьютере;
  • выделить его и нажать вместе клавиши Schift и F3;
  • получаем написание «строчные символы русского языка»;
  • если нажать их ещё раз, можно увидеть «Строчные Символы Русского Алфавита»;
  • если нужно работать с текстом далее, то следует ещё раз нажать Schift+F3.

Прописи

Взрослые люди редко пишут от руки, часто при крайней необходимости. Письмо заменил компьютерный текст. Это удобно, но при этом почерк взрослых людей портится из-за отсутствия тренировок. Детей в школах и детских садах учат писать правильно и красиво, регулярно закреплять навык, тренировать руку и учиться писать по специальным пособиям дома.

Самые простые прописи делают самостоятельно, они подходят для детей 2 лет, 3 лет. Необходимо взять тетрадь в клеточку и начертить пунктиром простые фигуры: линии, квадраты, треугольники. А малыши с помощью родителей или самостоятельно будут обводить фигурки. Примеры для начинающих представлены ниже. В сети присутствуют шаблоны прописей pdf, word и других форматов.

Генератор прописей

Чтобы составить прописи, выберите на панели  нужные вам функции.

Вид страницы: в косую линию, в узкую линию, в широкую линию.
Выбор страницы зависит от степени подготовленности вашего ребенка.
Для написания цифр используйте страницу в клетку.

Вид шрифта: пунктирный, сплошной серый, сплошной черный.
Для обводки букв выберете пунктирный шрифт или сплошной серый.
Для самостоятельного письма по примеру — сплошной черный.

Положение страницы: книжное, альбомное.

В отдельной строке напишите задание.
Например: обведи буквы, пропиши по образцу, пропиши самостоятельно по образцу и т.п.

Далее заполните форму текстом на свое усмотрение.
Это могут быть отдельные буквы, слоги, слова. Пропишите те буквы и слоги, при написании которых у вашего ребенка возникают трудности.
Вы можете вписать предложения или текст (стихотворение, загадку).

Для перехода на новую строку и корректного отображения текста используйте кнопку ENTER.
В книжном формате ширина строки порядка 40-42 знака, учитывая пробелы. В альбомном формате ширина строки порядка 55-58 знаков.

С помощью онлайн генератора прописей вы можете составить, скачать и распечатать задания для детей любой сложности.
Вы можете создать прописи не только на кириллице. Используя латинскую раскладку клавиатуры, вы можете сгенерировать прописи по английскому и немецкому языку.

Для дошкольного возраста используйте пунктирный шрифт и страницу с косой линией.
Пропишите отдельные строчные и заглавные буквы, слоги и слова для обводки.

Для первоклассников можно создать прописи уже со сплошной линией.
Вы можете написать по одному примеру, оставив строку пустой для самостоятельного письма.

Вы так же можете с помощью генератора прописей составить грамматическое упражнение для ребенка.
Напишите слова или текст с пропущенными буквами. Это могут быть словарные слова, слова с проверочными гласными, слова с приставками и т.п.

Не забудьте про цифры
Используйте страницу в клетку и пунктирный шрифт. Можно распечатать не только прописи с цифрами, но и прописи с математическими примерами, составив их самостоятельно.

Напомню, что если вам необходимы  задания с математическими примерами по математике воспользуйтесь Генератором примеров, который поможет вам создать и распечатать  математические примеры для детей  разного уровня подготовки.

Надеюсь, что сервис по созданию прописей поможет вам в обучении ваших детей.
Данный генератор будет полезен для составления прописей, как для дошкольников, так и для школьников младших классов.
Для самых маленьких подойдут уже готовые развивающие прописи.

Буду рада обратной связи, отзывам и предложениям.

Так же буду признательна за поддержку в развитии генератора :))

Что такое прописная буква

Название слова «прописная» (заглавная) просто и логично объясняется так (чтобы не зубрить): учитывая то, что прописная в строке обычно одна и именно она начинает предложение. А все мы с опыта помним, как в начальной школе старались вырисовать или прописать первую букву, чтобы она получилась красивой.

Употреблять такой тип написания заглавных букв начали еще в 15 веке, но на самом деле люди еще задолго до этого старались красиво вырисовывать инициалы и начало предложения орнаментальными буквами. Это и есть прописная буква.

Прописные буквы пишутся в тексте по определенным правилам орфографии. Самые нужные, с которыми вам придется встречаться очень часто, из них мы попытаемся вам уяснить.

Книги для изучения алфавита с ребенком 5-6 лет

Информация, поданная в стихах, всегда запоминается легче и быстрее. Многие авторы – советские и современные – предлагают стихотворения об алфавите.

«Азбука игрушек», автор Владимир Степанов. Русский детский поэт и прозаик, написал более 150 тысяч книг.

«Азбука деда Мороза», автор Андрей Усачев. Известный автор детских книг, сценарист, радиоведущий. Помните мультфильм про умную собачку Соню – этого замечательного персонажа также придумал Андрей Усачев.

«Азбука фантазеров», «Мохнатая азбука» автор Борис Заходер. Советский писатель, переводчик, сценарист. На протяжении всей своей творческой деятельности популяризовал детскую классическую литературу.

«Про все на свете», «Живые буквы», «Автобус №26», автор Самуил Маршак. Известный советский писатель, драматург, переводчик, сценарист. Он создавал произведения, доступные детям, образные, яркие и познавательные.

«Живая азбука», автор Саша Черный. Почти полтора столетия малыши с удовольствием учат алфавит по этой замечательной книге. Строчки произведения быстро запоминаются благодаря легким рифмам, а дополняют текст картинки с русским алфавитом, которые можно распечатать и раскрасить вместе с ребенком.

«Азбука в загадках», автор Инна Гамазкова. Отличный способ выучить алфавит предложила популярная советская писательница и драматург

Загадки развивают память, внимание, логическое и образное мышление.

Прописная и строчная буквы у омонимов

Необходимо различать значения тематических групп (в том числе перечисленных выше), пишущихся как с прописной, так и со строчной буквы:

  • водолей (водолив) — Водолей (созвездие и знак зодиака);
  • просвещение (распространение знаний, образования) — Просвещение (историческая эпоха, идейное течение);
  • дульцинея (обожаемая женщина, ирон.) — Дульцинея (литературный персонаж).

Общее правило: Если речь идет об уникальном названии – исторического события, эпохи, явления, исторического документа – то ПЕРВОЕ слово такого названия, а также входящие в его состав имена собственные пишутся с прописной (заглавной) буквы. Но! когда те же слова употребляются в качестве типологических понятий/ имен нарицательных, то они пишутся со строчной (маленькой) буквы.

Русский алфавит. Игры для малышей

В интернете есть множество онлайн-игр «русский алфавит». Они помогают крохе выучить все буквы. Дополнительный плюс — есть уровни, где буквы идут в разброс и т.д. Но ведь эти задания можно продублировать в жизни. Это гораздо лучше для развития ребенка. Так у него задействуется мелкая моторика, тактильные чувства, в глаза не испытывают нагрузки.

«Алфавит русский». Адаптированные игры для обучения 

Игра 1 «Карточки» 

Сложите несколько листов А4, получится стопка из нескольких страниц. Порежьте их на равные части, чтобы получились каточки. Напишите вместе с крохой на каждой карточке по одной печатной букве русского алфавита. Другой вариант — распечатать готовые шаблоны.

Показывайте ребенку русский алфавит по порядку, пусть он называет буквы. Получилось? Усложняем. Теперь смешайте карточки в случайном порядке и показывайте их вразброс. Можете задавать дополнительные вопросы. Например, ребенок должен назвать несколько вещей на заданную букву.

Игра 2 «Найди пару и соедини» 

Возьмем лист бумаги и проведем линию так, чтобы она делала его пополам. Слева пишем русский алфавит по порядку. Справа рисуем вещи и существа, названия которых начинается на одну из букв. Также, вы можете вырезать нужные предметы из раскрасок или журналов, а затем приклеить их. К каждой букве по одному предмету. Если малыша заинтересует процесс, то он может помочь вам. Сделайте задание вместе. Только пусть он смастерит свой лист, который разгадывать будете вы. Задача малыша — найти букве верную пару из предметов. Помогайте ребенку, просите рассуждать вслух. Вы можете приобрести дидактическую тетрадь с такими заданиями.

Игра 3 «Попробуй, повтори!» 

Ребенок должен посмотреть на букву. Попросите его обвести ее контур пальчиком. Потом пусть обведет ее палочкой или обратной стороной карандаша. Затем попросите изобразить ее на бумаге. Это не столько учит письму, сколько помогает запомнить очертания буквы и ее обличие от других. Помогайте малышу, придерживая его руку с маркером. Маленькому ученику будет проще, если писать букву большую, поскольку мелкие детали сложно еще выводить. Так, кроха начинает замечать, например, что буква «Ш» отличается от «Щ» маленьким хвостиком.

Дополнительные помощники для малышей 

  • Буквы на магнитах на холодильник. Пока мама готовит, малыш может повторять алфавит. Он может проговаривать буквы и искать на кухне соответствующие ей предметы.
  • Дидактические тетради. Не стоит сразу приступать к прописям. Лучше начинать с материалов на запоминание русского алфавита с интересными заданиями.
  • «Говорящая» азбука.
  • Карточки «Русский алфавит».
  • Раскраски с русскими буквами.
  • Настольные «обучалки» алфавиту.
  • Обучающее лото «Учу буквы».
  • Мягкий алфавит мозаика.
  • Магнитно-меловая доска. Ребенок может прикреплять магнитный алфавит, пробовать их писать и стирать.
  • Счетные палочки, веревочки и ленточки. Малыш сможет выкладывать из них буквы, повторять их очертания. Например, «П» можно сделать из палочек, а «С» легче выложить из ленты.